Торри Þorri

Аватара пользователя
Феникс
Сообщения: 14756
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2018 7:36 pm
Род занятий: развитие

Торри Þorri

Непрочитанное сообщение Феникс » Чт июл 19, 2018 1:53 pm

Торри/исл. Þorri, четвертый зимний месяц в старом исландском календаре, начинается в пятницу между 19 и 25 числами января (9–15 января до 1700 года). Начало Торри знаменует середину зимы. Как название месяца Торри известен с XII века. Его происхождение остаётся неясным. Высказывались мнения, что он может быть вариантом имени языческого божества Тора/исл. Þór, или же что он мог быть произведён из þurr/сухой или из þverra/убывать.

Þorrablót/жертвоприношение Торри встречается в сагах и, вполне вероятно, что это был какой-то зимний праздник, возникший в языческие времена. Торри иногда появляется в средневековой литературе как олицетворение зимы.

Изображение
Прибытие Торри по представлению поэтов XVII–XVIII веков. Иллюстрация Sigurður Valur Sigurðsson, 1986 г.

В XVIIXIX веках Торри часто олицетворял в поэзии зиму. Торри представлялся как коренастый старичок с льдисто-серой бородой; обликом он может быть могуч, словно древний герой, или же выглядеть как оборванец. В некоторых стихах Торри впервые представляется благородным викингом, но позже поэт понимает, что он не что иное, как ледяной столб. Торри можно описать или как жестокого и сурового, или как просто требовательного и злого гостя, которого следует тепло привечать, иначе он принесёт плохую погоду. Различные виды обрядов и суеверий о кануне Торри появляются в источниках с XVIII века.

В 1728 году преподобный Йоун Халльдоурсон/Jón Halldórsson из Хитардаля/Hitardalur описал обычай на Торри: женщина выходила из дому во двор в вечер перед началом Торри и приглашала Торри, как и любого другого почетного гостя. Мужчина в доме должен был приветствовать Góa также, как молодки — Einmánuður/одинокий месяц и юноши — Harpa/первый летний месяц.

По словам собирателя фольклора середины XIX века Йоуна Аурнасона/Jón Árnason, в доме был человек, который должен был приветствовать Торри. В первое утро Торри, он должен быть одет лишь в рубаху, одев только одну штанину, а другую волоча за собой. Затем выйти на улицу и, хромая на одной ноге, обойти вокруг дома, призывая Торри зайти в его двор или дом. По крайней мере в некоторых частях страны первый день Торри был известен как bóndadagur/День Мужа, и жёны должны были быть особенно внимательны к своим мужьям в этот день.

Торраблот/или жертвоприношение Торри известен лишь по смутным упоминаниям в старых книгах, использованный как повод для создания праздника поэтами во второй половине XIX века. Тайное общество Kvöldfélagið/Вечернее Товарищество провело свой первый Торраблот в 1867 году, а в 1873 году исландцы в Копенгагене проводят Торраблот að fornum sið/в старинном стиле. В эти года, когда движение за независимость от Дании набрало силу в Исландии, поэтизация древних дней свободы привели к романтической тенденции возрождения языческих обрядов, таких, как Торраблот.

Изображение
Торраблот, проводимый археологическим обществом в первый день Торри, 1881 г., как написано в прессе. Иллюстрация Sigurður Valur Sigurðsson, 1986 г.

Исландцы не имели полной свободы вероисповедания до 1874 г., когда они получили свою конституцию. Всё, что веяло язычеством и было нехристианским, приводило к неодобрению в пуританские XVII и XVIII столетия, фактически считаясь уголовным преступлением. Но как только эти ограничения были отменены в 1874 году, первый публичный Торраблот прошёл в Акурейри (Akureyri).

Обычай постепенно распространился на другие общины, и в 1880 году в археологическом обществе Рейкьявика состоялся Торраблот, имитировавший пир времён викингов, с занавешенными стенами, высокими скамьями и огнём в длинном очаге посереди залы. Гости пили в честь великого бога Одина, после в честь Тора и других языческих богов, таких как Фрейр, Ньёрд, Браги и Фрейя. Торраблот связан с исландской борьбой за независимость.

Изображение
Торраблот, сыгравший определенную роль в романтическом пробуждении национализма в XIX веке, связан с исландской борьбой за независимость. Пауль Ардаль (Páll J. Árdal), написавший много стихов о Торраблот, показан здесь (1890 г.) в образе Хельги Тощего, поселенца IX века из области Акурейри. Пьеса была написана на основе саги.

Почти за столетие, Торраблот растёкся по городам и сёлам Исландии, принятый как новая привычка и войдя в обиход. Между тем, Торраблот укоренился в округах страны. Первый сельский Торраблот был проведён в 1896 или 1897 г. в Эйильсстадире (Egilsstaðir) на востоке. В 1910 г. музыкальное представление было проведено в Vopnafjörður в Восточных фьордах, где Торри был представлен как тролль; были и другие подобные пьесы, поставленные в других восточных округах.

Обычай Торраблота также пришёл в исландско-канадскую общину в Виннипеге, которая начала проводить такие действа в первые годы XX века. Хотя Торраблот как таковой исчез из городского обывательского календаря за несколько десятилетий, что-то чрезвычайно похожее начало развиваться в первое десятилетия XX века, когда те, кто прибыл в Рейкьявик из других частей страны, проводили собрания земляков. Люди из Snæfellsnes, Breiðafjörður, Eyjafjörður, Þingeyjarsýsla и Skaftafellssýsla проводили ежегодное собрание, как правило, в месяц Торри, когда они вкушали обильные яства, называемые просто «исландская снедь». Иными словами, обычные зимние кушанья: копченые, маринованные, соленые и сушеные продукты.

Изображение
Реклама на Торраблот в ресторане Naust, 1956 г. Этот текст, повторяющий народную присказку, гласит:

«Коль надо спать — усну, проснусь — и снова жрать».

Примерно в середине XX века, когда Исландия окончательно преобразовалась из сельских в городские общины, воспоминания по старине, потерянному образу жизни привели к росту интереса ко всему традиционному, в том числе и к продуктам питания. Около 1950 года слово Þorrablót снова начало использоваться на зимних собраниях землячеств.

Торговая индустрия вдохновилась месяцем Торри, в 1958 г. управляющий рейкьявикским рестораном Naust представил пир Торри открытым для всех. Традиционные исландские кушанья, такие, как svið/ маринованная баранья голова; hangikjöt/копченая баранина; hrútspungar/маринованные бараньи яйца; hákarl/акулье филе; flatbrauð/пироги из ржаного хлеба, приготовленные на противне и подслащенный черный ржаной хлеб с большим количеством масла помещенный в деревянное блюдо, с образца из Национального музея Исландии. Писчий нож дополнял некоторые лакомства.

Изображение
Немецкие посетители со своими исландскими хозяевами на Торраблот в ресторане Naust 1958 года.

Эти привычные блюда теперь впервые были названы þorramatur/яства Торри. Этот торговый прорыв Naust всколыхнул новый обычай Торраблота. Сегодня, во многих обществах проводится ежегодный Торраблот, а также дружеские и семейные собрания, пирушки сослуживцев на рабочем месте; ежегодно отмечаются пиром Торри в ресторане или на дому. Для многих женщин первый день Торри стал bóndadagur/День Мужа, когда они дарят цветы мужьям. Этот обычай был впервые был предложен цветочными продавцами в 1980 году, и благодаря силе рекламы, пользуется возрастающей популярностью.
___________

© Ауртни Бьёрнссон.
Перевод с английского: Тимур Гимранов.
Изображение

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4120
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Re: Торри Þorri

Непрочитанное сообщение Цила » Пт янв 18, 2019 8:31 pm

В современной Исландии в пятницу между 19 и 25 января празднуется праздник, называемый Торри. Он называется еще "днем бондов" или "днем мужчин". В этот день едят специальные кушанья, описания которых тут пропустим .

Народную популярность праздник приобрел в 19 веке. Торри - главный персонаж этого праздника, приходит к крестьянину и сообщает, что если тот достаточно потрудился летом, то ему хватит сил дожить до настоящей весны. Об этом поются песенки. Предполагается, что Торри это персонификация Зимы (аналог Морозка, который награждает трудолюбивых и замораживает до смерти ленивцев). Предполагают, что у этого Торри есть спутница - супруга. Ее зовут Гоа и она снисходительнее к людям, чем ее муж.

В современной религии Асатру невинный фермерский праздник Торри стал фестивалем в честь бога Тора, несмотря на то, что никакой другой связи кроме похожего звучания между двумя этими персонажами нет. Предположительно, мороз в это время года так силен, что его не иначе как напускает какой-нибудь морозный великан, и потому чтобы разобраться с этим тут явно нужна помощь Тора. Потому в этот день неоязычники попросту отмечают праздник в честь бога Тора.
Праздники в честь божеств

Осмысленный религиозный и магический смысл имеют праздники в честь того или иного божества. Они могут иметь, а могут не иметь символической связи с текущим сезоном, а также могут исполняться и праздноваться в одиночку. Отмечаются же они для того, чтобы вызвать и ощутить силу божества во вне, или его/ее качества внутри себя. Имеют смысл и различные стороны одного и того же бога или богини. Так можно почитать Одина - покровителя скальдов, Вёлунда - как творца и искуснейшего ремесленника, Фригг - как яростную Хольду, Скади умеющую расставаться с мужчинами и Фрейю как богиню помогающую влюбленным или же ведьмам, в зависимости от желания и потребностей.

Именно для этого рода праздников подходят обычные ритуалы с освящением пространства, прославлением божества, вкушением пищи и напитков или же другими символическими действиями, призванными возбудить и усилить силу архетипа. Не стоит думать, что восхваления божества и вкусной еды как-то вечером достаточно для того, чтобы все в нужной сфере (или в самом себе) пошло как маслу. Во время почитания божества (можно сказать по-другому: при ощущении связи с архетипом) могут приниматься решения о некоторых изменениях в жизненном ритме, отношении к чему бы то ни было, а также намерения сделать то или это.

(Галина Бедненко)
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4120
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Re: Торри Þorri

Непрочитанное сообщение Цила » Пн дек 30, 2019 12:25 am

Торраблоут в Исландии

В тринадцатую пятницу зимы, по древнеисландской традиции наступает самый суровый зимний месяц — Торри. Доподлинно неизвестно, от чьего имени происходит название месяца: был ли это скандинавский бог (предположительно сам Тор) или просто дух погоды и природы.

Кем бы ни был Торри, его стоило задобрить, принеся ему жертву (blót). Празднование Дня супруга напрямую связано с Торраблоутом, однако, традиционные для язычников пиршества, когда-то связанные с жертвоприношением, долгое время пресекались церковью.

Традиция пира зажила новой жизнью только с романтизмом и возрождением национального духа. В 1874, празднуя столетие колонизации Исландии, жители Акурейри впервые отметили Торраблоут, установив моду на викингское убранство: разложенные вдоль комнаты костры, украшеные оружием и щитами стены, резные троны для почетных гостей и особенную еду.


Редкий иностранец способен по достоинству оценить находчивость исландцев, под страхом голода привыкших использовать в пишу все — начиная от отварных и подпаленных бараньих голов и до плавников тюленя. За неимением соли, исландцы использовали другие способы консервирования продуктов: баранину и китовое мясо подвешивали в дымоходе, давая им коптиться на дыму от навоза (hangikjöt); акулье мясо (hákarl) закапывали в землю, давая ему хорошенько сгнить (что частично выводило из него аммиак); бараньи яйца (hrutspungar), а также кровяную колбасу замачивали в кислой молочной сыворотке, а рыбу сушили прямо на ветру. Из бараньей головы также делался холодец для тех, кто не осмеливался смотреть еде в глаза.

Следует сказать, что некоторые особенно «ароматные» виды еды принято запивать крепким спиртным напитком Brennivín, который, благодаря попытке государства остановить алкоголизм путем введения черной этикетки, получил «народное» название «Черная Смерть». Возможно, именно распитие этого горького самогона делает потребление остальных угощений возможным и заставляет скромного исландца пуститься в пляс или загорланить молодецкую: «Вот мороз во Фроуни, стынет в жилах кровь...».

Самое приятное в празднике — это то, что он приходится не на один день, а отмечается разными районами Исландии в разное время в течении нескольких недель, что позволяет желающим окунуться в традиции Торраблоута устроить целый праздничный марафон, путешествуя от одного сельского клуба к другому...

Если, конечно, вы любите аммиачный запах акулы и тминную горечь «Черной Смерти».
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость