Советское Таро Александра Данилова

Аватара пользователя
Катарина
Сообщения: 789
Зарегистрирован: Ср апр 26, 2017 9:22 pm
Интересы в магии: Энергетика, руны

Советское Таро Александра Данилова

Непрочитанное сообщение Катарина » Пт май 05, 2017 3:05 pm

Александр Данилов родился в Донецке в 1963 г. Живописец, график, иллюстратор и театральный художник. В настоящее время живет и работает в Италии (Тоскана).

Изображение

Редкий дар – изящества и легкости изображения и темы, позволил ему легко войти в художественную жизнь и получить признание с первых выставок. Сейчас их на счету Данилова более 50, персональных и вместе с другими авторами, по всему миру. Работы автора хранятся в музейных и частных коллекциях. Русская академичность сочетается в них с приобретенной европейской традицией.

Кроме живописи занимался созданием сценографии, костюмов, афиш и персонажей для театров и фестивалей, иллюстрировал журналы и книги. Проделав титаническую работу по истории искусств, создал свое видение знаменитых карт Таро. Колода Данилова вошла в 10 лучших в 2013 году.

Его работы всегда метафоричны, мифологичны, но в то же время архиреальны. Мы узнаем себя и свою жизнь в его стилизациях, пронизанных мягкой иронией и сдобренных колористической гармонией. Точность и гибкость рисунка, тонкость цветовых отношений позволяют говорить о свободном движении художника внутри живописной традиции, о решении вечных вопросов цвета и линии, света и тени.

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Интервью Ильяса Мукашова с Александром Даниловым, опубликованное в журнале «Хроники Таро» №6 2016 г.

Здравствуйте, Александр!

Я начал знакомство с Вашим творчеством, увидев в сети созданную Вами колоду «Рожденные в СССР» – «Born in the USSR». Но после посещения Вашего сайта я остался буквально в благоговении перед разноплановостью Вашего творчества и детальной проработкой персонажей и сюжетов. Меня поразило, насколько живописна графика и графична живопись, присутствует одновременно многогранность и целостность, глубина уровней, своего рода миров, на внепространственных полотнах, сочетание небесной абстракции и мефистофелевской мрачности, земной теплоты и таинственности..

Многие практикующие тарологи знакомы с Вашими колодами. И я рад возможности узнать ответы на интересующие нас вопросы из первых уст. Расскажите, пожалуйста, о себе, о Вашем творчестве, как происходят Ваши взаимоотношения с миром Таро?

Спасибо вам за предоставленную возможность рассказать читателям журнала о моей работе и моих колодах Таро. Ваше предложение об интервью поступило очень вовремя: в июне этого года завершились продажи второго издания моей полной колоды Tarot by Alexander Daniloff 2012.

Для меня это определенный этап: время подводводить итоги моего погружения в удивительный мир Таро и строить новые планы. Это авторское издание и распространением занимался я сам, что практически означает тысячи личных контактов по всему миру с коллекционерами, тарологами, практикующими и изучающим Таро. Я, профессиональный художник с многолетним выставочным опытом, но многочисленные теплые отзывы в письмах и блогах, удивительно точные и тонкие рецензии на мою работу, которые я получил и получаю от необычных «зрителей», «читающих» мои картинки, глубоко тронули меня, втянули и надолго связали с сообществом Таро. Я не практикую гадание по картам ни для других, ни для себя, и, тем не менее, испытываю на себе магическую силу Таро, проникающую в мою жизнь, дарящую неожиданные встречи, открывающую новые творческие возможности.

Как я заметил, Вы часто используете литературные и исторические образы, элементы, насыщеные символикой, причём не только европейской или советской – «подсознательные слои» Ваших произведений направлены вглубь веков, происходит игра этими образами и, в то же время, присутствует некая иконографичность. Некоторые из ваших персонажей словно сошли со средневековых гравюр, насыщенность и разносторонность их граничит с мирами трикстеров, если не сказать, что живёт в них. Как бы Вы сами могли это прокомментировать?

Я родился в СССР, созвучно названию моей колоды «Born in the USSR», в печально известном сейчас городе Донецке (Украина). Окончил Нижегородское Театральное Училище, специализация художник-декоратор, и сразу вошел в художественную жизнь, получив признание с первых выставок в России и зарубежом. Моя жена работала художником-постановщиком Театра кукол и я, конечно, участвовал в её работе. Отсюда некая театрализация, переосмысление литературных и мифологических сюжетов, как художественный метод, определивший мой стиль в живописи и иллюстрации. Образ маски, как второго Я, атрибут защиты или обмана. Образ куклы, определяющий изначальную природу человека и его зависимость от создателя – «кукловода», позволяющий поднимать вопросы о степени свободы личности в мире и в социуме. Эти символы считываются на разных уровнях и в моих картинах и в моих Таро.

Два года я прожил в Норильске и там прикоснулся к первобытному искусству народов севера, что положило начало моего интереса к мифологии и космогонии.

С 2000 года живу и работаю в Италии как художник и иллюстратор.

Александр, поскольку журнал обладает направленностью именно на Таро, мне хотелось бы углубиться в полимирье Ваших авторских колод. Погружение начнём с самой первой – Tarot by Alexander Daniloff 2010 Major Arcana, представленной только Старшими Арканами. Расскажите о ней, пожалуйста: как она создавалась, как приходили образы. Можно ли сказать, что Ваш интерес к символике Таро не только художественный, но что Вы искали для себя ответы на вопросы мироздания, погрузились в них в для изучения внутреннего и внешнего мира? В 2012 году Вы представляете новую вторую колоду, в этот раз полную, из 78 карт с тремя дополнительными (Белая Карта и второй вариант нумерации Силы и Справедливости). Почему Вы решили вернуться к теме Таро через два года? Вы почувствовали недосказанность или решили как-то развить эту тему? какие-то иные мотивы?

Меня всегда завораживала символика и эмблематика средневековой иконографии, тайнопись, сохранившаяся в миниатюрах и фресках. Это было время, когда Человек ощущал себя частью природы и еще не поместил себя в центр Вселенной, как это произошло в эпоху Возрождения.

Так возник мой интерес и к Таро, как к изящной форме для разговора на вечные темы Любви, Смерти, Справедливости, Равновесия. Мои знания о самих картах были весьма поверхностными, но непредвзятый взгляд дилетанта дал мне определенную свободу. Я доверился магии карт Таро, и они меня не обманули. В день я отрисовывал по одной карте Старших Арканов, начиная с Дурака и следуя нумерации. Когда я закончил рисовать Мир, я понял каким должен быть Дурак, и переделал его. Таким образом круг замкнулся и магия свершилась. В работе над этой серией карт у меня появился один общий элемент – маска. Поэтому Дурака я решил, как бродячего артиста, несущего пожитки и театральные атрибуты и маски, а следующие за ним Арканы – лишь его роли-ипостаси.

Так появилась моя первая колода Старших Арканов Tarot by Alexander Daniloff 2010 Major Arcana (22 карты), отпечатанная в 2010 году в России небольшим тиражом (около 100 колод) по случаю моей персональной выставки. Я выставил карты на моём сайте и на профессиональных иллюстраторских порталах, и колода быстро разошлась по сети. Посыпались комплименты и предложения завершить колоду Младшими Арканами. К такому глубокому погружению я готов не был. Но однажды магия Таро вновь постучала в мои двери – я получил пакет из Москвы. Таролог-любитель Александр Аринушкин прислал мне книгу «Таро Уэйта как система» Андрея Костенко, издательство «София». Книга хороша тем, что сравнивает разные системы, трактовки и прочтения, что расширило для меня образ каждого Аркана и Таро в целом. Описания Младших Арканов показались мне еще интереснее, чем Старших. Мне захотелось проиллюстрировать необычные для меня сюжеты, решая в основном художественные задачи: поймать внутреннее настроение карты и образы персонажей, отразить их переживания. В результате я отрисовал «классическую» колоду, не нагружая её моими личными интерпретациями, а лишь новыми графическими решениями. Так, например, я связал все десятки с Деревом Сефирот а тузы с четырьмя Евангелистами. Карты Двора по мере повышения становились менее свободны, превращаясь в картуши, наполненные геральдическими атрибутами раскрывающими значение карты. Так от Королей осталась «живой» лишь голова: приобретая силу – теряешь свободу. Пажи в некоторых традициях изображались юношами и девушками, поэтому я дал им амбивалентную гендерность. Про Пажа мечей я придумал свою историю: символ хитрости и шпионажа, он прячет в складках лент свой мечь, выставляя напоказ красный геральдический круг отсылающий к масти денег. Как библейский Давид, он попирает голову поверженного противника (Голиафа), символизируя победу хитрости над силой. Я разнообразил изображения символов масти, избегая повторения даже внутри одной карты: Жезлы превратились в палки, копья, дротики и дубинки; Чашами стало всё, что может содержать жидкость – бочки, вазы, кувшины, череп, Рог изобилия и даже чаша в виде яйца, как «Душа вопрошающая» (VIII Чаш); Пентакли – все круглое от денег до архитектурных элементов как, например, орнаменты в витражах; Мечи всевозможных форм и размеров. Изначально я хотел лишь добавить 56 Младших Арканов к уже отрисованным в 2010 году Старшим, но в ходе работы появилась несколько другая загруженность рисунка, хроматика и пластика, и Старшие Арканы пришлось отрисовать заново.

Так в 2012 году я отпечатал небольшим тиражем в типографии в Италии две колоды: второе издание Tarot by Alexander Daniloff 2010 Major Arcana (22 карты) и первое издание Tarot by Alexander Daniloff 2012 (81 карта), которое уже после двух месяцев продаж вошло в десятку лучших публикаций Таро 2012 года (Top Ten Decks Published in 2012), согласно опросу на международном форуме Aeclectic Tarot.

Успех этой колоды дал мне новые интересные знакомства, переходящие из виртуальных в реальные. В прошлом году по просьбе нескольких европейских коллекционеров и тарологов из Асоциации Таро Британских Островов (Tarot Association of the British Isles) меня пригласили в Музей Таро, расположенный в холмах под Болоньей. Музей является соучредителем Tarot Аrt Tours of Italy. Это удивительное путешествие по Италии для всех интересующихся историей карт Таро, дающее уникальную возможность увидеть оригиналы Таро Висконти-Сфорца и Таро Сола Буска (Sola Busca) в музейных коллекциях в Милане, посетить парк скульптур по мотивам Таро в провинции Гроссетто, а также храмы и палацци с фресками с эзотерической символикой во Флоренции, Болонии, Милане, Сиене, Ферраре. На встречу с участниками тура, среди которых были как маститые тарологи со всего мира, так и коллекционеры и любители, в Музей Таро приехали итальянские историки Таро Андреа Витали, Джордано Берти и Джованни Пелозини, а также художники, представляющие свои колоды.

А вот еще один пример неожиданного сотрудничества: Старшие Арканы моей полной колоды, стали частью декораций великолепного спектакля «Tarocco: A Soldier's Tale» (Таро. История одного солдата), поставленного в 2015 году молодым авангардным театром The Fox & Beggar Theater из Северной Каролины, начинающим в конце июля 2016 года тур по городам юго-запада Америки.

Слияние традиций Комедии дель Арте и кукольного театра, циркового искусства и танца, оригинальная музыка и костюмы, сложная анимация и видео-арт, базирующиеся на иллюстрациях моих Таро, составляют ткань этого необычного спектакля, рассказывающего историю времен Первой мировой войны. Итальянский солдат, утешая умирающего товарища, вытаскивает старую колоду Таро и Шут увлекает их в фантастическое путешествие, где реальные воспоминания перемешиваются с фантазиями, а жизнь со смертью.

И сейчас мы подошли к Вашей третьей колоде, с которой и началось моё знакомство с Вашим творчеством – Born in the USSR, обозначаемой в сети как «Советское Таро». Глубина символики, многогранность образов, «трикстерность» персонажей – всё снова перекочевало в новые (или старые новые?) карты, исполненные с той же филигранностью, что и предыдущие колоды. И снова 22 Старших Аркана. Как Вы подошли к созданию этой колоды? Что было определяющим в работе над ней: знание советской символики и собственный опыт проживания в СССР или ретроспективный взгляд со стороны, из Италии? На мой взгляд, колода смотрится несколько «по-западному» и при первом взгляде на неё я даже не подумал, что автор – с пост-советского пространства. А ещё интересно: будет ли у колоды продолжение в виде 78 карт?

Работая над моими художественными проектами и тематическими выставками, я стал замечать, что многие темы я начал как бы пропускать через призму Таро, как некий универсальный язык символов, позволяющий говорить об абстрактных понятиях. Так я начал асоциировать библейскую героиню Юдифь с печальной и жестокой Дамой Мечей. А в серии картин «Труды войны» возникает образ Женщины, противостаящей Зверю, или зверству.

Однажды я неожиданно увидел в скульптуре Мухиной Рабочий и Колхозница VI Аркан Влюблённых: бесполые гомункулы, вписанные в звезду, в страстном порыве любви к Партии. За ними потянулись другие образы нашей недавней истории, трагичные и комичные одновременно, а также пластические решения через советские политические и кинематографические плакаты 20–30-х годов прошлого века. Так, через попытку найти некие визуально-лингвистические коды понятные Рожденным в СССР, появилась моя третья колода «Born in the USSR» (22 карты), отпечатанная в 2014 году.

Было занятно соеденить архетипы Таро с советскими языковыми клише: «Царица полей – кукуруза» (Императрица), «гегемон» давящий «гидру империализма» (Сила), «Нам солнца не надо, нам партия светит!» (пионеры в Солнце). Два «служителя закона» (в виде деревянной игрушки «кузнецы») вбивают Серпом и Молотом Справедливость сидящему на наковальне с наручниками на запястьях в виде символа бесконечности «представителю народа», а само слово разбилась на слога и никак не складывается, как слово «счастье» из букв А, П, О, Ж. Дурак – безголовый сеятель, производящий только дым, а Маг – работник торговли за прилавком Маг.N°1, где среди изобилия он творит «чудеса» обслуживания.

Радость и оптимизм «строителей светлого будушего» на картах в стиле пропагандистских плакатов контрастируют с параллельной реальностью, наполненной атрибутами ГУЛАГа – лагерные вышки, персонажи в форме НКВД, топор, петля, пила (Смерть, Суд, Дьявол, Повешенный). Беса (Дьявол) представляет фигура «железного Феликса», осиянного фонарями дозорных вышек.

Работа над этой колодой, с этой темой была для меня игрой, шуткой. Идей хватало и для Младших Арканов, но я решил, что это излишне – нельзя гадать по колоде, в которой все карты перевертыши, полные иллюзий и заблуждений нескольких поколений. Парадоксально, что идея о всеобщем счастье оборачивается кошмаром тоталитаризма. «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

«И люди стрелявшие в наших отцов строят планы на наших детей!» (Б.Г.)

Для меня эта колода не столько ретроспективный взляд на недавнее советское прошлое, достаточно живучее, к сожалению, как и сама идея «жертвы ради светлого будушего», возникающая каждый раз, когда хотят украсть настоящее, она, прежде всего, о людях, как и я Рожденных в СССР – «самой большой, миролюбивой и прогрессивной стране в мире» – об энтузиазме и вере в собственную исключительность, ведь «никто на свете не умеет лучше нас смеятся и любить», о «нашем особом пути», предполагающем жертвенность и жертвы, вождей и «врагов народа». Рожденные в СССР, мы видели его крушение и открывали историю своей страны отличную от той, что мы знали по учебникам и книгам. Этот опыт перезагрузки, который пришелся на наше поколение, научил меня новому восприятию реальности, умению оставлять иллюзии в прошлом для того чтобы двигаться дальше.

Александр, благодарю Вас за интервью и в его заключение раскажите о Ваших планах на ближайшее будущее? Будут ли и дальше Ваши труды пересекаться с мистической колодой Таро? Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям и тем кто прорицает по Вашим колодам?

Творческие планы? Есть! Их всегда интереснее реализовывать, чем расказывать о них. Я предпочитаю не расскрывать то, над чем работаю сейчас, но могу поговорить о своих законченых проектах.

Как говорил Пушкин устами Мефистофеля: «Ведь мы играем не из денег, А только б вечность проводить!»

Alexander Daniloff, июль 2016, Италия

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя