Вынесение Марены и праздник Яровита

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 3520
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Вынесение Марены и праздник Яровита

Непрочитанное сообщение Цила » Вт апр 17, 2018 11:59 pm

Организатором этого обряда изначально была Среднечешская община «Родной веры» под патронажем Витослава (2008-2009). Игорь Кедер и его жена Яна переняли эту зародившуюся родноверческую традицию в Хотоухове, район Колин, в 2011-2012 гг.

ВЫНЕСЕНИЕ СМЕРТИ (МАРЕНЫ) И ПРАЗДНИК ЯРОВИТА В ЧЕШСКОЙ ОБЩИНЕ РОДНОВЕРОВ.

На сегодняшний день его устраивает объединение «Родная вера» в Мокошине у Пржелоуче [Pilat 2011 b]. Несмотря на то, что первое вынесение Смерти официально произошло в 2008 г. в Праге, фрагменты этого обряда сохранились с более ранних времён. Сожжение Марены первоначально было частью праздника Яровита. Например, в 2001 г. рядом с населённым пунктом Долни Бржежаны произошло символическое сожжение чучела Смерти, которая под крики присутствующих и барабанный бой была сброшена с крепостной стены в глубокую пропасть [Janovec 2001; Bigl 2013]. 4 апреля 2004 г. Хотебуд вместе со своей соседкой по дому вынесли Морену из пражского микрорайона Богнице к реке Влтава [Bigl 2013]. Вынесение Смерти - старый народный обычай, истоки которого найдены в славянских дохристианских верованиях. Этот ритуал присутствует, как правило, у всех западных славян, у других ответвлений славянства в подобном виде отсутствует. В его основе лежит сооружение посаженного на кол соломенного чучела в женской одежде, которое в различных локальных традициях называется Маржена, Морана, Морена, Марзана или Смерть, Смертка и т. п. Смысл всех имён, конечно, одинаковый - смерть. Это чучело в конце концов обычно выносится под песнопения из общины и выбрасывается в воду. Далее (либо сразу, либо через день или неделю) следует вторая часть ритуала - принос «Лита» (лета) в посёлок. Обычно «Лито» представляет собой украшенную верхушку молодого дерева или украшенные ветки. В некоторых местах в такое «Лито» вкладывается куколка (которая потом представляет «Лито» уже в отдельности). Иногда «Лито» изображается в виде нарядной девушки. По народной традиции, ритуал Вынесения Смерти обычно проводится в Смертное воскресенье (получившее своё название в соответствии с ритуалом) за две недели до Пасхи. Существует информация, относящаяся к 1615 г., согласно которой Смерть была утоплена в городском районе Праги Подскали, когда под песни и ликующие крики она была брошена в реку Влтаву \Zibrt 2006: 203-235]. В том же районе обряд дважды провела и «Родная вера». Основа традиции в представлении чешских родноверов от народной практически не отличается. Также во время обряда поются песни, которые сохранились в народной среде, например, «Маржена, Маржена», «Что, Маржена», «Несём Маржену», «Моя милая Маржена» и другие [Pilat 2011 b].

Праздник Яровита.
Празднество в честь Яровита представляет собой акцию с многолетней традицией, проводящуюся регулярно с 1996 г. в последнюю субботу апреля. С самого начала она находится под опекой «Рода Яровита». Главным представителем последнего в настоящее время является Ярослав Яновец. Смысл праздника заключается в почитании прихода весны - сезона, когда вся природа наполняется потусторонней силой, которая выражается в новом росте и новой жизни животных и растений. Особенности весенней природы полабские славяне олицетворяли с богом Яровитом [Profantova, Profant 2004: 89-90], и именно ему посвящён не только обряд, который проходит в рамках празднования, но и весенние состязания мужчин и детей в метании булыжника, стрельбе из лука, ритуальные бои и другие соревнования в честь этих весенних сил.

Действо обычно начинается с шествия, во главе которого несут знамя Яровита. После того, как участники одеваются в «старославянскую» одежду, они приходят на определённое место, где приветствуются дружиной Яровита (членами «Рода Яровита», относящими себя к «воинам» Яровита), и торжество может начинаться. Обряд является основополагающей частью празднования. Начинает его один из организаторов. Он ударяет по щиту, тем самым созывая всех, кто желает почтить бога весны. Участники становятся в священный круг, в котором пылает огонь в четырех местах (в соответствии со сторонами света), в середине располагается деревянный идол Яровита. В круге может перемещаться только тот, кто проводит обряд, т. е. жрец. Во время церемонии в огонь бросают подношения в виде зерна, хлеба или мяса в знак смиренного благоговения перед силами, которые олицетворяет Яровит. В некоторые годы проводилось и кровавое жертвоприношение, тогда перед идолом приносили в жертву курицу. После принесения жертвы присутствующие по очереди пьют медовину (напиток из мёда), тем самым выражая своё почтение к божеству. При этом звучит тост: «Я (имярек) пришёл тебе, Яровит, выразить своё смиренное почтение».

В конце обряда просят Яровита дать благоприятное пророчество, и в священный щит бросается жребий. Такое гадание является одной из впечатляющих составляющих празднования. Каждое поле на щите имеет свою символику и смысл: рождение, плодородие полей, болезни или здоровье и т. п. Воля богов, задобренных жертвоприношением, выражается результатом жребия. Прорицатель в связи с этим имеет очень ограниченную функцию. Поля на щите обозначены цифрами: единица представляет землю, двойка - дерево смерти, означающее неплодородность, тройка - дерево жизни, четвёрка - воздух, пятёрка -вода, шестёрка - успех, счастье и достаточность всего, семёрка - ничто, хаос и смерть, а восьмёрка - огонь.

Последующее ритуальное состязание представляет собой битву между «сибаритским демоном зимы, потолстевшим от поглощения природы и человеческой расы» и доблестным Яровитом. Соревнование проходит в обрядовых кожаных и деревянных костюмах. Этот бой символизирует победу весенней плодоносной силы. Впервые сражение инсценировалось на праздниках в 2004 г. Каждое славянское торжество было связано со смехом, забавой и угощением, и современный праздник Яровита не является исключением. Сражения и состязания являются неотъемлемой частью прославления весеннего бога. Неучстие в соревнованиях воспринимается как неприятие «добрых славянских обычаев». Самым старшим, как и самым важным состязанием весенних празднований считается метание глыбы. Огромная глыба, весом в несколько десятков килограммов, может быть брошена с определенного места любым способом без использования инструментов. В рамках этого соревнования уже несколько лет существуют женская и детская категории, конечно, с меньшим камнем. Состязание во всех категориях проходит в два этапа, при этом засчитывается наилучший результат из всех. Победитель получает титул «Самый сильный» и пользуется всеобщим уважением.
Стрельба из лука впервые состоялась в 2004 г. Это трудное по технике исполнения состязание, во время которого соперники с помощью своего или одолженного на время лука пять раз стреляют в мишень, расположенную на расстоянии 15 шагов. Пятерка тех, кто наберёт наибольшее количество очков, выходит в финал, в котором уже стреляют на расстоянии в 18 шагов. Данный вид состязаний также делится на разные категории. Победитель среди мужчин получает титул «Стрелок Яровита» и носит его вплоть до следующих соревнований. Состязание «на лошадях» является самым трудным, результатом которого может стать и травма состязующихся. Поэтому отказ от участия в нём не считается зазорным, а в поединок вступают стойкие и отважные мужчины. Участие женщин и детей здесь исключается. Цель поединка свалить на землю противника, т. е. пару, которую составляет всадник и лошадь. Побеждают те, кто дольше всех устоял на ногах, а наездник остался «в седле».
Состязание с мечом требует ловкости, сообразительности, определённого мастерства и известной доли везения. Трое судей оценивают участников и после того, как один из состязующихся получит три символических удара, его исключают из битвы. Из-за непростой техники, турнир с мечами считается одним из увлекательнейших на весенних праздниках. Победитель 2003 г. в поединке на деревянных мечах получил перелом носа. Угощения для каждого местного родновера являются важной частью всего торжества. «Только после застолья и дружеской беседы участников заканчивается праздничный день». Среди основных блюд жареная свинина, лепёшки с мёдом, каша и ещё некоторые кушанья. В ходе пиршества учстники беседуют, решают проблемы, заводят новые знакомства, чему в более поздние часы помогает и распитие традиционной медовины [Janovec 2001; ПМА 2: BIgl; Mitas; ПМА 6: BIgl; Pilat; ПМА 9: BIgl].

ОБРЯДОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ ЧЕШСКОЙ ОБЩИНЫ «РОДНАЯ ВЕРА»
© Мачуда Йиржи, доктор (PhD) этнологии
Южноморавский музей в Зноймо (Чехия)


Фото 1-3 - вынос Смерти и чучело Марены из Моравии
Фото 4-7- с масленичных гуляний в Чехии - для передачи атмосферности традиционных праздненств.


"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость