Языческие боги саамов. Саамские боги и три яруса Вселенной

Аватара пользователя
Scarlett
Сообщения: 836
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2018 7:23 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Руны, ритуальная магия и многое другое

Языческие боги саамов. Саамские боги и три яруса Вселенной

Непрочитанное сообщение Scarlett » Сб июн 16, 2018 5:03 am

В древности саамы поклонялись трем идолам, не исключая и других, более мелких по значимости. Самым главным считается Тор или по-другому - Торден, который может сравниться по сходству со шведским Громовержцем или Тором. Чаще всего его называют Тирм, и это значит следующее: «все, что производит грохот и шум». Символом Тирма либо Тора служит лук со стрелами, направленные в дьяволов. Поклонение Тирме и Тиорме является у саамов главным вероисповеданием потому, что только в его власти находится жизнь и здоровье людей. Также саамы считают, что смерть не наступит без воли Тирма, что он в силах отпугнуть злых духов и разного рода нечисть, которые мешают охоте, рыболовству и другим сельскохозяйственным промыслам, наказывая народ за нанесенное зло.

Изображение

Следующим по значимости считается Бог Сторюнкар. Его также называют и Стурра Пасса, то есть Великий Святой. Это можно проследить по песням, которые поются во время его восхваления и приношения ему жертв. Идол пользуется большим уважением, к нему чаще, чем к другим, обращаются в молитвах и воздают ему самые большие почести. Главным образом его почитают за то, что он одаривает людей своей милостью. саамы верят, что он имеет власть над фауной, то есть, животным миром и дикими зверьми. Если Айке и Тирм управляют идолами, демонами, бесами и людьми, то Сторюнкар - только животными. Именно эти два Бога считаются главными и характерными для данного народа.

Третьим по значимости считается Солнце, саамы именуют его Байве. Его восхваляют в качестве источника света и тепла, чтят как Бога произрастания. саамы наделяют его заботой об оленях, считают, что оно их согревает, наделяет потомством, помогает этому потомству расти и крепнуть.

Всех этих трех основных идолов саамы почитают каждого по отдельности особым культом. Проявляется это в том, что каждому Богу посвящают свое место, в котором располагаются особые символы и образы, отвечающие их характеристикам и качествам.

Фигурки и образы Богов у саамского народа соответствуют конкретным символам. Если говорить о Торе или Тормезе, то он непременно изготавливается из дерева, именно потому и носит название Muora Jubmel, то есть - деревянный бог. Солнце саамы никак не изображают скорее всего потому, что оно постоянно на виду, либо потому, что данный Бог приравнивается к Тору. Сторюнкар изготавливается из камня. Случается, что одновременно к изображению одного Бога добавляют второго или третьего. Именно поэтому в одном символе их бывает несколько. Тогда изображение первого именуют Сторюнкаром, второго - его супругой, а третьего - дочерью либо сыном, остальных же - слугами или другими родственниками.

Следует отметить, что приносят жертву идолам или совершают разные ритуалы только лишь мужчины. Женщинам не позволяется участвовать в обрядах. Кроме того, перед тем, как совершить жертвоприношение, саамы определяют нужны ли они на данный момент богам, гадая перед этим. Происходит это с помощью особого инструмента, который называется «Каннус», он похож на барабан древних племен и именуется в наше время саамским барабаном. Во время пения священных песен они ударяют в этот барабан и подносят Тору то, что планируют принести ему в жертву, согласием служит знак по движению медного кольца. Тогда жертвоприношение происходит согласно традициям и торжественному ритуалу с песнями и восхвалениями. В противном случае, жертву предлагают Солнцу, а потом и Сторюнкару в последовательном порядке до тех пор, пока не найдут идола, готового принять подношение.

Как правило, в качестве жертвы, саамы подносят оленей, но бывают и исключения из правил. Так, согласно словам саама Спирри Нильса, могут подойти и иные животные, например: собаки, кошки, овцы либо домашняя птица. Ритуал жертвоприношения происходит два раза в год. Первый - летом, в то время, когда земля покрыта березовыми ветками. Второй - зимой, когда земля устилается ветками от сосны. Принося подаяние Богу Солнца, саамы готовят самок оленей, избегая самцов, стараясь выбрать молодую особь. Происходит это потому, как на жертвеннике не может быть оленьих рогов.

Следует немного добавить и о привидениях Юлей («Juhl»), они также именуются как Juhlafolnet. У них не существует собственных идолов или изображений, как у маны. А местом воздаяния почестей может стать любое дерево. По рассказам Самуила Реена: «В канун праздника Юлей, который у саамов именуется Рождеством, и в день самого праздника, они проводят суеверный ритуал в честь кружащихся по воздуху Юлей (Juhl), которые в эти дни, по их легенде, блуждают по соседним лесам и горам». Данное сказание могло дойти до саамов только с началом христианства, которое зародилось после людей, приплывших к ним на кораблях.


Источник: hibiny-land

Аватара пользователя
Scarlett
Сообщения: 836
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2018 7:23 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Руны, ритуальная магия и многое другое

Re: Языческие боги саамов. Саамские боги и три яруса Вселенной

Непрочитанное сообщение Scarlett » Сб июн 16, 2018 5:04 am

Саамские боги и три яруса Вселенной


Разные группы саамов поклонялись божествам, носившим разные имена. Боги верхнего, небесного мира покровительствовали людям. Солнце Пейве обеспечивало благополучие и хорошую погоду; в его честь устраивали пир в середине зимы, приносили в жертву белых животных. Веральден-ольмай (Веральден-радиэн) — «Муж (господин) мира, Вселенной» — воплощал Мировой столп, поддерживавший небосвод; недаром над его алтарем саамы воздвигали столб или дерево; он считался также покровителем оленей. (Его имя свидетельствует о скандинавском заимствовании: скандинавский бог мира и плодородия Фрейр именовался Веральдар-год, «бог мира».) Саамам восточной Лапландии известен был и верховный бог Укко.

Богом ветра у восточных саамов считался Биегг-ольмай («Ветер-мужчина»), у западных — Ильмарис или Ильмаратче, чей образ восходил к общефинскому божеству воздуха (вспомним Ильмаринена). Снежной лопатой бог ветра создает непогоду и пургу. Рассказывают, что некогда эта лопата была такой большой, что из-за постоянных метелей нельзя было жить на земле; но, к счастью, лопата сломалась, и половиной своей лопаты бог ветра не может покрыть снегами всю землю.

У саамов Терского берега Белого моря главным богом считался Каврай, покровитель шаманов — заклинателей, способных проникать во все ярусы Вселенной. Его брат Рухтнас почитался как бог-воитель, защитник саамов: он был заступником саамов и перед Кавраем. Их сестра и жена Рухтнаса — Разиайке («Трава-женщина»), богиня среднего мира, была покровительницей оленей, травы и пастбищ. Ее атрибут — золотое веретено: когда она раскручивает его в сторону юга, оленьи стада идут к северу; в сторону севера — олени возвращаются на юг. Под покровительством Разиайке олени так размножились, что съели всю траву и стали погибать от голода. Тогда бог Каврай создал волков, чтобы те очистили землю от падали и сократили число оленей, человеку же дал собаку, чтобы та охраняла стада.

Известна была также небесная Рана-нейдца (Рана-дева), покровительница первой травы, которая появлялась на возвышенностях весной; ее молили о том, чтобы олени вовремя получали траву, а на алтарь (сейд) клали пряслице и веретено — символы богини судьбы. Финские саамы почитали Равдну, богиню земли, которой приносили в жертву оленей (ее сравнивают с Рауни, женой Укко).

Покровителем охотников был Лиейб-ольмай («Ольховый человек»), хозяин леса, который наделялся обликом медведя; ольха почиталась многими финно-угорскими народами как священное дерево, похожее на человека, — ведь под корой она была красная. От этого бога зависело плодородие земли, рыбы и оленей; у его жертвенника оставляли рога и кости оленей, обрызганные жертвенной кровью, и устанавливали деревянный фаллический символ. Хозяйкой оленей считалась Луот-хозик, богиня, которая ходит на двух ногах и имеет человеческое лицо, но вся покрыта оленьей шерстью; она заботится об оленьих пастбищах, поросших мхом, и оберегает оленей от диких зверей: но охотникам она тоже покровительствует и посылает к ним оленей. У Луот-хозик есть муж — Поз-хозик.

Луот-хозик, как и олень-первопредок саамов Мяндаш, напоминают нам о мотиве человека-лося на старинных бляхах, выполненных в пермском зверином стиле.

От Аккрувы — богини с рыбьим хвостом — или Инару, хозяина рыб, который сам имел облик огромной рыбы, зависела удача в рыбной ловле. Как и прочие водяные девы, Аккрува любит расчесывать свои длинные волосы. Когда она уходит с подвластной ей рыбой в реки, сразу же начинается удачный лов. Перелетные птицы также имели свою собственную хозяйку — Барбмо-акку.

Нижний мир в саамской мифологии также имел три яруса. В рай — Сайваймо, страну изобилия, расположенную на чудесной горе, — попадали шаманы, воины, погибшие в бою (вспомним скандинавскую Вальхаллу), и матери, умершие при родах. Большая часть умерших попадала в преисподнюю — Ябмеаймо («Дом мертвых»), где правила Ябме-акка («Женщина мертвых»), Рота, или Рута, — бог болезней (может быть, он сам был воплощением чумы и смерти) был повелителем той части преисподней, куда попадали умершие от болезней. Его представляли в виде всадника в синих одеждах; во время эпидемий этому богу в жертву приносили лошадей (их зарывали в землю), собаками Рота были волки (он напоминает обско-угорского Куль-отыра и других хозяев преисподней).

Временем суток также управляли боги неба и преисподней. Небесный бог Радиен-атче воплощал день — от него зависел рассвет; наступление вечерних сумерек саамы обычно связывали с властью бога нижнего мира Рота.

Многочисленные духи населяли землю, воду и преисподнюю. Владельцами диких оленьих стад считались духи-гофитерраки. Гномы (чакли) обитали в горах, под землей и камнями: они считались добродушными, но озорными созданиями, животы их были наполнены серебром. Хозяевами озер назывались чадзйелле, леса — варйелле, домовые именовались кьёдиелле.

Злыми духами были воплощения болезней — пианес-ольмак («черные муки»), обитавшие в преисподней. Известен был и дуннер-мунас — женский дух, который доил (отбирал молоко) олених-важенок, отчего те заболевали.


С culture.wikireading

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя