Выбор и осознание себя. Что это значит для человека?

Аватара пользователя
Феникс
Сообщения: 33487
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2018 7:36 pm
Род занятий: развитие

Выбор и осознание себя. Что это значит для человека?

Непрочитанное сообщение Феникс » Сб окт 22, 2022 1:32 am

Изображение

ВЫБОР И ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ

«Познай самого себя и ты познаешь весь мир» – говорили древние. Однако часто именно путь к себе оказывается самым тернистым и непроходимым и проще увлечься блеском внешнего мира, чем погрузиться в глубину своей сути. Каков он, путь познания и осознания себя, и как сделать свою жизнь более осознанной? Об этом наша статья.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ВНУТРИ НАС

Человек с точки зрения славянской культуры – это многомерное существо. Притом вся эта многомерность условно окрашена в два цвета: чёрный и белый или золотой и серебряный – какой ближе по традиции. Эти два цвета символизируют некие противоположности в составе человека.

На основании познания этих противоположностей мы можем лучше осознавать и контролировать себя, осуществлять ежедневные выборы в эмоциях, в действиях, во взаимодействии с окружающими. Если же мы не осознаем эти противоположности, то тогда они могут привести к различного рода конфликтам: с собственной душой, с эмоциями, которые становятся неуправляемыми.

Когда в роду накапливается большое количество людей с подобными конфликтами, то это может привести к развитию духовных болезней, связанных с разотождествлением с личностью, с непониманием того, «кто я», депрессиями, психическими заболеваниями и т.д. На самом деле, конфликт состоит не в том, чтобы выбрать между одним и вторым, между чёрным или белым, между ангелом или бесом. Выбор состоит в том, чтобы осознавать, кого ты в данный момент кормишь.

На Алтае есть замечательная притча: «Внутри нас живут два волка, чёрный и белый, и побеждает тот, кого мы кормим». Эта победа сиюминутная, поскольку в другой момент может всё измениться, и мы окажемся в совершенно иной ситуации перед другим выбором.

Русская культура давала возможность, с одной стороны, наблюдать эти противоположности, познавать их, имела их чёткую классификацию. А с другой стороны, говорила о том, что важно иметь чёткие описания (образы) и того, и другого.

Если нет образов, то в голове творится безобразие, и человек не может этим управлять. Тогда возникает состояние «безалаберности», бесконтрольное поведение, подселяются различные бесы, и человеческая судьба, как карточный домик, начинает разваливаться.

Кроме того, человек всегда является частью какой-то системы – семьи, рода, народа, человечества, природы – и его влияние доходит постепенно до макросистем. Окружающие тоже начинают болеть от того, что большая часть населения выбирает безалаберную жизнь, броуновское движение между этими двумя полюсами, вместо того чтобы примирить их, принять внутри себя.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПРОЦЕСС ОСОЗНАНИЯ СЕБЯ

Принятие этих противоположностей строится на знании и на осознании того, кто такой я.

Процесс осознания себя начинается с внутриутробного периода развития. Уже тогда человек осознаёт себя как часть матери, как единство с ней, но в то же время – и противоположность с ней, потому что мама может не слышать, не чувствовать. Папа осознаётся как эфемерный внешний голос, который тоже не всегда присутствует рядом и не всегда испытывает благие эмоции.

Осознание «кто я» формируется по вежам вплоть до 21 года – времени душевного взросления человека. Именно к этому возрасту человек теоретически должен иметь чёткий образ, «кто я есть такой/такая», «из чего я состою», а значит, осознать две противоположности – ангела и беса – внутри себя, уметь это разделять и иметь навыки по осознанному выбору и контролю обоих половин. Именно на это была нацелена народная культура.

Начиная с физического рождения ребёнка, его развивали таким образом, чтобы он впитывал коны рода.

Коны – от слова «конь», это то, что движет родом, некие уставы, постулаты, законы, по которым род живёт, носит определённого цвета одежду, надевает определённые виды украшений, наносит определённые рисунки на одежду, бытовые предметы. Причём для ребёнка эти знания были не заученным копированием и не системой следования, а вполне осознанной и понятной системой родовых, племенных и народных ценностей.

Поэтому рассказ об узоре, об одежде, о цвете всегда сопровождался мифами, легендами, реальными историями, былинами, где шло объяснение почему так. Почему это правильно именно для нас? С чем это связано?

К сожалению, большинство современных людей воспитывалось в то время, когда знания предков уже были забыты или потеряны, поэтому многое из того, чему учили родители, осталось непонятым и неосознанным. На детский вопрос «почему» был ответ: «Так правильно, потому что это правильно». Возможно, так воспитывали и вас.

Познавая себя и границы своего «я», наши предки, однако, не отрицали знания других родов и племён. Хотя эти знания считались иными, инакими. Но они тоже были вписаны в некую систему ценностей. У славян было понятие, что «Бог на небе един, Род, но множество ликов его». Он разделил себя на 16 старших Богов и 16 Богинь, каждый из которых является его ликом.

Изображение

Так и внутри нас существует много органов, которые состоят из миллиарда клеточек, и нельзя сказать, что какой-то орган лишний. Сейчас медицина пытается сказать, что без селезёнки, например, можно прожить всю жизнь, однако любое кардинальное вмешательство в тело, как и в систему ценностей, всегда оставляет неизгладимые последствия.

Именно поэтому наши предки не воспринимали иное (другую точку зрения, культуру, религию), как то, что надо порицать или уничтожить. Любая инакость воспринималась как возможность для исследования, обучения и расширения кругозора.

И этому есть много подтверждений. До XVI-XVII века самое большое количество путешественников, открывателей, картографов, торговцев были из Руси. Наш человек отличался большой любознательностью и стремлением расширить границы собственного познания.

От индивидуальности стремились к многомерности, но при этом границы своего «я» не стирались, как это происходит сейчас. Повсеместно можно наблюдать, что под влиянием моды большинство современных людей носит одежду унисекс, у большинства нет чёткого понятия традиций разных культур. Поэтому у нас принято праздновать и китайский новый год, и новый год Петра I и т.д.

Напротив, у наших предков, с одной стороны, была ценность собственной культуры, традиций, обычаев, одежды, а с другой стороны, происходило расширение знаний. Например, дочь Ярослава Мудрого, приехав во Францию, знала 12 языков, а её французский супруг ставил крестики вместо росписи, поскольку не знал простейшей грамоты.

Также все знают Афанасия Никитина, который ходил за три моря. Изначально он был обычным мелким купцом, а получил дворянское знание за многотомный картографический исторический труд.

Изображение

ЧТО ТАКОЕ ВЫБОР И ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ

Мы выяснили, что первое осознание «кто я» начинается с того, что внутри человека есть две противоположности. Ребёнок живёт и получает различный опыт. Когда ему больше 1-го года, он начинает социализироваться, расширять свои границы. Далее у него появляются друзья из других семей, он может наблюдать за другими семьями, впитывать другие знания. У него есть и собственный опыт жизни и опыт жизни родителей, а также те догмы, правила, которые предлагает мода на одежду или на состояние тела и т.д.

Ни тот, ни другой опыт не может являться ни абсолютно плохим, ни абсолютно хорошим. Но он может стать плохим, если человек использует его неосознанно.

У наших предков не было понятия зла, но была буква «зело» (которая стояла в начале этого слова). Она переводилась как «чрезмерно много чего-либо». Именно поэтому любое бездумно выполненное действие, любая привычка является злом, потому что она приводит к каким-либо ошибкам, столкновениям, непониманию, к любой нави.

С другой стороны, помимо опыта родителей и собственного опыта, у человека есть некие мечты, иллюзия о том, каков должен быть спутник жизни, идеальная семья, работа, жизнь. А жизнь подсовывает ему совершенно другую явную реальность. И если человек стремится к своей мечте без осознания своей внутренней реальности, то, как правило, его реальная жизнь и мечта сильно расходятся.

Многие люди всю свою жизнь (а ещё и своих детей) кладут на то, чтобы достичь иллюзорной мечты, но в итоге так и не достигают её.

Внутри нас, помимо мечтаний, иллюзий, есть ещё и некие знания, которые мы получаем: кто-то – из интернета, кто-то – с семинаров, кто-то – из книжек, кто-то – из сплетен, кто-то – из новостей.

В то же время есть страхи, которые складываются на основании неудачного прошлого опыта. Несмотря на то, что любой здравомыслящий человек понимает, что жизнь многообразна и похожая ситуация, возможно, никогда больше не повторится, но на всякий случай он боится «как бы чего не случилось». Естественно, реальная жизнь с удовольствием подсовывает «страшилки», что где-то там, в Зимбабве, крах, наводнение, поэтому на всякий случай бойтесь, берите с собой надувную лодку, зонтик или ещё что-нибудь.

В итоге, эти и другие противоположности создают так называемый «огород» в сознании человека. Огород – это представление человека о том, какой он. Это некий объём сознания, который завален как полезными вещами, так и всяким мусором, который уже не нужен. Именно этим огородом мы толкаемся в окружающий мир.

Наши предки называли это описательным словом. Всё, кем человек является в этом мусоре, что прилипло к его представлению «я», называлось «мазоха» – мусор, если дословно переводить.

ПРАКТИКА «ЗЕРКАЛЬЩИК»: КАК ЧЕЛОВЕК САМ СЕБЯ ОПИСЫВАЕТ

В традиции есть практика «Зеркальщик», когда человек отвечает на вопрос «кто я» самому себе или крёстному – «я женщина», «я мать», «берегиня», «подруга» и т.д. Вариантов этой практики более 7.

С одной стороны, это красивые, хорошие слова, но с другой стороны, всё это может оказаться мусором. Почему? Потому что к любому постулату «я кто-то» можно задать уточняющий вопрос: «А знаешь ли ты, кто такая женщина и чем женское поведение должно отличаться от мужского? Как должна поступить женщина в конфликтной ситуации, а как мужчина? А ты знаешь, что означает быть женою?»

Если в описаниях жены только функции: накормил семью, родил детей и ещё что-то (список из 10 пунктов), – тогда отсутствует представление о том, кто такая жена на самом деле.

Или в описании «я мать» присутствует жёсткий, конструктивный набор: хорошая мать – это та, которая делает за ребёнка уроки, у которой дети радостные и не болеют, всегда одеты, обуты, накормлены и т.д. Чем жёстче описательная конструкция, тем больше женщина будет себя насиловать, подгоняя под этот идеал. Тем больше у неё шансов не заметить, как в стремлении быть идеальной матерью она изнасилует ещё и собственного ребёнка, потому что не будет замечать его реальных увлечений и настроений.

Изображение

Когда человек заявляет: «Я – это душа», «Я – живущий на планете Земля», – то это лишь описание того, кем бы он хотел быть. И оно равняется эпитету «хороший». Как правило, за этим эпитетом не стоит никаких конкретных действий.

Например, вы пишите, что вы – живущий на планете Земля. В русской традиции вам бы задали вопрос: «А что ты делаешь для Земли ежедневно более того, чем делает среднестатистический человек, чтобы иметь право считать себя живущим на этой планете?»

Если вы пишете о себе, что «я – душа, которая воплотилась или заключена в женском, мужском теле», задайте себе вопрос: «Как я ежедневно развиваю свою душу? Что я делаю для того, чтобы она была чистой? Что я делаю для того, чтобы она приобретала новые качества?»

У некоторых людей встречаются оговорочки: «я душа, заключённая в теле». Если вы заключены, значит, отрицаете собственное тело, значит – это нелюбовь к себе, а нелюбовь к себе – это боль. И если данную фразу перестроить по правде, то получится: «Я – тот, кто болеет и не понимает, как выполнять эту роль».

За фразами, которые формулирует человек, отвечая на вопрос «Кто я?», по большей части, стоит стремление красиво выглядеть, красиво написать о себе, заявить. А это исходит из боли, из недооценённости, из-за отсутствия самоценности.

Самоценность и самолюбие – это разные вещи. Самолюбие – это признак гордыни; недооценнёность тоже может являться гордыней, но в минусе: «Я не такой, как все, пожалуйста, пожалейте меня».

То, как человек описывает себя в этом мире, и является свидетельством его метаний между ангелами и бесами, между чёрным и белым. Он стремится быть хорошим и ни в коем случае не показаться плохим.

А признак того, что человек познаёт обе противоположности в себе и стремится принять и тот, и другой опыт, принять и опыт родителей, и ценности социального воспитания, которые в нём есть, и современного образа, которые в нём напичканы. Чаще всего в ответ на вопрос «кто же я», появляется состояние пустоты и задумчивости. Но это нельзя выжать из себя искусственно, это можно только ощутить внутри.

Выбор и осознание состоит, на самом деле, в том, чтобы стремиться осознавать каждую секунду, каждое мгновение,
каждое действие. «А кто сейчас во мне стремиться сказать?», «Кто во мне стремится сейчас сделать?».


Если бы это происходило в каждом человеке – ни войн, ни конфликтов, ни семейных ссор не было бы. Потому что, осознавая своё место в микро- и макромире, человек осознанно строит своё ура, городит свой огород сознания, прочерчивает границы и назначает что-то в своём мире приемлемым, а что-то – неприемлемым, что-то хорошим, а что-то – плохим, что-то в состоянии блага, а что-то в состоянии «зело», а значит, разрушения. Задача каждого человека стоит в том, чтобы стремиться задавать себе эти вопросы.

Когда у вас происходит конфликт с любым человеком, задайте себе вопрос: «Кто сейчас во мне хочет сказать, что я должен поступить так то и так то?» Ваша мама, которая говорила, что это хорошо, а это плохо? Какой-то учитель? Вы так прочитали в книжке? Вам хочется быть правой и отстоять свою точку зрения? Вы боитесь, что если человек не сделает так, как вам хочется, вы окажетесь без какого-то блага, ущемлены? Что в вас говорит, какой страх? Ведь если в этом страхе честно признаться не только самому себе, но и своему спутнику, партнёру, с кем вы ведёте беседу, с кем может сложиться конфликт, то конфликта не будет. Будет бережное отношение к себе и заявление о своих границах.

Изображение

«КТО ЖЕ Я?» С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Познание разных противоположностей в самих себе очень увлекательно. Кто я – мужчина, женщина, часть рода, я не такой, как мои родители, разотождествление с родом. Почему человек то стремится к любви, то бежит от потенциальных спутников жизни подальше в лес, в горы, запирается в доме. Все эти кривотолки, которые есть внутри нас, очень объясняемы, потому что так нас создал Бог.

В мифе о сотворении мира Род, родившись, разделил себя на белого и чёрного сокола, Белобога и Чернобога. Уже в основании творения Вселенной по славянским (и не только) мифам заложено существование противоположностей. Только в сравнении дня с ночью человек понимает, чем отличается ночь от дня и наоборот. Имея возможность сравнивать два мира – мужской или женский –можно лучше осознать, как правильно быть женщиной и мужчиной. Сидя дома, человек никогда не сможет развиться – сравнивать не с кем.

Как только начинается расширение своего ура, огорода, появляется много людей, которые становятся прекрасными учителями, заставляющими человека менять внутреннюю микросистему. Только тогда, когда в микросистеме – в своей душе – порядок и все книжечки расставлены по полочкам, возникает возможность влиять и на макросистему – на судьбу рода, народа или народов (если их в вашей крови несколько). И в конце концов – на природу и на всё человечество. Такая власть дана абсолютно каждому человеку на Земле. Достаточно просто навести уборку, разобраться с тем, что существует внутри.

Для наших предков предназначение тесно связано с пониманием, кто есть род. Мы – часть рода. Род – это тот макрокосмос, внутри тела которого мы существуем. В 6 лет я записала, что мы – капелька пота на ладони Бога – такое у меня было представление.

Символом рода и одним из важнейших символов орнамента являлась восьмиконечная звезда. В некоторых культурах она называется Алатырь, у чувашей она называется звезда Кереметь и т.д. На основании этой звезды можно рассмотреть и понять абсолютно любую структуру, в том числе и предназначение.

Предназначение в представлении наших предков состоит из осознания себя как совокупности неких подсистем:

➧ человек;
➧ часть Рода – родович (фамилия).
➧ носитель имени, которое дали родители.
➧ звездознавец (предназначение по дате рождения).
➧ творец (мужчина или женщина).
➧ часть семьи (7 ролей).
➧ часть народа (народов).
➧ вежник (предназначение меняется каждые 7 лет).

Изображение

Только поняв эти микросистемы, у человека появляется возможность понять себя как часть рода, как часть народа (или народов), как человека и т.д.

Путь в предназначение человека начинается с осознания того, что ты в себя вмещаешь. Сначала важно сделать землеописание – «кто я», а потом уже собрать это богатство в кучу и научиться применять там, где надо: лопатой –копать, граблями – разгребать, молотком – заколачивать, в микроскоп –смотреть, а не пытаться микроскопом заколачивать гвозди.

ВЫБОР И ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ

П.С. Работа над собой – трудоемкий процесс, так как с самого детства в сознании закладываются общепринятые шаблоны, как правильно/хорошо/удобно. Для того, чтобы раскрыть настоящего себя, свои таланты и способности, важно поработать над своим мышлением.
__________

© Арина Никитина.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость