О привычке сравнивать себя с другими

Аватара пользователя
Феникс
Сообщения: 33444
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2018 7:36 pm
Род занятий: развитие

О привычке сравнивать себя с другими

Непрочитанное сообщение Феникс » Сб июл 27, 2019 8:27 am

Изображение

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ВСЕМ ТЕМ, КТО СЧИТАЕТ СЕБЯ НИКОМУ НЕНУЖНЫМ, НЕВАЖНЫМ И НЕЦЕННЫМ.
А ТАКЖЕ ОБ ОТНОШЕНИИ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ


К сожалению, в наше время воспитание строится по большому счету на наказании и сравнении. Сколько себя помню по школе, а это период с середины 90-х по начало 2000-х, нам постоянно кого-то ставили в пример. Даже в первом классе, когда не ставили оценок, у нас был плакат с нарисованным солнышком, а на каждом лучике фамилия учеников.

И за всё хорошее, по мнению классного руководителя, нам на лучиках рисовали красные звездочки. Побеждал тот, кто первым добирался до солнышка. Понятно дело, что все мы были разные, с разным уровнем знаний и подготовки, к тому же класс был такой, что там были представители всевозможных социальных слоёв и семей, и борьба у нас велась не шуточная. Хотя самое забавное для меня, теперь как для взрослого человека, это то, что, доходя до солнышка мы не получали ничего, кроме похвалы учителя. Соответственно, класс расслоился на: тех, кто «впереди планеты всей», кто отстает и тех, кто между.

Одни ощутили себя сразу ненужными и нехорошими, «отличники» привыкли к тому, что их хвалят только за «подвиги», а за малейшую оплошность ругают так, как будто они сделали нечто очень ужасное и страшное. У всех складывалось мнение, что ошибиться смерти подобно. Третьи забили на всё, т.к. «середнячкам», зачастую, достается и за первых, и за вторых. Ведь они вроде как могут, но не хотят, но в случае чего, на них идет основной упор, потому что с тех, кто не учит, спрашивать нечего.

Изображение

А отличников не так уж и много, и даже 2-мя или 3-мя пятерками общий показатель всё равно не вытянешь (а в школе, как и во многих других структурах, есть понятие среднего показателя успеваемости). В общем попали все…Ещё в детстве (а я относилась к первой категории учеников) меня очень задевал факт, когда учитель занижал тебе оценку за то, что, по его мнению: «Ты можешь лучше», — а другому ставил такую же только потому, что: «Я от тебя такого не ожидал, надо же хоть чуть–чуть да выучил». Это был большой удар по самолюбию. В общем, нас сравнивали везде и всегда.

ПРИВЫЧКА СРАВНИВАТЬ СЕБЯ С ДРУГИМИ

Когда я вышла из школы и вошла во взрослую жизнь, то поняла, что всё то, что преподавали в школе, мне мало пригождается. Знаете, как в том анекдоте: «После школы интеграл мне пригодился только один раз, когда я сделал его из проволоки, чтобы достать упавшие в унитаз ключи». А вот поведенческие шаблоны, которые нам прививались, они остались и закрепились надолго, да так, что жить мешают.

Нам прививали дух соперничества, чтобы быть лучше, по мнению учителей, наказывали за то, что плохо, причем «плохо» по их же мнению, или по мнению родителя, часто даже не объясняя, что мы такого страшного натворили. Самое для меня непонятное во взрослой жизни стало то, что я не понимала, с кем себя сравнивать. В школе всё понятно и просто: чтобы тебя похвалили и поставили хорошую оценку, надо выучить параграф, решить задачу. А что нужно сделать в жизни, чтобы получить от неё плюшку? Ведь иногда, помогая, причем искренне, можно попасть в такую ситуацию, что хорошо бы из неё живой выбраться. А «хорошими» нас тоже учили быть. И получается, что все то, что ты считала правильным и добрым, оказывается не так! Раньше за эти поступки и дела тебя хвалили, и это в своем роде делало тебя нужной. А теперь это не надо никому! И как жить после крушения всех этих устоев? Ведь каждому человеку хочется быть кому-то нужным, а получается наоборот…И как вообще жить теперь?…

СТРЕМЛЕНИЕ БЫТЬ НУЖНЫМ

Желание быть нужным и важным приводит к очень печальным последствиям. Например, те, от которых ничего хорошего учителя не ждали, соответственно от них и пользы педагогу не было, их не хвалили, не ценили. А они тоже хотят быть нужными, и поэтому соглашаются порой на самые неприятные вещи, только для того, чтобы их оценили и заметили. Мама плачет над тем, что её сын связался с плохой компанией. Почему? Да только потому что он там нужен! А дома он — «оболтус» и «только мать с отцом позорит, в кого такой вырос — непонятно».

Воспитание, построенное на принципе сравнения, приводит, на мой взгляд к тому, что люди в такой гонке просто теряют свои лица, им легко навязать кривые шаблоны. Посмотрите вокруг! Инстаграм пестрит фотками красивой жизни, силиконовыми губами, переделанными носами, накаченными бицепсами и задницами, у кого больше и круче. И всё для чего? Ради чего? Для лайков, чтобы заметили и оценили… На этом построена индустрия моды, туризма, да много ещё чего. Мы так привыкли сравнивать себя с кем-то, что потеряли собственные лица. Мы не знаем, чего мы хотим, зачем живем. Мы вообще мало что знаем…

Изображение

Нам запретили делать ошибки, нас стали за них ругать и наказывать. А кому хочется быть наказанным? Да никому! Это же боль! Никто не хочет испытывать боль по доброй воле. Поэтому проще ничего вообще не делать. Почему? Да потому, что если ничего не делаешь, то и ошибиться невозможно. А если ты ничего не делаешь, ценен ли ты для людей, для этого мира? Вот и получается замкнутый круг. Боюсь быть не ценным, хочу внимания – боюсь ошибиться, стать плохим, поэтому ничего не делаю – ничего не делаю, значит я не ценный – боюсь быть не ценным …. И так по кругу до бесконечности (*бес-конечность — вами овладевает бес, приводящий к концу).

Когда я занялась кресением и стала работать с людьми, то для меня открылось множество тем, о которых я раньше просто не думала. Они всплывали в разговорах, в вопросах кресников. Вопросы цепляли, я искала на них ответы, читая книги, статьи, смотря различные видео, сравнивая и анализируя. Иногда мозги кипели так, что казалось, что они вот-вот взорвутся. Я значительно расширила свой кругозор, и многие процессы мне стали более понятны.

СТРАХ БЫТЬ ПЛОХОЙ

По отношению к своим учителям, у меня складывалось убеждение, что я им не важна и не нужна. Критерием ценности для меня были знания: а как я могу быть для них ценна, если никаких знаний, кроме тех, что вложили в меня они, у меня нет?
А если наставница звонит тебе и говорит, где у тебя криво, так это вообще трагедия! Срабатывает клише: «Я – плохая», — и желание повеситься.

Изображение

И лишь со временем я научилась не обижаться, а благодарить за то, что мне показывают эту кривизну. И, прорабатывая её, я становлюсь сильнее и неуязвимее. И таких «пенделей», навешанных Ягой, я получила не мало, да и чего тут скрывать, получаю их и по сей день. Тему ценности я прорабатывала долго и упорно, и не только через кресение. Она началась у меня с проработки лихоманок, а точнее лихоманки-глядеи, где работа, вместо положенных максимум 9 месяцев проработки, затянулась и уже идет второй год.

Так что же помогло осознать ценность? И важность для этого мира? Я очень ценю тех, кто задает вопросы. По сути, всё кресение строится на вопросах и на умении его задавать. Другое дело, что некоторые боятся их задавать, потому что в нашем кривом мире, люди боятся выглядеть глупыми (потому что за это тоже ругали в детстве, ведь нельзя быть хуже других – опять сравнение). Как однажды сказала одна из моих наставниц: «Не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы». И вот в один прекрасный день до меня наконец-таки дошло! Все мы для кого-то учителя! Эту фразу я слышала много раз. Но одно дело услышать, второе — понять. Третье — принять, четвертое — осознать. У каждого наставника есть свой наставник, а у того свой!

А тогда, у кого учится тот, кому, казалось бы, кроме Богов не у кого на земле учиться? Они учатся у детей, у тех, кто в нашем представлении ещё не знает и не умеет. Ведь отчасти вектор учителю задают ученики. Они делают запрос на то, чего сами не могут, не умеют или не знают…и учитель учит их. Ведь ценность учения в тех знаниях, которые нужны. И именно за это ты ценишь, любишь и уважаешь своих учителей, за то, что они помогли преодолеть свою боль, пройти сложный этап жизни, поддержать. Можно БЕСконечно долго объяснять жителям Филиппин, как шить шапки ушанки, но они этого не оценят, нет у них зимы, они им ни к чему, вы только потратите своё и их время.

Получается, что и учитель, и ученик ценны! Не было бы учителей – некому было бы учить, а если бы не было учеников – некого бы было учить. Замкнутый круг, система, называйте как хотите, но это неоспоримый факт. Вроде всё легко, понятно и лежит на поверхности, только пришла я к этому через «Карапупу» (как бы выразилась одна из моих наставниц). Шаблоны ума, убеждения и привычки мешают нам это видеть, но если принял решение работать над собой и идти, то можно от них избавиться, главное — двигаться вперед.

Ценность в движении, в пути, и у каждого он свой. СВОЙ ПУТЬ!
__________

@ Арина Никитина.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость