Магия Северных богинь. Транс, мифология и ритуал

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12859
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Магия Северных богинь. Транс, мифология и ритуал

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Сб янв 30, 2021 11:27 pm

А.Карлсдоттир:Из книги Магия Северных богинь. Транс, мифология и ритуал.

Из книги Магия Северных богинь. Транс, мифология и ритуал. (Alice Karlsdóttir. Norse Goddess Magic. Trancework, Mythology, and Ritual[1])

Всеобщая Мать и простой ритуал в честь богини.

Frigg (The Allmother and a Sample Goddess Ritual)

Источники

Существует мало информации о почитании Фригг (ON Frigg, OHG Frija, OE Fricg, *Frijjō;), но нет никаких оснований сомневаться в важности её культа. Поклонение ей, вероятно, было сосредоточено на семейных и родовых и домашних проблемах, и многие из её ритуалов могли совершаться в уединении каждого отдельного дома, а не на общественных священных местах. Кроме того, многие из ее обрядов, несомненно, проводились женщинами и, следовательно, могли быть пропущены или не учитываться более поздними историками.

Артефакты, обнаруженные на местах жертвоприношений до эпохи викингов в Скандинавии, включают подношения в виде колец и женских украшений, обрезанных человеческих волос, остатков льна и инструментов, используемых для его обработки, что позволяет предположить, что женщины оставляли дары божествам, скорее всего женским[2].

Есть свидетельства того, что в честь Фригг произносились здравицы на свадьбах и что к ней обращались за помощью при родах. Похоже, что её помощи искали для зачатия детей и в обрядах имянаречения ребёнка, и вполне вероятно, что у неё просили о содействии по вопросам семьи и ведения домашнего хозяйства. Её германских двойников, Хольду и Берхту, призывали, когда дело касалось прядения, ткачества и сельского хозяйства, они были особенно почитаемы на Йоль.

Используя то, что мы знаем о традиционном поклонении Фригг в качестве отправной точки, мы можем добавить к этой информации изучение мифов и фольклора и выяснить, какие виды почитания ей подходят.

Хотя мы живём не так, как жили германцы дохристианских времён, мы можем изучить их культуру и найти способы вписать обычаи предков в наш современный мир. Фригг ― сложная богиня со значительным количеством аспектов и функций, поэтому посвящаемые ей ритуалы и действия многообразны.

Архетипическая Жена и Мать

К Фригг в её в роли архетипической жены и матери можно обращаться по вопросам, касающимся брака, детей и семьи. Она может быть успешно привлечена ради помощи в любви, но только той, что ведёт к долгосрочным отношениям и верности друг другу. В сфере её влияния будут находиться все вопросы, связанные с обручениями и свадьбами, ― и как покровительницы брака, и как богини, занимающейся социальными и гражданскими договорами.

Возможно, вы захотите провести такие обряды в пятницу, в священный день Фригг, и вам определенно захочется в этом случае выпить minni[3] или здравицу в её честь. Фригг будет ключевой фигурой для всех аспектов брачного ритуала, особенно самих обетов, и для любой обрядности, посвященной изменению статуса невесты с одинокой женщины на жену.

Брак в древней германской культуре характеризовался детализированными финансовыми договорённостями, включающими приданое и подарки для невесты и призванными обеспечить финансовую поддержку обоих партнеров и особенно обеспечить детей, которые появятся в этом союзе. Следовательно, Фригг можно призывать, чтобы засвидетельствовать любые финансовые договоренности и инвестиции, сделанные будущей парой, а также любые брачные соглашения или брачные контракты, устанавливающие, кто что получает в случае смерти или развода.

Развод в германском обществе получить было относительно просто, и в нём не усматривали никакого особого нравственного бесчестия, при условии, что дети были обеспечены. Фригг может быть призвана помочь завершить брак справедливо и с минимальными эмоциональными потрясениями и злобой.

Фригг также тесно связана с материнством, и поэтому её можно призывать в ритуалах для содействия зачатию. Одна из таких практик, которую я использовала, взята из истории конунга Рери. В этой истории Фригг уговорила Одина дать волшебное яблоко, чтобы помочь конунгу и его жене зачать сына (см. главу 7, подраздел о Фригг как богине брака в данной книге). В этой практике в ритуале в честь Фригг и дис используется яблоко или орех, служа своего рода аккумулятором для сохранения генерируемых обрядом сил. Пара, желающая ребёнка, может физически присутствовать на ритуале, хотя, кажется, лучше всё же работать без них. Если они отсутствуют, на алтарь можно поместить изображения или другие их символы. После того, как яблоко или орех были «заряжены», пара разделяет их и вместе съедает. Иногда это занимает немного времени, в некоторых случаях несколько лет, но очень часто оказывается успешным. Другая работа, связанная с фертильностью, может включать оставление даров или талисманов у или в источнике или водоёме, потому что, как говорят, души детей приходят из водяного жилища Фрау Хольды.

К Фригг можно обращаться по вопросам контроля над рождаемостью и планирования семьи, а также в вопросах, связанных с фертильностью. Будучи и матерью, и целительницей, Фригг хорошо призывать во время беременности, как в вопросах, связанных со здоровьем матери и ребёнка, так и по поводу приготовлений, которые необходимо сделать для новорожденного. Последнее включает в себя не только практические соображения, связанные с накоплением средств, приобретением детских предметов и обустройством места, но также психологическую подготовку обоих партнеров к роли матери и отца, особенно при рождении первенца. Переход от молодой пары к состоянию родителей относится к ритуалам перехода, столь же травматичным, как и половое созревание или брак. Быть родителями ― это долгосрочное обязательство, даже в большей степени, чем супружество, и любой, у кого есть дети, может рассказать вам, насколько это перевернёт всю вашу жизнь сверху до низу.

Фригг, как и Фрейя, в прошлом традиционно призывалась скандинавскими женщинами во время родов, и их обеих следует включать в любые обряды рождения ребёнка сегодня. Когда начнутся первые схватки, можно преподнести Фригг дары в виде молока и фруктов. В более древние времена скандинавские женщины начинали плести в начале родов красный шнурок из трёх нитей; позже этот шнурок использовался для завязывания пуповины ребёнка. Даже сегодня, когда современная больничная практика это запрещает, скандинавские женщины могут повязывать шнурок вокруг запястья ребёнка до дня его имянаречения[4]. Сама работа плетения ― священный для для Фригг акт, похожий на ткачество и прядение, и служит для привлечения её внимание и благословения плетущего. Мастерица также может сконцентрировать собственную волю ради удачи своего ребёнка в шнуре, когда сплетает его.

Фригг также связана с получением имени и судьбой-ørlög, и обращение к ней должно быть включено в ритуал vatni ausa («окропление водой») и обряд имянаречения. Это совершается через девять дней после рождения малыша, делает ребёнка настоящей частью семьи и даёт ему душу и судьбу. К Фригг можно обратиться на самом начальном этапе с просьбой о руководстве по выбору подходящего имени. В таких вопросах считаются важным указанием сны, особенно о погибших родственниках, поэтому вы можете в это время обратиться за помощью к Фригг в того или иного рода работе со сновидениями. Сам ритуал имянаречения заключается в том, что отец или другое назначенное лицо забирает ребёнка у матери, окропляет его водой и нарекает его именем, предварительно согласованным с родителями. После самого имянаречения было бы хорошо воззвать к Фригг и Норнам[5], почтить их дарами и попросить их благословить жизненный путь ребёнка. (Помните всех этих злых фей в народных сказках и что они делают, когда их обижают на праздниках? Обязательно отнеситесь к этим богиням с подобающим уважением.) Несмотря на некоторое сходство с христианским крещением, этот обряд практиковался в германской культуре задолго до прихода христианства. Варианты его существовали во многих культурах на протяжении всей истории.

Фригг не прекращает опекать детей и после их рождения. Наоборот, в это время она ещё более вовлечена в заботу о семье и ведение домашнего хозяйства, и к ней можно обращаться по всем вопросам, их касающимся. Сюда могут входить такие вещи, как получение хорошего жилища; приобретение финансовой стабильности, необходимой для адекватного ведения хозяйства, умение составлять бюджет, исходя из того, что у вас есть. Также сюда относятся приобретение и использование навыков, необходимых для содержания дома, включая готовку, уборку, шитьё, садоводство, домашний ремонт, охрану дома, обслуживание автомобилей и бухгалтерию. Она будет той, кого призывают благословить дом и в других подобных ритуалах.

Одно из такого рода простых действий ― призвать Фригг во время приготовления пищи и визуализировать здоровье, радость и доброжелательность, которые входят в вашу еду, когда вы перемешиваете её по часовой стрелке, движениями по спирали. Это особенно эффективно на больших семейных собраниях, если вы подозреваете, что некоторые члены семьи могут начать ссориться.

Это также можно сделать, варя пиво или мёд, создавая таким образом настоящий ритуальный напиток. Если вы готовите пиво для определенного праздника или мероприятия, вы можете визуализировать качества, соответствующие этому случаю, вливающиеся в ваш напиток.

Забота о семье.

Все вопросы, связанные с уходом за детьми и их обучением, являются частью сферы деятельности Фригг. Это может включать в себя всё ― от освоения тонкостей надевания подгузника, купания и кормления и до организации соответствующих школьных и социальных мероприятий для ваших детей. Фригг обычно видят богиней дома, но мифы также недвусмысленно свидетельствуют о её способности и готовности вмешаться в мировые дела, когда затронуты её интересы. Поэтому к ней можно обращаться по вопросам, касающимся школьных дел, защищающих детей учреждений, законодательных органов и других государственных организаций, равно как и занимающихся частным домовладением.

Понятие семьи шире, чем просто дети; в него также входят родители, бабушки и дедушки, тети, дяди и другие старшие в роду. Поэтому к Фригг можно обратиться по вопросам, касающимся ухода за пожилыми людьми, их физического здоровья и эмоционального благополучия.

Фриг и её германские двойники часто появляются в народных рассказах как учителя, особенно в области практических навыков. В этом аспекте Фригг можно призывать в вопросах, касающихся образования взрослых и детей. Помимо всех членов семьи, Фригг также заботится о домашних животных и её можно попросить за кого угодно ― от домашнего питомца до молочных коров в хлеву.

Ремесло

Прядение, ткачество и другие виды текстильных ремёсел ― труды для Фригг особые, но к ней могут обращаться практикующие все виды ремесла ― как утилитарные, так и художественные. Фригг предпочитает тех, кто умеет пользоваться своими руками и делать вещи в материальном мире, и к ней должны обращаться ремесленники, мастера и труженики всех видов. Это охватывает традиционные ремёсла, такие как работа с деревом и кузнечное дело, но может также включать в себя и более современные занятия, такие как ремонт автомобилей и компьютеров.

Один из способов использовать силы Фригг во время прядения ― сфокусировать при работе магическое намерение на формирующейся нити. Подобным образом можно поступать при любой работе ― вязании спицами, крючком, плетении в технике фриволите[6] и других. Например, во время вязания детской кофточки можно ярко визуализировать здоровье и счастье ребёнка, который будет её носить. Прядение магической нити может быть и самоцелью, а готовая пряжа захоронена или брошена в воду в качестве приношения.

Другая работа с помощью сил Фригг заключается в плетении или вышивании сцены, символизирующей событие или состояние, которого вы хотите достичь, например, «вы и ваша супруга с детьми» или «вы счастливы на новой работе или в новом доме», или с более общей целью, например в качестве защиты близких или для духовного роста. Каждый раз, когда вы работаете над очередным кусочком, позвольте себе помечтать о конечном результате, которого вы хотите. Вы могли бы даже уколоть палец и позволить нескольким каплям вашей крови упасть на работу, как это сделала мать Спящей красавицы, когда пожелала себе дочь. После того, как работа завершена, её следует бережно хранить, либо спрятав в безопасном месте, либо гордо выставив в своём доме, либо, возможно, отдав, если работа была выполнена для кого-то другого.

Гостеприимство

Фригг можно призывать в вопросах, связанных с гостеприимством и гостевой обрядностью, а также во всех вопросах, способствующих дружелюбию и доброжелательности среди людей. Она может быть одним из божеств, которых призывают на любом большом общественном мероприятии или празднике, чтобы гарантировать, что будет сохранён фрит-frith ― мир и гармония (см. подробнее о значении фрита в главе 15, посвящённой Сьовн, в данной книге), и что все мирские дела пройдут гладко.

Помните, что Фригг дорожит отдыхом и праздниками не меньше, чем работой, при условии, что всё делается в своё, подходящее для этого, время. Она будет помогать в прекращении ссор, особенно среди членов семьи, и может помочь разрешить все гражданские споры. Она главенствует над контрактами и гражданскими судебными процессами, особенно связанными с браком, семьей, детьми и имуществом. Будучи королевой, она занимается политическими вопросами, особенно вопросами, связанными с выбором предводителей и обеспечением внутренней стабильности.

Содействие процветанию и обучению

Фригг поможет во всех случаях, когда для достижения своих целей необходимы тонкость и манипуляция. Её можно призывать в ритуалах для процветания, но её благополучие и процветание достигаются за счёт собственного труда, а не свалившейся на голову горы сокровищ или чьего-то чрезмерного потакания. Многие из мифов предполагают, что если вы хотите чего-то от Одина, но вам некомфортно к нему обращаться, или, возможно, вы ему не доверяете, лучше обратиться к нему через его супругу или, по крайней мере, попросить Фригг в дополнение к просьбе Одину. Она уже доказала, что имеет влияние на Всеотца и зачастую является более предсказуемым покровителем, чем он.

Также можно включать обращение к Фригг в любые обряды совершеннолетия для девочек и женщин, поскольку о жизни женщин она заботится особо. В частности, в обряд женской инициации можно было бы включить образ Спящей красавицы, которая, достигнув половой зрелости, уколола палец веретеном и погрузилась в волшебный сон, похожий на смерть. Полезна будет помощь Фригг и при обрядах и церемониях, готовящих женщину к браку, материнству и менопаузе.

К Фригг стоило бы обратиться за помощью при обучении предсказаниям по стеклянному шару и выполнению других подобных гаданий. Как богиня пивоварения и гостеприимства, она будет одним из ключевых божеств древнего германского ритуального питья в чью-либо честь, включающего в себя передачу рога от человека к человеку, а также принятия клятв, рассказывания историй, провозглашения здравиц в честь богов и предков и произнесения других слов силы. Рог традиционно подносился хозяйкой дома, что связывает его с Фригг, но даже помимо этого, самбл-sumble[7], как правило, объединяет группу людей в духе дружбы и гармонии, которые являются отличительной чертой Фригг.

Празднование Йоля

Сезон Йоля тесно связан с Фригг, также, как и период между Йолем и Остарой, и мы можем по-прежнему соблюдать многие из древних обычаев Йоля в её честь. Одна из практик состоит в том, чтобы приложить усилия и завершить всю свою работу к концу старого года, будь то прядение или написание курсовой, и сохранить двенадцать священных дней периода Йоля в как можно большей степени временем отдыха.

Я знаю, что это, с учётом работы и других дел, в наши дни зачастую сложно, но всё же можно попытаться отложить в сторону как можно больше своих обычных обязанностей и сделать Йоль особенным временем, посвященным праздничным мероприятиям и подготовке к ним. Первая или последняя ночь Йоля может быть посвящена Фригг и специальным блюдам, которые готовят и едят в её честь. Это может быть рыба, особенно сельдь, и блюда, приготовленные из зёрен, особенно овса и ячменя, такие как пельмени, блины или каша. В некоторых районах день после окончания Йоля назывался «Ночью Берхты», и действительно, простая трапеза на следующий день после излишеств Новогодней ночи часто очень к месту.

Символы Фригг

Фригг ассоциируется с многочисленными символическими объектами, в частности веретено так же, как и прялка и ткацкий меч[8], являются её эмблемой. Лён, семя льна и льняное масло тоже тесно связаны с ней и могут быть использованы как символы при создании магии её обрядов. Льняное масло часто используется в качестве последнего штриха при создании рунических жезлов и талисманов, что демонстрирует ещё одну связь между Фригг и её мужем Одином, богом рун. Камнями и драгоценностями, которые могут быть использованы при работе с Фригг, могут быть серебро, горный хрусталь, гагат и оникс.

Её цвета включают белый, синий и серый. С Фригг ассоциируются многие руны. Среди них Uruz как способность к приданию формы и манифестации свойств. Raiðo, руна права и порядка, также символизирует священные процессии богов и богинь в ритуальных повозках. Kenaz ассоциируется с Фригг благодаря своей связи с ремёслами и кузнечным делом. Gebo, руна даров и договорных союзов, включая брачные, и Wunjo, руна гармонии, родства и дома, имеют сильные ассоциации с Фригг как богиней рода и семьи. Hagalaz, хотя и кажется разрушительной, по сути является ещё одной руной порядка и обретения формы, представляющей основную структуру вселенной, которая изгоняет хаос; она также видится подходящим символом для германских двойников Фригг, Хольды и Берхты в их необузданном аспекте. Perþro традиционно ассоциируется с судьбой-ørlög и предсказаниями, и, таким образом, представляет магический и пророческий аспекты Фригг.

Berkano, руна богини берёзы, является руной плодородия и защиты, а также главной руной рождения, и поэтому связана с Фригг в её роли богини деторождения. Водный образ Laguz напоминает о связи Фригг с водой и источниками; это руна перехода в и из жизни, руна vatni ausa, окропления водой при обряде имянаречения. Это, как и в случае Perþro, также связывается со способностью Фригг провидеть ørlög. Альтернативное имя этой руны, Laukaz, означает лук-порей, напоминающее лук внешне растение плодородия и защиты. Последняя руна, Oþala, является руной наследия предков, здоровья и силы рода и защитной ограды, которая хранит мир порядка и общество в безопасности от хаоса

Священные растения Фригг

С Фригг связаны многие растения и природные объекты. С нею ассоциируется липа, чья древесина использовалась для изготовления щитов, и которая воплощает роль богини как защитницы. Берёза, дерево, сакральное для богинь в целом, тоже может быть связано с Фригг благодаря своим очищающим и исцеляющим свойствам и своей ассоциации с плодородием. Ветви берёзы и по сей день используются в саунах в виде веников, которыми хлещут кожу для улучшения кровообращения. Берёзы также часто используются для Майских Деревьев или Майских Шестов весной и на Мидсаммер, и многие авторы сравнивают их с прекрасными молодыми девами; отсюда и связь дерева с женскими божествами. Мне тоже берёзы всегда казались похожими на молодых женщин или девушек, но подходящими скорее для Фрейи или Идунн. Больше похожи на элегантных матрон буковые деревья, величественные и серебристые. Бук иногда связывают с руной Perþro и ролью Фригг как богини гадания и ørlög [9].

Бузина ― другое дерево, часто ассоциируемое с Фригг, особенно с немецкими формами богини. Это дерево, связанное с исцелением, защитой, смертью и магией. Древнеанглийское (OE) название для него было aeld («огонь», ср. современное английское название бузины ― elder), вероятно, потому, что его пустотелые ветви использовались для разжигания огня. Они также использовались для изготовления игрушек, дудочек, и трубочек-свистелок, дав бузине прозвище pipe-tree, «дудочное (трубочное) дерево»[10]. Это дерево также ассоциировалось с горем и смертью; иногда его захоранивали в могилах или несли в похоронных процессиях для защиты от злых духов. Считалось, что у каждого куста бузины есть женский дух-хранитель, называемый Хильдемор (Hyldemoer , Бузинная Матушка), обитающий в его ветвях[11], и многие люди всё ещё боятся срубить бузинное деревце, не совершив какой-нибудь ритуал, чтобы испросить разрешения духа. Бузина также иногда ассоциируется с Ночью Берхты, последней ночью Йоля. Если кто-то стоит в магическом кругу, держа бузинные ягоды, собранные с дерева на Мидсаммер, он защищён от любых злых существ, которые могут находиться за его границей[12].

Считается, что священными для Фригг являются многие травы, особенно те, которые используются для лечения и для репродуктивного здоровья женщин. Полынь полезна при менструальных болях, а также, как говорят, вызывает лёгкое состояние транса, подходящее для медитации и гадания. Можно сделать чары для сновидений, зашив немного полыни в маленькую льняную подушку и затем уснув на ней. Полынь ― mugwort на английском ― получила своё название от использования в пивоварении, mug имеет значение «кружка», wort ― «сусло»: до открытия хмеля её использовали для ароматизации пива и эля. Это одна из девяти священных трав, упомянутых в англосаксонском Nygon Wyrta Galder («Заклинании девяти трав»).

Две другие травы из этого заклинания ― крапива и ромашка ― также могут быть связаны с Фригг из-за своих целебных и укрепляющих свойств. Стебли крапивы использовались для изготовления ткани, похожей на льняную, до введения льна. Латинское название ромашки, Matricaria, означает «Любимая мать», и её же иногда называли «бровь Бальдра». Трава считалась полезной при проблемах с менструацией и детских недугах, особенно ночных кошмарах. Пустырник ― другая трава, тесно связанная с женскими расстройствами и, следовательно, связанная с Фригг. Кроме того, он используется для защиты, для продления жизни, а также для лечения меланхолии и нервных расстройств. Тысячелистник также применяли для лечения меланхолии, и была отмечена его эффективность при лечении ран. Он использовался в магии и гадании, особенно в вопросах любви, и был растением настолько магическим, что после введения христианства стал ассоциироваться с христианским дьяволом[13]. Европейская омела, наиболее известная как растение, которое убило сына Фригг, Бальдра, иногда использовалась для лечения проблем, связанных с менопаузой.

Фригг и животные

Нет животных, специально отмеченных как отдельный символ Фригг, но несколько существ вполне могут с нею ассоциироваться. Как архетипическая хозяйка дома, она связана со всеми домашними животными, особенно с сельскохозяйственными, а также с полученными от них продуктами. Сюда относятся гуси, утки и куры (яйца и перины с подушками), овцы (шерсть, с учётом связи богини с прядением), а также коровы и козы (молоко, сыр и масло). Фригг может путешествовать между мирами в форме сокола, так что его тоже можно считать одним из её животных. Немецкая Фрау Годе едет в Дикой Охоте и её обычно сопровождают чёрные охотничьи собаки-гончие, поэтому с Фригг могут быть связаны лошади и собаки. Ястреб, лошадь и собака традиционно считаются благородными существами и будут подходящими символами для Фригг в её роли королевы[14].

Обряд

Существует множество видов обрядов и множество способов проводить их, и выбор зависит от ваших персональных предпочтений и тех богов и богинь, к которым вы обращаетесь. Но есть несколько основных элементов, которые представлены в большинстве ритуалов, а именно: обозначение и освящение сакрального пространства, формулировка цели обряда в какой-либо форме, воззвание (призыв) к божествам или другим силам, чьё присутствие желательно, обмен энергией, расставание с призванными силами и закрытие ритуального пространства.

Освящение создаёт место и время, отделённое от мира повседневности, ритуальное пространство, в котором соприкасаются миры богов и людей.

Формулировка (установка) предназначена для определения цели и намерений обряда. Это может быть несколько коротких и простых фраз или более сложное исполнение, включающее музыку и поэзию. Такая установка помогает сосредоточиться и прояснить ваши мысли, позволяет убедиться, что все участники ритуала находятся в согласии и знают, что они делают. Оно также предупреждает богов и богинь о вашем присутствии и о ваших желаниях.

Призыв (воззвание) к божествам и другим силам, чьего присутствия вы желаете, может состоять из чего угодно ― от очень простого призыва до сложной ритуальной драмы. Цель состоит в том, чтобы привлечь внимание богов и богинь и привести их силы к священному месту, а также вызвать интеллектуальный и эмоциональный отклик в умах и сердцах людей-участников. Воззвания должны отражать цель обряда, а также характер и предпочтения призываемых богов и богинь.

Обмен энергиями[15] между людьми и божествами является центральным элементом большинства ритуалов и может принимать различные формы. В германской религии это благословение (или blót) обычно состоит в том, чтобы зарядить сосуд с напитком могуществом богов и богинь, разделить его между участниками и принести остаток в дар божествам. Во время зарядки вся эмоциональная энергия, возникающая во время воззвания, смешивается с мощью и присутствием богов и фокусируется в сосуде с напитком. Разделение обычно включает питьё, а затем окропление жидкостью алтаря-hörg, священного пространства и участников. Остальная часть обычно выливается на землю, но также может быть вылита в воду, брошена в воздух или положена в огонь, в зависимости от характера обряда и призванных божеств. Этот обмен дарами между богами и людьми имеет первостепенное значение. Это позволяет произвести акт обмена между мирами и служит закреплению уз дружбы и верности между богами и людьми.

Расставание с силами, которые вы призвали, и закрытие священного пространства могут быть объединены. Эта заключительная рутина обычно состоит из обращения вспять любых действий, использованных для создания ритуала времени и пространства. Богов, богинь и другие силы, приглашенные на действо, благодарят и чествуют в последний раз, а священное место, отмеченное как особенное, возвращается в прежнее состояние. Также имеет место эффект возвращения сознания участников в мир повседневности.

Я не особо вдавалась в подробности ритуальной работы, потому что это не является темой книги, но я приведу очень краткий ритуал во славу Фригг, чтобы он послужил наброском для тех, кто никогда до этого не создавал и не проводил обрядов и хотел бы попытаться поработать с некоторыми богинями, упомянутыми в данной книге.

Ритуал (Blót) для Фригг

Освящение

(Подробная информация о том, как это сделать, приведена в главе 4 «Как работать с трансом» (How to Do Trancework))

• Пропойте имена рун[16] «Ансуз - Лагуз - Уруз» (Ansuz — Laguz — Uruz) и зажгите Свечу Желания (Will).
• Пропойте трижды «Воден - Вилли - Ве» (Woden — Wili — We), чтобы сфокусироваться и объединить всех участников.
• Выполните освящение Молотом.

Формулировка

«Мы собрались, чтобы приветствовать Королеву Небес и поделиться своими дарами здесь, у её очага...».

Воззвание к Фригг

Фригг, могучая матерь,
хозяйка Фенсалира,
госпожа асов и асиний,
дочь Фьёргюна,
супруга Одина,
мать Бальдра и его слепого брата.
Мы призываем тебя из Фенсалира, Палаты Туманов,
с высокого престола Хлидскьяльв, волшебного зеркала,
с Люфьяберга, горы исцеления!
Королева высоких небес, ткач облаков,
благоразумная жена и мудрейшая из советников,
знающая все судьбы, но никогда не говорящая о них.
Ключи Асгарда висят у тебя на поясе.
открой двери в эти светлые залы,
Верховная Хозяйка, поприветствуй людей Мидгарда,
и дай своим детям исполненный любви совет.
Фригг, королева, звездная мать!
Ты создаёшь облака на ткацком стане небес
и прядёшь свою нить на колесе времени.
Ты приносишь порядок в Девять миров
и знания мужчинам и женщинам.
Ты повитуха земли;
своим мастерством ты добываешь плоды её трудов.
Для всех, кто ищет, для всех, кто стремится,
Ты даёшь свою свечу, чтобы осветить путь,
и учишь своей песней побеждать оцепенение,
ведь тем, у кого есть мудрость, нет нужды бояться.
Мы призываем тебя из Фенсалира, Палаты Туманов,
с высокого престола Хлидскьяльва, волшебного зеркала,
С Лювьяберга, горы исцеления!
Великая Мать, приветствуй людей Мидгарда,
И дай своим детям исполненный любви совет.
Они зовут тебя
Хольда (Holda), Берхта (Berchte), Фрау Годе (Frau Gode),
Фрау Элзе (Vrou-Elde[17]) , Фраэд (Ffraed[18]), Бригида (Brigid),
Фрийо (Frijjō;), Фрийя (Frija), Фрик (Fricg), Фригида (Frigida), Фригг (Frigg),
Приди же!
Фригг, Мать, приди!
Фригг, Возлюбленная, приди!

Благословение

• Во время последней части приведённого выше призыва поднимите руки (или веретено или другой священный символ, если вы его используете), а затем опустите их над сосудом с напитком или в него. Визуализируйте поток благословения и силы, исходящий от богини и участников в жидкость.

• Поднимите рог или чашу; начертите над ним символ спирали и скажите:
«Фригг, освяти этот дар нашего мастерства и нашей любви».

• Передайте напиток по кругу по часовой стрелке, чтобы все участники по очереди разделили его. Если вы одни, просто отпейте немного сами.

• Когда вы закончите, возьмите ветвь дерева, желательно вечнозелёную, и окропите свой алтарь-hörg и всех участников. Покропите слегка каждом из четырех четвертей круга со словами: «Приветствуем (англ. Hail) на севере!», «Приветствуем (Hail) на востоке!» и так далее.

Слейте остаток в жертвенную чашу. Затем вылейте это возлияние на землю, предпочтительно у основания дерева, говоря: «Привет тебе (Hail), Фригг, королева Асгарда. Прими этот дар нашего мастерства и нашей любви».

(если вы проводите блот в помещении, держите чашу на алтаре и выливайте ее на землю сразу после обряда или при первой удобной возможности)

Закрытие

• «Приветствуем тебя, Фригг, королева Асгарда и самая могущественная из матерей!»
• Пропойте «Воден - Вилли - Ве» (Woden—Wili—We) три раза.
• Пропойте «Ансуз - Лагуз - Уруз; Алу» (Ansuz—Laguz—Uruz; Alu) и задуйте Свечу Желания.

Как упоминалось ранее, после самого ритуала было бы неплохо быстро записать свой опыт и впечатления для будущего использования. Также целесообразно провести небольшой праздник или пир, который может включать в себя уместные еду и напитки, а также любые подходящие песни, рассказы и другие развлечения. В конце концов, богам и богиням, подобно гостям-людям, нравится проявленное при их посещении гостеприимство.

Примечания

[1] Destiny Books Rochester, Vermont • Toronto, Canada 2003,2015

[2] Davidson, Lost Beliefs of Northern Europe, 117.

[3] От переводчика: у автора ― minne. Исландское minni означает и «память, воспоминание» и «здравица, тост» (изначально ― здравица в память или честь кого-либо).

[4] Gundarsson, Teutonic Religion, 240.

[5] От переводчика: автор упоминает с заглавной буквы трёх великих норн ― Урд, Верданди и Скульд. Когда речь идёт о норнах меньших (человека и рода), слово пишется со строчной.

[6] От переводчика: фриволите́ (от французского frivole, «пустой, легкомысленный»)— техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков или иглы с тупым концом.

[7] От переводчика: англосакс. sumble, исл. сумбл-sumbl, ритуальный пир с обрядовым питьём

[8] От переводчика: анг. weaver’s sword, речь идёт о деревянной дощечке, вспомогательном инструменте для ткацкого станка. В прежние времена ткацкий меч и делался в виде меча или ножа.

[9] Ring of Troth, Our Troth, 123.

[10] Lucas, Common and Uncommon Uses of Herbs, 3.

[11] Grieve, A Modern Herbal, 1:266.

[12] Ibid., 1:267.

[13] Ibid., 2:864.

[14] От переводчика: учитывая связь Фригг с рождением детей, предание о пруде Фрау Холле, где живут детские души до рождения, и то, что её жилище зовётся Fensalir, Болотные палаты, представляется, что богине хорошо подходили бы в качестве символа аисты. На чём основаны две другие трактовки названия Fensalir, приводимые в книге ― Палата Туманов и Морская Палата ― не вполне ясно.

[15] От переводчика: подход к обряду как к обмену энергией не является единственным. Столь же правомочно, например, видеть его как разделение пищи и обмен дарами в роду или союзе, или как дар свыше ― и не сосредотачиваться на визуализации текущих куда-либо сил: вряд ли в IX веке кто-то этим занимался, что это ничуть нашим предшественникам не мешало. Однако, с учётом тотального влияния на умы нью-эйджа с его «энергетическими воздействиями», и такой вариант приобщения к сакральному возможен. Поскольку речь тут не столько о действиях богов, сколько о том «языке», на котором мы умеем воспринимать их и выстраивать взаимоотношения с высшими силами. Главное, не заменить обряд-сященнодействие механическим набором любого рода приёмов, техник и «энергуйств». Что бы мы ни делали в рамках своего понимания ― здесь Тайна его превыше.

[16] От переводчика: Имена рун в качестве мистических «якорей» широко использовались в самом начале возрождения германо-скандинавского язычества, у истоков которого автор и стояла. По сути, предлагается выпевать «Бог – Вода - Тур» вместо слова ALU (вероятно, эль, священный напиток), бывшего у германцев сакральным термином. Сейчас такой подход применяется реже, так что и данную практику не стоит считать универсальной.

[17] От переводчика: Vrou-Elde ― голландское произношение имени Фрау Хольде. Млечный путь в Нидерландах именовался Vronelden straet ― Дорога (улица) Фрау Хольды.

[18] От переводчика: Ffraed ― валлийское имя Бригиты, кельтской богини поэзии, ремёсел и войны, врачевания и деторождения, чей культ был трансформирован церковью в поклонение одноимённой святой.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя