Русалийские обряды

Аватара пользователя
Элизабетт
Сообщения: 901
Зарегистрирован: Пт май 05, 2017 3:09 pm
Интересы в магии: Ритуальная магия, мантика

Русалийские обряды

Непрочитанное сообщение Элизабетт » Вт апр 10, 2018 12:29 pm

Русалийские обряды характерны для северной Болгарии и совершаются во время «Русалской недели», которая начинается с Троицы. По болгарским поверьям в это время наступает пора самодив и русалок. Они нисходят в этот мир в Вознесеньев день и их появление предвещает богатый урожай. В то же время, самодивы и русалки могут жестоко мстить тем, кто их разгневает. Считалось, что если человек окажется у родника, где умываются русалки, прервёт их трапезу или помешает их танцам на поляне, то русалки нашлют на него тяжелую болезнь, от которой человек впадает в обморок, резко ослабевает, а порой и умирает.

Такого человека, заболевшего «русалской болезнью» могла вылечить лишь особая группа людей — русалии или калушары. Они объезжали села, выполняя обрядовые танцы для здоровья и плодородия, наподобие ряженых и лазарок, и обладали силой прогнать поселившихся в домах и людях злых духов. Лечебные обряды выполняла группа мужчин-русалий из 7, 9 или 11 (чаще всего семи) человек, которых возглавлял ватафин. Ватафин проводил тщательный подбор участников обряда: они должны были быть здоровыми и выносливыми, уметь хорошо танцевать, хранить тайну, быть добрыми и честными. Перед посвящением кандидаты в русалии проходили обучение, потом соблюдали пост на определенный срок, давали присягу и лишь после этого проходили специальную церемонию посвящения, которая предоставляла им право совершать обряд. Обычно эти умения предавались от отца сыну и хранились в строгой тайне.

На протяжении всей Русальской недели, русалии находились постоянно вместе, ночевали вне дома, ни с кем не разговаривали, не крестились и в воду не заходили. Русалии не имели каких-нибудь особых нарядов, но носили некоторые атрибуты, связывавшие их с древними шаманами: в руках держали пёстрые посохи, в которых хранили самодивские (русальские) целебные травы. Венок из этих трав был и на колпаках русалиев. На ногах и на посохе у них были привязаны бубенчики и колокольчики. Группа русалиев имела и белое льняное знамя, освящённое на специальном ритуале, к которому также были привязаны букетики целебных трав. Предводитель русалиев для исцеления также носил горшок с водой и травами, миску с уксусом и чесноком. Для контакта с «потусторонним» миром исполнялась особая музыка, для этого вместе с группой русалиев всегда ходили два музыканта – один играл на большом ударном инструменте — тупане, а другой — на духовом: кавале, гайде (волынке) или дудочке.



Для исцеления больной ложился на землю, на домотканую дорожку или коврик, рядом ставили горшок с целебными травами. Русалии начинали в танце кружиться вокруг него, предводитель стоял и руководил дружиной, держа в руках знамя и миску. Сначала танец был медленным, но постепенно движения русалием скорялись и танцоры впадали в особое состояние, близкое к трансу. По знаку, поданному их предводителем, они поднимали дорожку с больным и начинали трясти. Затем клали больного обратно на землю и начинали перескакивать через него, после чего ватафин натирал больного уксусом, давал ему пить из миски и окроплял его водой из горшка. Музыканты начинали играть «Флоричикату» — специальную русалийскую мелодию, а ватафин ударял своим посохом по горшку, разбивая его и обрызгивая присутствующих чудодейственной водой. В тот момент больной должен был вскочить на ноги и побежать, что являлось знаком его выздоровления. Также убегала и дружина русалиев, за исключением одного или двух мужчин, которые падали в обморок, как будто бы они приняли на себя болезнь. Вскоре дружина возвращалась, чтобы срочно привести их в чувство, потому что считалось, что если это быстро не произойдет, то они могут остыть и умереть. Это продолжалось до тех пор, пока упавшие в обморок русалии не приходили в сознание и обряд считался завершённым .

Из сети

Аватара пользователя
Элизабетт
Сообщения: 901
Зарегистрирован: Пт май 05, 2017 3:09 pm
Интересы в магии: Ритуальная магия, мантика

Re: Русалийские обряды

Непрочитанное сообщение Элизабетт » Вт апр 10, 2018 12:30 pm


О русальских играх Румынии, Молдавии.


Кроме таких танцев, во время празднеств существуют ещё другие, связанные с суевериями, которые должны составляться из семи, девяти, одиннадцати и вообще нечётного числа танцующих. Эти танцоры называются кэлушари. Собираются они один раз в год, одевшись в женские платья, на головы надевают венки, сплетённые из листьев полыни и украшенные другими цветами, и, чтобы их нельзя было узнать, говорят женскими голосами и накрывают лицо белым платком. Держат в руках обнажённые мечи, которыми могут пронзить любого простого смертного, если он осмелится снять покрывало с их лица. Это право даёт им древний обычай, так что никто не может быть обвинён за это в убийстве человека. Предводитель такой группы танцоров называется старица, его помощник — примицерий. На обязанности последнего лежит спрашивать у старицы, какой танец он собирается начать, и незаметно сообщить об этом остальным танцорам, чтобы народ не узнал названия пляски до того, как увидит её собственными глазами, так как у них имеется более ста музыкальных мотивов, по которым составлены танцы. Некоторые из них настолько мастерски исполняются, что плясуны едва касаются земли и как будто летают по воздуху. Танцуя и прыгая так, они обходят города и села в непрерывных плясках в течение десяти дней между Вознесением Господним и Святой Троицей…



Дмитрий Кантемир «Описание Молдавии» (1714)

Аватара пользователя
Элизабетт
Сообщения: 901
Зарегистрирован: Пт май 05, 2017 3:09 pm
Интересы в магии: Ритуальная магия, мантика

Re: Русалийские обряды

Непрочитанное сообщение Элизабетт » Вт апр 10, 2018 12:31 pm

В некоторых местностях до проводов русалок проводился обряд вождения «русалки» в жито. В Гомельской области он совершался так: выбирали самую смешливую девушку, распускали ей волосы, снимали одежду, прикрывая чем-нибудь только плечи, плели огромный венок и обвивали им «русалку». Затем её торжественно вели в жито с песнями и барабанным боем, во время шествия зажигали факелы.

«Проведу русалку от бора, до бора,
- Рано, рано, от бора до бора.
От бора до бора, в зелену дуброву,
- Рано, рано, в зелену дуброву.
В зелену дуброву, во ядрено жито,
- Рано, рано, во ядрено жито.
Во ядреном жите, тут русалке жити,
- Рано, рано, русалке жити».

Дойдя до места, силой затаскивали «русалку» в жито, разрывали на ней оставшуюся одежду и убегали. Девушка же бежала за односельчанами, пытаясь их остановить… Цель этого обряда – имитировать переселение русалок в посевы (и, скорее всего, Силой обряда способствовать этому переселению), нужное для того, чтобы водяные духи помогли вырасти урожаю. К слову сказать, существовал и обряд изгнания русалки из жита – цель его та же, что и в ритуалах «проводов» и «похорон» русалок.



Аватара пользователя
Элизабетт
Сообщения: 901
Зарегистрирован: Пт май 05, 2017 3:09 pm
Интересы в магии: Ритуальная магия, мантика

Re: Русалийские обряды

Непрочитанное сообщение Элизабетт » Вт апр 10, 2018 12:32 pm

Обряды и обычаи, связанные с русалками, привязанные в основном к Русальной неделе.
Разнородность обычаев в разных местностях свидетельствует о достаточно давнем вырождении земледельческой и вегетативно-продуктивной направленности мифологии о русалках.
Связь с урожайностью выразилась в обряде «Пускания русалки в рожь»: например, в деревне Красная Дуброва Речицкий р-н Гомельской обл. перед Зажынкамi (началом жатвы - на церковный праздник Петра) «пускали» в ниву женщину, переодетую «русалкой» - она ходила по полю и это должно было обеспечить удачный сбор урожая. Это обязательно сопровождалось трапезой возле поля.
В деревне Пракисель того же района, русалкам – которые охраняют растительность и потому не любят, чтобы их срезали, пугают и мешают жнеям – перед началом жнива оставляли в поле "что-нибудь вкусное" и разноцветные ленты.
Еще практиковались т.наз.«распальвання» («разжигания») зерновых - в качестве элементов этого обряда присутствовали разжигание костра и парные игры молодежи возле него, «преследование»- ожигание парнями с крапивой девушек и взаимные ритуальные хлестания друг друга крапивой, зажигание факелов и бегание с ними по полю, прыжки через костер, оббегание парнями поля «т.н. обпаливание поля».
Наиболее древний и языческий ритуал «магического брака во ржи» сохранялся на Гомельщине: во время обряда «Проводы русалки» девушку, переодетую русалкой, и выбранного ею парня вели за деревню, а сами возвращались по домам. Вечером, после захода солнца, пару искали там, где растет самая густая рожь. «Русалка» выходила со своим «супругом» из ржи и шествие уходило в лес до того места, где днем начиналось.
Связь русалок с плодородием демонстрирует обряд «Пралазiны» (пролезание) через русальный венок.
Борисовский р-н: «девушки и парни все шли в лес. Парни вырезали длинную ореховую палку и сгибали ее в кольцо, а девушки рвали веточки березы, орешника, липы и делали из этого кольца венок. Четыре парня затем брали его на вилы и несли в деревню. А бабы с внучками сидели и их ждали. Затем ставили венок на ребро и все через него пролазили, а дети пели: «Шла Русалка сялом, сялом / Закрыўшы вочкi пяром, пяром / Яе дзеткi баялiся / За старых баб хавалiся». Когда все пролезут, парни несут венок туда, где раньше рожь сеяли. Это русальный венок, через него ходит Русалка».



Ритуал «разрывания» Русалки, или ее символов-предметов (венков, одежды) перед бросанием их в поле, на огород, на луг; забрасывание в поле Русалки-чучела, причем сделанного из соломы «колосьями вниз»; удвоение персонажа-русалки – противопоставление русалки «молодой» и «старой», «живой» русалки-девушки и «мертвой» русалки-чучела – это все признаки типичного «умирающего и воскресающего» божества природы, божества плодородия.
Существует мотив, что русалками становятся девушки-невесты, умершие до свадьбы. Одна из быличек со Столенщины повествует, что крестьянин, у которого умерла дочка-невеста, привязал ее к столбу и совершил подобие венчального ритуала для покойницы со столбом, чтобы она не стала русалкой.
В Восточном Полесье, Северной и Центральной Беларуси распространены были переодевания в русалку. Архаичность этого обряда видна из факта сходства этой русалки-маски с русалкой-мифологической сущностью: «Русалки ползают по земле, как змеи ползают. И вот кто хочет напугать, так кожух вывернет, ляжет в меже на огороде и пугает – ползает как русалка» (записано в Брагинском р-не). Запись из Пуховицкого р-на: «Женщина взяла волосы, распустила, опустила на лицо, и во ржи пряталась, пугала, а за ней хлопцы гонялись, пытались «русалку» поймать.»

Аватара пользователя
Элизабетт
Сообщения: 901
Зарегистрирован: Пт май 05, 2017 3:09 pm
Интересы в магии: Ритуальная магия, мантика

Re: Русалийские обряды

Непрочитанное сообщение Элизабетт » Вт апр 10, 2018 12:36 pm

Первое упоминание о русалиях содержится в Лаврентьевской летописи (под 1068 г.). В контексте осуждения языческого обычая призывания «дьявола» для предотвращения засухи: «Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи». В более поздних памятниках Русалии характеризуются как «бесовские игрища» и «потехи с плясанием», песнями, с ряжением в маски животных.

Изображение

Аватара пользователя
Элизабетт
Сообщения: 901
Зарегистрирован: Пт май 05, 2017 3:09 pm
Интересы в магии: Ритуальная магия, мантика

Re: Русалийские обряды

Непрочитанное сообщение Элизабетт » Вт апр 10, 2018 12:37 pm




Пензенские крестьяне, по сведениям С. В. Максимова, устраивали встречи и проводы русалок, надевали маски. Рядились конем, козлом, кабаном и пр., под музыку плясали, переходя из села в село. Во главе носили чучело коня с настоящим конским черепом на шесте. Иногда русалок встречали и на ржаном поле. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Русальную неделю праздновали также в Елатомском уезде Тамбовской губернии. В Орловской, Симбирской, Ярославской и окрестностях Углича празднование русальной недели сливалось с чествованием Семика, Духова дня и Троицкой недели. В Переславль-Залесском уезде сохранились молитвы с языческой основой и множеством разнообразных методов воздействия на урожай: кладут в лукошко с зерном просфору, яйца при посеве льна, чтоб был «головистее», и пр. В уезде были до XVII в. поселения скоморохов. В дозорных книгах 1620 г. сообщалось: «пустошь, что была деревня Скоморохово на речке на Черноголовке, а в ней 14 мест дворовых; дворы пожгли, а крестьян посекли литовские люди» ]. Дружины болгарских русальцев под музыку флейты тоже переходили из села в село по кругу. Верили, что там, где они прошли, хорошо цветут нивы и будет обильный урожай. Б. А. Рыбаков считает русалии общеславянским аграрным праздником, связанным с молениями о дожде, плодородием полей и рождением колосьев.

Из книги З. И. Власова Скоморохи и фольклор.



Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя