Страница 1 из 1

С ПРАЗДНИКОМ! Когда праздновать КУПАЛА?

Добавлено: Чт июн 21, 2018 6:25 am
Юзер
Давайте попробуем разобраться- когда в народе было принято праздновать этот день?
Мы же с вами хотим делать- КАК ПРЕДКИ НАШИ ДЕЛАЛИ, КАК НАМ ДЕЛАТЬ ЗАПОВЕДАЛИ?
Итак:
Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — летний народный праздник языческого происхождения, к нему был приурочен христианский праздник Рождества Иоанна Крестителя, который отмечается 24 июня (7 июля) .





Так как РПЦ живёт по юлианскому календарю, день Рождества Иоанна Предтечи приходится на 7 июля нового стиля, поэтому в России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в странах григорианской датировки — Иванов день там отмечают 24 июня.
Соколова В.К. " Весенне-летние календарные обряды русских, белорусов, украинцев"
Иванов день — 24 июня (у восточнославянских народов Иван
Купала, или просто Купала) широко отмечался всеми европейскими народами. Это один из важнейнлих народных годовых праздников. О значении, придававшемся ему, свидетельствует хотя бы то, что во Франции ивановский костер зажигал сам король. У всех европейских народов основные элементы ивановского ритуала были одни и те же, что свидетельствует об его весьма древней основе.
Повсюду праздник справлялся ночью, обязательно жгли костры,
пели плясали вокруг них, прыгали через них, купались или
обливались водой, плели венки, собирали травы. Новое же название (иванов, янов день) этот древний праздник получил с
распространением христианства, когда он был приурочен к дню Иоанна Крестителя. Как крупнейший праздник, почитался день 24 июня и у предков восточнославянских народов. На сосуде-календаре IV в. «из земли полян» так же, как и на ритуальном сосуде из Малаешты, этот день выделен особо — двумя крестами (после идет громовой знак — день Перуна — Ильи Пророка и затем следуют атрибуты жатвы).
Древние русские церковные проповедники, ополчавшиеся на
дохристианские «бесовские» обряды и игрища, чаще других
праздников упоминали именно Купалу. При этом все называли одни и те же основные элементы празднества. Составитель Густынской летописи (XVI в.), давший краткое описание славянских языческих божеств и обрядов, характеризовал Купалу как бога обилия («яко же у еллин Церес»), а совершавшиеся в этот день игрища описал
так: «Сему Купалу-бесу еще и доныне по некоих странах безумный память совершают, наченше июня 23 дня в навечерие рождества
Иоанна Предтечи даже до жатвы и далей сицевым образом: с
вечера собираются простая чадь обоего пола и соплетают себе венцы из ядомого зелия или корения и препоясавшеся былием возгнетают огнь; инде же поставляют зеленую ветвь и, емшеся за руце около, обращаются окрест оного огня, ноюще свои песни, преплетающе Купалом; потом через оный огонь перескакуют» (ПСРЛ, 2, 257, 1877).
Празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них осуждает ещё 65-ое правило Трулльского собора (692 год), приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Феодор Вальсамон (XII век) в своём комментарии к этому правилу детально описывает празднование Рождества Иоанна Предтечи константинопольцами:

Вечером 23-го июня месяца собирались на морских берегах и в некоторых домах мужчины и женщины, и какую-нибудь первородную девицу убирали как невесту. Затем после пиршества и неистового плясания, после пения и криков, наливали в медный сосуд с узким горлом морскую воду и влагали туда некоторые вещи, принадлежащие каждому из них. Как скоро эта девица получала от сатаны силу давать ответы на вопросы, они с криком спрашивали о чём-нибудь добром, или предвещающем несчастье, а девица, вынув из вложенных в сосуд вещей какую-нибудь наудачу попавшуюся, показывала. Принимая вещь, неразумный владелец ея тотчас же приобретал уверенность, что в будущем ему предстоит благополучие, или неблагополучие. На следующий день с тимпанами и хорами выходили на морские берега, почерпали много морской воды и окропляли свои жилища. И эти неразумные люди делали не только это, но и во всю ночь жгли груды сена, скакали чрез них и демонскою силою ворожили, то есть, гадали о счастье и несчастии, и о другом. Свой путь туда и обратно, здание в котором происходило волхование с прилежащими к нему наружными местами убирали коврами и украшали шелковыми тканями и венками из древесных листьев[

Патриарх Михаил III Анхиальский, по словам Вальсамона, приказал покончить с этими обрядами.
В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) также осуждается разгул купальских празднеств, который возводится к «эллинскому» язычеству:

Еще же мнози от неразумения простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различныя игры и плескание против праздника рождества великого Ивана Претечи в нощи и на самый праздник в весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех, и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, ещё же и пьянством.
Но, несмотря на однозначное осуждение купальских традиций, поселяне очень стойко держались традиций. Ещё в XVIII веке Никодим (Кононов) писал:

Народ издавна привык и не скоро оставляет эти <купальские> обычаи, а ревностным священникам приходилось терпеть и обиды. Ольшанский, напр., священник Потап чуть не был избит сотником за эту ревность. Наговоры, заговоры, залом колоса, гаданье с сушеною жабою, чтение заговорных волшебных тетрадей даже военными, гадание с родильною младенческою рубашкою, отравы — все это было в болшом ходу среди пасельников белгородской епархии.
Таким образом- праздник, как и Коляда- справлялся через два-три дня ПОСЛЕ астрономического события. И не зоя- непосредственно точка перелома- всегда считалась слишком опасной для обычных людей- в эти дни- правили обояды только люди "знающие".
Праздновать же ДО наступления астрономической даты- абсолютно не в обычаях славян и русских- как всем известно- это издревле дурная примета!

Читайте литературу, изучайте обычаи наших предков, сохраняйте традиции и культуру!

Из сети