Символика татарских орнаментов

Аватара пользователя
Scarlett
Сообщения: 836
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2018 7:23 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Руны, ритуальная магия и многое другое

Символика татарских орнаментов

Непрочитанное сообщение Scarlett » Чт апр 19, 2018 2:26 pm

Татарский орнамент


Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.



Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.



Цветочно-растительный орнамент и его использование

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.



В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен. Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности.

Приемы передачи задумки мастера Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба. Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу». На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).



Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана. Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66. Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.


(с) Мира Вологина

Аватара пользователя
Scarlett
Сообщения: 836
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2018 7:23 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Руны, ритуальная магия и многое другое

Re: Символика татарских орнаментов

Непрочитанное сообщение Scarlett » Чт апр 19, 2018 2:32 pm

Символика крымскотатарских орнаментов


О значении символов мне рассказал прекрасный мастер - керамист из Бахчисарая Эльдар Гусенов. Он является автором работ из керамики, на которых я рассказываю о символике и значении символов в орнаментах живописи, керамики, филиграни (восточной, крымскотатарской). Что означают гранат, ромб, кипарис и другие символы? Сейчас разберемся с его помощью что же означают треугольники, ромбы, полумесяцы, гранат, тюльпан и др.

___________

Путь Женщины в крымскотатарской символике


Путь Женщины. Мастер Eldar Gusenov (Бахчисарай, Крым).

О значении символов в орнаменте рассказывает мастер - керамист из Бахчисарая Эльдар Гусенов.

"Сюжеты своих изделий я создаю при помощи языка крымскотатарского орнамента. В рисунке на этом блюде использована схема женского знака эгри дал, часто встречающегося на женских головных уборах – марама.
Этот знак выражает такие свойства женской психики: как гибкость, динамичность, изменчивость, способность к развитию.
В данном случае, примененный мною композиционный приём, усиливает эти качества. Визуально соединив линии двух фрагментов, мы получим 3 комбинации S – образных линий, воспринимаемых одним аккордом.

Знаки, использованные мною в этой композиции, соответствуют трем основным этапам в жизни каждой женщины – юность, зрелость, старость.
Все элементы рисунка связаны в один, вращающийся круг, ассоциирующийся с колесом времени.

Стилизованное изображение ядра миндального ореха (бадем) - знак девушки. Изображение этого символа с лепестками – знак девушки готовой к замужеству.

Роза – обозначает женщину.
Гвоздика – символ пожилой женщины, жизненного опыта, мудрости.

Коготки – обозначение защищенности.
Нюансированные изображения листочков призваны выразить, любовь, заботу и ласку.

Ритм мелких элементов – символизирует берекет, ежедневный труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие".

____________

Истина. Символика в крымскотатарской живописи



Рыба была одним из первых символов Христа, что объясняется использованием на заре христианства для зашифровывания имени Христос первых двух букв слова «ихтиос».Первые буквы греческого слова Ichthus, обозначающего рыбу, составляют первые буквы слов Iesous Christos Theou Huios Soter, т. е. Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Рыбы - в них находятся большое количество икринок поэтому во многих культурах они.являются символом богатства и изобилия.
Мечеть (Храм) -Символ веры и покорности Богу.

Замкнутая композиция этого произведения и повтор элементов напоминает людям взаимосвязь поступков в этой жизни с результатом итогов в Судный день и месте пребывания в вечной будущей жизни после смерти.

__________

Достаток, изобилие, плодородие в крымскотатарской символике


"БЕРЕКЕТ". Автор Эльдар Гусенов

В переводе c крымскотатарского "берекет" означает "достаток", "изобилие", "плодородие".

В этой композиции собраны воедино три древних символа изобилия.
У крымских татар Гранат – плод с большим количеством зёрен внутри символизирует плодородие, изобилие и достаток.

Ромб с точкой в центре это символ плодородия и изобилия (знак засеянного поля). Аналоги есть в славянской культуре. В Вавилоне, Финикии, Ассирии и Китае Рыба - являлась символом плодородия, богатства и изобилия (в том числе духовной плодотворности) Эта образная ассоциация связяна, повидимому, с наличием в ней множества икринок.

Кипарис - это дерево в культурах мусульманских народов было символом бессмертия, древом жизни.
У крымских татар кипарис - мужской знак

_______

Материнская любовь в крымскотатарской символике


Материнская ЛЮБОВЬ. Мастер Eldar Gusenov.

Фигура состоит из следующих элементов: на самой вершине – знак женского детородного органа – символ женщины.
С двух сторон располагаются руки - олицетворяющие силу, верность, защиту и мощь.

В центральной фигуре расположен, как в лоне матери ребёнок,тюльпан - знак юноши, мужчины.
Треугольник - символ земли.

Женщина - мать ещё до рождения своего ребёнка проявляет всю свою любовь, терпение, заботу и готова пойти на любые жертвы ради своего чада. В связи с этим у мусульман женщине - матери отведено высокое положение.

Полумесяц - "свет в ночи" символ мусульман "божественный свет для людей пребывающих во тьме" Когда Пророк Мухаммад (с.а.в) совершал Хиджру было начало лунного месяца и поэтому растущий полумесяц стал эмблемой мусульман . Именно с Хиджры, т.е. переселения Мухаммада (с.а.в) из Мекки в Медину начинается мусульманское летоисчисление по лунному календарю.

Один человек пришел к пророку Мухаммаду (мир ему) и спросил: О Посланник Аллаха, кто среди людей наиболее достоин быть моим добрым товарищем? Пророк ответил: Твоя мать. А кто еще? - спросил человек. Пророк (мир ему) ответил: Твоя мать. А кто еще? - снова спросил человек, и снова пророк (мир ему) ответил: Твоя мать. Кто же еще?- спросил человек. И только тогда пророк (мир ему) сказал: Твой отец.
(Аль-Бухари и Муслим).

____________

Благополучие домашнего очага в крымскотатарской символике


БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОМАШНЕГО ОЧАГА. Автор Эльдар Гусенов

Кувшин - символ дома, материнского лона, источника жизни и живительной влаги.
Ромб в орнаментах вышивки крымских татар встречает как знак поля. Аналогии мы можем найти в славянских культурах.

Мелкие элементы вокруг кувшина - Берекет - труд, духовное, материальное и физическое благополучие.

_____________

Новобрачные в крымскотатарской символике


Новобрачные. Мастер Eldar Gusenov

Изображение на этой тарели составлено из трех мотивов.
Центральный - кипарис, символизирует мужчину. На него опирается и прикасается к его вершине виноградная лоза - знак женщины. Кипарис выражает силу, стабильность и целеустремленность, а виноградная лоза – гибкость, нежность.

Гроздья ягод – символ изобилия и плодородия. Лоза имеет S образный изгиб – сув, вода, обозначая изменчивую, подвижную женскую стихию. В месте соприкосновения мужского и женского знаков, рождаются новые лепестки - новое потомство.

Третий символ, использованный в этой композиции - лодка, корабль выражает пожелание благополучного существования новой семьи во времени и пространстве.

___________

Продолжение рода в крымскотатарской символике


Продолжение рода. Мастер Eldar Gusenov

В целом в работе зашифровано пожелание найти свою половинку.

Главными акцентами в этой композиции являются три Яйца, по направлению часовой стрелки. Яйцо – символ жизни, возрождения. Каждое из них состоит из гармонично расположенных двух знаков: Миндальное зернышко (Бадем) - знак молодой девушки и Кипарис – символ Мужчины ( идеальная совместимость супругов)

Число три— это символ высшего синтеза двух противоположностей.

В центре композиции расположен Треугольник - знак земли. На каждой Пальметта - обозначающая продолжение рода. Мелкие элементы, заполняющие пространство - Берекет - труд, духовное, материальное и физическое благополучие.

Трудясь и духовно преображаясь воспроизводить новую жизнь на Родной земле.

_______________

Корабль Магомета в крымскотатарской символике


«Корабль Магомета». Автор Эльдар Гусенов

Символика орнамента - мы созданы Аллахом и посланы на землю для поклонения. Выполняя его законы, переданные нам пейгъамбером – посланником, мы плывем в рай и возвращаемся к Нему.

Тюльпан - символ человека, мужчины, юноши - находится внутри изображения храма - мечети, символе поклонения и покорности Аллаху, расположенной в свою очередь на корабле.

Лодка – знак движения, пути.

По правую и левую стороны, мы видим плоды и стебли с мелкими элементами, говорящие нам о повседневных заботах, сопровождающих человека в его жизни.

Поверх веточек сидят два ангела, записывающие деяния человека. По трактовке глаз можно различить, кто из них записывает правильные и добрые, а какой неверные деяния. Только при верном выборе своих целей и поступков можно получить блага в этом и в ином мирах.

_________________

Прямой путь в крымскотатарской символике


"ПРЯМОЙ ПУТЬ". Автор Эльдар Гусенов

Мечеть является главным элементом орнамента - это знак веры и покорности Богу.

Изображение мечети опирается на Полумесяц - "свет в ночи" , символ мусульман "божественный свет для людей пребывающих во тьме".
Когда Пророк Мухаммад совершал Хиджру, было начало лунного месяца, и поэтому растущий полумесяц стал эмблемой мусульман . Именно с Хиджры, т.е. переселения Мухаммада из Мекки в Медину начинается мусульманское летоисчисление по лунному календарю.

Мощное здание мечети обрамляет контрастный, S- образный растительный мотив – Эгридал (изогнутая ветвь), который означает динамичность, гибкость, движение и развитие, ассоциируется со знаком воды.

Мелкие элементы - Берекет- символизируют труд, духовное, физическое и материальное благополучие

__________


Художник - керамист Гусенов Эльдар

Узнаёте? Чебурек.
Гусейнов: "Хочу, чтобы люди всего мира знали, какая она – крымскотатарская керамика, какие аутентичные формы присущи нашей нации и, конечно же, могли понимать и считывать ту информацию, которую я зашифровываю в свои изделия. Для меня крымскотатарский орнамент – это сокровищница бесценного богатства как материального, так и духовного. Безусловно, орнамент обладает огромной положительной энергетикой и является средством важной социально значимой информации"





Автор статьи - ЛН-ПозитивнаЯ, liveinternet.ru

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя