Праздник Троицы в середине XX - начале XXI века

Аватара пользователя
Катарина
Сообщения: 789
Зарегистрирован: Ср апр 26, 2017 9:22 pm
Интересы в магии: Энергетика, руны

Праздник Троицы в середине XX - начале XXI века

Непрочитанное сообщение Катарина » Сб май 26, 2018 2:46 pm

ПРАЗДНИК ТРОИЦЫ У СТАРОЖИЛОВ И ЮЖНОРУССКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ АЛТАЯ В СЕРЕДИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА





Семейно-бытовая и социальная жизнь крестьянина выстраивается в диалоге с календарными временными циклами - зимним, весенне-летним, осенним, а также их переходными периодами. Обращение к традициям, календарно-обрядовым комплексам русского населения Алтая предполагает рассмотрение этнокультурной мозаики этих традиций. Изучаемые автором районы (Мамонтовский, Романовский, Алейский, Ча-рышский, Шипуновский, Поспелихинский, Курьинский), расположенные в западной, центральной, южной, юго-западной частях
Алтайского края, включают в себя лесостепную и предгорную зоны с разнообразием природных богатств. Жители сел - потомки старожилов и, в большинстве своем, южнорусских переселенцев XIX - первой половины XX в. (пензенские, рязанские, тамбовские, тобольские, орловские, курские, полтавские, украинские и др. переселенцы).
Причинами миграции их предков являлись поиски «вольных» земель в XIX в., строительство Алтайской железной дороги в начале XX в., столыпинская аграрная реформа. С переселениями связано не только появление нового типа хозяйства, но и формирование на этой основе быта мигрантов, особенностей народных традиций в материальной и духовной культуре [Липинская, 1986. С. 123]. В пореформенное время (до столыпинских преобразований) община сибирских крестьян повторила многие закономерности развития великорусского «мира», воспроизведя их в совершенно новых природно -климатических, экономических, демографических, политических и социальных условиях за более короткий промежуток времени [Якимова, 1998. С. 38]. Сегодня, благодаря некогда закрепившимся традициям этого «мира» на сибирской земле, мы наблюдаем продолжение его традиций в семейно-бытовом и календарно-обрядовом комплексах у потомков старожилов и переселенцев Алтая. (...)

По воспоминаниям информантов, приготовление к празднованию Святой Троицы (1930-1950-е гг.) включало в себя уборку, украшение интерьера дома, приготовление праздничного стола. На всю неделю вывешивали «наряду» 1 «галунцы» 2 на окна и иконы. Традиционным было приготовление лепешек, сдобных калачей, хлеба, варение пива (рязанские переселенцы): «Баба Аня варила пива и другие тоже. Фотиха (по отчеству Фотеевна. - И. А.) к этому дню пекла сдобные калачи, они большие были и витые, бабушки сидели за столом, а мы, дети, ходили по дому и несли украшенные лентами березовые веточки» (Л. В. Жукова, с. Хлопуново Шипуновского района). В четверг перед Троицей проводили домашнюю уборку. «Избы, предварительно вымытыя, выскобленныя или выбеленныя, украшаются внутри и снаружи (перед крыльцом) свежими березками; пол посыпается свежей травой» [Макаренко, 1913. С. 170]. Позже произошел переход от уборки дома, от «мытья» и «шорканья», к побелке или «подбеливанию» домов, других построек к празднику (белой глиной, известью), что не считалось за уборку у старшего поколения: «Я помню, к Пасхе выбелишь, к Троице выбелишь. Мы-то уже белили, а свекровь-то мыла. Весь дом мылся, бревна мылися, голиком шоркали, шоб они желтые были, с песком. А потом, когда стали белить, дак те-то свекровки, которы до этого-то время, сказали: ленивые сношки пошли» (Н. П. Щапова, с. Островное Мамонтовского района). С конца 1960-х гг. традиции комплексной подготовки к празднику начали терять свою актуальность.

Для предотвращения засухи в троицкий период праздновали «сухие» дни, под которыми предполагались запреты на сельскохозяйственные работы на земле, посадку огородных культур, прополку цветущих растений, стирку на северо-востоке России и в центрально-русских областях [Славянские древности, 2012. С. 323]. По отношению к исследуемой территории мы фиксируем аналогичный ряд запретов в «Сухой» четверг (или «Строгий» четверг), который был дополнен просушиванием постели, одежды, других вещей при теплой погоде: «Кухвайку эту сушить (фуфайку. - И. А.), -и то вывешивали в «Сухой» Четверг перед Троицей!» (Л. Ф. Колесова, с. Гилев-Лог Романовского района). При этом запрещались работы в огороде, земле 3.








В семицко-троицкий комплекс входило поминание удушенников и утопленников в субботу перед Троицей, что отмечается повсеместно в переселенческой и старожильческой традиционных культурах. Однако если сегодня ограничиваются посещением кладбища с помином в утренние часы или домашней трапезой, то еще в первой половине XX столетия в этот день было распространено катание яиц по могиле, пение молитв, обходы могил.

Одним из обязательных компонентов Троицкой недели была покраска яиц в желтый или зеленый цвета (П. Ф. Путилина, с. Гилев-Лог Романовского района), а также ритуальные обходы дворов ряжеными: «Пели, плясали! Например, я, баба, наряжусь мужиком, маску надену... хоть черта! Давали и водку, и вино, и хлеб или там печенье, сала кусок. Яйца давали вареные» (А. Р. Тимофеева, с. Гуселетово Романовского района). Эти данные находят подтверждение в других исследованиях: в Шипицинской волости обходы ряжеными девушками своих односельчан в субботу накануне Троицы назывались «цыганить» и заключались в сборе подаяния в виде яиц, муки и пр. [Фурсова, 2003. С. 7]. Яйцами часто одаривали участников весенне-летних ритуалов [Славянские древности, 2012. С. 625]. Обходы дворов на Троицу сохранялись до начала 1960-х гг.

В зависимости от районов расселения этнокультурных групп празднование Троицы проходило в различных местах. К примеру, в с. Бугрышиха Курьинского района (предгорная часть) существовал обычай празднования Троицкого Воскресенья на горе Синюха с восхождением к святым источникам: «Свекровка-то моя, как говорится, была старшая там, между старух. И они в Троицу ходили на Синюху. Все старухи собиралися, узелки собирали с едой и шли» (В. И. Дегтянникова, с. Курья Курьинского района). Е. Ф. Фурсовой отмечается постоянное восхождение групп старушек и женщин в эти места для прочтения молитв, прошений излечения от разного рода женских болезней, а также совершение церемониальных шествий с просьбами о дожде [2005. С. 184]. Автор говорит о том, что традиции восхождений на горы, посещений святых источников на протяжении семидесяти лет существования СССР не прерывались, несмотря на гонения и запреты, закрытие многих церквей [Там же. С. 187]. Можно лишь добавить к описанному материалу, что восхождение из некоторых сел Рудного Алтая совершалось в два дня: «Накануне Троицы шли пешком до Синюхи, там где-то переночевали, на другой день поднималися на Синюху, молилися, спускалися, опять ночевали...» (В. И. Дегтянникова, с. Курья). В с. Тулата Чарышского района, по рассказам старожилов, отмечать Троицу ходили «то на речку, то к утесу» (В. Ф. Вершинин, З. М. Иванова с. Тулата Чарышского района).

В с. Ельцовка Шипуновского района, по рассказам информантов, из-за разливов рек праздничная трапеза была перенесена «в лодку», где ставили стол с печеными изделиями и самоваром, катались и пели песни: «На Троицу всегда наводнение бывает, вода с гор течет и наводнение. Речка Ельцовка разливается. Так вот, люди богатые в то время на лодку садились, ставили самовар, калачи, булочки. Женщины разукрашены, разнаряжены садились в лодку и их по речке катали. И вот они пили чай с самовара, пели песни по речке. это мать моя рассказывала, как их ровесники, родичи катались. Мужики гребут, песни поют, чай пьют. По берегу ротозеи смотрят, кричат, улюлюкают, интересно же!» (В. Усов, с. Ельцовка Шипуновского района). Данная традиция существовала в селе предположительно до конца 1930-х гг.

В степной и лесостепной частях Алтая некоторые обряды (трапеза, завивание венков, кумление, гадание, купально-игровая часть в некоторых местах) проходили в околках, дуброве, гриве, логе, на бугорке, на лужку, у реки и т. д. Субботним утром женщины собирали траву, цветы и ветки берез (за неимением последних, рвали ветки других деревьев) для оформления внутреннего убранства и сельскохозяйственных построек - «богородская трава» (чабрец, тимьян ползучий), «кукушкины слезки», «собачник», «марьины коренья», «огоньки» и др. Однако среди старожильческого населения (а также у тобольских, пензенских, рязанских переселенцев) основным являлась заготовка березовых веток и богородской травы, а также их четкое распределение в интерьере дома. Растения стелили на полу и раскладывали на окна, ветки вставляли в двери и окна (по уголкам), в крышу, калитки, ворота, ограду, вешали в сарае, бане, летней кухне, за ковер, за икону, ставили в баночку с водой на окне, и др. В настоящее время сохраняется традиция украшать сельскохозяйственные постройки рядом с домом березовыми ветками (рис. 1).

В южнорусских областях на Троицу делали «кукушку» [Славянские древности, 2012. С. 321]. Обряд украшения «кукушки» (деревца), с которым затем ходили, пели песни, сохранился в памяти у потомков курских переселенцев в с. Комариха Шипунов-ского района. «Кукушку наряжать - собирались и наряжали всякой тряпочкой, ленточкой. Ленточек навязывали на эту кукушку! Там бабушка или кто в доме. яичницу нажарит. Мы в кусты, накроемся все и сидим. Кукушка - это дерево, береза. И вот навязываем, ходим, поем, а потом садимся кушаем это яичницу» (М. С. Ивлева, с. Ко-мариха Шипуновского района). Исследователи, рассматривая состав участников семицко-троицких гуляний замечают, что уходить с запасом яиц, лепешек и другой еды завивать венки, кумиться было преимущественно девичьим делом [Русские, 1997. С. 638]. Данные информантов о составе участников таких походов расходятся: девушки и парни могли гулять, шутить, играть все вместе, местами же парням запрещалось принимать участие в гуляниях (М. Ф. Рыбина, с. Черная Курья, Т. С. Кулигина, с. Суслово Мамонтовского района). Завивание венков, кумление с обменом вещей (платков, венков, яиц) было характерно больше для девушек у старожилов и некоторых южнорусских переселенцев (курские, рязанские, украинские). У курских переселенцев (с. Комариха Шипуновского района) также существовал обычай «подкумливания» в день Вознесения, кумления на Троицкой неделе и «раскумлевания» несколькими днями позже.

Использование, способы и места утилизации веток (берез) были различными у старожилов и потомков южнорусских переселенческих групп. Полевой материал показывает, что у старожилов и тобольских переселенцев срок хранения березовых веточек варьировался от трех дней до следующего года. В основном же ветки сжигали в печи «грубке» или бане спустя несколько дней (Т. Ф. Лапшина, с. Калмыцкие Мысы Поспелихинского района), иногда пускали по воде (А. Т. Кальная, г. Алейск). Сохранились сведения о выгоне троицкой веточкой коров в стадо (Р. Д. Сычева, с. Гу-селетово Романовского района). Украинские переселенцы клали ветки в огород на грядки (Г. Ф. Копытова, с. Гуселетово Романовского района). Из высохшей богородской травы повсеместно изготовляли подушечки, а где-то ее заваривали для употребления и омовений в бане («россейские»; А. А. Глущенко с. Гилев-Лог Романовского района).

Традиции использования травы после праздника, а также вера в ее целебную силу существует и сегодня. Жители сел и малых городов Алтайского края приходят за травой в храмы, чтобы постоять на ней босыми ногами (рис. 2; 3), а по прошествии трех дней забрать ее домой для заваривания и употребления, тем самым, по их мнению, сохранить себе здоровье, предостеречь от бед свою семью (Н. В. Глашкина, г. Алейск Алейского района).

Как отмечает Т. К. Щеглова, в 1920-е гг. в деревне существовали две сложные системы праздничной культуры: традиционно-религиозная праздничная обрядность, сложившаяся в результате многовекового синтеза языческих, православных и сельскохозяйственных элементов, и формируемая система новых государственных советских праздников [2008. С. 337]. Таким образом, местные культурные традиции невозможно изучать сегодня без учета фактора советской культуры, как и советскую культуру нельзя изучать вне связи с местными традициями [Соколовский, Сорин-Чайков, 1994. С. 161],

Рассматривая деятельность культурно-просветительных учреждений во второй половине XX столетия, можно заметить, что праздник Троицы подвергается серьезной трансформации. Влияние на подобного рода изменения оказали вводимые в череду культурных мероприятий «новые гражданские праздники и обряды», среди которых был и праздник «Русской березки», т. е. Троицы. В ряде писем и документов районных архивов встречается информация о введении «гражданских праздников»: «Новые праздники и обряды в нашем районе проводятся с сентября месяца 1964 года. В 1966 году работа по внедрению в жизнь новых праздников и обрядов значительно улучшилась".
Систематическое проведение праздника «Русской березки» закрепилось с 1970-х гг.: «Регулярно проводить русские праздники и обряды: регистрации новорожденных и новобрачных, проводы Русской Зимы, Русской березки, праздники урожая, траурные митинги односельчан, проводы в Советскую Армию, торжественное вручение паспортов, посвящение в земледельцы и животноводы и др.» 5.
В годовом плане развития культурно-просветительской работы Поспелихинского района (1978 г.) праздник «Русской березки» относится к категории «отдых и развлечение» наряду с конкурсами пения, конкурсами на лучшее доение коров и стрижку овец, бальными танцами, Проводами Русской Зимы 6.
В результате произошло вымывание важной обрядовой составляющей праздника Троицы. Программа мероприятия состояла из концертных номеров, спортивных состязаний: «Праздник березки - это наш праздник Троицы. Обязательно делали концерт, соревнования, футбол играли! Хотя. вроде как какую-то березку срубали и ставили в центр села» (В. А. Иванова, бывший директор ДК в с. Родино Шипуновского района). В перспективной социально-культурной программе на 1982-1985 гг. праздник «Русской березки» позиционируется коллегией управления культуры крайисполкома как театрализованное мероприятие, посвященное сенокосу: «Праздник "Русской березки" - праздник, посвященный началу сенокоса, проводить в июне, ежегодно». (...)

Рассматривая традиционный семицко-троицкий комплекс в современности, мы можем говорить о сохранении у потомков старожилов и южнорусских переселенцев поминального дня, различных способов украшения домашнего убранства, ритуальной пищи. Сегодня праздник Пятидесятницы в центральных и южных районах Алтайского края включает в себя «подготовительные дни» (четверг, пятница), день поминания умерших не своей смертью (субботнее утро), сбор цветов и веток различных деревьев и кустарников (тюльпаны, ирис, чистотел, мята, ветки березы, дуба, дикой смородины) оформление ими дома и дворовых построек (суббота и воскресенье), посещение храма для освещения растительности (воскресенье), встречу за общим столом или выезд «на природу» для общей трапезы и общения. Такие элементы праздника, как запреты «Сухого» Четверга, покраска яиц и приготовление определенного рода выпечки, кумление и традиционные игры среди молодежи, обрядовые обходы дворов постепенно исчезают из практики к началу 1960-х гг., когда реализуются проекты внедрения в жизнь «новых» советских обрядов. Сегодня же мы наблюдаем интерес к традиционным праздникам в городах и сельской местности, что связано с фольклорным движением, целенаправленной культурной политикой РФ и актуализацией этнокультурных традиций.

По материалам статьи И.Ю.Аксеновой

1 Наряда - богато украшенное вышивкой и кружевом полотенце (с. Журавли Романовского района).
2 Галунцы, по воспоминаниям старожилов из с. Хлопуново Шипуновского района, - это полотенца с вышивкой, которые вешали на «Божничку» и окна к большим праздникам.

Фото из сети.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость