Обряды и обычаи, связанные с русалками

Аватара пользователя
Ёкай
Сообщения: 964
Зарегистрирован: Вс янв 14, 2018 10:56 am
Интересы в магии: Графика и знаки, Ба Цзы, некромагия(учусь здесь), разные виды мантики.

Обряды и обычаи, связанные с русалками

Непрочитанное сообщение Ёкай » Пт апр 06, 2018 5:44 pm

Обряды и обычаи, связанные с русалками, привязанные в основном к Русальной неделе.
Разнородность обычаев в разных местностях свидетельствует о достаточно давнем вырождении земледельческой и вегетативно-продуктивной направленности мифологии о русалках.
Связь с урожайностью выразилась в обряде «Пускания русалки в рожь»: например, в деревне Красная Дуброва Речицкий р-н Гомельской обл. перед Зажынкамi (началом жатвы - на церковный праздник Петра) «пускали» в ниву женщину, переодетую «русалкой» - она ходила по полю и это должно было обеспечить удачный сбор урожая. Это обязательно сопровождалось трапезой возле поля.
В деревне Пракисель того же района, русалкам – которые охраняют растительность и потому не любят, чтобы их срезали, пугают и мешают жнеям – перед началом жнива оставляли в поле "что-нибудь вкусное" и разноцветные ленты.



Еще практиковались т.наз.«распальвання» («разжигания») зерновых - в качестве элементов этого обряда присутствовали разжигание костра и парные игры молодежи возле него, «преследование»- ожигание парнями с крапивой девушек и взаимные ритуальные хлестания друг друга крапивой, зажигание факелов и бегание с ними по полю, прыжки через костер, оббегание парнями поля «т.н. обпаливание поля».

Наиболее древний и языческий ритуал «магического брака во ржи» сохранялся на Гомельщине: во время обряда «Проводы русалки» девушку, переодетую русалкой, и выбранного ею парня вели за деревню, а сами возвращались по домам. Вечером, после захода солнца, пару искали там, где растет самая густая рожь. «Русалка» выходила со своим «супругом» из ржи и шествие уходило в лес до того места, где днем начиналось.



Связь русалок с плодородием демонстрирует обряд «Пралазiны» (пролезание) через русальный венок.
Борисовский р-н: «девушки и парни все шли в лес. Парни вырезали длинную ореховую палку и сгибали ее в кольцо, а девушки рвали веточки березы, орешника, липы и делали из этого кольца венок. Четыре парня затем брали его на вилы и несли в деревню. А бабы с внучками сидели и их ждали. Затем ставили венок на ребро и все через него пролазили, а дети пели: «Шла Русалка сялом, сялом / Закрыўшы вочкi пяром, пяром / Яе дзеткi баялiся / За старых баб хавалiся». Когда все пролезут, парни несут венок туда, где раньше рожь сеяли. Это русальный венок, через него ходит Русалка».



Ритуал «разрывания» Русалки, или ее символов-предметов (венков, одежды) перед бросанием их в поле, на огород, на луг; забрасывание в поле Русалки-чучела, причем сделанного из соломы «колосьями вниз»; удвоение персонажа-русалки – противопоставление русалки «молодой» и «старой», «живой» русалки-девушки и «мертвой» русалки-чучела – это все признаки типичного «умирающего и воскресающего» божества природы, божества плодородия.
Существует мотив, что русалками становятся девушки-невесты, умершие до свадьбы. Одна из быличек со Столенщины повествует, что крестьянин, у которого умерла дочка-невеста, привязал ее к столбу и совершил подобие венчального ритуала для покойницы со столбом, чтобы она не стала русалкой.



В Восточном Полесье, Северной и Центральной Беларуси распространены были переодевания в русалку. Архаичность этого обряда видна из факта сходства этой русалки-маски с русалкой-мифологической сущностью: «Русалки ползают по земле, как змеи ползают. И вот кто хочет напугать, так кожух вывернет, ляжет в меже на огороде и пугает – ползает как русалка» (записано в Брагинском р-не). Запись из Пуховицкого р-на: «Женщина взяла волосы, распустила, опустила на лицо, и во ржи пряталась, пугала, а за ней хлопцы гонялись, пытались «русалку» поймать.»

Из сети

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость