Семик и Троица в обрядности русских и мордвы

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4891
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Семик и Троица в обрядности русских и мордвы

Непрочитанное сообщение Цила » Чт май 24, 2018 5:01 pm





На 50-й день после Пасхи начинались троицко-семицкие обряды. Важным днем обрядовых действий был седьмой четверг после Пасхи, именуемый в народе Семик. Материалы исследователей по обрядам и фольклору мордвы показывают неоднородность в проведении семицких обрядов в разных населенных пунктах. В одних селениях они исчезли из быта, в других частично бытовали среди взрослых, в третьих перешли в детскую среду. Основным моментом в праздновании семика был культ дерева. В среду ходили по домам и говорили: «Подайте на бедный семичок Кузеньке». Им подавали продукты, кто что мог. В четверг готовили еду в одном из домов, наряжали куклу березками и шли на старое кладбище. Там они хоронили Кузю (наряженную куклу), после чего шли домой обедать. Молодежь на семик шла в лес, вешала на дерево венок.

Продолжением семицких обрядов являлась Троица. Накануне праздника люди украшали наличники березовыми ветками. В русском с. Дальний Гарт накануне дня Троицы шли на пчельник, где пели песни, водили хороводы, ломали ветки клена. Ветками уряжали избу. Их вешали на наличники, на входную дверь. В каждом селе было место, где собирались девушки и парни со всей деревни. В с. Старые Найманы таким местом являлся родник Лисьма пря, находящийся между двумя улицами села. На поляне, окружающей родник, старо-найманцы делали костер, ставили на него чугун и варили на огне яичницу из яиц и молока, принесенных каждым из дома. В с. Петровка тоже существовал обычай собирать еду по всему селу и готовить в одном доме обед. Потом мо-

лодежь рядилась: женихом и невестой, их родственниками и шла на опушку леса. Девушки плели венки и пели песни:

Я завью, завью венок
Мой душистый.
Алой лентой из косы....
Совью венок своему дружку,
Своему дружку на головушку.

Затем шли к речке, бросали в неё венки: закружится венок на одном месте -жених живет поблизости, поплывет вдоль реки - жених будет с чужой стороны; а если - не приведи Господь! - потонет веночек, то не видать счастья во веки. Придя из леса, всей гурьбой обедали, затем ходили по селу до самого вечера. Все это действо сопровождалось пением, плясками, шутками. В с. Атемар Лямбирского района Мордовии песни пели в Духов день (первый понедельник после святой Троицы). Сходные элементы праздника прослеживаются в мордовских селах. В с. Черная Промза в день святой Троицы хозяйки пекут пироги, булки, ватрушки, красят яйца. Молодые люди идут в лес за галгалаем (ветки деревьев, из которых девушки вяжут венки, а оставшимися ветками украшают окна). Потом идут вдоль села. Подойдут к старшей группе и кричат: «Здравствуйте, деды бородатые, куда старух спрятали?». А у женщин просят угощения: «Бабушка, давай красивые яйца в честь праздника». Затем идут на мост. С моста бросают ветки галгалаев, венки. Если брошенный венок поплывет по воде, то девушка в этом году выйдет замуж. Если поплывет брошенный парнем венок, то его в этом году возьмут в армию. У кого утонет - жди в этом году плохого. Потом все идут к Чан-гуро, на большой луг, где в праздник собираются люди с разных сел района: из Паракина, Черной Промзы, Бузаева, Красной Поляны, Симкина.


Гаврюшова С.А.
КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ РУССКИХ И МОРДВЫ СРЕДНЕГО ПРИСУРЬЯ
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость