За маской анонимности
Добавлено: Вт сен 09, 2025 11:47 pm
За маской анонимности 
Анонимники в соцсетях когда-то задумывались как пространство доверия: задать вопрос, не раскрывая имени, получить честный ответ, не опасаясь осуждения… В реальности же они очень быстро превратились в эдакую дворовую подворотню, где подростки шепчутся за спинами друг друга, а иногда и кидают
в «любимую жертву». Казалось бы, в XXI веке, в эру «осознанности» и «самодостаточности», подобные практики должны были бы остаться в архиве школьных травм. Но нет! Они не только живы, но и особым образом прижились в средах, где декларируется «зрелость души» и «стремление к свету»…
Парадокс в том, что именно в эзотерических и «духовных» сообществах мы чаще всего сталкиваемся с тем, что за маской самодостаточного «гуру» прячется разъяренный внутренний подросток. Достаточно нажать кнопку «отправить анонимно», и вот уже вместо светлого послания миру наружу выплескивается все то, чем на самом деле переполнено бессознательное: зависть, обида, нарциссическая рана, злость на чужую реализованность и банальная потребность хоть где-то почувствовать власть.
С т. зр. психоанализа, анонимное сообщение в таком формате — это ни что иное, как акт проекции. Все то, что не вмещается в собственный контейнер психики, все то, что не выдерживается и не осознается, ищет выход. И если у человека нет ни собственного терапевта, ни привычки к саморефлексии, ни смелости высказать напрямую, остается только одна возможность: выплеснуть наружу непереваренное, словно ребенок, которому не дали горшок и который демонстративно гадит посреди комнаты. Форма разрядки примитивна, но безопасна: «я высрался — и вроде бы полегчало». В психоаналитическом ключе это называется разрядкой в «псевдоконтейнер»: вместо того чтобы переработать чувство, интегрировать его и вынести хоть малейший опыт, человек подбрасывает его в анонимное пространство, надеясь, что чужая реакция возьмет на себя невынесенное.
Именно поэтому анонимники так быстро превращаются в коллективный помойный бак, где каждый добавляет щепотку собственной злобы и обиды, а в ответ получает иллюзию — будто кто-то услышал, будто есть свидетель страдания. В реальности же никакой переработки не происходит: яд остается ядом, только слегка распыленным по чужим лентам.
Парадоксально, но в этом можно увидеть и слабую попытку самопомощи. Человек бессознательно ищет контейнер, который выдержит его агрессию, пусть даже в форме «говно-группки» на полтора землекопа. Он не способен удержать собственный аффект, и потому нуждается в фигуре Другого — пусть анонимного, обезличенного, но все же доступного для агрессии. Это не сила, а слабость; не зрелость, а регрессия в тот самый подростковый возраст, когда легче швырнуть камень в окно соседа, чем признаться себе: я завидую, я злюсь, я чувствую себя ничтожным…
Можно, конечно, презрительно морщиться: мол, «бандерлоги» выплеснули свое. Но, опять же, с т. зр. психоанализа это — симптом боли, которая ищет выхода. Там, где нет навыка работать с чувствами, а терапия кажется «роскошью для слабаков», всегда будет соблазн спрятаться за кнопкой анонимности и сливать туда свои комплексы. Это безопаснее, чем рискнуть сказать напрямую. И тем более — чем рискнуть встретиться с собственным внутренним разъяренным подростком в кабинете у психотерапевта.
Но сочувствие не отменяет факта: анонимный выплеск — это не акт мужества, а испражнение под покровом ночи. Да, оно приносит краткое облегчение, но не освобождает, а лишь закрепляет привычку к примитивной разрядке. Вместо внутренней работы — утыкание в кнопку «отправить анонимно». Вместо созидания — очередная
или «тухлое яйцо» в чужое окно.
И здесь у каждого есть выбор. Можно продолжать жить в логике подворотни — где зависть и злость решаются через анонимный слив. А можно рискнуть сделать шаг ко взрослости: научиться контейнировать чувства, выдерживать зависть, перерабатывать обиду и превращать ее в опыт. Для этого, правда, придется или научиться говорить лично, или, о ужас, накопить деньги на терапию — и тогда отпадет нужда гадить втихаря под кустом и отнимать у себя время, которое можно было бы вложить в саморазвитие.
И в заключение — маленькое послание тем, кто, дочитав до этого места, вдруг узнал себя и пожелает «подтвердить свою личность». Возрадуйтесь крохам внимания с моего барского стола. От той, кто не боится называть вещи своими именами и не стесняется «рвать шерсти клок» с
поганых весьма профессионально))
А вы сталкивались с анонимными «выплесками» в свой адрес? Что почувствовали — задело или проскочило мимо? А может, вы тоже из тех, кто умеет обернуть чужую пакость в гешефт? А если представить, что на анонимниках убрали кнопку «скрыть имя», как думаете, осталась бы у таких людей сила и смелость высказать то же самое открыто?
Виктория Павлюченко
Анонимники в соцсетях когда-то задумывались как пространство доверия: задать вопрос, не раскрывая имени, получить честный ответ, не опасаясь осуждения… В реальности же они очень быстро превратились в эдакую дворовую подворотню, где подростки шепчутся за спинами друг друга, а иногда и кидают
Парадокс в том, что именно в эзотерических и «духовных» сообществах мы чаще всего сталкиваемся с тем, что за маской самодостаточного «гуру» прячется разъяренный внутренний подросток. Достаточно нажать кнопку «отправить анонимно», и вот уже вместо светлого послания миру наружу выплескивается все то, чем на самом деле переполнено бессознательное: зависть, обида, нарциссическая рана, злость на чужую реализованность и банальная потребность хоть где-то почувствовать власть.
С т. зр. психоанализа, анонимное сообщение в таком формате — это ни что иное, как акт проекции. Все то, что не вмещается в собственный контейнер психики, все то, что не выдерживается и не осознается, ищет выход. И если у человека нет ни собственного терапевта, ни привычки к саморефлексии, ни смелости высказать напрямую, остается только одна возможность: выплеснуть наружу непереваренное, словно ребенок, которому не дали горшок и который демонстративно гадит посреди комнаты. Форма разрядки примитивна, но безопасна: «я высрался — и вроде бы полегчало». В психоаналитическом ключе это называется разрядкой в «псевдоконтейнер»: вместо того чтобы переработать чувство, интегрировать его и вынести хоть малейший опыт, человек подбрасывает его в анонимное пространство, надеясь, что чужая реакция возьмет на себя невынесенное.
Именно поэтому анонимники так быстро превращаются в коллективный помойный бак, где каждый добавляет щепотку собственной злобы и обиды, а в ответ получает иллюзию — будто кто-то услышал, будто есть свидетель страдания. В реальности же никакой переработки не происходит: яд остается ядом, только слегка распыленным по чужим лентам.
Парадоксально, но в этом можно увидеть и слабую попытку самопомощи. Человек бессознательно ищет контейнер, который выдержит его агрессию, пусть даже в форме «говно-группки» на полтора землекопа. Он не способен удержать собственный аффект, и потому нуждается в фигуре Другого — пусть анонимного, обезличенного, но все же доступного для агрессии. Это не сила, а слабость; не зрелость, а регрессия в тот самый подростковый возраст, когда легче швырнуть камень в окно соседа, чем признаться себе: я завидую, я злюсь, я чувствую себя ничтожным…
Можно, конечно, презрительно морщиться: мол, «бандерлоги» выплеснули свое. Но, опять же, с т. зр. психоанализа это — симптом боли, которая ищет выхода. Там, где нет навыка работать с чувствами, а терапия кажется «роскошью для слабаков», всегда будет соблазн спрятаться за кнопкой анонимности и сливать туда свои комплексы. Это безопаснее, чем рискнуть сказать напрямую. И тем более — чем рискнуть встретиться с собственным внутренним разъяренным подростком в кабинете у психотерапевта.
Но сочувствие не отменяет факта: анонимный выплеск — это не акт мужества, а испражнение под покровом ночи. Да, оно приносит краткое облегчение, но не освобождает, а лишь закрепляет привычку к примитивной разрядке. Вместо внутренней работы — утыкание в кнопку «отправить анонимно». Вместо созидания — очередная
И здесь у каждого есть выбор. Можно продолжать жить в логике подворотни — где зависть и злость решаются через анонимный слив. А можно рискнуть сделать шаг ко взрослости: научиться контейнировать чувства, выдерживать зависть, перерабатывать обиду и превращать ее в опыт. Для этого, правда, придется или научиться говорить лично, или, о ужас, накопить деньги на терапию — и тогда отпадет нужда гадить втихаря под кустом и отнимать у себя время, которое можно было бы вложить в саморазвитие.
И в заключение — маленькое послание тем, кто, дочитав до этого места, вдруг узнал себя и пожелает «подтвердить свою личность». Возрадуйтесь крохам внимания с моего барского стола. От той, кто не боится называть вещи своими именами и не стесняется «рвать шерсти клок» с
Виктория Павлюченко