Торри Þorri
Добавлено: Чт июл 19, 2018 1:53 pm
Торри/исл. Þorri, четвертый зимний месяц в старом исландском календаре, начинается в пятницу между 19 и 25 числами января (9–15 января до 1700 года). Начало Торри знаменует середину зимы. Как название месяца Торри известен с XII века. Его происхождение остаётся неясным. Высказывались мнения, что он может быть вариантом имени языческого божества Тора/исл. Þór, или же что он мог быть произведён из þurr/сухой или из þverra/убывать.
Þorrablót/жертвоприношение Торри встречается в сагах и, вполне вероятно, что это был какой-то зимний праздник, возникший в языческие времена. Торри иногда появляется в средневековой литературе как олицетворение зимы.
Прибытие Торри по представлению поэтов XVII–XVIII веков. Иллюстрация Sigurður Valur Sigurðsson, 1986 г.
В XVII–XIX веках Торри часто олицетворял в поэзии зиму. Торри представлялся как коренастый старичок с льдисто-серой бородой; обликом он может быть могуч, словно древний герой, или же выглядеть как оборванец. В некоторых стихах Торри впервые представляется благородным викингом, но позже поэт понимает, что он не что иное, как ледяной столб. Торри можно описать или как жестокого и сурового, или как просто требовательного и злого гостя, которого следует тепло привечать, иначе он принесёт плохую погоду. Различные виды обрядов и суеверий о кануне Торри появляются в источниках с XVIII века.
В 1728 году преподобный Йоун Халльдоурсон/Jón Halldórsson из Хитардаля/Hitardalur описал обычай на Торри: женщина выходила из дому во двор в вечер перед началом Торри и приглашала Торри, как и любого другого почетного гостя. Мужчина в доме должен был приветствовать Góa также, как молодки — Einmánuður/одинокий месяц и юноши — Harpa/первый летний месяц.
По словам собирателя фольклора середины XIX века Йоуна Аурнасона/Jón Árnason, в доме был человек, который должен был приветствовать Торри. В первое утро Торри, он должен быть одет лишь в рубаху, одев только одну штанину, а другую волоча за собой. Затем выйти на улицу и, хромая на одной ноге, обойти вокруг дома, призывая Торри зайти в его двор или дом. По крайней мере в некоторых частях страны первый день Торри был известен как bóndadagur/День Мужа, и жёны должны были быть особенно внимательны к своим мужьям в этот день.
Торраблот/или жертвоприношение Торри известен лишь по смутным упоминаниям в старых книгах, использованный как повод для создания праздника поэтами во второй половине XIX века. Тайное общество Kvöldfélagið/Вечернее Товарищество провело свой первый Торраблот в 1867 году, а в 1873 году исландцы в Копенгагене проводят Торраблот að fornum sið/в старинном стиле. В эти года, когда движение за независимость от Дании набрало силу в Исландии, поэтизация древних дней свободы привели к романтической тенденции возрождения языческих обрядов, таких, как Торраблот.
Торраблот, проводимый археологическим обществом в первый день Торри, 1881 г., как написано в прессе. Иллюстрация Sigurður Valur Sigurðsson, 1986 г.
Исландцы не имели полной свободы вероисповедания до 1874 г., когда они получили свою конституцию. Всё, что веяло язычеством и было нехристианским, приводило к неодобрению в пуританские XVII и XVIII столетия, фактически считаясь уголовным преступлением. Но как только эти ограничения были отменены в 1874 году, первый публичный Торраблот прошёл в Акурейри (Akureyri).
Обычай постепенно распространился на другие общины, и в 1880 году в археологическом обществе Рейкьявика состоялся Торраблот, имитировавший пир времён викингов, с занавешенными стенами, высокими скамьями и огнём в длинном очаге посереди залы. Гости пили в честь великого бога Одина, после в честь Тора и других языческих богов, таких как Фрейр, Ньёрд, Браги и Фрейя. Торраблот связан с исландской борьбой за независимость.
Торраблот, сыгравший определенную роль в романтическом пробуждении национализма в XIX веке, связан с исландской борьбой за независимость. Пауль Ардаль (Páll J. Árdal), написавший много стихов о Торраблот, показан здесь (1890 г.) в образе Хельги Тощего, поселенца IX века из области Акурейри. Пьеса была написана на основе саги.
Почти за столетие, Торраблот растёкся по городам и сёлам Исландии, принятый как новая привычка и войдя в обиход. Между тем, Торраблот укоренился в округах страны. Первый сельский Торраблот был проведён в 1896 или 1897 г. в Эйильсстадире (Egilsstaðir) на востоке. В 1910 г. музыкальное представление было проведено в Vopnafjörður в Восточных фьордах, где Торри был представлен как тролль; были и другие подобные пьесы, поставленные в других восточных округах.
Обычай Торраблота также пришёл в исландско-канадскую общину в Виннипеге, которая начала проводить такие действа в первые годы XX века. Хотя Торраблот как таковой исчез из городского обывательского календаря за несколько десятилетий, что-то чрезвычайно похожее начало развиваться в первое десятилетия XX века, когда те, кто прибыл в Рейкьявик из других частей страны, проводили собрания земляков. Люди из Snæfellsnes, Breiðafjörður, Eyjafjörður, Þingeyjarsýsla и Skaftafellssýsla проводили ежегодное собрание, как правило, в месяц Торри, когда они вкушали обильные яства, называемые просто «исландская снедь». Иными словами, обычные зимние кушанья: копченые, маринованные, соленые и сушеные продукты.
Реклама на Торраблот в ресторане Naust, 1956 г. Этот текст, повторяющий народную присказку, гласит:
«Коль надо спать — усну, проснусь — и снова жрать».
Примерно в середине XX века, когда Исландия окончательно преобразовалась из сельских в городские общины, воспоминания по старине, потерянному образу жизни привели к росту интереса ко всему традиционному, в том числе и к продуктам питания. Около 1950 года слово Þorrablót снова начало использоваться на зимних собраниях землячеств.
Торговая индустрия вдохновилась месяцем Торри, в 1958 г. управляющий рейкьявикским рестораном Naust представил пир Торри открытым для всех. Традиционные исландские кушанья, такие, как svið/ маринованная баранья голова; hangikjöt/копченая баранина; hrútspungar/маринованные бараньи яйца; hákarl/акулье филе; flatbrauð/пироги из ржаного хлеба, приготовленные на противне и подслащенный черный ржаной хлеб с большим количеством масла помещенный в деревянное блюдо, с образца из Национального музея Исландии. Писчий нож дополнял некоторые лакомства.
Немецкие посетители со своими исландскими хозяевами на Торраблот в ресторане Naust 1958 года.
Эти привычные блюда теперь впервые были названы þorramatur/яства Торри. Этот торговый прорыв Naust всколыхнул новый обычай Торраблота. Сегодня, во многих обществах проводится ежегодный Торраблот, а также дружеские и семейные собрания, пирушки сослуживцев на рабочем месте; ежегодно отмечаются пиром Торри в ресторане или на дому. Для многих женщин первый день Торри стал bóndadagur/День Мужа, когда они дарят цветы мужьям. Этот обычай был впервые был предложен цветочными продавцами в 1980 году, и благодаря силе рекламы, пользуется возрастающей популярностью.
___________
© Ауртни Бьёрнссон.
Перевод с английского: Тимур Гимранов.
Þorrablót/жертвоприношение Торри встречается в сагах и, вполне вероятно, что это был какой-то зимний праздник, возникший в языческие времена. Торри иногда появляется в средневековой литературе как олицетворение зимы.
Прибытие Торри по представлению поэтов XVII–XVIII веков. Иллюстрация Sigurður Valur Sigurðsson, 1986 г.
В XVII–XIX веках Торри часто олицетворял в поэзии зиму. Торри представлялся как коренастый старичок с льдисто-серой бородой; обликом он может быть могуч, словно древний герой, или же выглядеть как оборванец. В некоторых стихах Торри впервые представляется благородным викингом, но позже поэт понимает, что он не что иное, как ледяной столб. Торри можно описать или как жестокого и сурового, или как просто требовательного и злого гостя, которого следует тепло привечать, иначе он принесёт плохую погоду. Различные виды обрядов и суеверий о кануне Торри появляются в источниках с XVIII века.
В 1728 году преподобный Йоун Халльдоурсон/Jón Halldórsson из Хитардаля/Hitardalur описал обычай на Торри: женщина выходила из дому во двор в вечер перед началом Торри и приглашала Торри, как и любого другого почетного гостя. Мужчина в доме должен был приветствовать Góa также, как молодки — Einmánuður/одинокий месяц и юноши — Harpa/первый летний месяц.
По словам собирателя фольклора середины XIX века Йоуна Аурнасона/Jón Árnason, в доме был человек, который должен был приветствовать Торри. В первое утро Торри, он должен быть одет лишь в рубаху, одев только одну штанину, а другую волоча за собой. Затем выйти на улицу и, хромая на одной ноге, обойти вокруг дома, призывая Торри зайти в его двор или дом. По крайней мере в некоторых частях страны первый день Торри был известен как bóndadagur/День Мужа, и жёны должны были быть особенно внимательны к своим мужьям в этот день.
Торраблот/или жертвоприношение Торри известен лишь по смутным упоминаниям в старых книгах, использованный как повод для создания праздника поэтами во второй половине XIX века. Тайное общество Kvöldfélagið/Вечернее Товарищество провело свой первый Торраблот в 1867 году, а в 1873 году исландцы в Копенгагене проводят Торраблот að fornum sið/в старинном стиле. В эти года, когда движение за независимость от Дании набрало силу в Исландии, поэтизация древних дней свободы привели к романтической тенденции возрождения языческих обрядов, таких, как Торраблот.
Торраблот, проводимый археологическим обществом в первый день Торри, 1881 г., как написано в прессе. Иллюстрация Sigurður Valur Sigurðsson, 1986 г.
Исландцы не имели полной свободы вероисповедания до 1874 г., когда они получили свою конституцию. Всё, что веяло язычеством и было нехристианским, приводило к неодобрению в пуританские XVII и XVIII столетия, фактически считаясь уголовным преступлением. Но как только эти ограничения были отменены в 1874 году, первый публичный Торраблот прошёл в Акурейри (Akureyri).
Обычай постепенно распространился на другие общины, и в 1880 году в археологическом обществе Рейкьявика состоялся Торраблот, имитировавший пир времён викингов, с занавешенными стенами, высокими скамьями и огнём в длинном очаге посереди залы. Гости пили в честь великого бога Одина, после в честь Тора и других языческих богов, таких как Фрейр, Ньёрд, Браги и Фрейя. Торраблот связан с исландской борьбой за независимость.
Торраблот, сыгравший определенную роль в романтическом пробуждении национализма в XIX веке, связан с исландской борьбой за независимость. Пауль Ардаль (Páll J. Árdal), написавший много стихов о Торраблот, показан здесь (1890 г.) в образе Хельги Тощего, поселенца IX века из области Акурейри. Пьеса была написана на основе саги.
Почти за столетие, Торраблот растёкся по городам и сёлам Исландии, принятый как новая привычка и войдя в обиход. Между тем, Торраблот укоренился в округах страны. Первый сельский Торраблот был проведён в 1896 или 1897 г. в Эйильсстадире (Egilsstaðir) на востоке. В 1910 г. музыкальное представление было проведено в Vopnafjörður в Восточных фьордах, где Торри был представлен как тролль; были и другие подобные пьесы, поставленные в других восточных округах.
Обычай Торраблота также пришёл в исландско-канадскую общину в Виннипеге, которая начала проводить такие действа в первые годы XX века. Хотя Торраблот как таковой исчез из городского обывательского календаря за несколько десятилетий, что-то чрезвычайно похожее начало развиваться в первое десятилетия XX века, когда те, кто прибыл в Рейкьявик из других частей страны, проводили собрания земляков. Люди из Snæfellsnes, Breiðafjörður, Eyjafjörður, Þingeyjarsýsla и Skaftafellssýsla проводили ежегодное собрание, как правило, в месяц Торри, когда они вкушали обильные яства, называемые просто «исландская снедь». Иными словами, обычные зимние кушанья: копченые, маринованные, соленые и сушеные продукты.
Реклама на Торраблот в ресторане Naust, 1956 г. Этот текст, повторяющий народную присказку, гласит:
«Коль надо спать — усну, проснусь — и снова жрать».
Примерно в середине XX века, когда Исландия окончательно преобразовалась из сельских в городские общины, воспоминания по старине, потерянному образу жизни привели к росту интереса ко всему традиционному, в том числе и к продуктам питания. Около 1950 года слово Þorrablót снова начало использоваться на зимних собраниях землячеств.
Торговая индустрия вдохновилась месяцем Торри, в 1958 г. управляющий рейкьявикским рестораном Naust представил пир Торри открытым для всех. Традиционные исландские кушанья, такие, как svið/ маринованная баранья голова; hangikjöt/копченая баранина; hrútspungar/маринованные бараньи яйца; hákarl/акулье филе; flatbrauð/пироги из ржаного хлеба, приготовленные на противне и подслащенный черный ржаной хлеб с большим количеством масла помещенный в деревянное блюдо, с образца из Национального музея Исландии. Писчий нож дополнял некоторые лакомства.
Немецкие посетители со своими исландскими хозяевами на Торраблот в ресторане Naust 1958 года.
Эти привычные блюда теперь впервые были названы þorramatur/яства Торри. Этот торговый прорыв Naust всколыхнул новый обычай Торраблота. Сегодня, во многих обществах проводится ежегодный Торраблот, а также дружеские и семейные собрания, пирушки сослуживцев на рабочем месте; ежегодно отмечаются пиром Торри в ресторане или на дому. Для многих женщин первый день Торри стал bóndadagur/День Мужа, когда они дарят цветы мужьям. Этот обычай был впервые был предложен цветочными продавцами в 1980 году, и благодаря силе рекламы, пользуется возрастающей популярностью.
___________
© Ауртни Бьёрнссон.
Перевод с английского: Тимур Гимранов.