МЕЖОБРЯДОВЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ТАМБОВСКОЙ МАСЛЕНИЦЕ
Добавлено: Вт фев 27, 2024 5:06 pm
МЕЖОБРЯДОВЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ТАМБОВСКОЙ МАСЛЕНИЦЕ
(авторы статьи - Ирина Викторовна Поповичева и Полина Николаевна Алпатова)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: "Исследование этнографических материалов по тамбовской масленице показало, что наибольшее количество соответствий, как не странно, масленица имеет с брачными и предбрачными обрядами.
Так, к предсвадебным обычаям у русских относится катание совершеннолетней девицы на санках или в корыте по селу, во время которого предлагали ее в жены желающим (особенно из богатых домов). Ряд интересных примеров из Вологодской и Рязанской областей (а также из Черниговской области Украины) приводит И.А.Морозов, который считает их архаической формой сватовства. «В Вашкинском районе Вологодской области «[Невесту] везут по волости. Это как устареет, да нихто не берёт, так и повезут - «надолобьём». Кто-нибудь уш и везет - может и отец. Надоела, дак повезет. Вот и говорили: «Кому надобна?» Ехали у кого женихи есть». «В Шацком районе Рязанской области этот обычай также был очень распространен. «Нивесту - их рана выдавали-та! - сажають нивесту на салазки и вязуть ие [к тем], у као жинихи. «Сазрела, - стучать в акно, - сазрела, паспела, нихто замуж ни бяреть!» Вот хто жиницца захочить, [то], гаварять, [и] вводють нивесту [в дом]».
Отголосок этих действий звучит в тамбовском обычае утром в понедельник масленичной недели везти девку-засиделку тайком на лошади в лес и оставлять ее там на пеньке; через некоторое время возвращались и забирали девушку домой - говорили, что после этого ее скоро брали замуж. Обычай приобрел символический характер и в то же время сблизился с магическими действиями, обеспечивающими замужество.
Видимо, и записанный в селе Алгасово Моршанского района Тамбовской области обычай искать жениха для соломенной Масленицы, соломенной куклы, одетой в женский наряд, тоже ведет свое происхождение от свадебных «торгов» невестами ("На маслену делали куклу из соломы. Брали сноп соломы, связывали его так, чтобы получилась фигура женщины. Потом наряжали ее. Надевали юбку с лентами, кофту, повязывали цветастый платок. Рисовали ей глаза, губы. Ставили ее в центре и водили вокруг нее хороводы, пели: «Уходи, зима, приходи, весна-красна». Была такая игра. Предлагали куклу молодым ребятам замуж взять, искали ей жениха", - Хорева А.П., 1925 г. р.). Следующая фраза информатора: «Если не возьмут куклу замуж, то ее сожгут. Все отказывались. А када факел подносили, то все к этой кукле кидались, но уже искры в небо летели» -свидетельствует о серьезности совершаемого действа. Как будто, можно было на самом деле взять в жены куклу и спасти ее. Или, как будто, и девушкам угрожали тем же печальным исходом, если они не выйдут замуж. В качестве аналогии можно привести польский обычай «бабский цомпер», совершавшийся в масленичный четверг: ряженые женщины волочили соломенную куклу на рыночную площадь, танцевали, приставали к мужчинам, особенно неженатым, заставляя их плясать с ней, а в кульминационный момент разрывали куклу (Познанское воеводство и другие в центральной Польше). Еще больше аналогий южнорусскому уничтожению Масленицы наблюдается в чешской и словацкой обрядности, где чучело Смерти (Морены) имело две разновидности: либо оно было одето в старые лохмотья и изображало устрашающий персонаж, либо было одето в белое платье или наряд невесты (иногда в костюм последней невесты в селе) и изображало благословенный, желанный образ; чучело в любом случае уничтожалось.
Мы привели здесь западнославянскую параллель потому, что у украинцев и белорусов обряда уничтожения чучела на масленицу не было (кроме единичных упоминаний), а чучело Масленицы в женском облике, которое возили по селу, провожали, а затем хоронили или топили - наиболее характерно для южнорусских областей, хотя встречается также в центральных (Московская, Владимирская) и западных (Псковская) областях, на Севере и в Сибири.
Описанное выше архаическое сватовство, видимо, лежит и в основе обычая возить на салазках соломенное чучело с четверга до прощеного воскресенья, то есть до конца масленицы, а в воскресенье разрывать его на части. ("На маслену девки делали во дворе у кого-нибудь куклу из соломы. Приделывали ей хвост из осоки в три косы. На салазки лажили, катали до воскресенья, а в воскресенье разрывали", - д. Барановка Петровского района. Моисеева Т.П., 1930 г. р.)
С одной стороны, рассмотренные обычаи - это примеры того, как сильно давила традиция на молодежь, вынуждая ее к вступлению в брак. С другой - они позволяют видеть в масленичном соломенном чучеле не только и не столько символ зимы или весны, сколько изображение-символ не вышедших замуж девиц и парней, иначе говоря, форму общественного порицания оставшейся холостой молодежи, форму, функционально соотносимую с украинской, словацкой, словенской, южнорусской и западнорусской «колодкой». Если принять это предположение, то становится объяснимо и логично представление чучела то в женском, то в мужском обличии, то в красивой, то в старой и изодранной одежде, то ношение его по селу, вождение вокруг него хороводов, то разрывание, проклинание, сжигание его.
Помимо действий с соломенной куклой, самым распространенным действом на масленичной неделе было катание в санях, запряженных лошадьми, украшенными лентами и бубенцами. Как показали исследования И.А.Морозова, катание на лошадях могло быть одним из элементов «смотра» невест, характерного не только для масленицы, но также для осенних праздников и святок. Автор приводит описание обычая из Вологодской губернии, где на Крещение после обедни все девушки рассаживались по саням и ехали на иордань. Расписные сани, лучшую дугу, лошадь должен был обеспечить парень-жених, а девушки заботились об их украшении.
На Тамбовщине во время масленичных катаний в сани стелили тулупы, в гривы лошадям вплетали разноцветные ленты, на дугу вешали ленты, полотенца, колокольчики, лошадей покрывали нарядной самотканой накидкой; ездили вокруг села, а иногда и в соседнее ("Санки были все резные, украшенные тулупами. Тулуп стелют и садятся. В гривы лошадям вплетали разноцветные ленты. Дуги обвивали лентами али вышитыми полотенцами с кружевами, к ним подвешивали колокольчики, а на шею лошади бубенцы вешали. Спины лошадям покрывали нарядной самотканой накидкой с кистями или ватолой... Парни девок обязательно катали, какие им нравятся... Катали и богатых, и бедных", - с. Донское Тамбовского района. Бирюкова М.В., 1916 г. р.). Последний факт (катали и богатых, и бедных) хорошо согласуется с предложенной И.А.Морозовым семантикой катания на лошадях как брачной в том смысле, что община была заинтересована в браке любого своего члена, независимо от богатства, скорее - в количестве совершившихся браков, считая, что плодовитость людей может повлиять на плодородие земли и тем самым -на благосостояние всего социума.
Постоянное пересечение масленичных и свадебных элементов продолжается и в сфере этно-музыкальной и игровой. Хороводы, зафиксированные на Тамбовщине в конце масленицы, видимо, также входили в цикл предбрачных и инициационных обрядов. Упоминается участие в хороводах молодоженов, навещавших родню невесты в четверг
("Молодые на маслену оставались с ночлегом. Гуляли здесь, у матери. Шли в хороводы или на горку", - с. Большой Ломовис Пичаевского района. Панова А.И., 1914 г. р.), вождение в воскресенье хороводов в центре села вокруг чучела Масленицы, с пением ("Делали куклу из соломы... Ставили ее в центре и водили вокруг нее хороводы, пели: «Уходи, зима, приходи, весна-красна», - Хорева А.П., 1925 г. р.). Среди песен, сопровождавших хороводы, были «страдания» и другие лирические песни, прочно вошедшие в свадебный репертуар южнорусских земель. В исследовании о южнорусских хороводах (на материале Белгородской области) Л.М. Винарчик писала, что, «видимо, свадебная тематика относится к числу сущностных свойств русских хороводов».
Масленичные гуляния были отмечены особым вниманием к молодым (молодоженам, поженившимся в прошедший мясоед). Этот обычай, очевидно, является по происхождению инициационным. Он был закреплен за масленицей благодаря семантике времени, на которое она приходится, а именно, семантике перехода. «Молодуху, бывало, в снегу кунали ради смеха». - Панова А.И., 1914 г. р. с. Большой Ломовис Пичаевского района. «Молодых, тех, что поженились недавно, натирали снегом». - Комаева А.С., 1919 г. р. с. Алгасово Моршанского района. Эти действия можно трактовать по разному благодаря тому, что в них актуализируется сразу несколько смыслов.
Во-первых, обращает на себя внимание сходство этих обычаев со святочными развлечениями молодежи. Например, в Вологодской губернии (Кадниковский уезд) в середине XIX века во время святочных гуляний была игра «рекрутский набор»: всех детей раздевали, сажали в огромную корзину одного на другого, сверху высыпали корзину снега, а на нее ушат холодной воды, после чего дети выпрыгивали из корзины и бросались одеваться и отогреваться; все это называлось «солить снетки» (то есть огурцы). Сходным образом «продавали рыбу»: в сани накладывали снегу, бросали туда голых ребятишек и везли их «продавать». Общие обрядовые действия (натирание снегом, зарывание в снег, обливание водой) и терминология («солить», «продавать») масленичных обрядов с молодыми и святочных с детьми позволяют видеть в них общий смысл инициации.
Во-вторых, очевидна продуцирующая символика рассмотренных выше масленичных тамбовских обрядов. В подтверждение этого приведем данные из других русских регионов. Например, на северо-востоке от Тамбовской, в Нижегородской губернии обычай зарывать в снег молодоженов назывался зарывать, катать, маслять, но чаще всего - "солить молодых". Солили молодых, когда те гостили у родителей жены. Их вызывали из дома (или останавливали лошадь во время катания) и бросали в снег, при этом стараясь хотя бы частично «обнажить» молодых (платок снимут, сапоги стащат). Этот обряд, подобно «смотрению» молодых, «обкатыванию» их (катанию на лошадях) исполнялся с целью воздействовать на их деторождение и на плодородие земли.
Определенным образом с этим обрядом перекликаются и некоторые наши материалы. Например, в поселке Бондари в конце масленицы «чудаки чудили, могли раздеться, водой облиться», в с. Алгасово «катались на лошадях, чтобы лен был длинный».
Особо надо пояснить признак наготы, обнажения, который «есть самое выразительное проявление праздничной разнузданности, оргиастичности, характерной для наиболее мифологически насыщенных и переломных периодов календаря и ряда других праздников и обычаев. Обнажение - своего рода апогей праздничного хаоса и вседозволенности. Именно поэтому наибольшее число случаев ритуального обнажения приходится на переломные даты славянского календаря: святки, масленицу и Иванов день. Во-вторых, ритуальная нагота <...>, безусловно, связана с тем, что принято называть «комплексом плодородия» и производительным началом. Согласно магической ассоциации, эротические проявления со стороны человека благотворно влияют на производительность земли и скота, и потому расцениваются положительно и даже приветствуются как форма праздничного или ритуального поведения». Как параллели к тамбовским обычаям упомянем масленичные развлечения, зафиксированные на Русском Севере, на Урале и в Сибири: в Пермской губернии в последний день масленицы при стечении народа один или несколько мужиков разыгрывали на улице (на морозе) как «Масленка парится в бане». Этот мужик, изображавший Масленку, раздевался донага, брал веник, входил в «баржу» или «лодку» и там парился на потеху публике. Иногда та же сценка принимала форму пародийного очистительного обряда, которому подвергались все, кто участвовал в масленичных бесчинствах.
Тема плодовитости и рождения потомства звучит и в тамбовском обычае изготавливать дома маленькую соломенную куколку, повязанную платком, называемую домашней Масленицей, соломенной матрешкой. Ее, в отличие от общедеревенской масленицы, не сжигали, а хранили дома. Готовила ее девушка на выданье вместе с приданым, судя по всему, во время рождественского поста. Считалось, что куклу должно выставлять на масленицу потому, что она влияет на плодовитость людей. Говорили, что зять приезжал к теще для того, чтобы зачать детей в доме жены, ведь жили молодые у родителей с четверга до воскресенья. ("В передний угол теща ставила матрешку соломенную. Солому отпрядвали, чтобы она ровненькая была, складывали ее крестом - ручки, головка чтобы получились, одевали в платочек, юбчоночку, ленточками перевязывали. Молодая чучело это делала, когда себе приданное готовила к запою. На масленицу эта чучела домашняя стояла в красном углу. Зять приезжал к теще детей строгать, и, чтобы у молодых дети были, в угол эту матрешку ставили", -Живилков М.М., 1939 г. р. деревня Комаров-ка Бондарского района.).
Очевидно, что куколка, называемая на Тамбовщине Масленицей, а также матрешкой, была символом ребенка и шире - плодовитости вообще. Имя же она получила по названию праздника, который сам имеет ту же семантику плодовитости и будущего плодородия. Параллелью к этому тамбовскому обычаю изготавливать куколку, служит сибирский обычай: на масленой неделе, когда молодожены наносили визит родителям жены, на конек родительского дома устанавливали чучело, что должно было способствовать скорейшему зачатию молодицы.
Определенным образом перекликается с упомянутыми выше обычай рожать первого ребенка в родительском доме молодой, распространенный как у русских, так и у других народов.
Наличие свадебных, родинных, инициационных элементов в масленице объясняется тем, что это было время брачных отношений и свадеб, а также тем, что и масленица, и свадьба в качестве основной имели семантику перехода, прощания со старым и началом нового, так же, как и инициационные обряды..."
(авторы статьи - Ирина Викторовна Поповичева и Полина Николаевна Алпатова)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: "Исследование этнографических материалов по тамбовской масленице показало, что наибольшее количество соответствий, как не странно, масленица имеет с брачными и предбрачными обрядами.
Так, к предсвадебным обычаям у русских относится катание совершеннолетней девицы на санках или в корыте по селу, во время которого предлагали ее в жены желающим (особенно из богатых домов). Ряд интересных примеров из Вологодской и Рязанской областей (а также из Черниговской области Украины) приводит И.А.Морозов, который считает их архаической формой сватовства. «В Вашкинском районе Вологодской области «[Невесту] везут по волости. Это как устареет, да нихто не берёт, так и повезут - «надолобьём». Кто-нибудь уш и везет - может и отец. Надоела, дак повезет. Вот и говорили: «Кому надобна?» Ехали у кого женихи есть». «В Шацком районе Рязанской области этот обычай также был очень распространен. «Нивесту - их рана выдавали-та! - сажають нивесту на салазки и вязуть ие [к тем], у као жинихи. «Сазрела, - стучать в акно, - сазрела, паспела, нихто замуж ни бяреть!» Вот хто жиницца захочить, [то], гаварять, [и] вводють нивесту [в дом]».
Отголосок этих действий звучит в тамбовском обычае утром в понедельник масленичной недели везти девку-засиделку тайком на лошади в лес и оставлять ее там на пеньке; через некоторое время возвращались и забирали девушку домой - говорили, что после этого ее скоро брали замуж. Обычай приобрел символический характер и в то же время сблизился с магическими действиями, обеспечивающими замужество.
Видимо, и записанный в селе Алгасово Моршанского района Тамбовской области обычай искать жениха для соломенной Масленицы, соломенной куклы, одетой в женский наряд, тоже ведет свое происхождение от свадебных «торгов» невестами ("На маслену делали куклу из соломы. Брали сноп соломы, связывали его так, чтобы получилась фигура женщины. Потом наряжали ее. Надевали юбку с лентами, кофту, повязывали цветастый платок. Рисовали ей глаза, губы. Ставили ее в центре и водили вокруг нее хороводы, пели: «Уходи, зима, приходи, весна-красна». Была такая игра. Предлагали куклу молодым ребятам замуж взять, искали ей жениха", - Хорева А.П., 1925 г. р.). Следующая фраза информатора: «Если не возьмут куклу замуж, то ее сожгут. Все отказывались. А када факел подносили, то все к этой кукле кидались, но уже искры в небо летели» -свидетельствует о серьезности совершаемого действа. Как будто, можно было на самом деле взять в жены куклу и спасти ее. Или, как будто, и девушкам угрожали тем же печальным исходом, если они не выйдут замуж. В качестве аналогии можно привести польский обычай «бабский цомпер», совершавшийся в масленичный четверг: ряженые женщины волочили соломенную куклу на рыночную площадь, танцевали, приставали к мужчинам, особенно неженатым, заставляя их плясать с ней, а в кульминационный момент разрывали куклу (Познанское воеводство и другие в центральной Польше). Еще больше аналогий южнорусскому уничтожению Масленицы наблюдается в чешской и словацкой обрядности, где чучело Смерти (Морены) имело две разновидности: либо оно было одето в старые лохмотья и изображало устрашающий персонаж, либо было одето в белое платье или наряд невесты (иногда в костюм последней невесты в селе) и изображало благословенный, желанный образ; чучело в любом случае уничтожалось.
Мы привели здесь западнославянскую параллель потому, что у украинцев и белорусов обряда уничтожения чучела на масленицу не было (кроме единичных упоминаний), а чучело Масленицы в женском облике, которое возили по селу, провожали, а затем хоронили или топили - наиболее характерно для южнорусских областей, хотя встречается также в центральных (Московская, Владимирская) и западных (Псковская) областях, на Севере и в Сибири.
Описанное выше архаическое сватовство, видимо, лежит и в основе обычая возить на салазках соломенное чучело с четверга до прощеного воскресенья, то есть до конца масленицы, а в воскресенье разрывать его на части. ("На маслену девки делали во дворе у кого-нибудь куклу из соломы. Приделывали ей хвост из осоки в три косы. На салазки лажили, катали до воскресенья, а в воскресенье разрывали", - д. Барановка Петровского района. Моисеева Т.П., 1930 г. р.)
С одной стороны, рассмотренные обычаи - это примеры того, как сильно давила традиция на молодежь, вынуждая ее к вступлению в брак. С другой - они позволяют видеть в масленичном соломенном чучеле не только и не столько символ зимы или весны, сколько изображение-символ не вышедших замуж девиц и парней, иначе говоря, форму общественного порицания оставшейся холостой молодежи, форму, функционально соотносимую с украинской, словацкой, словенской, южнорусской и западнорусской «колодкой». Если принять это предположение, то становится объяснимо и логично представление чучела то в женском, то в мужском обличии, то в красивой, то в старой и изодранной одежде, то ношение его по селу, вождение вокруг него хороводов, то разрывание, проклинание, сжигание его.
Помимо действий с соломенной куклой, самым распространенным действом на масленичной неделе было катание в санях, запряженных лошадьми, украшенными лентами и бубенцами. Как показали исследования И.А.Морозова, катание на лошадях могло быть одним из элементов «смотра» невест, характерного не только для масленицы, но также для осенних праздников и святок. Автор приводит описание обычая из Вологодской губернии, где на Крещение после обедни все девушки рассаживались по саням и ехали на иордань. Расписные сани, лучшую дугу, лошадь должен был обеспечить парень-жених, а девушки заботились об их украшении.
На Тамбовщине во время масленичных катаний в сани стелили тулупы, в гривы лошадям вплетали разноцветные ленты, на дугу вешали ленты, полотенца, колокольчики, лошадей покрывали нарядной самотканой накидкой; ездили вокруг села, а иногда и в соседнее ("Санки были все резные, украшенные тулупами. Тулуп стелют и садятся. В гривы лошадям вплетали разноцветные ленты. Дуги обвивали лентами али вышитыми полотенцами с кружевами, к ним подвешивали колокольчики, а на шею лошади бубенцы вешали. Спины лошадям покрывали нарядной самотканой накидкой с кистями или ватолой... Парни девок обязательно катали, какие им нравятся... Катали и богатых, и бедных", - с. Донское Тамбовского района. Бирюкова М.В., 1916 г. р.). Последний факт (катали и богатых, и бедных) хорошо согласуется с предложенной И.А.Морозовым семантикой катания на лошадях как брачной в том смысле, что община была заинтересована в браке любого своего члена, независимо от богатства, скорее - в количестве совершившихся браков, считая, что плодовитость людей может повлиять на плодородие земли и тем самым -на благосостояние всего социума.
Постоянное пересечение масленичных и свадебных элементов продолжается и в сфере этно-музыкальной и игровой. Хороводы, зафиксированные на Тамбовщине в конце масленицы, видимо, также входили в цикл предбрачных и инициационных обрядов. Упоминается участие в хороводах молодоженов, навещавших родню невесты в четверг
("Молодые на маслену оставались с ночлегом. Гуляли здесь, у матери. Шли в хороводы или на горку", - с. Большой Ломовис Пичаевского района. Панова А.И., 1914 г. р.), вождение в воскресенье хороводов в центре села вокруг чучела Масленицы, с пением ("Делали куклу из соломы... Ставили ее в центре и водили вокруг нее хороводы, пели: «Уходи, зима, приходи, весна-красна», - Хорева А.П., 1925 г. р.). Среди песен, сопровождавших хороводы, были «страдания» и другие лирические песни, прочно вошедшие в свадебный репертуар южнорусских земель. В исследовании о южнорусских хороводах (на материале Белгородской области) Л.М. Винарчик писала, что, «видимо, свадебная тематика относится к числу сущностных свойств русских хороводов».
Масленичные гуляния были отмечены особым вниманием к молодым (молодоженам, поженившимся в прошедший мясоед). Этот обычай, очевидно, является по происхождению инициационным. Он был закреплен за масленицей благодаря семантике времени, на которое она приходится, а именно, семантике перехода. «Молодуху, бывало, в снегу кунали ради смеха». - Панова А.И., 1914 г. р. с. Большой Ломовис Пичаевского района. «Молодых, тех, что поженились недавно, натирали снегом». - Комаева А.С., 1919 г. р. с. Алгасово Моршанского района. Эти действия можно трактовать по разному благодаря тому, что в них актуализируется сразу несколько смыслов.
Во-первых, обращает на себя внимание сходство этих обычаев со святочными развлечениями молодежи. Например, в Вологодской губернии (Кадниковский уезд) в середине XIX века во время святочных гуляний была игра «рекрутский набор»: всех детей раздевали, сажали в огромную корзину одного на другого, сверху высыпали корзину снега, а на нее ушат холодной воды, после чего дети выпрыгивали из корзины и бросались одеваться и отогреваться; все это называлось «солить снетки» (то есть огурцы). Сходным образом «продавали рыбу»: в сани накладывали снегу, бросали туда голых ребятишек и везли их «продавать». Общие обрядовые действия (натирание снегом, зарывание в снег, обливание водой) и терминология («солить», «продавать») масленичных обрядов с молодыми и святочных с детьми позволяют видеть в них общий смысл инициации.
Во-вторых, очевидна продуцирующая символика рассмотренных выше масленичных тамбовских обрядов. В подтверждение этого приведем данные из других русских регионов. Например, на северо-востоке от Тамбовской, в Нижегородской губернии обычай зарывать в снег молодоженов назывался зарывать, катать, маслять, но чаще всего - "солить молодых". Солили молодых, когда те гостили у родителей жены. Их вызывали из дома (или останавливали лошадь во время катания) и бросали в снег, при этом стараясь хотя бы частично «обнажить» молодых (платок снимут, сапоги стащат). Этот обряд, подобно «смотрению» молодых, «обкатыванию» их (катанию на лошадях) исполнялся с целью воздействовать на их деторождение и на плодородие земли.
Определенным образом с этим обрядом перекликаются и некоторые наши материалы. Например, в поселке Бондари в конце масленицы «чудаки чудили, могли раздеться, водой облиться», в с. Алгасово «катались на лошадях, чтобы лен был длинный».
Особо надо пояснить признак наготы, обнажения, который «есть самое выразительное проявление праздничной разнузданности, оргиастичности, характерной для наиболее мифологически насыщенных и переломных периодов календаря и ряда других праздников и обычаев. Обнажение - своего рода апогей праздничного хаоса и вседозволенности. Именно поэтому наибольшее число случаев ритуального обнажения приходится на переломные даты славянского календаря: святки, масленицу и Иванов день. Во-вторых, ритуальная нагота <...>, безусловно, связана с тем, что принято называть «комплексом плодородия» и производительным началом. Согласно магической ассоциации, эротические проявления со стороны человека благотворно влияют на производительность земли и скота, и потому расцениваются положительно и даже приветствуются как форма праздничного или ритуального поведения». Как параллели к тамбовским обычаям упомянем масленичные развлечения, зафиксированные на Русском Севере, на Урале и в Сибири: в Пермской губернии в последний день масленицы при стечении народа один или несколько мужиков разыгрывали на улице (на морозе) как «Масленка парится в бане». Этот мужик, изображавший Масленку, раздевался донага, брал веник, входил в «баржу» или «лодку» и там парился на потеху публике. Иногда та же сценка принимала форму пародийного очистительного обряда, которому подвергались все, кто участвовал в масленичных бесчинствах.
Тема плодовитости и рождения потомства звучит и в тамбовском обычае изготавливать дома маленькую соломенную куколку, повязанную платком, называемую домашней Масленицей, соломенной матрешкой. Ее, в отличие от общедеревенской масленицы, не сжигали, а хранили дома. Готовила ее девушка на выданье вместе с приданым, судя по всему, во время рождественского поста. Считалось, что куклу должно выставлять на масленицу потому, что она влияет на плодовитость людей. Говорили, что зять приезжал к теще для того, чтобы зачать детей в доме жены, ведь жили молодые у родителей с четверга до воскресенья. ("В передний угол теща ставила матрешку соломенную. Солому отпрядвали, чтобы она ровненькая была, складывали ее крестом - ручки, головка чтобы получились, одевали в платочек, юбчоночку, ленточками перевязывали. Молодая чучело это делала, когда себе приданное готовила к запою. На масленицу эта чучела домашняя стояла в красном углу. Зять приезжал к теще детей строгать, и, чтобы у молодых дети были, в угол эту матрешку ставили", -Живилков М.М., 1939 г. р. деревня Комаров-ка Бондарского района.).
Очевидно, что куколка, называемая на Тамбовщине Масленицей, а также матрешкой, была символом ребенка и шире - плодовитости вообще. Имя же она получила по названию праздника, который сам имеет ту же семантику плодовитости и будущего плодородия. Параллелью к этому тамбовскому обычаю изготавливать куколку, служит сибирский обычай: на масленой неделе, когда молодожены наносили визит родителям жены, на конек родительского дома устанавливали чучело, что должно было способствовать скорейшему зачатию молодицы.
Определенным образом перекликается с упомянутыми выше обычай рожать первого ребенка в родительском доме молодой, распространенный как у русских, так и у других народов.
Наличие свадебных, родинных, инициационных элементов в масленице объясняется тем, что это было время брачных отношений и свадеб, а также тем, что и масленица, и свадьба в качестве основной имели семантику перехода, прощания со старым и началом нового, так же, как и инициационные обряды..."