Интересное об огамических надписях

Аватара пользователя
Кэточка
Сообщения: 807
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2017 10:36 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Ритуалы, символы и знаки, всякая мантика

Интересное об огамических надписях

Непрочитанное сообщение Кэточка » Сб май 13, 2017 7:19 pm

АРХЕОЛОГИЯ

Изображение

Большинство камней или столпов с огамическими надписями обнаружено стоящими в поле или на вершине холма, вне какого-либо археологического контекста. Иногда их обнаруживают на кладбищах среди прочих могильных камней. Довольно часто они использовались ирландскими крестьянами и вмуровывались в стены домов и хозяйственных построек, а также служили ступеньками на пороге дома. Естественно, что в таких условиях не приходится говорить о какой-либо датировке.

Во время археологических раскопок озерного поселения в центральной Ирландии был обнаружен неожиданный реликт. Речь идет об игральной кости продолговатой формы, на ее сторонах цифры 1-4 и 6 обозначены соответствующим количеством точек, а цифра 5 заменена огамическим знаком для буквы "V", что является своеобразным ребусным обозначением. Как отмечает Х.Хенкен, изготовителю этой кости явно были известны как огамическое письмо, так и римская нумерация. Игральная кость датируется II веком н.э.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АРЕАЛ ОГАМИЧЕСКИХ НАДПИСЕЙ

Изображение

Из почти 350 огамических надписей подавляющее большинство - около 300 - обнаружено в Ирландии. В Уэльсе найдено 40 надписей, большинство из них - латино-огамические - располагаются в районах древней ирландской колонизации (3-4 века). На острове Мэн обнаружено шесть надписей, в Шотландии - две надписи, обе на крайнем юго-западе, на территории королевства Далриада.

Таким образом, очевидно, что огамические надписи обнаружены только там, где располагались (по историческим источникам) колонии либо постоянные поселения ирландцев или скоттов, как их называют римские источники того времени.


Вопреки некоторым утверждениям на континенте Европы не обнаружено ни одной огамической надписи; все упоминаемые в специальной литературе случаи оказывались либо подделками, либо случайными царапинами на камне, кости или другом материале.

Что же касается распределения надписей на территории самой Ирландии, то вырисовывается следующая, весьма любопытная картина. Из 300 с небольшим надписей 258 обнаружены в пределах графств южной провинции Мунстер: Керри, Корк и Уотерфорд.

ДРУГИЕ ОГАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Кроме основного огамического алфавита существуют еще более ста его разновидностей, представляющих собой искусственно разработанные средневековыми схоластами криптографические варианты, никогда или почти никогда реально не использовавшиеся, например, "огам свиней", "огам рек", "огам трав", "огам святых" и т.п. Реально зафиксирован на камнях только "огам деревьев". В отличии от ранних надписей на камне, в поздний период этот алфавит являлся магической тайнописью или служил для разного рода "ученых" упражнений и применялся в книжных вариантах. Огаму учили в монастырских и бардовских школах.

ФУНКЦИИ ОГАМИЧЕСКИХ НАДПИСЕЙ

Древнеирландская литература определяет основной функцией огамического алфавита магическую: вырезанные обычно на дереве отдельные знаки или слова служат для заклятья, предупреждения несчастья или колдовства.

Однако функция надписей на камнях гораздо более прозаическая. Большинство исследователей едино во мнении, что они представляют собой эпитафии, т.е. надгробные надписи. Затруднение состоит в том, что лишь под очень небольшим числом камней при раскопках удалось обнаружить нечто, похожее на захоронение. Возможно, это объясняется тем, что большинство этих плит и валунов было перемещено со своего первоначального места для строительных и прочих целей. огам

Возможно также, что это связано с кельтским обычаем создания кенотафов, т.е. надгробных и памятных камней без захоронения.

Так же есть другое использование камней с огамическими надписями. В комментариях к текстам древних законов неоднократно упоминается о том, что документом о праве на землю является "огам на вертикально стоящем камне". Т.е. камни служат неким памятным межевым столпом, по мнению исследователя Ч.Пламмера, это подтверждается в тех случаях, когда в огамической надписи фигурируют два лица.

МАГИЯ И МИФОЛОГИЯ ОГАМА


Теперь сделаем отступление и познакомимся с персонажем, в честь которого этот тип письма и был назван. Изобретение магического огамического письма приписывалось богу Огме, от имени которого и пошло название этого способа письменности. В ирландской традиции Огма - один из богов Племени Богини Дану, назывался "Солнечноликим", сочетал огромную физическую силу с провидческим даром и искушённостью в поэтическом ремесле, пал во второй битве при Мойтуре с фоморами.

В "Книге из Баллимота" говорится:

"Именно Огма, очень искусный в знании языков и в поэзии, был изобретателем огамов; они предназначаются для записей тайных речей, понятных только знающим и хранимых в секрете от бедняков и простых людей... Огамом эту письменность назвал сам Огма. Слово "огам" происходит от "ghuaim" или "guaim", то есть мудрость, посредством которой барды приобретают способность сочинительства, потому что ирландские барды произносят свои стихи при посредстве его ветвей. Первый стих, написанный огамом, называется "Soim". Он был написан на бересте и отдан Лугху, сыну Этлема..."

Греческий писатель Лукиан (II век н.э.) писал, что во время своего странствия по Галлии он увидел изображение старика, одетого в львиную шкуру, язык которого тонкими золотыми и янтарными цепочками был соединен с ушами следующих за ним людей. Один галл, знающий греческий, разъяснил Лукиану, что старик - это аллегория красноречия и имя ему Огмиос. Изображен Огмиос в образе Геракла, одетого в львиную шкуру, поскольку кельты считали, что красноречие обладает большей силой, чем физическая мощь, и достигает своей вершины в старости.

В ирландской мифологии бог Огма известен так же своей воинственностью, вместе с Лугом и Дагдой и другими богами он сражался против фоморов.

Как уже говорилось выше огамическое письмо не является вариантом запоминания или передачи знания, это практическое приложение магии и букв, подвластных богу-вязателю Огме: письмо, фиксация в материи формулы или имени, запечатлевается навеки, придает действенность проклятию или заклинанию на столько, сколько будет существовать материал надписи, дерево, камень или металл. Отсюда можно понять, какую угрозу и какое благо оно может представлять. Записанное проклятие было еще более серьезным, чем устная сатира, которой достаточно было всего-навсего умертвить того, кто стал ее жертвой.

Так же упоминаются обереги, которые делались из небольших палочек. На них огамом вырезали охранные заклятия. Такие обереги носили на одежде или хранили дома. Подобные же палочки с огамом использовались для ворожбы.

О сакральном значении Алфавита Деревьев смотрите так же главу 10 и главу 11 "Белой Богини" Роберта Грейвса.


СЛОВАРЬ ОГАМИЧЕСКИХ НАДПИСЕЙ


Словарь существующих огамических надписей принято делить на две группы: имена собственные и апеллативы, которых очень мало. Большинство огамических надписей на камнях стоят в родительном падеже.

AB
"аббат" В древнеирландском выступает в орфографических вариантах ap, ab, abb, заимствовано непосредственно из латинского (аbbas).
AILITIR
"пилигрим", в древнеирландском языке ailithir - "странник, человек из другой страны".
ANM "имя".
AVI "внук" в значении "потомок вообще".
AVVI связано с индоевропейским "дед" - *awos. Позднее эта форма перешла в uí.
CELI


"слуга, вассал". В древнеирландском это слово имело широкий круг значений: "слуга, вассал, подданный; товарищ, спутник, коллега". Вполне возможно, что в огамический период это слово имело значение "спутник вождя".
КOI
"здесь", наречие. Восходит к индоевропейской основе указательного местоимения.
ESSI "он есть", глагол.
INIGENA "дочь", в древнеирландском - ingen.
LIE
"камень", возможно в смысле "огамический камень", в древнеирландском - lía.
MAGUNO "слуга, раб", входит в состав других слов.
МAQI
"сын" в родительном падеже, другие формы: MAQQI, MACI, MAIC, MAC, MACCI и еще несколько, более редких.
ME "мой", притяжательное местоимение.
MEMOR "памятник, надгробный камень".
MOSAC "мальчик, слуга", вероятно происходит от слова mossach "грязный".
MUCOI
"потомок". В древнеирландских рукописях это слово писалось moccu или maccu, а также macc úa "сын внука".
NETA "племянник, сын сестры", а так же "воин, герой, воитель".
QRIMITIR
"священник". Заимствовано из латыни (presbyter) через посредство древнебриттского premter.
SANGTI "святой". Заимствование из латыни (sanctus).
TOVISACI
"предводитель". Видимо происходит от древнеирландского toisech "первый, главный, вождь, руководитель племени или клана".
TRIA "три".
VELITAS "поэт, филид". В древнеирландском языке - fili, множественное число filed.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость