Мифологические персонажи карачаево-балкарской фольклористики

Аватара пользователя
Thorkild
Сообщения: 519
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2017 9:26 pm

Мифологические персонажи карачаево-балкарской фольклористики

Непрочитанное сообщение Thorkild » Чт июн 28, 2018 9:16 am




МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ БЫЛИЧКАХ И БЫВАЛЬЩИНАХ

До сих пор в карачаево-балкарской фольклористике нет единого мнения о жанровом составе несказочной прозы, значение которой немаловажно для бесписьменного в прошлом народа. Такое устное наследие являлось доступным способом передачи накопленного жизненного опыта подрастающему поколению.
Несказочная проза, бесспорно, имеет некоторое сходство со сказками, но их важнейшее отличие в том, что в сказке рассказчик излагает выдуманную историю, а в несказочной прозе достоверность является главным атрибутом. Здесь слушателю внушают реалистичность случившегося в изложенном рассказе. Правы ученые, которые классифицируют ее на такие жанры: мифы, легенды, сказания, предания, былички, бывальщины, притчи, сказы, устные рассказы (новеллы), юмористические, сатирические рассказы (Т. М. Хаджиева [10], Ф. Х. Гулиева (Занукоева) [6]).



Одним из основных жанров несказочной прозы являются былички и бывальщины. В карачаево-балкарской фольклористике воспоминания человека, интересные слушателям, в которые рассказчик внес свои личные изменения, и становятся бывальщиной. Термин «быличка» - народное слово, определяемое как невымышленный рассказ. Так же как и бывальщина, быличка изображает повторяющиеся события, которые могут случиться и со сказителем, и слушателями.
Каждый новый сказитель устных повествований излагает события по-своему, сохраняя основные сюжетные моменты. Такие рассказы отражают различные стороны мировоззрения этноса. Былички и бывальщины довольно известны на территории местности, на которой они бытуют, определяются спецификой менталитета народа, которому принадлежат данные традиции.
Существует очень много материалов и исследований по разным жанрам фольклора, но данная работа посвящена проблеме изучения вопроса, касающегося мифологических персонажей, представленных в устном народном творчестве карачаевцев и балкарцев: быличках и бывальщинах.

Как известно, в карачаево-балкарской фольклористике былички - жанр, повествующий о встрече человека с «нечистой силой». Эти рассказы о мифических существах: алмосту (длинноволосое демоническое существо - женщины), обур (ведьма, колдунья, обращающаяся в облик кошки или волчицы), агъач киши (леший, лесной человек), шайтан (черт) и т.д. Справедлива в суждениях Э. В. Померанцева: «Мифические существа упоминаются в различных жанрах русского фольклора: в пословицах и заговорах, в песнях и былинах, в сказках и преданиях, в легендах и анекдотах. Особенно многообразно, выпукло и ярко они представлены в устной несказочной прозе» [8, с. 4]. В быличках всегда действуют определенные демонические герои. Они являются отражением в сознании народа языческих верований.

Эти повествования родились как раз в те времена, когда разумом человека овладевал страх перед неизведанным. «Изучение поверий и сложившихся на их основе рассказов имеет исключительно важное значение для раскрытия эволюции древних воззрений, оно может дать ключ к пониманию как идеологии далекой древности, так и развивающихся позже идей, которые нашли отражение в фольклоре» [9, с. 267].
В правдивость излагаемых событий в быличках с мифическими существами трудно поверить, этот сюжет «заведомо неправдоподобен, но в соответствующей подаче может восприниматься как реальность» [3, с. 93]. Рассказчик сам свидетельствует о действительности произошедшего или же ссылается на какого-нибудь свидетеля.
«Главные герои подобных рассказов обладают сверхъестественными возможностями (умеют читать мысли даже на расстоянии, врачевать, насылать порчу, снимать сглаз и т.д.) и также делятся на белых и черных, то есть добрых и злых» [5, с. 210]. В карачаево-балкарском фольклоре часто наличествуют рассказы с такими персонажами. Для примера рассмотрим фольклорные тексты, выписанные из архива КБИГИ.

Со слов 85-летней Ахматовой Гыжаян Азнауровны в 1973 году С. О. Шахмурзаевым был записан рассказ «Обурла» («Ведьмы») [2]. Повествование о том, как эта женщина в детстве ходила с отцом на выгон скота в Баксанском ущелье над местечком под названием Кызылкёз. Однажды, при упоминании ее отцом ведьм, на их скот напали два волка. Одну козу поранили, вторую утащили и съели. После из Кызылкёза пришли старик и старуха и так сказали отцу Гыжаян: «- Азнаур, съевшие твоих коз - ведьмы. Посреди дня волк не нападает на такое многочисленное стадо. Я расскажу то, что вчера видел своими глазами. Две старухи, придя, там у реки разделись. Пока я смотрел в удивлении, пять раз окунувшись в воду и пять раз обвалявшись в песке, (они) превратились в волчиц. Уходя, видел, как они растерзали твоих, вероятно, коз» [Там же].
Как принято в рассказах этого жанра, действие начинается с подтверждения реальности событий и верной географической местности. В данном случае события происходили в Баксанском ущелье над местечком под названием Кызылкёз.
Мотивы взаимопревращения человека и волка (женщины-колдуньи превратились в волчиц) уходят корнями в мифологию. В мифических преданиях, легендах и сказках, народных обычаях карачаевцев и балкарцев волк представляется как тотемический предок, что дает возможность тождества человека и животного.

Вера в оборотней у всех народов была распространена: бытует множество народных повествований также о превращениях в кошек. Один из таких рассказов - «Кечелик» («Ночью») [1], записанный от Тюбеевой За-фуры Боттаевны 19 июля 1974 году. Здесь повествуется о том, что существуют ведьмы, которые принимают облик кошки и спускаются через трубу или через дверь, чтобы высосать из ребёнка кровь через пупок. В результате младенец погибает.
Сказитель, сам свидетельствуя о реальности событий, говорит: «Моя бабушка сама поймала ведьму. Одного из двух её сыновей она убила таким образом. Когда она и второго так же убивала, поймала и сунула мордой в огонь. Когда она сделала так, кошка вывернулась и убежала. На второй день соседка слегла. Когда пошла проведать, у неё было забинтовано лицо. Ведьмой была она. Её лицо было обгоревшим» [Там же].
Колдуньи (ведьмы), по представлениям карачаевцев и балкарцев, - это обычные люди, которые живут в обществе и ведут простой образ жизни, но обладают сверхъестественными возможностями перевоплощения.

Наряду со сказами о ведьмах бытуют повествования о лесном человеке. Один из таких рассказов -«Агъач киши» («Лесной человек») [7, с. 217] - о том, как лесной человек показался одному выходцу из Абее-вых, из их двенадцатого колена. Его звали Чегембай. Лесной человек, разозлившись на него, проклял его: Онеки атагъа дери бирден сора улан болмасын бир юйюрюгюзде [Там же]. / Чтобы у вас в семье до двенадцатого колена больше одного сына не было (здесь и далее перевод автора статьи - Л. Г.). С той поры у Абеевых от отца к отцу кроме одного сына не было сыновей.
В вышеизложенном тексте рассказчик дает точную, но очень сжатую информацию о главных героях, за краткой экспозицией идет стремительное развитие действия, то есть следует усиление конфликта.
Завершается рассказ простым обобщением: Андан сора Абейланы атадан атагъа бирер жашдан сора жашлары болмагъанды [Там же]. / С той поры у Абеевых от отца к отцу кроме одного сына не было сыновей. Ведь издавна многие верили, что проклятия или пожелания подобных мифических существ исполнялись. По таким верованиям и созданы подобные рассказы.

Например, демонические сюжеты с участием добрых и злых жинов (джинов), шайтанов (черта). Эти мотивы связаны с принятием ислама, хотя в рассказах наблюдается смешение мусульманских и языческих представлений. К ним можно отнести рассказ «Маммаш тюк» («Волос Маммаш») [Там же, с. 207], повествующий о том, как Маммашевы стали очень имущим и быстро богатеющим родом. В народе об этом бытуют истории, как дедушку Маммашевых шайтан (черт) благословил: Бёрюден баламы къалдыргъанынг ючюн, сен да, сени туудукъларынг да, киши къолуна къарамай, байлыкъда жашагъыз [Там же]. / За то, что ты спас моего ребёнка от волка, и ты, и твои потомки, не взирая на чужие руки, чтобы жили в богатстве. После чего они разбогатели.
В конце сказа указывается на то, что богатство Маммашевых почему-то не пошло им на пользу, что дает возможность на продолжение событий.

В устном народном творчестве карачаевцев и балкарцев существует много повторяющихся подобных мотивов со сходными сюжетно-фабульными основами, со свойственными им тематическими деталями, с неизменными стилистическими приемами.
Важную роль при записи быличек и бывальщин играла не только их тематика, но и обстоятельства рассказывания, а также стиль изложения повествователя, при котором сказитель добавлял к реальным фактам нечто свое, образное, выдуманное. После нескольких повторений фантастический образ закреплялся, становился для импровизатора как бы реально случившимся фактом.
Язык быличек и бывальщин отмечен всеми особенностями местной лексики, с присущими ему грамматическими оборотами, специфическими особенностями стилистики, использованием выразительных и изобразительных средств, отличающих их от других произведений фольклорных жанров, что дало текстам особый стилистический колорит и усиление общего впечатления.

Одним из распространенных изобразительно-выразительных средств языка несказочной прозы является диалогическая форма речи. «Как и в волшебных сказках, она играет важную роль в развитии сюжета, несет огромную смысловую и эмоциональную нагрузку и характеризуется большой выразительностью. Как правило, диалог строго дифференцирован и всецело подчиняется идейно-эстетическому замыслу произведения. Герой говорит со своими помощниками всегда просто, непринужденно, а с противниками - резко и решительно» [11, с. 12]. Диалогическая форма речи в быличках и бывальщинах служит «повествовательным поводом к новым действиям» [4, с. 117].

Таким образом, былички и бывальщины интересны тем, что произведениями этого жанра карачаевцы и балкарцы объясняли те явления и события, истинная причина которых была загадкой. В них встречаются мифические, сверхъестественные существа, неизвестные людям, и это внушает им страх перед неизведанным. В карачаево-балкарских быличках и бывальщинах рассказчик вводит своих слушателей во власть суеверных представлений, и конфликт человека с нечистой силой вызывает у них невероятные чувства. О правдивости таких рассказов свидетельствует сам рассказчик или свидетель, убеждая этим слушателя в реальности событий. По существу, сюжеты этих рассказов не столь уж многочисленны, в основном мотивы повторяются.

Гергокова Л.С.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость