21-22 сентября - Осеннее равноденствие, Осенины, Род и Рожаницы

Аватара пользователя
Gladia Vespera
Сообщения: 960
Зарегистрирован: Сб фев 25, 2017 9:41 pm
Интересы в магии: Магия Стихий, современный шаманизм

21-22 сентября - Осеннее равноденствие, Осенины, Род и Рожаницы

Непрочитанное сообщение Gladia Vespera » Чт сен 20, 2018 11:34 am




«Бабье лето» заканчивается в канун осеннего равноденствия. Этот Солнечный кологодный праздник, как отметил И.П.Сахаров, «…наш народ встречает осенними играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озер и прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг ее поют песни» (1). Издревле в этот день Славяне почитали своих главных божеств – Рода и Рожаниц. «Верование в рожаниц представляется в старинных памятниках не каким-нибудь местным отражением древнего язычества, а одним из остатков древности общеславянской (2,с.181)». Согласно данным раскопок А.В. Арциховского на Перыни (Новгород) ещё в начале пятидесятых годов было выявлено, что капищу Перуна на Волхове не менее двух столетий предшествовали три святилища, в том числе – Рожаниц (6,с220) День Осеннего равноденствия (по старому календарю он выпадал на 8 сентября, по современному – на 21) «слывет под именем Аспожка, Спасова или Аспасова дня» (3,с.17), то есть, праздничный «день после Спаса», коих у нас было несколько (4,с22).





21-22 сентября происходит несколько взаимосвязанных обрядов и ритуалов:

1. - Мы славим богов, и в первую очередь, Рода и Рожаниц за то, что лето было урожайным, просим их о покровительстве на предстоящий год. Рода мы уже вспоминали в Спасовы дни (Яблочный, Медовый и др.), когда одаривались плодами и своих трудов и данное нам природой. Проводим праздник «Осенины» с хороводами, песнями и игрищами, с ряженьями и окрутой. Участвуем в шутливых «похоронах мух»; на братчину готовим праздничный пирог.

2. - Мы благодарим всех наших предков, сохранивших и продливших наш род. «Родом и Рожаницами» мы называем и духов рода и семьи, «отвечающих» за наше благополучие, плодовитость, рождение детей… Они символизируют собой души первых предков, основателей рода, опекающих нас, «живых родственников». «Умершие предки рода должны оказывать помощь и покровительство своим живым родственникам — эта мысль не подвергалась сомнению ни во времена язычества, ни гораздо позже». (5,с.35).






3. - Мы обращаемся к Богам с просьбами о рождении здорового потомства и пожеланиями для них счастливой Доли: У славян видное место занимает «верование в могущественных дев судьбы, плетущих нить человеческой жизни, – в рожениц или судичек. Они охраняют ребенка во чреве матери, помогают ему при родах появиться на свет, прядут ему жизненную нить» (7,с193). «Рожаницы… дают новорожденному долю, часть, участь в жизни, отмеривают талант, и этот акт принимается, как приговор, который оне изрекают (рок, нарок) как их суд и ряд, судьба» (2,с183).
4. - К этому дню проводим и обряд «Постригов», инициация мальчиков, способствуем их «перерождению» в новом, «родовом» качестве. При этом состриженные волосы жертвуем тем же «Девам жизни и судьбы: «с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ» («Цветник»).
5. - Ещё раз навещаем с пожеланиями благополучия всех новобрачных, которые в конце лета-начале осени соединили свои судьбы (1).





В этот день принято жертвенно чествовать Богов Славянских. В «Вопросах Кирика», XII века осуждались те, кто Роду и Рожаницам в качестве жертвы приносил хлеб, сыр и мед. В поучении 1271 года также порицаются те, кто «готовит рожаницам трапезу», варит каши. В дар Богам приносятся также фрукты, орехи, грибы. Сходите в лес, в парк, в рощу. При отсутствии Капища, Святилища, «трапезу» можно проводить и оставлять у какого-либо выбранного Вами живого дерева, которое само символизирует Род и мироздание (8и9). Дерево выбирайте по душевному «созвучию» с ним, оно само Вам откликнется. Желательно дуб, берёза, рябина, но можно и другие.
В заключение скажем о попытке церкви соединить и затмить культом Богородицы культ Рожаниц. «В XII веке, по видимому рожаничный культ существовал в чистом виде, по крайней мере, с обрядовой стороны: трапезу ставили именно роду и рожаницам. Впоследствии к этой трапезе стали присоединять христианский элемент: Богородицу стали смешивать с рожаницей и к трапезе «прикладывали» тропарь Рождеству» (2с177). «…по святом крещении, чревоугодники попове «оуставеша трепарь прикладати. рождества богородицы. к рожаничне трапезе отклады деюче», т.е. духовенство пело тропарь Рождеству Богородицы над рожаничной трапезой… Этот обычай мог быть введен духовенством и сознательно, чтобы вытеснить древний обычай и дать ему христианскую окраску. Но почитание рожаниц было так сильно, что изгнать его из народной памяти оказалось затруднительным», как отметил Н.Гальковский (2c162).

Пересвет, "Покон Рода"






1.Сахаров И.П. «Сказанiя Русскаго народа». СПб, 1885, т1;
2. Гальковский Н.М. «Борьба христианства...», 1913;
3. И.Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси.1877г.;
4. Борисова Л. Базисные архетипы и стереотипы национальной культуры. Вестник ЧелГУ, 2013 №16;
5. Левкиевская Е.Е. - Русская народная мифология, 2009;
6. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу Т1;
7.Фаминцын А. Божества древних славян;
8.Денисова И.М. Дерево – дом – храм в русском народном искусстве.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя