Бес и черт в мифологии

Аватара пользователя
Элизабетт
Сообщения: 901
Зарегистрирован: Пт май 05, 2017 3:09 pm
Интересы в магии: Ритуальная магия, мантика

Бес и черт в мифологии

Непрочитанное сообщение Элизабетт » Вт апр 10, 2018 12:21 pm




БЕС И ЧЕРТ В МИФОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ


Очень активно в пермской диалектной речи используются лексемы бес и черт для обозначения как любого злого духа, так и духа природного или хозяйственного локуса. См.: Вот девки бегали на росстани слушать колокольцы. Наклонились к земле, слушают, вдруг смотрят: рядом бес стоит... Шапка у него вострая, красная была, да ноги все мохнатущие (Тетерино Солик.) [Подюков 2006: 56]. Одна тут ушла за полночь в баню, а там уж биси одни бегают. Дак задавили её, в каменку запехали (Воскресенское Уинск.) [СРГЮП: 56]. Мне рассказывали. Ходила одна в лес веники вязать. Ходила, навязала уже, смотрит: мужчина высокий, в полупальтишке, выше леса. Она три раза перекрестилась - он и исчез. Так он хотел её устрашить. Это и есть чёрт (Калинино Кунгур.) [Архив]. Все говорили, все черти в воде, сейчас тонут - чёрт затащит. Где вода вьётся, туда не ходи (Узяр Куед.) [Черных 2004]. У моего двоюродного брата в бане черти мылись. Давно это было. Воды налили горячей, взяли веник и давай париться. Он из клуба шёл, услышал, что гремит в бане что-то, заглянул - а там такие волосатые с хвостами. Он испугался и убежал. Потом пришли в баню, а в тазике вода и веник чуть живые (Б. Кусты Куед.) [там же].

Традиционно словами бес и чёрт (обычно в форме множественного числа) и их суффиксальными производными обозначаются в пермских мифологических рассказах духи-помощники колдуна, которых он вселяет в человека для вызывания болезни или с целью другого вредоносного воздействия: Уж во мне сидит, да не один ещё. Крест-от в своё время не носила, колдуны и напоили, опутали. Завидовали семье нашей. И вот живет сейчас во мне бес Егорка. Тридцать лет уж живёт. А подали его мне колдуны с квасом. Порча вот така великая (Перино Караг.) [Архив]. Я слыхала: колдун посадит бесёнка. Дак он молчит шесть лет, а потом начнёт кричать (Крюково Осин.) [СРГЮП: 53]. Колдунья-то сама с Могильникова будет. Она людей как-то напаивает. Слова у неё черти. Они и портят (Н. Шакшер Черд.) [Архив]. Мужа моего погубили черти-те. Он в Березниках лежал в больнице. Говорили, что камни в почках. А это в него чёртики забрались. Они невидимы, нам не покажутся. Какое место болит - от чертей это (Лимеж Черд.) [там же].

Именно поэтому лексемы бес, черт и их дериваты часто используются для называния колдунов. В северных частях Пермского края мифологема колдун - его духи-помощники выражена наиболее отчетливо. Именно в этой части края записана большая часть текстов, содержащих номинации колдунов, с корнями -бес- и -чёрт-: бесист, бесистый, бесястый, бесистый человек, бесястый человек (старик и под ), чер-тист, чертистка, чертистый, чертистый человек (женщина, старуха и под ), чертознай, чертызнай. Тексты мифологических рассказов явно свидетельствуют о том, что их авторы осознают мотивационную связь между номинацией нечистой силы и колдуна, которому она служит: Порчи у неё, биси насажёны. Такие люди есь бисистые. А по-настояшшому, надо сказать, поговорка на них. Та поговорка на них, что они знают каких-то бисей (Чердынь) [там же].

Если лексика с корнями -бес- и -чёрт-, как видно из приведенных примеров, широко представлена в мифологических текстах региона, то корень -ляд- в современных быличках и мифологической лексике никаких следов не обнаруживает.

По материалам источника:

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И МАГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ В ЗЕРКАЛЕ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ (на материале лексики памятников письменности XVI - ХУIIIвв. и мифологических рассказов XX - XXI вв.) 1
Елена Николаевна Полякова

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость