Русальная обрядность: торжественные поминки на Троицкой неделе

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Русальная обрядность: торжественные поминки на Троицкой неделе

Непрочитанное сообщение Цила » Вт май 22, 2018 10:58 am

Руса́льная неде́ля (также Троицкая неделя, Греная неделя, Проводы русалок) — в славянском народном календаре троицкая (начиная с Троицы), реже — предшествующая Троице неделя. Считалось, что на Семик или в Троицын день русалки выходят из воды и пребывают на земле.







🔹С Семика действовали многочисленные запреты и обычаи, например, повсеместным был запрет на большие работы, опасались ходить в лес, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься ткачеством, шитьём, рукоделием. Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, — это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе.

🔹В Русальную неделю следовало задабривать русалок — тогда можно было рассчитывать на их помощь. Для них устраивают в лесу всевозможные увеселения:
- на деревьях вешают венки, чтобы они могли качаться;
- устраивают для них в лесу или у воды угощенье, торжественные поминки;
- кумятся (т.е. заключают временный братский союз) с ними около свитых вокруг деревьев венков и т.д.

🔹В некоторых местах доныне сохранился обычай, что в русальную неделю развешивают по деревьям полотно, которое будто бы мавки и русалки берут себе на рубашки. Иные суеверы раскладывают еще горячий хлеб по окнам, думая, что паром его бывают сыты русалки.

🔹Первое упоминание о русалиях содержится в Лаврентьевской летописи (под 1068 г.). В контексте осуждения языческого обычая призывания «дьявола» для предотвращения засухи: «Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи». В более поздних памятниках Русалии характеризуются как «бесовские игрища» и «потехи с плясанием», песнями, с ряжением в маски животных и т. п. Во время Русалий песни и гуляния затягивались далеко за полночь. Церковь к подобным праздникам относилась крайне отрицательно.

🔹По русалкам устраиваются торжественные поминки, нередко превращающиеся в настоящие похороны: русалку в виде соломенной куклы топят, сжигают, выбрасывают, однако в могиле не хоронят.

Также Семик совершают обряды в честь всех заложных покойников, а не только тех, которые превратились в русалок. Это поминки в месте их временного захоронения, а также в местах древних языческих погребений (рус. жальник), которые отличаются общим весельем и сопровождаются музыкой и свистом, причем последний, очевидно, должен отпугивать нечистую силу.

🔹Устраивание ритуальных поминок должно было заменить обычные похороны и тем самым уберечь крестьян от опасностей, связанных с заложными покойниками – загубленные посевы, весенние холода и заморозки, летние засухи.

🔹На могилы заложных покойников бросают деньги и яйца; это можно считать жертвоприношением злым покойникам, насылающим на людей болезни. Украинцы перед Троицей красят яйца желтой краской и раздают их детям на память об утонувших и мертворожденных младенцах.

🔹Кроме того, они бросают друг в друга печеные яйца и глиняные шарики; кое-где устраивают кулачные бои – пережиток древних тризн. Во время таких сборищ выставляют на продажу кроме дудок глиняные фигурки, которые раньше, вероятно, являлись символической жертвой заложным покойникам.

Источники:
Д.К. Зеленин "Восточнославянская этнография"
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя