Как проходили капустные посиделки

Аватара пользователя
Феникс
Сообщения: 33198
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2018 7:36 pm
Род занятий: развитие

Как проходили капустные посиделки

Непрочитанное сообщение Феникс » Чт окт 15, 2020 7:58 pm

Изображение

Зачем нужны бабские посиделки и почему детей в капусте находят? Каждый из городских детей слышал фразу о том, что детей находят в капусте. Но никто из родителей уже не сможет объяснить, почему именно в данном овоще: не в репе, не в малине, а именно в капусте. Но, возможно, ваши бабушки еще помнят «капустные посиделки», а кто-то может быть вспомнит народные песни о капусте. Да и почёт такого блюда, как квашенная капуста, на Руси никуда не делся. Так почему капуста занимает так много места в русской культуре?

КАК ЗАРОЖДАЛИСЬ КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ

Ведь совсем недавно, каких-нибудь 150 лет назад молодёжь собиралась в одном доме и рубила капусту одним дружным коллективом. А в некоторых регионах (на Урале, в Сибири) период заготовки капусты воспринимался исключительно как женский праздник, куда девочки и незамужние девушки не допускались (или допускались лишь те, кто прошёл испытание «на выхвалку» и «впрыгнул в понёву», т.е. заневестился).

А всё дело в том, что капуста – сваля на старославянском – символ крепкой семьи и дружбы, а также крепкой, сбитой и довольной жизнью женщины, что гордиться и радуется своей «бабьей долей». Недаром её величали «первой барыней на деревне» – это и почёт овощу и женщинам намёк. Была примета: если капуста крепка и хрустка – значит баба и на работу, и на веселье с мужем «гладка и легка», коль рыхла – и баба такая же, не уродилась – плохи в семье отношения между супругами.

ОТНОШЕНИЕ К КАПУСТЕ НА РУСИ

Огороды с капустой повсеместно окружали русские поселения. Изобилие капусты на Руси удивляло даже видавших виды иностранцев. Так, в XIII веке некий Корнилий де Буин писал: «В Московии произрастает обыкновенная белая капуста, которой русские заготавливают большие запасы и которую простолюдины едят по 2 раза в день». Иноземец прав – на Руси к капусте с давних пор относились почти с религиозным обожанием. День праздника Воздвижения практически повсеместно считался датой начала сбора урожая капусты. Её квасили, солили, в этот постный день из неё готовили различные блюда.

О квашенье капусты – процессе, ставшем в нашей стране практически народным обычаем, замечательно написал И.С. Шмелёв – писатель – эмигрант: «А вот и другая радость: капусту рубим! После Воздвижения принимаются парить кадки под капусту… Василь-Василич заправляет одним корытом, другим – я с Горкиным. Двадцать возов капусты, весь двор завален: бело-зелёная гора, рубить – не перерубить… Корыта из толстых досок, огромные, десять сечек с каждого бока рубят, весело слушать туканье – как пляшут! В том корыте серую капусту рубят, а в нашем – белую. Туда отбирают качаны позеленей, сдают зелёные листья с нашей, а в наше корыто кидают беленькую, “молочную”. Называют – «хозяйское корыто». Я шепчу Горкину: «А им почему зелёную?». Он ухмыляется на меня: «Знаю, чего ты думаешь… Обиды тут нет, касатик. Ваша послаще будет, а мы покрепче любим, с горчинкой, куда вкусней… и как заквасится, у ней и дух пронзей… самая знаменитая капуста наша, серячок-то… Весёлая – капуста эта!».

КАК ДЕЛАЛИ ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ ИЗ КАПУСТЫ

Заготовка капусты на зиму в России шла поздней осенью, когда при первых слабых морозах капустные вилки «свёртываются круче» и становятся более твёрдыми. Именно поэтому старики молодухам говорили: «..как капуста от мороза крепчает, так и молодую семью испытания, прожитые вместе сплачивают…в веселье и благости быть вместе легко, но то не семья, а вот в труде, да горе пережить вместе – то уже семья настоящая».

Имелись общие правила, обычаи и приметы на заготовку. Например, капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше на “молодой месяц», она тогда будет крепче и вкуснее. Древний праздник осеннего Сварога – запри небеса, празднуемый 27 сентября, был заменён Воздвиженьем, но традиции никуда не делись: в деревнях именно с этого дня начинали рубить капусту – символ крепкой сварожей семьи, устраивать вечёрки, женить детей. Поселяне говорили: «Смекай, баба, капусту на Воздвиженьев день», или «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой».

Изображение

ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ

Зимние запасы ранее считались не фунтами и килограммами, а вёдрами и бочками. Такие большие запасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой. Приглашение на капустные посиделки были знаком расположения. А, кроме того, это становилось поводом женщинам обменяться опытом, поговорить друг с другом, спросить совета. Часто это становилось поводом не просто посудачить на посиделках, но и опытом с молодухами поделиться по «свальному делу», любжу поведать (что это – читайте в описании одноименного семинара), песни попеть: от очистительных — о страхах в женской доле — до шуточных про мужа и жену да бабские причуды.

Капусту заготавливали впрок так, чтобы хватило до лета, поэтому её, сочную, белокочанную приносили в дома прямо с грядок. Затем рубили и складывали в бочки, мяли, добавляли приправы и, выждав положенный срок, ставили на стол – полакомиться этим чудным даром матери – земли. Репа да квашеная капуста – первое блюдо в осенний период на Руси, что у сельчан, что у горожан. А репа, к слову, символизировала «женскую печь» (матку) (на неё она даже формой похожа).

ПОЧЕМУ КАПУСТУ ИМЕННО «КВАСЯТ»

Наши предки славяне выращивали капусту с IX века (по одной из версий археологов) и первыми изобрели способ её заквашивания. Капусту квасили целыми кочанами, шинковали, рубили. Различали белую и серую квашеную капусту. Первую готовили из белокочанной, по рецептам, практически не изменившимся и до нашего времени. Вторую же – серую – получали из того же сырья, но слой капусты пересыпали вместе с солью ржаной мукой. В этом случае, если сока под гнетом было мало, в бочку для улучшения брожения доливали ржаной квас. Возможно, именно такой способ был самым старым, изначальным, давшим капусте название «квашеная», т.е. «заправленная квасом».

Именно с Осеннего Сварожья (Воздвиженья) в деревнях начинались женские и девичьи капустные посиделки. Они продолжались две недели. Молодёжь с нетерпением ожидала данного времени: здесь можно было за разговорами, шутками – прибаутками высмотреть пару, в работе проверить друг друга. Кадки во всех семьях доверху наполнялись капустой. В каждом доме накрывались столы с закусками. Входя в дом, гости поздравляли хозяев с хорошим урожаем. Девушки наряжались на капустницы и старались показать своё трудолюбие, а хозяйки присматривались, которая невеста удалая.

«Выходите, красны девицы, умение своё показать,
Не пригожим лицом, а руками золотыми.
Ведь без капусты и щи-то будут не густы!»


На капустных посиделках могло завязаться знакомство с хозяйским сыном, а там – глядишь, и свадебка. Спросит подрастающий ребёнок у молодой матери: «Где меня взяли?». Вспомнит она весёлые заготовки, улыбнётся и ответит малышу: «В капусте нашли».

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РУБКИ КАПУСТЫ

Для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, которое ни для чего иного не употреблялось (часто украшалось знаками воды и Луны – женскими символами). Каждое корыто предназначалось для измельчения только одного продукта. В капустное корыто не закладывали грибы или мясо. Также использовалась сечка – нож полумесяцем для рубки, одетый на пест. Сечка являлась образом мужских сил, которые меняются благодаря женщине: месяц – мужчина – мальчик, а пест – восставший гой, лингам – мужчина.

Но уже к 16 веку на Руси появилось приспособление – шинковка – специальный станок для шинкования, т.е. нарезки капусты в виде стружки. Вскоре он попал в Европу: в кулинарной книге главного повара Папы Римского Пия VI была нарисована доска с лезвием для нарезки овощей. И есть исторические сведения, подтверждающие, что привезли эту идею с Руси, правда нашу квашеную капусту оценили только немцы, да и то только к 18 веку.

Сечки на Руси были 2‑х видов: 1) в виде полумесяца, о которой говорилось выше, и 2) ножи с двумя параллельными или расположенными крестообразно лезвиями, с двумя ручками по краям. Также рубка капусты была истинным праздником для деревенских детей. Ведь известно, что они очень любят грызть кочерыжки. Во время рубки капусты ребята по целым дням не отходили от матерей, а те занимали их хозяйскими делами, а девочки получали возможность приобщиться к женскому миру.

Изображение

МНОГО ПОСЛОВИЦ НАРОД СЛОЖИЛ О КАПУСТЕ:

Хлеб да капуста лихого не допустят (здоровая пища).
Для чего и огород городить, коль капусту не садить.
Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна.

Без картошки, хлеба да капусты – какая еда.
Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата.
Сентябрь яблоками пропах, а октябрь – капустой.

Не суйся к капусте, пока не припустят.
Капусту садить – спине досадить.
Ни один рот без капусты не живёт.

Капуста не пуста’ – сама летит в уста’.
Щи капустою пригожи, а солью вкусны.
Капуста любит воду, да хорошую погоду.

Капуста кочаны копит.
Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая – в листьях сгниёт.

ЗАГАДКИ О КАПУСТЕ

Заплата на заплате, а иглы не бывало.
Не книжка, а с листьями.
Лоскуток на лоскутке – зелёные заплатки,
Стоя на одной ноге, нежится на грядке.

Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана.
Был ребёнок – не знал пелёнок, стал стариком – сто пелёнок на нём.
Стоит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек не шиты, не кроены, а все в рубцах.

Существовал и особый хоровод «Капустка», где постепенно завивается плотный качан из людей. Участвовали в нём и молодёжь (вот благородный и честный повод постоять поближе к милой), и молодые семьи, и сложившиеся семейные пары. Для всех это был образ «белой» жизни: честной, крепкой, сплочённой семьи и в работе, и заботе, и в радости – совсем такой как капуста. А уж песни, исполняемые в народе, полны намёков на семью, свадьбу и хвальбы одному из любимых русских овощей.

1. Песня «Вейся капустка»
Вейся, вейся, капустка,
Вейся, вейся, белая.
Как же мне, капустке, не виться,
Белою – белою не родиться.


2. Как вечор на нашу капустку,
Как вечор на нашу белую.
Чистый дождик поливает,
Нас с тобой домой загоняет.


3. Дома нас хозяин встречает,
Дома нас богатый встречает.
Он к столу нас приглашает,
Пирогом с капустой угощает.


4. Вейся, вейся, капустка,
Вейся, вейся, белая.
Как же мне, капустке, не виться,
Белою – белою не родиться.


Я капустицу полола
Я капустицу полола, приговаривала,
Ай-ли, ай люли, приговаривала.
Кому надобна капуста, приходите покупать.
Ай-ли, ай люли приходите покупать.
Приходите покупать, буду сходно отдавать.
Ай-ли, ай люли буду сходно отдавать.
Зашёл Ваня в огород, честь-почтенье отдаёт
Ай-ли, ай люли честь-почтенье отдаёт.
За праву руку берёт, приглашает в хоровод.
Ай-ли, ай люли приглашает в хоровод.
Он капусту не купил, а колечко подарил.
Ай-ли, ай люли а колечко подарил.
ВЕЙСЯ, ВЕЙСЯ, КАПУСТА!

Вейся, завейся, капустка,
Вейся, завейся, белая,
Как же капустке не виться,
Белою белою не ломиться?
Выпал частый дождик
Сильно поливает
Белую капусту ломает
Эх

Вейся, развейся, капустка,
Вейся, развейся, белая,
Как, капустке не виться,
Белою белою не ломиться?
Выпал частый дождик
Сильно поливает
Белую капусту ломает
Эх

Уж мы вьём повьём капусточку
Да завиваем золотой кочешок
Да завиваем приговариваем
Да мы у батюшки в терему
Да мы у матушки высоко
Вейся, завейся, капустка,
Вейся, завейся, белая,
Как же капустке не виться,
Белою белою не ломиться?
Выпал частый дождик
Сильно поливает
Белую капусту ломает
Эх

Вейся, развейся, капустка,
Вейся, развейся, белая,
Как, капустке не виться,
Белою белою не ломиться?
Выпал частый дождик
Сильно поливает
Белую капусту ломает
Эх

Вейся завейся капуста.


Изображение

ЗАЧЕМ СОВРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ

В современном мире женщинам очень важно вновь научится собираться женским кругом, ведь в этом сила и спорука: только женщине под силу полноценно выслушать женщину. И не нужно жёнам «грузить» мужей эмоциями – лишнее, не поймут, устанут, только раздражение получите, т.к. не всегда мужчине понятно, что с этим делать, а ведь женщине, очень часто, ничего «делать и не надо». Если научится не перемывать кости мужчинам и начальникам, а поделиться опытом без иерархии, то это научит женщину дружить со свекровью, золовками и начальницами, учительницами и т.д.

Собираясь вместе, женщины, особенно сотворяя что-либо со смыслом, создают общее поле в 10 раз сильнее, чем каждая из них по-отдельности. Вещи в таком кругу получаются волшебные! Да и настроение улучшается, особенно если нет склок и скандалов. В этом я убедилась, когда собирала девочек на капустные посиделки в Тольятти, и мы все вместе рубили капусту на квашение. Мы квасили – делились рецептами, даже 3 песни с моей деревни выучили – было весело и дружно. Этот задор и единение, по их словам, чувствовался еще долгое время. Особенно были рады мужчины, растаскивая баб и капусту по домам. Вместе мы успели больше, чем каждая по-отдельности, да еще и зарядились женской энергией.
Да и где, как не за общим делом, можно укрепить родственные отношения, завести новые традиции и повеселиться без алкоголя.

В общем, если нет родни рядом – собирай друзей на капустные посиделки и вместе творите: рубите капусту, делайте заготовки, шейте, режьте – это должно быть девизом для современников, если вы хотите иметь дружную семью, которые собираются вместе не только на похороны и свадьбы. В семье всегда есть чему поучиться друг у друга! А возобновление традиций позволит вам наполнить жизнь детей и стариков смыслом, а вашу – ценностью и участием в ритмах природы и Вселенной.
___________

@ Арина Никитина.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя