Лучшее время для медитации - какое выбрать

Аватара пользователя
Earnwulf
Сообщения: 320
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 1:05 pm
Откуда: Москва
Интересы в магии: Северная Традиция, Таро, китайская метафизика
Род занятий: Руническая магия, мантика, целительство, Ба Цзы, Фэн Шуй
Контактная информация:

Лучшее время для медитации - какое выбрать

Непрочитанное сообщение Earnwulf » Пн сен 17, 2018 9:28 pm

Изображение

Каждый, кто встал на путь достижения духовного пробуждения и стремится к правильной жизни, так или иначе знаком с медитацией. Кто-то использует ее для успокоения и расслабления, другие – для познания собственной природы, третьи – в стремлении освободиться от оков сансары.

Основа правильной медитации – знание особой техники, которая для каждого может быть разной, выбор правильного места и главное – постоянная практика. Также очень важно подобрать благоприятное время, которое увеличит пользу от практики. Лучшее время для медитации – это и есть тема нашей сегодняшней беседы.

Сегодняшняя статья расскажет, в какое время лучше заниматься медитативными практиками, какой совет дают на этот счет различные буддийские направления, в частности, тхеравада, тибетский буддизм и дзен. Мы подскажем, как найти идеальный момент для медитации – ответ на этот вопрос можно найти ниже.

Буддийская медитация

Медитации занимают важное место в жизни буддистов. Так, например, ваджраяна утверждает, что путем постоянных медитативных практик вкупе с соблюдением других правил можно достичь состояния будды уже в этой жизни, а в махаяне и хинаяне этот путь приближает к пробуждению в следующих перерождениях. Без них также не представляется возможным достижение архатства в тхераваде.

Изображение

Медитация в буддизме – это совокупность духовных практик, которые в конечном итоге способны привести к постижению состояния пробужденности, бесконечной любви, сострадания, к разрыву круговорота сансары, достижению нирваны.

Эти практики могут состоять из наблюдения, направленного внутрь себя, направления внимания, развития интуиции. Иногда медитацию условно разделяют на практику действия и созерцания.

Здесь важно упорство и постоянство. Достигнув определенного уровня, не стоит бросать практики – важен не просто результат, а сам процесс, в ходе которого человек может лучше исследовать себя и окружающий мир.

Сам великий Учитель Будда не бросил медитативные практики, даже когда достиг состояния просветления.

В практиках важно абстрагироваться от внешнего мира с его будничной суетой, поэтому для этого процесса должно быть отведено особое, тихое, спокойное, благостное место, куда нужно возвращаться ежедневно в определенное время суток.

Изображение

Нет строгих правил на этот счет – каждый человек должен найти свое время, которое подходит именно ему, чтобы сконцентрировать внимание вовнутрь и на время отрешиться от повседневности. Опыт разных буддийских школ может нам подсказать, когда лучше делать подобные «перерывы для души».

Лучшее время в разных школах буддизма

Тхеравада

Известный в Таиланде Учитель тхеравадинского толка сказал: «Если у вас есть время, чтобы дышать, то у вас есть время на медитацию».

Сложно с ним не согласиться. Пример тому – монахи течения тхеравады, ортодоксальные в своих взглядах. Вся их жизнь посвящена духовному служению, а каждый день строится по строгому расписанию.

Они поднимаются с постели рано утром, до первых лучей солнца, и так же рано отходят ко сну. Первое, с чего начинается их день – медитация. Монахи уверенны, что утро – самое подходящее время для практики.

До рассвета наша планета спокойна, ее не тревожит мирская суета, природа источает спокойствие, а животная суть внутри человека спит. Также спит человеческое непробужденное сознание, которое всегда блуждает и не дает отречься от ненужных дум. Энергия, которая поступает в тело и наполняет душу утром, остается до конца дня.

Изображение

Монахи тхеравадинского буддизма практикуют несколько раз в день – утром, днем, вечером – в определенные часы, достаточно долго, усердно. Конечно, строго следовать их примеру в современных реалиях с нехваткой времени, постоянной занятостью и погруженностью в работу для многих не представляется возможным.

Все же людям, стремящимся к просветлению, следует выделять хотя бы 30-40 минут в день, чтобы заняться своим духовным развитием. Если медитировать один раз в день, лучше выбрать для этого утренние часы, сразу после пробуждения. При этом просыпаться следует как можно раньше – с 4 до 6 часов.

Отлично работает также вечерняя медитация – она помогает расслабиться после трудового дня, успокоить ум, прислушаться к внутреннему, настоящему «я». Идеальное время для этого – час до и час после захода солнца. Во многих странах, поддерживающих тхераваду, это время приходится на 18-20 часов.

Сложность вечерней практики заключается в том, что людям после сложного рабочего дня бывает нелегко прекратить поток мирских мыслей о проблемах, навалившихся за день. Настроиться на правильный лад поможет омовение – в городской реальности это обычный душ – или беседа с духовным наставником, с человеком, который следует правильным путем.

Как в любом деле, в медитациях все циклично: в одни дни она будет даваться легко, в другие – с трудом. Важно сохранять спокойствие и проявлять упорство.

Тем счастливчикам, которые могут заняться практикой еще и днем, стоит выбрать послеобеденное время – с 15 до 17 часов. Конечно, следует придерживаться приблизительно одинаковой продолжительности медитаций. Но если обстоятельства не позволяют, то в дневное время хорошо позаниматься хотя бы 15-20 минут.

Изображение

Здесь есть одна сложность – днем сконцентрироваться бывает еще сложнее, чем в утреннее или вечернее время. Поэтому важно делать это постоянно, чтобы времени на успокоение и расслабление уходило меньше.

Медитировать можно и ночью – в том случае, если вы привыкли быть в это время активным. Такая привычка особенно может помочь людям, страдающим бессонницей, нарушениями сна. Всего 15-20 минут в день – и через некоторое время о лекарствах и седативных средствах можно забыть.

Тибетский буддизм

Стоит поучиться медитации у тибетских монахов, таких спокойных, невозмутимых, сильных телом и духом. Проснувшись около 6 утра, они на заре отправляются на групповые практики, которые включают в себя физические упражнения, закаливание, солнечные ванны и, конечно же, медитацию. Это неотъемлемая часть философии тибетского буддизма.

Тибетская медитация складывается из аналитической и однонаправленной составляющих. Однонаправленная предполагает концентрацию сознания на определенном объекте – это так называемая шаматха. Аналитическая отслеживает отрицательные отклонения тела, разума: ложь, гнев, сплетни, сквернословие, зависть, насилие.

Изображение

В ходе медитации часто сочетаются дыхательные упражнения, при которых сознание концентрируется на вдохах и выдохах, аналитическая часть, созерцание, медитация любви, радости, добра. Проводить такую практику лучше, подобно ламам, утром – с 5 до 6 часов. Она поможет проснуться, пробудить внутренний мир и открыться миру окружающему.

Тибетский буддизм тесно связан с астрологией. Она, в свою очередь, диктует свои правила, точнее, рекомендации, когда лучше проводить медитативные практики:

5-6 утра;
11-12 часов дня;
17-18 часов;
22-24 часа.

Любопытно, что тибетские монахи, приступая к практикам, обеспечивали себе легкий доступ к еде. Оно и логично – на пустой или, наоборот, полный желудок сложно сконцентрировать внимание. Поэтому, планируя медитативные практики в привычном распорядке дня, следует прислушаться к опыту лам и не проводить их сразу после еды или на голодный желудок.

Некоторые монахи перед медитацией даже специально употребляют небольшой кусок нежирного мяса – считается, что это способствует энергетическому балансу и лучшему сосредоточению.

Дзен

Но, пожалуй, основой всего медитация становится именно в направлении дзен-буддизма. Дзен сам по себе предполагает устремление внутреннего взора вглубь себя, сохранение равновесия при любых условиях, изучение феномена бытия. А ведь это и есть цель любой медитативной практики.

В центре учения дзен стоит понятие «дзадзен», что переводится с японского языка как «медитировать сидя». Техника его предельно проста на первый взгляд – просто сидеть, не делая абсолютно ничего. Но только тот, кто не пробовал дзадзен, считает, что это легко.

Изображение

Для удобства лучше сесть на подушечку или просто мягкую поверхность в позу лотоса или полулотоса, прикрыть глаза, но не закрывать их полностью, освобождая себя от мыслей. В этом случае есть две сложности: бесконечный поток сознания и непреодолимое желание спать.

В связи с этим есть одна рекомендация по поводу времени: практиковать дзадзен можно в любой момент, удобный конкретному человеку, располагающий отрешению от мыслей. Но при этом следует избегать времени, когда придется бороться со сном, а именно сразу после сна, когда организм не проснулся до конца, и непосредственно перед сном, когда тяжесть прошедшего дня влечет в страну сновидений.

Лучше выбрать время через полчаса-час после пробуждения или приблизительно за пару часов до отхода ко сну. Хороши также дневные часы, когда в помещение проникает дневной свет.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что нет четких ограничений во времени, когда стоит проводить медитацию. Этот момент каждый человек должен сам для себя «поймать» и стараться ежедневно проводить в одно и то же время, приблизительно с одинаковой продолжительностью.

Изображение

Тем не менее, все направления буддизма сходятся в одном: лучшее время для медитативных практик – рано утром, на рассвете, а также вечером, незадолго до сна. И, пожалуй, главное правило – лучше заниматься ими хотя бы один раз в день, чем не заниматься вовсе.

http://o-buddizme.ru/praktiki-i-meditac ... -meditacii

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость