Детей ханты и манси, селькупы и кеты часто хоронили в дуплах деревьев, завертывая в бересту, либо в берестяных коробках, люльках.
Подобный обычай был зафиксирован участниками Вилюйского отряда Якутской экспедиции АН СССР в 1920-х гг. на р. Вилюй. В 15 км от с. Шея в Сунтарском районе был обнаружен не совсем типичный для Якутии вид воздушного захоронения — трупоположение в дупле растущего дерева. В стволе дерева, верхушка которого спилена на высоте около 4 м. от земли, была выдолблена ниша длиною около метра. «Место спила закрыто толстой доской с двумя отверстиями, при помощи которых она плотно насаживалась на два зубовидных шипа, оставленных на поперечном разрезе ствола, таким образом, крышка прочно держалась, — говорится в протоколе вскрытия. — Ближайшие деревья были вырублены. Из открывшегося дупла мы достали полный скелет ребенка около 5 лет от роду. Здесь же мы нашли кусочки уцелевшего меха, синие бусы от платья и деревянную чашку, каковую якуты обычно кладут покойнику в гроб» (Шрейбер, 1931).
Согласно этнографическим материалам, у якутов существовал обычай подвешивать на деревьях послед в берестяном туесе, а также хоронить труп младенца, завернутый в бересту, в ветвях лиственницы. Очевидно, в этом была сокрыта древняя и универсальная идея о порождающих, плодоносных стихиях, в том числе с древними представлениями о дереве — предке.
В эпосе якутов дух-хозяйка страны героя Аан Алахчын хотун живет внутри Мирового дерева. Она в эпических сюжетах об одиноких героях воспринимается и как мать ребенка, чудесным образом появившегося из Верхнего мира на ветвях священного дерева.
В погребении Уорай на р. Амга, принадлежащем к раннеякутской кулун-атахской культуре, женщина лежала на круглом берестяном полотне, возможно, представляющем собой дно большого сосуда. Вероятно, здесь берестяной сосуд выступал как символ колыбели из бересты.
Якуты колыбель называли бисик или ого уйата («гнездо ребенка»), изготавливали ее как из дерева, так и бересты. В этих материалах прослеживается универсальная идея рождения человека от дерева и возвращения после смерти в породившее его лоно. Яркие примеры родства человека с деревом дают и шаманские материалы.
Это в погребально-поминальном обряде якутов нагляднее всего проявляется в отношении к берестяному коробу тюктюйэ, в него запирали духи юер тех людей, которых особенно любили и жалели. Часто на его внешней стороне острым предметом наносили своеобразный «портрет» умершего. Тюктюйэ хранили в почетном углу юрты на матице, и время от времени духа, находившегося внутри, «кормили», окуривая дымом масла и жира. Со временем, когда боль от утраты притуплялась и жизнь входила в обычную колею, особенно с рождением нового члена семьи, тюктюйэ относили в лес и прятали в дупло дерева.
Положение костяка из погребения Учугей Юрях «ничком» и ориентировка головой в обратную от традиционной (западной) сторону, т.е. на восток, указывают на то, что здесь был похоронен «опасный умерший». К разряду таковых относились самоубийцы, умершие неестественной, т.е. «нехорошей», смертью, «черные» шаманы, «нелюди» — отверженные из-за каких-либо проступков в социуме, а также психически и физически неполноценные.
Бравина Р.И., Соловьева Е.Н., Петров Д.М., Сыроватский В.В.
Береста в погребальном обряде якутов.
Береста в погребальном обряде якутов.
- Цила
- Сообщения: 5045
- Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
- Откуда: Россия
- Род занятий: Некромагия, магия Хаоса
Береста в погребальном обряде якутов.
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость