История возникновения хрустального шара

Аватара пользователя
Ёкай
Сообщения: 964
Зарегистрирован: Вс янв 14, 2018 10:56 am
Интересы в магии: Графика и знаки, Ба Цзы, некромагия(учусь здесь), разные виды мантики.

История возникновения хрустального шара

Непрочитанное сообщение Ёкай » Пт июл 06, 2018 9:46 am

Древний мир. Античность

В Древнем Риме магические хрустальные шары использовали не только в предсказательной практике, но и в быту. Из них получались прекрасные зажигательные стекла. В жаркие дни ими охлаждали руки: ведь горный хрусталь всегда холоден, какая бы температура ни стояла на улице. Ну а гадатели, разумеется, тоже использовали эти шары, как в Греции, так и в Риме. И, разумеется, священный огонь на жертвенниках также разводился при помощи кристаллов из горного хрусталя — только этот камень считался достойным. Также с помощью хрустальных шаров в Древней Греции разжигали Олимпийский огонь.

Следует отметить разнообразие гадательных приемов, которые применялись в странах античности. Наиболее известным стало гадание по внутренностям птиц и животных, по полету птиц, по снам, по расположению небесных тел, однако достоверно известно, что и магические кристаллы применялись опытными гадателями, чтобы получить ответ на вопросы о будущем.

Название хрусталя происходит от греческого слова «кристаллос». Это название используется в Илиаде Гомера и наиболее точным переводом для него будет «лед,спрессованный давлением времени». Античные мудрецы полагали, что хрусталь — это окаменевшая вода.

Хрустальные шары использовались как в Греции, так и в Риме: оракулы предвещали судьбу по бликам и отражениям внутри камня, складывавшимся в фигуры и знамения. Нельзя также не отметить один из самых знаменитых древнегреческих оракулов: в храме Деметры хранилось священное зеркало из чистого хрусталя, которое предвещало судьбу, как утверждали, с феноменальной точностью. Выглядело это зеркало так: над бассейном, который был наполнен священной водой, подвешивалось зеркало на цепях, которое опускалось к бассейну так, чтобы не касаться воды. Проводился сложный ритуал, после чего оракул вглядывался в поверхность зеркала и отвечал на заданный ему вопрос. Стоит отметить, что он соглашался отвечать не на любой вопрос. Но вот судьбу больного человека он предрекал безошибочно: всегда можно было наверняка получить ответ, умрет больной или победит болезнь.

Вообще, в целом практика использования хрустальных шаров в древности являлась, скорее, частью мантической практики использования отражающих поверхностей. Помимо собственно хрустальных шаров для этих целей подходили также шары, приготовленные из тщательно отполированного металла, плоские зеркала и многое другое. Приемы, используемые античными оракулами, заключались в том, что они вглядывались в эту отражающую поверхность до тех пор, пока их зрение не переставало полностью воспринимать сигналы извне. Тогда они начинали видеть картины в магическом кристалле. Современная медицина связывает это с тем, что при долгом перенапряжении зрительного нерва последний уставал и переставал подавать в мозг сигналы, после чего мозг самостоятельно начинал генерировать зрительные образы.

Стоит отдельно упомянуть про знаменитый шар, с помощью которого троянский прорицатель Хеленус предсказал гибель Трои. По-видимому, он состоял из металла, называемого сидеритом. В античных поэмах утверждается, что шар получил волшебную силу благо-даря силе молитв и ежедневному принесению ему жертв.

Однако Европой использование хрустальных шаров не ограничивалось. Древний Ткбет, цивилизация инков, индийские брахманы - ареал использования хрусталь-ного шара в качестве мантического инструмента столь широк, что определить точно какое-то место в качестве его родины не представляется возможным. Однако же интересно будет рассмотреть, какие именно цивили-зации наиболее активно прибегали к помощи данного мантического инструмента.

Друиды

Начать, пожалуй, стоит с кельтской культуры, одной из самых развитых культур в неантичной Европе. Зна-ний, которые дошли до нас, хватает, чтобы составить достаточно стройную картину о магических практиках, используемых древними кельтами.

Речь идет о народах, населявших Галлию (совре-менную Францию), Бретань, Ирландию и Шотландию. Маги, целители и мудрецы были выделены у кельтов в отдельную касту - касту друидов. Они пользовались особым почитанием. Согласно сохранившимся свиде-тельствам, друиды не только могли лечить, используя знания о целебных растениях, не только сочинять стихи и сохранять и преумножать накопленные знания о мире, а также выполнять функции судей но, действи-тельно, использовать магические свойства природы и стихий, чтобы помогать людям или вредить про-тивнику на войне. Во всяком случае, одни из первых упоминаний прозрачных шаров в истории относятся именно к религии друидов. Это примерно 2000 лет до нашей эры.

Утверждается, что друиды в прозрачном хрустале могли увидеть лицо злоумышленника или преступника, а также предотвратить смертельный заговор. Также го-ворится о предсказании будущего друидами.

Следует отметить, что магия камней играла огром-ную роль в мистике древних кельтов. Поэтому шар для предсказаний всегда должен был быть изготовлен из чистого хрусталя. Эта традиция сохраняется и сейчас: сделанные из обычного стекла, шары стоят, разумеет-ся, дешевле, но магической предсказательной силой не обладают. Друиды же имели у себя магические хру-стальные шары, которые обладали силой предсказа-ния будущего.

Вообще, магическая сила хрусталя хорошо отражена в кельтской мифологии. Его там связывают с проясне-нием сознания и укреплением силы духа. Отчасти, ве-роятно, этим и объясняется традиция использования хрустальных шаров. Одна из ирландских легенд, в част-ности, повествует, как богиня Крейдиладд поместила героя Арта, сына короля Кона, в хрустальные покои, в центр схождения солнечных лучей. Герой перенес отмеренное ему испытание, проведя среди хрусталь-ных стен целый месяц. После этого он вышел, испол-ненный новых сил, ясности разума, выносливости,и более ему не были страшны никакие, даже самые страшные, препятствия.

Стоит отметить тот любопытный факт, что друиди-ческая религия — не первая, зародившаяся на Британ-ских островах. Есть свидетельства существования куда более древних верований и древней культуры, которая по-прежнему остается загадкой для ученых. К этим свидетельствам относится, например, Стоунхендж — мо-нументальное сооружение из камней, приписываемое древней цивилизации. Предполагают, что традицию использования хрустальных шаров друиды переня-ли именно у древних, населявших Британские остро-ва ранее.

Инки и майя


Цивилизации Южной Америки использовали вместо традиционного хрустального шара черепа, сделанные из чистого хрусталя. Эти впечатляющие находки до сих пор будоражат воображение археологов. Также подобные черепа были обнаружены на полуострове Юкатан.

Споры по поводу использования хрустальных чере-пов ведутся долго: есть те, кто считает, что это — часть неких ритуалов черной магии. Однако общепринятым мнением является, что загадочные и зловещие хру-стальные черепа использовались в гадании, подобно традиционному хрустальному шару. Применялись так-же и ровные отражающие поверхности, как и в антич-ном мире.

Согласно легендам древней Мексики, у божества, се-явшего раздоры между людьми, имелось свое волшеб-ное зеркало, в котором он видел все, что происходит на свете.

Древний Восток

В древнем Китае и Индии хрустальные шары при-менялись как средство для сосредоточения духа и медитации. Уже упоминалось, что хрусталь связывал-ся с укреплением душевных сил. В Китае этому свой-ству камня придавалось особое значение. Искусство Фен Шуй утверждает, что наличие хрустального шара вообще благотворно влияет на обстановку в доме.

Действительно, созерцание хрустального шара в выс-шей степени способствует впадению в состояние тран-са и как нельзя более подходит для сосредоточения на медитации. Это свойство хрустального шара высоко це-нилось в Китае и Индии. Как гадательный инструмент, шар также использовался, хотя имел меньшую популяр-ность, чем другие оракулы.

Также хрустальный шар использовался в качестве средства от ран и болезней. В Древнем Тибете знали о его свойствах концентрировать и направлять энер-гию. Именно благодаря этому, а также благодаря бак-терицидным свойствам хрусталя, шары прикладывали к ранам и больным местам. Результатом служило ско-рейшее исцеление.

Итак, мы выяснили, что уже в древнем мире, за много тысяч лет до нашей эры хрустальные шары в ка-честве гадательного и магического инструмента были широко известны и повсеместно использовались, так что определить точный ареал их возникновения или культуру, которую их породила, достаточно затрудни-тельно. Некоторые исследователи предполагают, что родиной магических шаров из хрусталя является зато-нувшая Атлантида, но проверить данное утверждение методами современной науки не представляется возможным, несмотря на то, что оно кажется весьма ве-роятным и многие мантики придерживаются именно такого мнения. Такое широкое применение магических шаров связано с тем, что уже в древности были извест-ны такие их свойства, как способность прояснять разум и концентрировать энергию, что в сумме серьезно уве-личивало гадательный потенциал оракула и открывало ему то, что он не мог увидеть самостоятельно. Теперь перейдем к увлекательной истории применения магиче-ских камней в средневековье.

Средневековье

Раннее Средневековье


В гробницах французских королей периода Меро-вингов, в частности, короля франков Хильдерика, были найдены прозрачные берилловые сферы. Есть веское предположение, что короли использовали эти шары для предсказания будущего. В то же время, наряду с этой версией существует мнение, что берилловые шары нес-ли чисто декоративную функцию.

Тем не менее, с пятого века нашей эры есть чет-кие свидетельства использования хрустальных шаров в мантических практиках. В частности, легендарный ирландский святой Патрик в 450 году установил запрет на гадания с помощью отражающих поверхностей. По мнению святого Патрика и других епископов, в этом случае гадающий видит не отражение будущего, а ис-ключительно злых духов, которые сбивают верующего с пути истинного.

В это же время берилловые шары, поначалу имевшие большее распространение в средневековой Европе, по-степенно сменяются хрустальными шарами: возрожда-ется древняя традиция.

В двенадцатом веке известный богослов и схола-стик Иоанн Солсберийский, епископ Шартра, упоми-нает в своих трудах практику работы с отражающими поверхностями. В отличие от своего «коллеги» святого Патрика он не видит ничего дурного в этой работе. Бо-лее того, способность видеть знамения в зеркале или шаре Иоанн Солсберийский считал знаком особой ми-лости Господней. Сам он, однако, не видел ничего, кроме неясных размытых фигур. По свидетельствам Иоанна Солсберийского, в те времена в Англии такой вид прори-цаний был достаточно распространен. Однако в качестве отражающих поверхностей использовались не только шары, но и обычные зеркала. Практика использования именно хрустальных шаров выходит на первый план не-сколько позднее.

В частности, в пятнадцатом веке Иоганн Т^итхейм, аббат Спанхейма, величайший астролог и каббалист своего времени, имевший приятельские отношения с Фаустом, дает четкую рекомендацию того, как пра-вильно готовить волшебный шар для предсказаний. Он рекомендует брать кристалл размером около полутора дюймов в диаметре и аккуратно придавать ему шарооб-разную форму. После этого следует поместить наполо-вину данный шар в золотую оправу и укрепить его на подставке из слоновой кости. На пластине же нужно вы-гравировать имена ангелов — Михаила, Гавриила, Уриэля и Рафаила, управляющих соответственно Солнцем, Луной, Венерой и Меркурием.

Шар в цыганских гаданиях

Как видим, в трудах средневековых мистиков пред-сказательные свойства хрустального шара рассматри-вались с великим почтением. Однако примерно в те же сроки этот мантический инструмент стал непременным атрибутом куда более низкого сословия — бродячих цыган. Действительно, начиная примерно с двенадцатого века, в цыганских гаданиях непременно фигурировал легендарный шар. Исследователи вопроса утверждают, что эту традицию цыганские племена принесли еще из Древнего Египта.

Так или иначе, цыганка, которая пристально вгляды-вается в хрустальный шар, — один из первых образов-ас-социаций, которые приходят на ум при упоминании прорицателей и ясновидящих. Этот инструмент наря-ду с гадальными картами пользовался огромной по-пулярностью у цыганских оракулов, кочевавших из города в город. Несмотря на запрет и осуждение церкви, по-прежнему полагавшей использование хрустального шара разновидностью колдовства, а, следовательно, дьяволопоклонничеством, оракулов регулярно посещали как простые люди, так и высшее сословие. Очень частым запросом было разоблачение преступников: считалось, что гадатель может разглядеть в хрустальном шаре лицо того, кто совершил преступление. Обворованный чело-век мог прийти к оракулу, пожаловавшись на свою беду, а тот, вглядываясь в хрустальный шар, описывал лицо, проступавшее перед ним. На основании этих примет предполагаемого вора могли схватить и обвинить. Молодые романтичные девушки могли попросить у гадалки описать внешность их суженого. Еще одним бытовым применением шара служил поиск потерянных предметов. Если посетитель мог точно описать предмет, то при напряжении умственных усилий гадатель видел обстановку, в которой тот находится, в результате чего найти предмет не составляло труда. Эрнест Шаль, мистик начала двадцатого века, приводит множество подобных сведений в своем труде «Пристальный взгляд в хрустальный шар» (1905 год).

Средневековые исследования

В трактате «Адское принуждение», авторство которого приписывается доктору Фаусту, воспетому Иоганном Гете, также описывается один из способов изготовления хрустальных шаров, с учетом астрологических и нумерологических нюансов. В частности, изготовление кристалла должно происходить строго во вторник, в часы Марса: первый, восьмой, пятнадцатый и двадцать второй. Кроме того, важно, чтобы кристалл не был отнят или принят в дар, его непременно требуется купить, уплатив за него полновесной монетой. А после изготовления самого волшебного шара требуется его похоронить на три недели в могиле для того, чтобы духи, способные ответить на вопрос гадателя, могли вселиться в него. Такой кристалл мог показать лицо преступника, характер болезни, которая мучает вопрошающего, и многое другое. Любопытно, что трактат излагается в форме письма Мефистофеля доктору Фаусту.

Кстати, и в самом произведении Гете существует отсылка к хрустальному шару:

«Она мне будущего жениха Недавно показала в новолунье.

И мне, в хрустальном шаре.

Он солдат, из храбрецов, бросающихся в сечу...».

Также из сохранившихся средневековых трактатов до нас дошло, что нередко медиумом, который заглядывал в хрустальный шар, выступал ребенок. В част-ности, один из трудов, относящихся к пятнадцатому веку, и повествующий об особенностях работы с хрустальным шаром, приводилось специальное заклинание, которое должно было читаться над ребенком. В словах заклинания преимущественно приводились сильно искаженные имена Бога на иврите, хотя вряд ли сами заклинатели понимали, что именно они произносят. По-еле того, как заклинание было произнесено, необходимо было спросить ребенка, видит ли тот что-нибудь в хрустальном шаре. Если ребенок ничего не видел, заклинание над ним повторяли снова.

В другой рукописи, относящейся к более позднему периоду, а именно к концу шестнадцатого века, практика использования хрустальных шаров идет уже не настолько вразрез с церковными канонами, напротив, скорее, можно заметить некую лояльность церковников к использованию белой магии. В частности, в трактате рекомендуют при гадании класть хрустальный шар на алтарь, на сторону, где читается Евангелие, и при этом священник, присутствующий при обряде, должен на той же стороне служить мессу. Утверждается, что в случае успешного заклинания шара в шаре появляются ангелы, которые будут присутствовать в нем до захода солнца. Отметим сходство и различие данного подхода с подходом доктора Фауста: в его версии в шаре также появлялись потусторонние сущности, однако не ангелы, а духи, которые, к тому же, оставались в нем на куда более долгий срок.

Что до прорицания, то оно рассматривалось как особенный дар, доступный лишь немногим избранным. В частности, для того, чтобы иметь возможность раз-глядеть знамение в хрустальном шаре, необходимо было вести праведную жизнь. Сохранилось свидетельство ясновидца, который утверждал, что в то время, когда он активно грешил, шар отказывался демонстрировать ему видения. Также постулировалось, что ключом, открывающим врата ясновидения, является истинная вера и молитва.

И, разумеется, этот рассказ был бы неполон без упоминания исследований восточных мудрецов. Самым любопытным из них является трактат иранского писателя четырнадцатого века, Ибн Хаадуна. Он объясняет феномен хрустального шара с позиций, которые удивительно близки к объяснениям современных психологов-юнгианцев. Ибн Хаадун утверждает, что точка зрения, с которой изображение в хрустальном шаре по-является само на его поверхности, неверна. Напротив, по его мнению, в ходе сеанса оракул смотрит на эту поверхность до тех пор, пока она не растворится в его глазах. Тогда между прорицателем и серединой шара появляется некая туманная дымка, на которой и про-ступают образы, каковые стремится увидеть гадатель и в каковых содержатся ответы на задаваемые вопросы. «Когда прорицатели находятся в таком состоянии, они не видят ничего реального. Это совершенно другой вид ощущений, порождаемых не зрением, а рассудком», — утверждает Ибн Хаадун.

Как видим, период средневековья характеризуется активными теоретическими изысканиями в области применения хрустального шара. Впоследствии эти исследования станут базой для мистиков девятнадцатого века.

Хрустальные шары теория и практика. — Н. Новгород А. Г. Москвичев.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость