ЗАСУХИ, СВЕЧИ И МЕРТВЕЦЫ
Люди боятся смерти, боятся мертвецов, но каждому из нас обязательно придётся сталкиваться с умершими. Наряду с горечью утраты, наши предки были обеспокоены ещё и тем, как душа покойника будет себя вести после отделения от тела - уйдёт ли навсегда в мир мёртвых, останется ли в нашем и не сможет найти успокоения. Масса ритуалов и обрядов преследовали своей целью задабривания душ предков и чинение преград к их возвращению.
Вместе с этим личные предметы умерших, а так же их тела использовались в бытовой магии - нитки из смертных саванов вшивались в одежду людей, обладавших буйным и невоздержанным нравом, дабы так их усмирить. Ценным было и мыло, которым обмывали покойника: его хранили и использовали в магических целях с той же целью - мыли им гиперактивных детей и бодливую скотину, так как считалось, что неподвижность, спокойствие мертвецов через мыло передадутся и им.
Вместе с этими относительно безобидными суевериями совершались с умершими и более странные акты вандализма - могилы раскапывали для изъятия вещей мёртвых и их частей, ради обрядов любовной магии и даже для исполнения заговоров против пьянства. Сюда можно же записать и убийства людей с целью изготовления "воровской свечи", для которой нужен был именно человеческий жир.
Кроме этого могилы раскапывали, ставя задачу повлиять на погоду или обуздать дух упырей, такие случаи были вовсе не единичны и масса судебных разбирательств по подобным происшествиям попадала в прессу прошлых веков. Конечно подобные обряды редко становились достоянием общественности, так как они совершались всей деревенской общиной и крестьяне держали их в тайне. Трудно поверить, но последние записи о раскапывании могил были опубликованы уже в советской прессе в 1920-х годах.
Я тут собрал небольшую подборочку:
"...Так, во время чумы в 1831 г. крестьяне деревни Каменки Новогрудского уезда Минской губернии хотели заживо похоронить местного священника, которому только чудом удалось спастись. А в деревне Окоповичи этого же уезда в 1855 г. стал известен случай убийства старухи Луции Маньковой, которую заживо закопали в вырытую заранее могилу. В августе 1871 г. все в том же уезде, в деревне Торкачи чуть заживо не похоронили Марцелю Моисейчикову.
О том, что человеческие жертвоприношения совершались и в случаях засухи, также свидетельствуют народные предания. В большей же степени, в случае засухи, выкапывали мертвецов и бросали их в воду. В основном это касалось лиц, умерших без церковного покаяния (либо скоропостижно, либо насильственной смертью). «Люди, скончавшиеся без церковного покаяния, — сообщает А. Левинстим, — например, самоубийцы, опойцы, скоропостижно умершие и даже раскольники, а также колдуны и ведьмы, превращаются после смерти в упырей и могут быть источником бед для населения, вызывая эпидемии, болезни и бездожие».
«Летом 1864 года, — пишет А. Н. Минх, — стояла в Коленской волости сильная засуха, хлеба и травы «горели» (сохли) на корню. Однажды рано утром рабочий арендатора села Бедняковки Якобсона заметил в господском пруду торчащие из воды ноги. В испуге прибежал он домой, позвали старосту и стариков, вытащили из воды гроб и торчащего из него мертвеца. Оказалось, что на кладбище разрыта могила, покойник был бедняковский мужик и сильный пьяница. Народное суеверие, желая вызвать дождь, решило за неимением опойцы утопить покойника-пьяницу». К слову, опойца — лицо, умершее от перепоя. Иногда, опять таки с целью предотвращения засухи, выкопанные трупы не бросали в воду, а сжигали. Так, весной 1799 г. жители местечка Жашково в Малороссии выкопали из могилы труну (гроб) бабки Магдалины, которую при жизни подозревали в колдовстве. Гроб, в котором покойной почему-то не оказалось, был, тем не менее, вынесен в поле и сожжен, а пепел рассеян на перекрестке окольных дорог.
Фактически разрытие могил изначально также было преступлением против нравственности и одновременно против церковных (христианских) устоев, проявлением языческих обрядовых пережитков. В России подобного рода преступления, основанные на суевериях, совершались не только для того, чтобы вызвать дождь. Труп и его части, по свидетельству А. Левинстима, являлись талисманами, а кости и внутренние органы, в ряде случаев, служили целебным средством или орудием порчи.
Своеобразной особенностью данного обряда в ряде случаев являлся обычай зажигания «воровской свечи», сделанной из человеческого жира. Эта особенность существенно повышала общественную опасность совершенного обряда-преступления, так как предполагала не только использование жира умершего человека, добываемого при разрытии могил, но и живого, когда человека просто убивали. По преданию такие свечи были способны навевать глубокий (беспробудный) сон на потерпевшего от кражи. Этим же целям могли служить отрубленные части человеческого тела, а также зубы покойника, которые необходимо было положить на спящего потерпевшего. Так, 19 апреля 1869 г. в Вуйковичском лесу Владимир-Волынского уезда было найдено мертвое тело крестьянского мальчика Афанасия Буталея, с обрезанной и снятой с живота кожей. При расследовании данного преступления было установлено, что убийство мальчика, с целью изготовления из его жира воровской свечи для совершения безнаказанных краж, совершил местный крестьянин Кирилл Джус.."
( из статьи "ОБРЯДОВЫЕ (РИТУАЛЬНЫЕ) ПРЕСТУПЛЕНИЯ РУССКИХ КРЕСТЬЯН". автор Э.В.Георгиевский)
"...В 1881 г. два парня 18—19 лет убили для той же цели крестьянина в Чембарском уезде Пензенской губернии. В 1887 г. Ефим Землянин в Белгородском уезде, Курской губернии, задушил девушку в лесу и приготовил из ее жира свечу; до того он и двое его товарищей три раза покушались на такое же преступление, но неудачно. Убийца был обнаружен только семь месяцев спустя; по подозрению в воровстве у него был сделан обыск, и найден узел с вареным мясом; платок, в котором оно было завернуто, принадлежал убитой девушке. В 1896 г. двое крестьян Коротоякского уезда, Воронежской губернии, убили двенадцатилетнего мальчика, чтобы вылить свечу из его жира..."
(фрагмент статьи "УБИЙСТВО В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ПОТЕРПЕВШЕГО: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ". Автор В.А.Смирнов)
Профессор Е.В. Петухов нижеописанные народные воззрения объяснял так: «Народ верит, что утопленники и удавленники, как умершие неестественною смертью, самым родом своей смерти обнаружили, что они навлекли на себя гнев и наказание Божие. Таких людей хоронить не следует, и погребающие их грешат перед Богом, так как выражают этим противодействие Божественной воле. За это противодействие Бог может послать общественное бедствие вроде неурожая и проч.; чтобы умолить Бога, отвратить гнев его от погребавших и избавиться от общественного бедствия, следует вырыть из могилы эти погребенные тела утопленников и удавленников».
1) В приходе села Туарма Бугульминского уезда два крестьянина деревни Баландаевой замерзли насмерть зимой 1872 года и были похоронены на кладбище по христианскому обряду. 15 июня 1873 года четыре человека их «вырыли и похоронили на другом месте». За две недели до этого прихожане села Туармы посылали священнику депутацию с просьбою о разрешении выкопать из могил эти злополучные трупы и «перенести их для похорон куда-либо в низменное и мочажинное место»
2) 19 июня 1873 года крестьянка села Сумарокова Бугульминского уезда заявила властям, что труп ее мужа, замерзшего дорогою в декабре 1872 года и похороненного по христианскому обряду на общем кладбище, 17 июня жителями села Сумарокова вырыт из могилы, изрублен на части и неизвестно куда скрыт.
3) Во время сильной засухи 1864 года крестьяне Николаевского и Новоузенского уездов Самарской губернии «вообразили, что засуха оттого, что близ церкви на кладбище зарыт опившийся. Поднялась сильная тревога во всем селе. Мужики целым селом разрыли мертвеца и утопили в тине грязного озера. Это известно официальным порядком: «Во многих селах повторилась та же история с мертвыми опойцами и зарытыми на кладбище колдунами, но все это скрыто тьмою ночи и мраком неизвестности».
4) "В селе Курумоче Ставропольского уезда Самарской губернии в ночь на 23 мая 1889 года вырыли из могилы труп похороненной на кладбище этого села 8 марта того же года Анны Барановой, умершей от излишнего употребления вина. Труп вместе с гробом вывезли в лодке на середину р. Волги и бросили его здесь, с двумя камнями на шее; сделали все это для прекращения засухи".
5) В Коленской волости, Аткарского уезда летом 1864 года стояла сильная жара. А так как по поверьям опойцы после смерти испытывают настолько сильную жажду, что вытягивают всю влагу из облаков в целом уезде, то нет ничего более правильного чем оного опойцу выкопать и в воде утопить. Неудивительно , что в господском пруду вскорости нашли гроб и торчащего из него мертвеца, а на кладбище обнаружилась раскопанная могила. Удивительно то, что покойник не умер от отравления алкоголям, а был просто любителем заложить за воротник и по кончине его были совершены все религиозные таинства. Поэтому односельчане за отсутствием опойцы решили вкопать просто пьяницу - вдруг сработает?
6) «В мае 1889 года в селе Елшанке Саратовского уезда во время продолжительного бездождия старухе Денисовой приснился какой-то старик и сказал ей: "Выройте опойцу Степана, а то у вас 7 недель дождя не будет". Весть о сне Денисовой разнеслась по всему обществу, которое во главе со старостой порешило выкопать ночью из могилы труп опившегося Степана и спустить его по реке Волге. Вечером 22 мая староста Стеначев купил четверть водки, угостил собравшихся у него крестьян и отправился с ними на кладбище, взяв фонарь, лопаты и передки от телеги, чтобы отвезти на них к Волге труп покойника. Могила была разрыта ими, но полиция накрыла их. Они были преданы суду, и староста приговорен к шестимесячному тюремному заключению, а шестеро крестьян, разрывших могилу,— к четырехмесячному».
7) Весной 1913 года в селе Лох Саратовской губернии на сельском кладбище было разрыто несколько могил, из которых были вынуты гробы и вскрыты. Между прочим, был разбит гроб крестьянина Василия Ушакова, умершего от водки; у трупа были отрезаны по колени обе ноги, которых не нашли. «Это кощунство объясняется суеверием. После смерти В. Ушакова в селе стал ходить слух, что на покойнике по ночам "черти ездят"; при наступлении полночи покойный Ушаков, "как лошадь", носится по полям, по озимям и выгону. От этого в селе ждали несчастья: "Дождя не будет",— говорили старики. По-видимому, кто-то решил избавить общество от несчастья и отрезал покойнику ноги, чтобы тот не бегал».
8) В 1890 губернии в селе Обвале Чембарского уезда Пензенской губернии, вырыт труп псаломщика-пьяницы Вас. Федорова, скоропостижно скончавшегося в 1889 году, и зарыт в трясине, для предотвращения засухи.
9) "В одной деревне Екатеринославской губернии удавилась женщина. Родные похоронили ее около кладбища, хотя и без церковного обряда отпевания. Народ, однако же, загалдел: «Зачем паскудину около кладбища похоронили? Ее по закону, как собаку, прямо в прорву куда-нибудь бросить». Хотели было отрыть покойницу, но священник не позволил. Вскоре после этого приснился одной местной женщине сон: удавившаяся будто бы просила у ней воды напиться: «Напоите, говорит, меня, тогда и дождь пойдет» (а дело было в засуху). «Как бы напоить?» — задумались жители деревеньки; потом решили и исполнили свое решение: ночью отрыли злополучный труп и вылили на него три бочки воды".
10) "В селе Ивановке Павлоградского уезда умер два года назад "знахарь" дед Срибный; он несколько лет служил церковным старостой. После его смерти в народе прошел слух, что он не умер, а повесился и что его брат подкупил тех людей, которые сняли его из петли в сарае и внесли в хату. В 1886 году, после продолжительной засухи, крестьяне разрыли его могилу и вылили в нее четыре бочки воды; когда поехали за пятою бочкою — пошел дождь".
11) "В селе Ивановке Александровского уезда года полтора тому назад повесился местный крестьянин. Его похоронили, по распоряжению начальства, христианским обрядом на общем сельском кладбище. Местное поверье гласит: раз неестественно умершего похоронят на общем для православных кладбище, а не в уединенном, отдаленном от села захолустном месте, то дождей летом в этой местности не жди. От бездождия тогда надо обливать могилу погребенного. Прошлое лето ивановские крестьяне, от засухи, украдкою по вечерам таскали к кладбищу воду и обливали могилу удавленника, приговаривая:
"Обливаю, лью,—
Дай, Боже, ливень!
Дощику, припусти,
Избавь нас напасти!"
Летом 1887 года хотели было опять обливать, но потом гроб с покойником был выкопан и перенесен на обрыв за село."
12) В Таращанском же уезде в 1868 , видимо по причине полного отсутствия заложных покойников, местному люду пришлось поломать голову как выпросить дождь. И решение было найдено - раскопали могилу своего односельчанина, который и жил как христианин и умер как христианин. Отличало же его от остальных лишь одно- он был старообрядец. Гроб раскрыли и били несчастного раскольника по черепу со словами "Давай дождя!", лили на него воду из решета , а потом закопали на прежнем месте.
13) "В апреле 1872 г., во время бездождия, «в Каменецком уезде, Подольской губернии, тело повесившегося крестьянина два раза было зарываемо; но оба раза могила была разрыта и тело привезено в тот дом, где он повесился. Наконец 7 мая труп этот нашли в пруде» (со ссылкою на «Казанские губернские ведомости»" (1872, № 54)
14) Газетная заметка датированная 1921м годом: "Расстроились и обеспокоились продолжительной засухой крестьяне села Бузаевки и по совету попов собрались все- и мужики и бабы, откопали на кладбище "челдана" т.е. утопленника, вылили в его могилу 40 бочек воды из колодца и забили в голову несколько осиновых кольев".
ЗАСУХИ, СВЕЧИ И МЕРТВЕЦЫ
- Цила
- Сообщения: 4941
- Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
- Откуда: Россия
- Род занятий: Некромагия, магия Хаоса
ЗАСУХИ, СВЕЧИ И МЕРТВЕЦЫ
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость