История Магии в Доколумбовой Америке

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

История Магии в Доколумбовой Америке

Непрочитанное сообщение Цила » Сб июл 07, 2018 4:06 am


ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ АМЕРИКИ


Их было несколько. Уже с древнейших времен на территории Центральной Америки, включая полуостров Юкатан, существовали раннеклассовые государственные образования.
Самой ранней цивилизацией можно считать империю ольмеков, культура которых существовала, по крайней мере, с 3000 года до н. э. Этот период оставил после себя замечательные памятники скульптуры — гигантские каменные изваяния: лица у статуй широкоскулые, с приплюснутыми носами, толстыми губами. Откуда пришли ольмеки — вопрос. Очевидно только, что их культура и религиозные представления сформировались где–то в ином месте. Около 900 года н. э. государство прекратило свое существование. Их статуи были сброшены и обезображены.
Более того, их сверхъестественное могущество, в которое тогда верили, было ликвидировано с помощью специальных религиозных обрядов. Так, одна из статуй была обезглавлена, уложена в простую, явно выстроенную для этой цели «усыпальницу», выложенную красной глиной, и засыпана. Некоторые намеренно поврежденные ольмекские памятники стояли «вниз головой» на ритуальных топорах, которые пользовались почитанием.

Ольмеки оказали большое влияние на культуру майя. По мнению ряда исследователей, цивилизации ольмеков и майя развивались параллельно, но отличались во многих отношениях.
Майя за время существования своей культуры, начиная с глубокой древности и позже, в течение своего «золотого века» в VII–IX столетиях н. э. и в постклассический период, продолжавшийся еще несколько веков, создали немало великих произведений искусства. А потом исчезли так же загадочно, как и появились. По каким–то неизвестным причинам их культура потерпела крах, и они покинули свои города.

Около 850 года н. э. в долину Мехико пришли тольтеки, которые господствовали там примерно до 1250 года. На рубеже XII–XIII веков их сменили воинственные племена ацтеков.
В Южной Америке существовали свои очаги культуры.
Одним из древних, исчезнувших ныне народов являлись мочика, поселения которых были рассеяны в северной части тихоокеанского побережья Перу. Их расцвет относится к I— VII векам н. э.
Позже на территории Перу возникло могущественное государство инков, выросшее на культуре мочика и других народов. Его расцвет пришелся на XV — XVI века. А прекратило свое существование оно с приходом испанских завоевателей.

ПИРАМИДЫ НОВОГО СВЕТА


Стоя перед величественными руинами древнего города майя Ушмаля, К. Бальмонт писал: «Я не решаюсь говорить об этих развалинах. Их тайна слишком велика. Их красота, как ни уменьшена она годами и временем, уводит мысль к тайне» (Бальмонт К. Змеиные цветы. М., 1910, с. 123).
История индейских пирамид и в самом деле окутана тайной. Они украшали древние города майя. Но, в отличие от пирамид Древнего Египта, их вершины были срезаны. М. Стингл в книге «Тайны индейских пирамид» (М., 1982, с. 51) так описывает пирамиды в городе майя Паленке: «Пирамиды «Змеиного города», как правило, невысокие, имеющие наверху небольшие по размерам храмы, с богатым геометрическим орнаментом на фронтонах. Все или почти все паленкские строения украшены штуковым рельефом».

Приведем описание еще одной пирамиды, которую индейцы называли Тладискальпантекутли — Венера, или Утренняя звезда: «Пирамида — в основании примерно 40x40 метров — имеет пять ступеней. Она украшена каменными рельефами — изображениями ягуаров, а также орлов, поедающих человеческое сердце. Орлы и ягуары были символами неких «рыцарских» орденов воинственных племен Центральной Мексики. Между каждой парой орлов, украшающих облицовку пирамиды, всякий раз был расположен символ самой Венеры, которой была посвящена пирамида, — разверстая пасть змеи. И в змеиной пасти — человеческая голова. На вершине пирамиды, очевидно, находилось святилище, от которого сейчас остались лишь гигантские человеческие фигуры, высеченные из камня, своего рода атланты высотой 4,6 метра» (М. Стингл, с. 111).

Как показали исследования, эти грандиозные сооружения были многофункциональны. Подобно вавилонским зиккуратам они служили для астрономических наблюдений; их архитектура и украшения отражали календарь древних майя. На площадках пирамид совершались жертвоприношения. Как и пирамиды Древнего Египта, пирамиды майя служили усыпальницами «великих людей». Наиболее впечатляющее надгробье было обнаружено в Паленке:

«…в период Древнего царства здесь, в Паленке, великий человек города объединял в своем лице две главные функции — был светским главой государства и одновременно высшим религиозным сановником, верховным жрецом… Когда он умер, жрецы положили его в заранее приготовленный мавзолей и загородили вход в крипту огромным валуном. Они также принесли в жертву богам несколько знатных молодых людей и одну женщину, возможно главную жену своего господина, дабы они сопровождали властителя на тот свет. Наконец, они засыпали всю лестницу камнями и глиной, а ее верхний конец заложили каменной плитой в полу помещения на вершине постройки… Но чтобы связь с обожествляемым мертвым не была навсегда утеряна, пол верхнего помещения был соединен непосредственно с криптой при помощи длинной змеи, трубкообразное полое тело которой, вылепленное из известковой массы, ползет от камня, закрывающего в святилище проход в глубь пирамиды, вниз по ступеням лестницы, по полу коридора к самому саркофагу, где ее путь как бы завершается» (Стингл М., с. 216).
Весьма любопытные аналогии с обрядами и постройками Старого Света.
Но еще любопытнее вопрос: каким образом древним майя удавалось передвигать многотонные каменные глыбы для постройки пирамид? Интересную гипотезу выдвинул исследователь цивилизаций майя Д. Коттерелл:
«…Майя подвергают себя телесной деформации — «уплощению головы». Ортодоксальные антропологи считали, что это был всего лишь модный каприз, но, может быть, эта операция стимулировала работу мозга.
Изменения магнитных полей влияют на эндокринную систему, а значит, опосредственно на биоритмы человека и воспроизводство.
Вернемся к голове Пакаля из усыпальницы в Паленке. В этой скульптуре можно заметить какие–то необычные детали, похожие на цветы из трех лепестков, на самых видных местах. А от «цветка» «фонтаном» расходятся линии (напоминающие силовые линии магнитного поля), покрывая лоб и область виска.
Глядя на три таких «цветка» (на трехмерной модели головы), мы можем сделать вывод, что все три расположены таким образом, что проведенные от них линии проходят через область шишковидной железы и гипоталамуса. Это заставляет предположить, что «цветы» несут какую–то магнитную функцию…
Не могли ли эти предметы стимулировать работу левого и правого полушарий, делая ее более эффективной, так что человеку не нужны были фотокопии? Не могло ли это концентрированное поле стимулировать в мозгу достаточное количество информации, развивая пространственное представление, так что человек мог совершать в уме построения в пространстве без дополнительных приспособлений, подобно тому, как запрограммированный компьютер накапливает данные в памяти, чтобы самостоятельно оперировать данными? И как майя могли перемещать огромные камни (весом до 30 тонн) без вьючных животных и колес?
…Если они не пользовались колесом, то это, скорее всего, потому, что они были более высокоразвиты, чем мы это себе можем представить, и на их стадии развития колеса им просто не требовались» (Джильберт Э., Коттерелл М. Тайны майя. М., 2000, с. 344—347).

ЧИЛАМ БАЛАМ

Так называются книги, написанные на языке майя, по–видимому, задолго до завоевания их испанцами. Это своего рода хроники, в которых содержатся мифологические и пророческие тексты.
«Балам» означает «ягуар». Культ ягуара перешел к майя от ольмеков. Ягуарами иногда называли богов стран света — Чаков и Бакабов. Титул «ягуар» носили правители и военачальники, а также жрецы. Трон правителя назывался «циновка ягуара».
Судя по текстам Чилам Балам, жрецы майя разработали сложнейшие мистические учения о богах, главным образом в связи с календарем, летоисчислением и астрологией. Согласно этим учениям, боги правили миром поочередно, сменяя друг друга. Четыре бога, сменявшие друг друга у власти ежегодно, отождествлялись с богами стран света — Бакабами, Чаками и Павахтунами, а также с обожествленными ягуарами; вероятно, первоначально эти боги соответствовали тотемам сменяющих друг друга у власти родов. Аналогичным образом возникли представления о богах, сменяющих друг друга у власти каждое 20–летие. Согласно жреческим учениям, было 13 богов, которые правили миром в следующем порядке: каждый бог находился у власти 30 лет; в течение первых Шлет 20–летия он принимал власть у своего предшественника, затем 10 лет он правил один, и, наконец, последние 10 лет (уже следующего 20–летия) он правил вместе с преемником, передавая ему власть.
Но эти боги не только поочередно правили миром: 13 богам соответствуют 13 провинций, на которые, согласно древним традициям, делился Юкатан. Каждый из 13 богов постоянно правил одной из этих провинций и периодически всем миром.
Соответственно с тем, какой бог должен принимать или сдавать власть, его статую с подобающими обрядами вносили в храм или выносили оттуда. В таком же духе были тщательно разработаны мистические учения о том, какой бог является покровителем какого дня в году и даже какого часа в сутки. На этих учениях основывалась жреческая астрология в своих предсказаниях.
Гадания, оракулы и пророчества играли огромную роль в жизни майя. В книгах Чилам Балам сохранилось много пророческих текстов; в них идет речь о будущих «годах» и «20–летиях», о бедствиях: войнах, засухе, голоде и так далее. Кроме того, сохранилось несколько пророчеств о возвращении К’ук’улькана.
У майя была особая категория жрецов, которая специализировалась на пророчествах, — чиланы. Согласно книгам Чилам Балам, способ пророчества был следующим: чилан уходил в комнату своего дома и, придя в экстаз, ложился там; считалось, что в это время чилан беседует с богом или духом, спустившимся на крышу его дома. Другие жрецы, собравшись в соседнем помещении, слушали откровение с опущенными лицами.
У майя были свои знаменитые оракулы. Так, на острове Косумеле находился пышный храм божества Теель Кусам, которое изображалось с лапами ласточки. Статуя этого божества, сделанная из терракоты, была пустой внутри и прислонялась к стене. В середину прятался жрец, который от имени божества давал ответы паломникам.
Примечательно, что Чилам Балам — имя пророка майя. А сами книги Чилам Балам можно перевести как «книги пророка-ягуара».

ПРОРОЧЕСТВА МАЙЯ

Согласно хронологии майя, современная эпоха началась 12 августа 3114 года до н. э. и будто бы должна завершиться 22 декабря 2012 года н. э. К этому времени Земля, согласно предсказаниям майя, должна в очередной раз изменить свой облик из–за ужасных землетрясений. Откуда взялась именно эта дата?
Майя верили, что микрокосм есть часть макрокосма, Вселенной, а каждая личность — часть творения. В свою очередь, такое ощущение единства мира порождало идею — «я есть ты, а ты есть я». Недаром в пантеоне майя были объединены божества, представляющие противоположные силы природы. Ведь и мир природы, и мир человечества, по их представлениям, являли собой своеобразное единство противоположностей, имеющих свойства переходить друг в друга, как день и ночь. Подобным же образом люди рождаются, умирают и на смену умершим рождаются другие, поколения сменяются поколениями. Происходит своего рода круговорот. Большую роль в представлениях майя играло время не линейное, а циклическое.
Майя считали, что живут в пятую эпоху Солнца, что в четыре предыдущие эпохи сложились четыре человеческие расы, прежде чем появились современные люди. Все эти культуры погибли во время великих катаклизмов, и лишь немногие люди остались в живых и поведали, что произошло.
Взгляды майя отражены в их календаре.
О календаре майя написаны сотни книг. Установлено, что, составляя его, древние астрономы руководствовались наблюдениями за обращением Венеры, а также следили за пятнообразовательной деятельностью Солнца. Они оперировали большими числами, смысл которых удалось расшифровать с помощью современной компьютерной техники, и предвосхитили ряд научных открытий нашего времени. Так, майя поклонялись Солнцу как божеству плодородия. В настоящее время исследования показали, что солнечное излучение влияет на гормональные процессы у людей, в частности на рождаемость.
Числовая система майя своеобразна и любопытна. Особую роль в их календарной системе играл 260–дневный год, получивший название «Священный год». Современные исследования показали, что этот цикл имеет отношение к разной скорости вращения полярного и экваториального магнитных полей Солнца. 260–дневный календарь имел важное значение для майя в плане предсказаний. В самом деле, в их календарной системе месяц состоял из 20 дней, причем каждый день имел собственное название и собственный порядковый номер. Эти номера и названия были подобраны так, что сочетание именно этого названия и именно этого номера не повторялись на протяжении 260–дневного цикла.
Помимо этого в календаре майя фигурируют и другие циклы различной длины. Все они так или иначе связаны с солнечной деятельностью и, в частности, переориентацией магнитных полей, что неизбежно сказывается на живых организмах.
Но самое удивительное, что майя смогли зашифровать всю информацию о природных катаклизмах в одной художественной композиции — в образах замечательной Крышки из Паленке.

КУЛЬТ СОЛНЦА


Хотя майя почитали десятки богов, Солнце всегда считалось одним из важнейших. Пирамида Солнца — вторая по величине в Мексике (первая по величине — пирамида Чолула, или Холула), ее высота 65 метров, периметр основания — 225 метров, что немного уступает размерам египетской пирамиды в Гизе.
Солнцу приносились кровавые жертвы. Считалось, что за время своего странствия по небу Солнце каждый день смертельно устает и только кровь может вернуть золотому богу утраченные силы. Уважение к Солнцу, вскормленному кровью, было у майя очень глубоким. Ведь сами жрецы майя именовали себя «служителями Солнца».
В жертву приносились животные, птицы и люди. Причем человеческие жертвоприношения, то есть «отправление посланников к богам», было очень распространено. В эпоху Древнего царства они имели регулярный характер, но совершались лишь в связи с наиболее важным событиями. Позже, под влиянием тольтеков, считавших, что божество может питаться лишь кровью людей, человеческие жертвоприношения участились. Францисканский монах Диэго де Ланда (1524—1579) в знаменитой книге «Сообщение о делах в Юкатане» (гл. XXVIII) дает описание кровавых обрядов:
«В одних случаях они приносили в жертву собственную кровь, разрезывая уши кругом лоскутками и так их оставляли в знак [жертвы]. В других случаях они протыкали щеки или нижнюю губу, или надрезали части своего тела, или протыкали язык поперек с боков и продевали через отверстие соломинку…
Кроме праздников, на которых, чтобы отпраздновать, приносили в жертву животных, также из–за какого–либо несчастья или опасности жрец или чиланы приказывали им принести в жертву людей…
Если должны были человеку вырвать сердце, его приводили во двор с большой пышностью, в сопровождении народа, вымазанного лазурью и в его головном уборе (su coroza). Затем его приводили к круглому возвышению, которое было местом принесения жертвы. Жрец и его служители мазали этот камень в голубой цвет и изгоняли демона, очищая храм. Чаки брали несчастного, которого приносили в жертву, клали его спиной на этот камень и хватали его за руки и за ноги все четыре, так что его перегибали пополам. Тогда након–палач подходил с каменным ножом и наносил ему с большим искусством и жестокостью рану между ребрами левого бока, ниже соска, и тотчас помогал ножу рукой. Рука схватывала сердце, как яростный тигр, и вырывала его живым. Затем он на блюде (un plato) подавал его жрецу, который очень быстро шел и мазал лица идолам этой свежей кровью».
Майя считали, что несвернувшаяся кровь и бьющееся сердце — носители души, которая «отправлялась посланником к богам» с особо важными поручениями, посланиями и просьбами. Поэтому сердце обязательно надо было вырвать очень быстро, чтобы успеть поднести его к статуе бога еще трепещущим, пока не «улетела» душа. Кровью пульсирующего тела жрец–чаки в плаще из алых перьев орошал изображение или статую бога, в честь которого совершалось жертвоприношение. Затем тело жертвы сбрасывали по ступенькам пирамиды вниз, где им завладевали другие жрецы. Они сдирали с еще теплого трупа кожу, которую тут же натягивал на себя чилан, на виду у тысяч зрителей исполняя неистовый ритуальный танец.
Потом тело жертвы погребали, реже, если принесенный в жертву слыл мужественным воином, знать и жрецы поедали его останки, полагая, что тем самым обретают достоинства покойного.
Культ Солнца, а вместе с ним и кровавые жертвы существовали и у ацтеков. Один из ацтекских мифов повествует о том, как было создано Солнце. Когда боги собрались в первобытных сумерках, поначалу лишь самый невзрачный из них решился броситься в огонь— и вышел оттуда преображенный Солнцем. Только после того как другие боги пожертвовали собой, Солнце начало свой дневной путь по небу; их смерть дала ему силы. С тех пор, чтобы поддерживать Солнце, необходима кровь. Поэтому у ацтеков, как и у майя, широкое распространение получили многочисленные человеческие жертвоприношения.
Детей и женщин ацтеки приносили в жертву реже. В основном во время ритуалов, связанных с плодородием: это делалось для магического воздействия на рост выращиваемых растений.
Практически всегда жертвы шли навстречу собственной смерти хладнокровно, убежденные, что на том свете их ждет почет. Пленники, взятые на поле боя, почти всегда отказывались от свободы, то ли по религиозным верованиям, то ли из тщеславия показать мужественное безразличие к страданиям, то ли из боязни презрения. Правда, женщин, чтобы они забыли об ожидающей их участи, нередко заставляли танцевать перед жертвоприношением до тех пор, пока они не впадали в состояние экстаза.
Ритуальное людоедство, которым нередко заканчивались человеческие жертвоприношения, было связано с магическими представлениями ацтеков. Они верили, что вкусившему человеческого мяса передавались добродетели и доблести съедаемого. Ацтеки верили, что жертвы становятся божественными дарами, поэтому конечности считались священными и их поедали с трепетным почтением, как дар небес. Туловища же и внутренности отправляли на корм диким зверям из зоопарка верховного правителя.

ЗАГАДКА ХРУСТАЛЬНОГО ЧЕРЕПА


Он был изготовлен из горного хрусталя так умело, что даже челюсти двигались. А нашли его на территории нынешней Британской Гвианы. Д. Чилдресс в книге «Последние города Северной и Центральной Америки» (Childress D. H. Last Cities of North and Central America, p. 139) пишет о нем:
«Роковой череп сделан из чистого горного хрусталя и, по мнению ученых, 150 лет понадобилось бы не одному поколению мастеров, чтобы наконец из фльшого куска хрусталя возник этот замечательный череп. Ему не менее 3600 лет, и, по преданию, верховный жрец пользовался этим черепом для мистических ритуалов. Говорят, что когда он желал кому–то смерти, используя магическую силу черепа, то смерть всегда наступала».
Вероятно, череп обладал свойством линзы, и его можно было применять для зажжения «нового огня». В таком случае череп мог играть важную роль в культе Солнца, ведь ритуальные костры были наряду с кровавыми жертвоприношениями одним из средств возвратить жизненную энергию Солнцу и тем самым обеспечить будущий урожай.
Каким образом в глубокой древности удалось так обработать горный хрусталь? Несомненно, индейцы знали какой–то секрет. Так, «цельнометаллические» зеркала, представляющие собой хорошо обработанный и отполированный до блеска лист платины, изготовляли еще ацтеки. Как они это делали, до сих пор остается загадкой. Ведь платина хорошо куется только при белом калении, то есть при очень высокой температуре, недоступной металлургам того времени. Но, как бы то ни было, знаменитый вождь ацтеков Монтесума послал несколько таких зеркал в дар королю Испании.

КЕЦАЛЬКОАТЛЬ — «ПЕРНАТЫЙ ЗМЕЙ»


Составное имя Кецалькоатль часто переводится как «пернатый змей»: кецал (Trogon splendens) — наиболее почитаемая ацтеками птица, а коатль (змей) — священный символ света и божества как в Мексике, так и в Перу.
Кецалькоатль был верховным божеством ацтеков. Но похоже, что первоначально Кецалькоатль являлось наследственным именем, вернее, титулом сменявших друг друга священных правителей, которые поклонялись носившему то же имя верховному солнечному богу и называли себя его потомками. Но со временем все Кецалькоатли слились в единое олицетворение бога — творца, культурного героя и смертного благодетеля. По мнению исследователя Д. Бринтона, в мыслях ацтеков преобладал не бог Кецалькоатль, таинственный творец видимого мира, а верховный жрец Кецалькоатль в славном городе Толлане (Туле), учитель искусств, мудрый законодатель, благородный правитель, искусный зодчий и милостивый судья. Кецалькоатль запретил жертвоприношение людей и животных, говоря, что богам довольно хлеба, цветов и благовоний. Он решительно выступил против войн и всех видов насилия, за что перед ним искренне преклонялись не только его подданные, но и люди далеких племен, совершавшие паломничество в его столицу.
«Пернатый змей» ацтеков — личность довольно любопытная. Предания сходятся в том, что он был белый, высокого роста, носил большую бороду, по мнению некоторых хронистов, рыжеватого цвета. На нем была необычная одежда, отличная от тех одежд, которые носили индейцы. Историк Вейтиа записал, что он был одет в длинный белый халат, расписанный красными крестами, и держал в руке посох. В странствиях его сопровождали зодчие, живописцы, астрономы и ремесленники; он строил дороги, насаждал культуру и, переходя из одной области страны в другую, в конце концов исчез.
По некоторым преданиям, он умер на берегу Мексиканского залива и прах его был предан сподвижниками земле тут же, на побережье, после того как они сожгли его тело и все имущество. Однако другие предания утверждают, что Кецалькоатль и его свита сели на волшебный плот из змей и уплыли, торжественно обещав вернуться и снова вступить во владение страной.

«ВОЗВРАЩЕНИЕ» КЕЦАЛЬКОАТЛЯ

Почему ацтеки вместо того, чтобы дать отпор завоевателям, устроили Эрнандо Кортесу и его воинам пышный прием? По свидетельству ранних испанских хроник, причиной тому стала особая вера древнемексиканских индейцев, в том числе и ацтеков, в Кецалькоатля: могущественный правитель Мотекухсома II принял предводителя конкистадоров за вернувшегося бога и без боя пропустил его в свою почти неприступную островную столицу Теночтитлан на озере Тескоко.
В доколумбовой Мексике существовало представление по меньшей мере о двух Кецалькоатлях. Один из них — Се Акатль Топильцин–Кецалькоатль, — по–видимому лицо историческое, — майя, тольтекский правитель X века н. э. Второй — Кецалькоатль (Пернатый Змей) — бог воздуха и ветра, изобретатель письменности, покровитель знаний. Именно вера в его возвращение и сыграла роковую роль в истории государства древнемексиканских индейцев.
Как известно, у ацтеков все эпохи (эры) развития вселенной шли попеременно под знаками владычества бога Тескатлипока. На смену ей должна была прийти эра бога Кецалькоатля.
Когда диковинные, с точки зрения индейцев, белокожие бородачи высадились на восточном побережье Мексики, Мотекухсома II оказался в полной растерянности: кто прибывшие — боги или нет? И если боги, то какой веры? Чтобы разобраться в этом, Мотекухсома II послал Кортесу среди прочих даров два костюма божеств: Кецалькоатля и Тескатлипока. По замыслу ацтекского верховного правителя, Кортес должен был надеть один из этих костюмов и тем самым показать, идет ли эра Тескатлипоки, или он — Кецалькоатль в новом облике? Кортес этих костюмов не надевал, тем самым окончательно запутав Мотекухсому II.
Смутило ацтеков и другое обстоятельство. К высадившимся на побережье испанцам Кортеса ацтеки отправили большое посольство, в состав его входили знахари, колдуны, звездочеты, которым было поручено околдовать предводителя непрошенных гостей и заставить его уйти из Мексики. Среди них был человек по имени Кинтальбор, согласно индейским хроникам, по внешности точная копия главаря конкистадоров. По законам ацтекской магии все, что происходит с двойником, должно случиться вскоре и с оригиналом.
И вот, находясь в лагере испанцев, Кинтальбор вдруг заболел, видимо специально зараженный какой–то тяжелой болезнью, чтобы заболел и… Кортес. Но магия ацтеков оказалась бессильна против белых людей. И это лишь усилило их растерянность, и они уверовали, что перед ними — боги.
Мотекухсома II устроил «белым богам» помпезную встречу. Так началось завоевание Мексики испанцами.

«СЫНОВЬЯ СОЛНЦА»

Так называли себя могущественные инки. Согласно легенде, первый «сын Солнца» начал свой длинный путь в Куско из района, прилегающего к озеру Титикака. Солнце не только напутствовало его, но и дало ему волшебный золотой жезл, который должен был указать, где следует завершить странствие, остановиться и создать земное царство. Таким образом, Солнце стало тотемом, символом изначального рода инков, осью мира ее земных сыновей.
Как и майя, инки поклонялись Солнцу и приносили ему жертвы.
Это были продукты питания, и прежде всего любимый напиток чича. «Часто жертвовались листья коки, торжественно сжигавшиеся во время обрядов. Бедные индейцы, у которых не было ни продуктов, ни чичи, ни листьев коки, приносили в жертву по крайней мере несколько своих ресниц, которые они бросали в восточном или же западном направлении. Подобная жертва должна была символизировать покорность индейца. В жертву Солнцу чаще всего приносились белые ламы.
В Куско — столице империи — белых лам приносили в жертву Солнцу практически ежедневно. Тела животных, убитых по ритуалу, сжигали на костре, сложенном из поленьев, искусно украшенных резьбой.
В отличие от своих современников, например знаменитых ацтеков Мексики, инки гораздо реже приносили в жертву людей. В Тауантинсуйу приносили в жертву живых людей главным образом во здравие владыки империи, для обеспечения успеха военного похода, а также во время эпидемии, дабы отвратить, изгнать из страны болезни. В подобных случаях обычно приносили в жертву мальчиков и девочек в возрасте около девяти лет.
Перед ритуальным умерщвлением детей нередко поили допьяна, с тем чтобы они предстали перед богом счастливыми и веселыми. Детей, предназначенных в жертву божеству, тщательно отбирали, это мог быть только очень красивый и рослый ребенок. Предметы, используемые для обряда жертвоприношений, делались из золота. Жертвенный нож был каменным» (Стингл М. Государство инков. М., 1986, с. 177).
Рядом с храмом Солнцу располагались дома для так называемых «невест Солнца». Эти девушки помогали во время совершения религиозных обрядов. В знак своей верности золотому Солнцу они носили особое украшение, сделанное из «солнечного металла», то есть золота. «Невестам Солнца» вменялось в обязанности пожизненно сохранять невинность.
«По законам империи инков утрата «невестой Солнца» чистоты рассматривалось как чудовищное преступление, поэтому жестоко наказывались не только соблазнитель и соблазненная, но и родственники девушки, а также жители ее родного села. Селение, из которого происходила грешница, вступившая в преступную связь с мужчиной, ровняли с землей, а всех его жителей… карали смертной казнью. Помимо людей, к смерти приговаривали (и соответственно убивали) все живое, находящееся в таком селении, то есть животных и даже растения!
И только один–единственный мужчина в Тауантинсуйу в любое время дня и ночи мог беспрепятственно войти в дом девственниц, мог безнаказанно провести время с любой из приглянувшихся ему дев. Этим мужчиной был Инка» (Стингл М., с. 179).
«Сын Солнца», правитель империи был божеством при жизни и пользовался необыкновенным почитанием. Его жизнь и здоровье тщательно охранялись с помощью ряда магических ритуалов. Так, например, единственной обязанностью одной из придворных дам было подбирать волосы, падавшие с головы Инки. Подобрав, она должна была затем съесть их, с тем чтобы враги Инки не могли ими завладеть и использовать для колдовства. Другая дама должна была следить за плевками Инки и «обезвреживать» их таким же способом.
Известно, что воображение человека вовсе не так разнообразно и богато, как это кажется: оно часто повторяется и всегда вращается почти в одном и том же круге. И неудивительно, что магические воззрения индейцев доколумбовой Америки, несмотря на их относительную изоляцию, во многом напоминали магические ритуалы жителей Старого Света.

Из сети
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость