Техника гадания на Огаме

Аватара пользователя
Элизабетт
Сообщения: 901
Зарегистрирован: Пт май 05, 2017 3:09 pm
Интересы в магии: Ритуальная магия, мантика

Техника гадания на Огаме

Непрочитанное сообщение Элизабетт » Чт май 11, 2017 6:58 pm

Одной из основных функций Огама наряду с магией были предсказания. Причем если писать на Огаме могли только просвещенные слои кельтского общества (друиды, барды, реже-короли), то гадали на Огаме не только они, но и сельские колдуньи (об этом упоминает Королев в «Древнейших памятниках ирландского языка»), несмотря на то, что часто они не знали саму письменность, для них Огам был священной системой символов, а не алфавитом.

Существует множество подтверждений того, что Огам использовался в предсказаниях.
Так, «Книга Бэллимоут» пишет, что с помощью Огама определяли пол еще не рожденного ребенка. В других источниках упоминается об использовании Огама при рассмотрении дел в суде: бросали на пол деревянные чурки с вырезанными буквами Огама и по результатам судили о виновности или невиновности человека, подозреваемого в совершенном без свидетелей преступлении.
В отрывке книги «Seanchus Mor» речь идет о втором методе гадания на судах. Если возникали какие-то сомнения, вопрос решался при помощи трех деревянных жребиев. Из складывали в мешок, а потом доставали по очереди, на основании того, как они выкладывались, и выносилось решение.
На гадания указывают также выражения crann-chur (ирл.), prenn-denn, teuren-prenn (брет.), которые переводятся как "гадать", но в подстрочном переводе означают "бросать дерево".
Способов гадания на Огаме существовало несколько. Вероятнее всего они возникали в разное время, но использовались так или иначе все.
С уверенностью можно сказать, что в гадании на огаме никогда не участвовала только одна фэдха. Видимо потому, что это дает слишком большой пласт информации, который нечем скорректировать. Как видно из примеров гадания в судах, использовались как минимум три фэдхи, поскольку три – минимальное число, дающее достаточно уточнений и дополнений. А если мы вспомним, что могут выпасть две фэдхи, одна из которых дополняет вторую, и которые читаются как одна фэдха, число три становится еще более понятным и целесообразным. Использование одной фэдхи было характерно только в магии, так что при всей кажущейся легкости, не советую вам вытаскивать в гадании только один став. Чтобы верно прочитать одну единственную фэдху мастерства нужно больше, чем для чтения целых пяти.
Итак, я опишу известные способы гадания на Огаме в порядке их предположительного возникновения. Повторюсь, что они все рабочие, вопрос в том, какой из них покажется более удобен лично вам.
Первый способ, он же предположительно самый древний. Говорить об этом с уверенностью трудно, поскольку отсутствуют письменные источники старше средневековых трактатов и огамических камней 1-2 веков, которые о гадании не говорят вовсе.
Самым первым и древним этот способ считается потому, что Огам представляет собой не набор обработанных и подобных ставов, а срезанные наискось ветви деревьев, на срезе фэдхи и вырезались. Во время гадания веточки помещались в сосуд, который потом энергично встряхивался, чтобы несколько фэдх выпали. А после этого смотрели как и какие фэдхи выпали. Скорее всего именно этим способом пользовались в деревнях, хотя подтверждений этому нет.
Чтобы сделать такой огамический набор, брались ветви тиса, березы или по ветке каждого из деревьев Огама.

Следующие способы связаны с использованием огамических ставов – обработанных кусочков дерева, одинаковых по размеру и чаще всего березовых, реже тисовых. Если с веточками проблема верха и низа фэдхи не стояла, но со ставами они появляется. Переворачиваясь, первая семья запросто становится второй и сложно понять, что же выпало – Боярышник или Береза. Чтобы не путаться, многие гадающие на Огаме делают засечки вверху става. Это делается не для того, чтобы определить прямые и перевернутые значения, их в огаме нет, а для того, чтобы узнать, какое перед нами дерево.

Некоторые исследователи утверждают, что первые ставы выглядели как 4 чурочки с 4 гранями, причем одна грань была пустой. Это значит так же и то, что при гадании использовалась только семьи согласных фэдх.
Итак, второй способ гадания на огаме, с использованием ставов описан в примерах о судебных разбирательствах. Или вытягивание из мешочка фэдх по очереди, при этом смотрят, какая выпала первой, какая за ней, какая последней. Принцип тот же, что и при составлении огамических связок. Соответственно значение первой фэдхи является базовым, остальные ее корректируют.
Третий способ – из мешочка берется горсть ставов, и они бросаются, смотрят, какие оказались открыты и как они расположены относительно друг друга. На мой взгляд этот способ не очень удобен, поскольку трудно определить ведущую фэдху и принцип коррекции ее значения.
Четвертый способ. Его можно назвать модификацией третьего. Здесь ставы тоже берутся горстью. Впрочем, при бросании могут использоваться и веточки, а не только ставы.
Итак, ставы тоже выбрасываются, но падают они не просто на землю, а на гадательный круг, разделенный на 4 сектора. Другие названия этого круга – окно и колесо, чье существование подтверждается историческими источниками.
Известно, что Друид Мог Руитх в своей прорицательской деятельности пользовался колесом, от которого происходит его имя: "Мог Руитх, откуда взялось это имя? Об этом сказать нетрудно. Ротх, сын Риголла, вырастил его, и этот Ротх был знаменитым друидом, оттого его звали служителем Ротха. Или, скорее, Мог Руитх означает "жрец колес", потому что с помощью деревянных колес он делал свои друидические предсказания" (с) Coir Anmann
Эти колеса упоминаются в др. источниках как roth ramhach - суковатые колеса. Суковатые или деревянные колеса вероятно могут означать как само физическое колесо, разделенное на сектора, так и указание на дерево Огама.

Вся беда окна Фиона в том, что оно стало предметом домыслов и разнообразных теорий. Нигде не написано, что с ним делать и как. Но учитывая сведенья об использовании колеса при гадании, которое представляло собой круг, поделенный на сектора, мы создали свою собственную теорию, которая кажется нам наиболее близкой к оригиналу.
На окне Фиона изображены фэдхи группы дифтонгов, которые в огаме появились довольно поздно, если уж гласное семейство кажется лишним и утяжеляет систему, то дифтонги и подавно, поэтому мы исключили дифтонги из гадательного круга.
Еще одна беда окна Фиона – современными практиками (вроде Грейвса) главные семейства огама ориентированы по таким праздникам как Йоль, Мабон, Лита и Остара, а главные кельтские праздники (Самайн, Белтайн, Имболк и Лугнаса) отданы в веденье дифтонгов. Претензий много к этой теории. Йоль и прочие – не исконно кельтские праздники, а Огам не завязан на Колесо года в такой степени. Он связан только с двумя поворотными точками, когда смешиваются миры – Белтайн и Самайн.
Итак, в круге 4 зоны, в том числе и зона дополнительной гласной семьи. Значение фэдхи корректируется в зависимости от того, в какой сектор упадет фэдха.

Понять эту хитрую схемку проще всего на примерах.
Возьмем фэдху Бьех.
Для фэдхи «родной» сектор – верхний правый. И в этом секторе фэдха приобретает исключительно положительные значения – начало нового периода, рост, развитие, жизненная сила, выздоровление и т.п.
Второй сектор – зона Боярышника. В целом движение по кругу происходит по часовой стрелке, и если Бьех попадает в зону Хуах, то мы видим движение как бы «от» Бьех, таким образом в зоне Боярышника для Бьех и прочих деревьев ее семейства получаем значения, направленные вовне человека, то есть значения, которые касаются социума и внешней стороны его жизни, не всегда положительные при этом – новое дело, новый период в жизни, смена социального статуса и так далее.
Третий сектор – зона семьи Муин, а для семьи Бьех этот сектор противоположен, поэтому в этой зоне мы имеем весь набор отрицательных значений Бьех - Препятствие развитию, цепляние за прошлое и/или привычное, нежелание перемен, отсутствие роста, сниженный иммунитет и так далее.
Четвертый сектор – зона Алма. Из этой зоны мы движемся уже «к» зоне Бьех, поэтому в этом секторе на первый план выходят внутри личностные значения фэдхи Бьех – здоровье, трансформации, личностный рост, взросление и т.п.
Соответственно описанная схема зон действует для всех семей, меняются только внутренние, внешние и негативные стороны в зависимости от семьи.
Так, для Боярышника негативная зона – зона Альма, зона внешнего – Муин, зона внутреннего – Бьех.
Для Муин негативная зона – зона Бьех, зона внешнего – Альм, зона внутреннего – Хуах.
Для Альма и его семьи негативная зона – Хуах, зона внешнего – Бьех, зона внутреннего – Муин.
Кроме того, если фэдха попала в центр круга, то читается ее трансцендентное значение.
При выпадении нескольких фетх сразу первым делом делается коррекция на зону для каждой фэдхи, а потом их взаимосвязь, начиная с наиболее гармоничной фэдхи и далее по часовой стрелке.

Darasidhe

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость