Пример текста лепча:
Расширенный вариант:
(увеличение по клику)
Чтобы понять, как можно использовать буквы (например в сигилах), надо знать историю:
Письмо лепча является производным от тибетского письма, возможно, с влиянием бирманского письма. Традиция приписывает его создание чогьялу Сиккима Чакдору Намгьялу, правившему с 1700 по 1717 год. По другой традиции, письмо было создано сиккимским учёным и религиозным деятелем Тикунгом Меном Салонгом в XVII веке. В ранних рукописях лепча писали сверху вниз, очевидно, под влиянием китайского письма. Позже, хотя перешли на горизонтальный способ письма, буквы сохранили свою ориентацию, и тем самым повёрнуты на 90 градусов по отношению к своим тибетским прототипам. Это нашло отражение в необычном наборе концевых согласных. Поворот, по-видимому, произошёл в XVIII веке[1].
Письмо использовалось в прошлом, на нём были изданы книги. В конце XIX и начале XX веков оно пережило краткий период расцвета. Предположительно, в настоящее время оно не используется.
Лепча
(самоназвание ≈ ронг-па, буквально ≈ жители долин), один из гималайских народов. Живут главным образом на территории княжества Сикким, отдельные группы ≈ в Западной Бенгалии (Индия), на В. Непала и 3. Бутана. Общая численность около 40 тыс. человек (1967, оценка). Язык относится к китайско-тибетской семье, с 16 в. имеется своя письменность. По религии Л. ≈ ламаисты (с середины 17 в.), но сохраняют многие анимистические религиозные представления. Основное занятие ≈ террасное и отчасти подсечно-огневое земледелие (рис, кукуруза, гречиха, просо), подсобные ≈ охота, рыболовство, животноводство.
(Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963.)
По религии лепча — ламаисты (с середины XVII в.), приверженцы сект старого толка. В то же время у них сохранились некоторые доламаистские религиозные представления, связанные в основе своей с анимистическими верованиями. Лепча строго разграничивают богов и злых духов.
По их верованиям, боги благоприятствуют людям, и им приносят жертвы преимущественно продуктами земледелия, прося хорошего урожая. Злых же духов нужно, по верованиям лепча, все время умилостивлять, чтобы они не насылали болезней и бедствий на людей. В жертву злым духам приносят мясо и кровь животных, прося принять это вместо человека (действительно ли существовали у лепча в прошлом человеческие жертвоприношения, как можно предположить, остается невыясненным).
У лепча существует культ гор, наиболее яркой формой которого можно считать культ горы Канченджанги. Святилище горы состоит из двух групп особым образом расположенных больших необработанных камней. В центре каждой группы располагается самый большой камень; в одной группе он как бы олицетворяет божество Канченджанги, а в другой — его «жену». Это святилище известно у лепча как лха тпху, этим термином обозначается груда камней, воздвигнутая на горном перевале или на вершине горы, как благодарение божеству данной горы.
Святилище лепча можно считать доламаистским, связанным с их древнейшими религиозными представлениями. Ежегодно у этой святыни совершается большая церемония, кульминационным пунктом которой является принесение в жертву яка, чтобы получить благорасположение богов и умилостивить злых духов. Часть мяса яка варят, и жрец, смешав кусочки его с рисом и кровью яка, подбрасывает их в воздух и раскладывает по камням святилища как жертвоприношение злым духам. Оставшееся мясо делят между присутствующими, которые затем варят и съедают его.
Религиозные церемонии у лепча, кроме жрецов, осуществляют также жрицы. Жрицы в большей мере «общаются» с «потусторонними силами», чем жрец, главная обязанность которого состоит во врачевании и выполнении очистительных церемоний.
Праздники, отмечаемые лепча Сиккима, связаны как с сельскохозяйственным календарем, так и с их религиозными представлениями. Лепча отмечают большинство ламаистских праздников.
В некоторых районах Западного Сиккима обитают тибетоязычные лимбу, занимающиеся подсечно-огневым земледелием, охотой, куплей продажей скота. Лимбу живут по обе стороны непало-сиккимской границы, до р. Арун на западе.
В тераях Сиккима живут небольшие группы меч и дхимал, главное занятие которых — охота и собирательство. Они ведут полуоседлый образ жизни.
Другой источник:
"Большинство лепча исповедуют тибетский буддизм, который они переняли от народа бхотия с севера, хотя часть их приняла христианство во времена британского господства. Однако в обоих религиях сохраняется большое число шаманских элементов, известных как мун. Часто ритуалы мун и буддизма совершаются параллельно. Кроме того, на территории Непала много лепча переняли индуизм. Согласно переписи 2001 года, из 3660 лепча в Непале 88,8 % были буддистами и 7,6 % — индуистами."