Изгнание из коллектива

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12864
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Изгнание из коллектива

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср окт 24, 2018 1:21 am

От автора: В данной статье не дифференцируются понятия группы, коллектива, сообщества, общества и т.д. Для удобства понимания, они использованы примерно в синонимичном значении.
Изгнание из общества в древности и в наши дни

Почему так для нас важно принадлежать к сообществу и быть принятым этим сообществом? Когда-то принадлежность человека к общине была условием его физического выживания. Это и коллективный совместный тяжелый труд, и разделенная зона ответственности, и раз и навсегда закрепленные обязанности каждого члена общины, и традиции, регламентирующие уклад жизни. Конечно, стать изгоем в таком тесном сообществе равносильно смерти.

Пойдем размечем, разнесем
Его жилище! Пусть отныне,
Изобличенный всем селом,
Он ищет крова на чужбине.
Гоните прочь его ребят,
Жену, достойную проклятья!
Пускай в Гудани завопят
Его двоюродные братья!
Громите башню наглеца,
Сжигайте все запасы хлеба!
Пусть наши радует сердца
Огонь, поднявшийся до неба.
Его баранов и овец
Возьмите в общее владенье.
Да проклянет его творец!
Он не достоин сожаленья.
Важа Пшавела «Алуда Кетелаури».

В одиночку может кто-то и умудрился выжить, но большинство изгнанных, наверняка, погибали. Или, как вариант, прибивались к другой общине.

Кому там жизнь не дорога?
Кто там бредет навстречу бедам?
Шагает путник сквозь снега,
И пятеро плетутся следом.
Завыли волки за бугром…
Рыдает женщина: "Беда мне!
Где наш очаг? Где отчий дом?
Теперь там ворон бьет крылом
И камня больше нет на камне".
Алуду умоляет мать:
"Постой, сынок, я ослабела,
Уж не под силу мне шагать,
Жена твоя отстала Лела.
Совсем ребята извелись,
Заледенели, видно, ноги…
Куда, забравшись в эту высь,
Бредем в снегу мы, без дороги?
Неужто твой не нужен труд
Хевсурам нашего селенья?
Где мы найдем теперь приют?
Получим где успокоенье?
Куда б мы только ни пришли,
Нас обольют потоком брани,
И никогда родной земли
Мы не увидим в наказанье.

Важа Пшавела «Алуда Кетелаури».

Изображение
На сегодняшний день, с одной стороны, выжить в одиночестве взрослый человек может. С другой стороны, изгнание из коллектива все равно часто воспринимается крайне болезненно. Особенно, если человек идентифицировал себя долгое время с этим коллективом, считал близкими этих людей.

Я, конечно, говорю, например, о специалисте, который 30 лет трудился на предприятии, а потом ему говорят: «Мы в ваших услугах больше не нуждаемся». Это очень больно. Да что говорить, есть и семьи, которые готовы изгнать своего члена семьи и прекратить с ним всякое общение за то, что он не на той женился или выбрал не ту профессию.

Думаю, не стоит недооценивать влияние коллектива на личность и глубинный страх изгнания человека из общества. Этим глубинным страхом в древних структурах мозга, и можно объяснить очень интересные социальные феномены поведения человека в коллективе. Мы в рамках статьи рассмотрим три из них: подчинение авторитету, групповая конформность, спираль молчания.



Подчинение авторитету

Американский социальный психолог Стенли Милгрэм провел ряд экспериментов, которые показали неспособность большинства респондентов противостоять «начальнику», в данном случае исследователю в белом халате. Эксперимент заключался в том, что человека приглашали поучаствовать в исследовании на «влияние болевых ощущений на память». Испытуемых было двое, один из них был подсадным. Один в рамках эксперимента был учеником (тот, что подсадной), другой – учителем. Именно поведение испытуемого-учителя и было настоящим содержанием эксперимента.

Ученик должен был отвечать на вопросы учителя в соседней комнате. Учитель в случае неправильного ответа ученика нажимал на кнопку генератора, и ученик «получал разряды тока». Точнее учитель думал, что получал. Ученик же кричал из соседней комнаты: «Прекратите! Мне больно! У меня порок сердца!»

Учитель не хотел продолжать, обращался к экспериментатору. Экспериментатор отвечал что-то типа: «Надо продолжать», «Вы должны продолжить», «Эксперимент требует продолжения» или «Я беру на себя ответственность за все, что здесь происходит». Были те, кто отказывался, кто уходил. Около 60% испытуемых доходили до конца, а именно – до отметки в 450 В.

Эксперимент был проведен в США, Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании. Результаты во всех странах были идентичны.

Что заставляло людей причинять боль другому? Что за магическое воздействие авторитета, которого нельзя ослушаться? Может, отсутствие личной ответственности за происходящее? Ведь ответственность несет экспериментатор. «Если начальник говорит, то это правильно». Или, может, сами боялись на месте ученика оказаться в случае неповиновения?

Думаю, многие сталкивались или в детстве или в жизни своих детей, что ребенка в классе травят при подстрекательстве учителя. Или на работе, когда у сотрудника конфликт с начальником, его потом коллеги обходят стороной и он остается в вакууме почти без поддержки. Все это влияние авторитетной фигуры на поведение людей.



Групповой конформизм

Интересный социальный эксперимент так же предложил американский психолог Соломон Аш. Его эксперименты доказали, что в группах властвует конформизм.

Приглашался человек, чтобы поучаствовать в исследовании по «проверке знаний». В исследовании так же участвовали семь подсадных участников. И наш герой, ранее выполнявший задания правильно, под групповым давлением, говорил неправильно, следуя за большинством. Да, подсадные участники отвечали заведомо неправильно.

75% испытуемых поддались групповому давлению хотя бы однажды. Мотивы их были различны. Кто-то всерьез перестал доверять своим знаниям и ощущениям, вслед за мнением большинства. Кто-то себя считал правым, но не решился высказать это. (Этот момент относится к спирали молчания, о которой речь пойдет ниже).

Интересный момент! Конформизм испытуемых снижался в случаях, когда подсадные участники выдавали разные варианты ответов и когда в группе был один из подсадных, кто играл роль диссидента. Значит ли это, что диссиденты сами по себе полезны для общества и помогают людям смотреть на вещи более самостоятельно и широко?



Спираль молчания

Спираль молчания – это концепция в политологии, предложенная немецким политологом Элизабет Ноэль-Нойман. Смысл концепции заключается в том, что человеку свойственно не высказывать свое мнение, если он считает, что это мнение противоречит большинству. В основе этого лежит страх изоляции.

СМИ навязывают выгодную точку зрения, под соусом, что это и есть мнение большинства. И может быть, многие как раз придерживается противоположной точки зрения, но не высказывает ее из-за эффекта спирали молчания. Но напряжение в группе или обществе растет и кто-то высказывает свое недовольство публично, остальные тоже обычно готовы. И тут спираль молчания сжимается и прорывается. Это приводит к значимым общественным переменам. А потом? А потом наступает новая спираль молчания…



Таким образом, самостоятельность наших взглядов и поведения несколько преувеличена. Да, кто-то из нас более конформен, кто-то – менее; кто-то склонен больше подчиняться авторитету, кто-то – менее; кто-то чаще готов высказывать непопулярные взгляды, кто-то – реже. Но описанные социальные феномены присущи нам всем, на то мы и люди.

Если вас изгнали из значимого для вас коллектива или сообщества, подумайте, возможно, вы просто могли высказать свое мнение, не соглашались с чушью только потому, что эту чушь разделяет группа? А может быть, вы отказались делать подлость и травить кого-то, потому что так захотел начальник? И для вас, может, оставаться в этом коллективе, значило потерять себя и самоуважение?

Есть еще группы и коллективы, которые разделяют ваши ценности и будут вам рады! Прогонявшие Вас не знали, что гнали вас навстречу лучшей жизни!



Андриянова Тамара Теймуразовна

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя