Причины зла в неоплатонизме

Аватара пользователя
Элизабетт
Сообщения: 901
Зарегистрирован: Пт май 05, 2017 3:09 pm
Интересы в магии: Ритуальная магия, мантика

Причины зла в неоплатонизме

Непрочитанное сообщение Элизабетт » Пт апр 20, 2018 8:33 pm

В неоплатоническом понимании эманации заключен ключ к пониманию неоплатонической сотериологии. Эманация понимается как нисходящее движение, истечение от верховного светоча, предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, парадигма эманации, в отличие от креационистской парадигмы творения снимает проблему теодицеи. Наличие зла обусловливается иерархией совершенства мироздания, вытекающей из идеи эманации семантически. Поскольку каждый последующий уровень эманации как порождение Единого отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, зло есть не что иное как закономерный, естественный недостаток Блага.

Таким образом, избавление - очищение от зла - заключается в возвращении души к своему Изначальному Источнику, когда Душа находилась в тесной связи с Умом и когда она созерцала идеи. Для этого душа, желающая возвратиться к своей "Небесной Отчизне", должна пойти по пути эволюции, возникающей по той же природе, по которой возникает и инволюция.

Так как инволюция — как сошествие, деградация, материализация Духа — логически первична по отношению к эволюции, люди, погруженные в чувственное, естественным образом идут по пути, присущему их материальному я (по Плотину, низшей части души) и противному их абсолютному я (по Плотину, верхней части души). Чем дальше они отходят от своей абсолютной природы, тем труднее им возвратиться. "Как дети, оставленные своими родителями и воспитанные чужими, не могут узнать своих отцов и, забыв свое происхождение, не могут правильно определить самих себя — так и души этих людей, далеко ушедшие от первоисточника, забывают последние основания Бытия, своего отца, себя самих, свое прошлое".

Таким людям все представляется более ценным, чем собственная душа, включая предметы, которые оказываются ниже их собственной природы. Чтобы возвратить их на истинную дорогу, есть только один путь: разъяснить им, как высоки они сравнительно с чувственными предметами, перед которыми они унижают достоинства своей души.

Душа должна вспомнить о своем подлинном истоке, о "Небесной Отчизне"; но хотя это воспоминание/знание(гнозис) может открыться сразу, быстро, мгновенно (подобно откровению "в один прекрасный момент"), оно одно еще не может быть условием избавления от помех и искажений, условием перерождения. Это воспоминание/знание — всего лишь предел, к которому человек теперь будет стремиться, не достигая его никогда. Задача человека - преодолеть естественные свойства "нижней части души" - страсти, вожделения, пороки - и путем добродетелей, аскетизма и Теургии стремиться к слиянию с Единым.

Интересно сравнить это понимание с Евангельской притчей о блудном сыне, которую рассказал Христос:

""У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться."" (Лк.15:11-32)

В этой притче очень интересна перекличка идеи блудного сына с идеей образа людей, погруженных в чувственное. Тот миг, когда "блудный сын" осознает, что есть Единый Источник, из которого проистекает Благо - можно сравнить с воспоминанием о Небесном Источнике, с идеей обретения Знания (гнозиса); а само возвращение сына к отцу - переживание "экстаза" - слияние с Единым.

Из сети

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя