«Вультур (Wulþur), Хеймдаль(Heimdallr) и другие боги».

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12859
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

«Вультур (Wulþur), Хеймдаль(Heimdallr) и другие боги».

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт янв 14, 2021 6:11 pm

«Вультур (Wulþur), Хеймдаль(Heimdallr) и другие боги». (альманах "Сага" №7.)


«Вультур (Wulþur), Хеймдаль(Heimdallr) и другие боги».
Составитель Эрик Воденинг (Eric Wodening).
Перевод с английского Н. Топчий (Tradis)
Фосети (Foseti, Fosite, старосеверное Форсети (Forseti))
Снорри сообщает нам, что Форсети — сын Бальдра и Нанны. В «Речах Гримнира»
сказано, что Глитнир (Glitnir, Сияющий) десятый из чертогов богов, поддерживается
столбами из золота и покрыт серебром и «Форсети там живет много дней и ладит
дела». Слово forseti также использовалось как поэтическое имя ястреба в туле42. Он не
часто появляется в Северных мифах или топонимах, но в восточной Норвегии есть
Forsetalundr (Роща Форсети), что наводит на мысль, что его культ существовал в
Скандинавии хотя бы в отдельных местах (Шварц, «Поэзия и закон в германском
мифе»43). Поклонение Форсети не прослеживается в древне-английских источниках, но
фризы вторглись в Англию вместе с англами, саксами и ютами, так что вполне вероятно
предположение, что он был известен, по крайней мере, в некоторых областях Англии.
Эрик Воденинг восстанавливает англо-саксонскую форму его имени как *Forseta.
Форсети, по-видимому, был главным богом фризов, и у нас есть рассказы о нём и
его культе на их территории. Согласно легенде «О двух королях Карле [Мартелле] и
Радбоде»44, когда франкский Карл завоёвывал Фризию, он попытался добиться от
фризов, чтобы те показали свои законы, дабы иметь возможность судить их.
Двенадцать Foerspreken («говорящих первыми») собираются дважды, но затем
вынуждены признать, что не могут этого сделать. Они попадают в море на судне без руля, затем на корме появляется тринадцатый муж, несущий золотой топор (здесь
сделана позднейшая и довольно неубедительная попытка христианизировать рассказ),
с помощью которого он направляет корабль к земле. Затем пришелец снимает топор с
плеча и бросает наземь. Топор срывает пласт торфа и оттуда начинает бить подземный
источник. Двенадцатеро садятся вокруг источника и пришелец обучает их закону.
Шварц трактует историческую мотивацию как позднейшую интерполяцию, и считает
более вероятным, что двенадцать Foerspreken — это боги (соответствующие
традиционным двенадцати божествам в северной мифологии), и что легенда была
древней ещё до франкского вторжения во Фризию. Ассоциация этого мифа с Фосите основывается на случае из «Жития св.
Виллиброрда»45
, который прибыл к берегу острова между Фризией и Данией,
называемому Фосителанд (т.е. земля Фосите). Все там было посвященно Фосите: народ
не осмеливался трогать животных или тревожить что-либо, и только вода могла быть
взята в тишине из священного источника. Расположение, специальный культ,
посвященный Фосите фризами и описание острова со священным источником — все
вместе явственно соответствуют вышеуказанной легенде. Сам источник божества мог быть местом смертной кары, так как «Житие Вульфрама»46 указывает, что осуждённых
иногда топили в пресных или солёных водах.
Шварц также связывает источник, как купель закона, с Источником Урд, где асы
обдумывают дела, и комментирует, что «и фризские, и скандинавские сведения
указывают, что закон приобретен путем пересечения вод ... и во фризской легенде про
тринадцатого бога, и в описании Снорри пересечения (богами) Бифрёста указывается,
что для пересечения воды необходимы сверхъестественные средства»47. Шварц
интерпретирует имя Фосите как означающее «устанавливающий мост»,
«хранитель/держатель моста»48, но форма Forseti, по-видимому, означает
«Председательствующий» (де Фрис, «Словарь» 49), наподобие судьи в суде или
президента в собрании — подходящее имя для бога, которого древние язычники
рассматривали как воплощение закона, арбитражных разбирательств, и правосудия.
Цвета, связываемые с Фосите в настоящее время — красный и золотой; руна,
которую мы ассоциируем с ним — Raidho. Стоит отметить также связь Форсети с
драгоценными металлами (золотой топор фризских источников и золотые опоры и
серебряная кровля источников исландских), которая может отражать традицию платы
возмещения-виры как меры наказание среди германских народов.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя