Игра в "покойника"

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4898
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Игра в "покойника"

Непрочитанное сообщение Цила » Чт май 10, 2018 8:54 pm

СВАДЕБНАЯ ИГРА В "ПОКОЙНИКА". ЧАСТЬ 1


Послесвадебный этап русской традиционной свадьбы ХIХ-ХХ вв. характеризуется многообразием таких смеховых форм [1, с. 537-543], в которых можно явственно увидеть процесс, определенный В. Е. Гусевым как движение от обряда к народному театру [2]. В одних случаях это смеховое театрально-игровое начало присутствует только локально, появляясь лишь в определенной фазе обряда, как, например, в обряде посещения молодой/молодыми водного источника [3, с. 88-110]. В других, как, например, в обрядовом действе «Ярку искать» [4, с. 631-645], оно полностью охватывает его, определяя облик участников, их действия, исполняемые ими словесные и словесно-музыкальные тексты, что позволяет квалифицировать это действо как явление народного театра.

Происхождение и развитие этих и других смеховых форм в послесва-дебной обрядности, взаимодействие в них ритуально-мифологической семантики и театрально-игровой стихии - сложная и пока еще далекая от решения научная проблема. Особый интерес в этом отношении представляет обрядовое действие, для номинации которого исследователями, а иногда и носителями традиции используется лексема игра. Это игра в «покойника».
Игра в «покойника» представляет собой небольшую сценку, разыгрываемую на второй день свадьбы. Она может входить в качестве своеобразной интермедии в состав действа «Поиски обрядового животного», но может разыгрываться как самостоятельное и отдельное представление. Для общерусской традиции, в том числе зафиксированной на территории Ульяновской области, характерна определенная вариативность. Учитывая особую значимость «пространственной структуры обряда» (M- и F-локусы) [5, с. 89-90], можно выделить три основные версии игры в зависимости от места разыгрывания сценки.

I. Дом жениха.
«А примерно, от невесты идут к жениху, видь спирьва ищут молодку-ту, а тут покойник. “Какая у нас молодка? Какие нам пиры? У нас покойник, а вы молодку искать сюды идёти!” Вот так чудили» [01.2005; с. Потьма, Кар-
сунский район, Ульяновская обл.; Замошникова М. Д., 1929 г. р.; зап. Слепцова И. С.].

II. Дом невесты.
«На второй день жениха и невесту прятали. Их искали ряженые: цыганка, врач, прокурор, пастух. В доме невесты имитируют покойника. “Покойник” ложится на лавку, а врач пытается его оживить. “Покойник” не должен говорить, двигаться, и только после того, как ему нальют рюмочку, он оживает. Как “оживят покойника”, идут искать ярку» [5.07.1993; с. Садовое, Новоспасский район, Ульяновская обл.; Белова К. И., 1912 г. р.; зап. Плют И.].

III. На улице во время перехода от дома жениха к дому невесты.
«У нас один был старик, он все время “умирал” на свадьбе. Вот сделают доски, привяжут носилки, понесут покойника. Кто вопит, кто чёво...<...> Ну, ляжет и всё. Тащат по всему селу с полотенцами, доску широкую найдут, доску положат на полотенец и нясут. Кто-нибудь сзади, озорник, какая-нибудь баба-шутница идёт вопит. Вино будут лить в рот - он вскочит. Свадьба есть свадьба. Принёсут туды с покойником. “Умер вот на свадьбе”» [10.07.2001; с. Новиковка, Старомайнский район, Ульяновская обл.; Аристова В. Я., 1937 г. р.].

Внутри каждой версии в свою очередь существуют варианты игры в зависимости от завершения сценки. Во-первых, она может завершаться «воскресением» покойника в результате целенаправленных действий одного из персонажей, во-вторых, покойник может «оживать» сам, т.е. «воскресение» не становится результатом чьих-либо действий, и в-третьих, «воскресения» не происходит.

A. «“Покойник” ляжет на лавку. Врач ему укол делает. Когда входит беседа (гости, которые идут в дом невесты), родители невесты говорят: “Беда на нас. Упокойник”. Ему “укол делают”, натирают, лечат. Он вскакивает и начинает плясать» [13.07.1979; с. Пятино, Инзенский район, Ульяновская обл., Гнедова Л. М., род. в с. Валгуссы Инзенского района, 1913 г. р.; зап. Че-редникова М. П.].
B. «[Разыгрывали ли сценку с покойником?] Ложился кто-нибудь на лавку, как мёртвый. Все вопят, вопят. А потом встаёт - ожил. И все чудить начинают, веселиться» [04.07.2008; р. п. Чердаклы, Чердаклинский район, Ульяновская обл.; Епишина А. Н., 1933 г. р.; зап. Екачева Е. П.].
C. «И иногда в доме невесты устраивали игру в “покойника”. После того, как отгуляют у жениха, все родственники идут в дом невесты. А в это время в доме невесты, где уже накрыты столы к свадебному пиру, какого-нибудь человека кладут на стол как “покойника”. Закрывают его ватолой, а всем тем, кто идет к ним в дом на свадьбу, говорят родственники невесты, что у них траур - покойник, что нужно идти потише. В дом не впускают. В доме дым, так как один из родственников как поп ходит с кадилой вокруг “покойника”. Плачут. В дом входят двое или несколько мужчин со стороны жениха, берут “покойника”, выносят его из дома. Только теперь свадьба снова продолжается» [20.02.1978; с. Потьма, Карсунский район, Ульяновская обл., Козлова З. И.; зап. Туганова В.].

В некоторых записях информант не указывает, в каком доме разыгрывается сценка, потому что и для него и для собирателя это ясно из контекста разговора. «Играли в покойника. Идёт беседа, а какой-нибудь мужчина ляжет на передней лавке, накроют его холстом, а около него плачущие сидят. Или врач придет, разденет больного, укол ему делает» [12.07.1979; с. Аксаур, Инзенский район, Ульяновская обл., Томилина Е. В., 1909 г. р.; зап. Чередникова М. П.]. В данном случае лексема «беседа», обозначающая в этом селе гостей со стороны жениха, делает понятным, что в «покойника» играли в доме невесты.

Вариативна была и центральная часть сценки - она могла включать в себя пародийные отпевание и лечение, только отпевание или только лечение.
Лечение и отпевание. «[Разыгрывалась ли сценка с “покойником”? Сколько человек в ней участвовало, в каких ролях?]. Во время свадебных обрядов без этого не обходится. Участвуют и со стороны жениха, и со стороны невесты. Они говорят: “Приехал на пир наш родственник, и с ним случился приступ, у него не вовремя оказанная помощь, и он у нас умер. Сейчас находится в той комнате, его положили на диван, он накрыт белой простынью”. Все идут, смотрят: “Да, это наш знакомый”. Обнаружится его близкая родственница, мать или невеста. Это оказывается ее сын, она подходит с группой участвующих и горько плачет: “Дорогой мой милый сыночек. Что ж закрылись твои белые очи? Как я буду жить без тебя? Как будет продолжаться жизнь?...” [Как его наряжали?]. А его наряжали даже в белое, одевали белые тапочки. Когда заканчивали игру, некоторые его опрыскивали, чтобы он оживился, смотря чем да как. Если ему попадет в глаз, он даже вскакивал. А у некоторых был заготовлен гроб, клали его в гроб. [Что исполняли при этом? Может, песни?]. Нет, тут больше грустное - плач с причетом о судьбе усопшего» [13.07.1997; р. п. Николаевка, Николаевский район, Ульяновская обл.; Жукова А. А., 1922 г. р.; родилась в с. Садовое Новоспасского района Ульяновской обл., в р. п. Николаевка живет с 1948 г.; зап. Тимошкина М. А.].

Чтобы остановить причитания, преодолеть препятствие, использовали универсальное средство - давали алкоголь.

Только лечение. «Ряженым подносят самогонки. Они сначала отказываются, говорят: “Самогонкой не откупитесь, старуха-то вон у нас умирает!” -“А мы и ей лекарства дадим”. Разливают старухе самогонку. Она оживает, начинает плясать» [10.07.1981; с. Барышская Слобода, Сурский район, Ульяновская обл., Шмакова Н. Г.,1903 г. р.; зап. Симонова С., Борисова С.].

Только отпевание. «Второй день ходили «репьем» наряженные (репей, кудель вешали на себя). <...> Утром, в обед идут - в избе “покойник” -женщина или мужчина. Ряженые говорят: “У нас упокойник, а вы куда идете?”. Начнут женщины плакать нарочно. Лапоть как кадило. Женщины встречают. У них гребень, веретено, донце. Встанут, обольют водой. Все смеются. Потом за стол садятся» [11.07.1980; с. Большая Борисовка, Инзенский район, Ульяновская обл.; Ладонина Н. Т., 1912 г. р.; зап. Матлин М. Г.].

В некоторых вариантах особо выделяется сочетание плача и смеха, шутовского отпевания и разнузданной пляски возле «покойника», которого, в конце концов, тоже включают в это безудержное веселье. «Ряженые заходят в избу жениха, лежит “покойник” женщина или мужчина. На лавке лежит в своей одежде, в руках платочек. Возьмут, кто какой лапоть. Помотают лапоть, перевяжут его, на лавку вешают перед покойником. Вокруг покойника все плачут. “У нас горе, у нас покойник. Зачем поёте да пляшете?” Ряженые поют, пляшут. Подымут покойника, начнут петь да плясать, кто во что горазд» [07.1980; с. Малая Борисовка, Инзенский район, Ульяновская обл.; Юдина А. Г., 1913 г. р.; зап. Симонова С. А.].
Различны были способы изображения «покойного», действия над ним, реакция участников сценки и зрителей.

Самый простой способ создания «покойника» - положить на лавку или стол мужчину или женщину и накрыть его/ее каким-либо белым материалом - простыней, ватолой и пр. «“Покойника” просто покрывали покрывалом или простыней» [04.07.2003; с. Ясашная Ташла, Теренгульский район, Ульяновская обл.; Спирина А. С., 1929 г. р.; зап. Грунявина Ю. П.]; «Какого-нибудь человека кладут на стол, как покойника. Закрывают его ватолой» [20.02.1978; с. Потьма, Карсунский район, Ульяновская обл.; Козлова З. И.; зап. Туганова В.].

Но могли и более полно имитировать традиционную одежду, в которую обряжали умершего, - надевали лапти, белую холщовую рубашку, в руки давали свечку. «Ну как нарядют его, конечно, в чистенькое, чистеньким он там лежит. Ну, кто для шуток лапти наденут на него, кто там, может быть, ну, раньше холщовые рубашки были, у кого может сохранились, наденут на него кто-нибудь» [07.07.2001; р. п. Новоспасское, Новоспасский район, Ульяновская обл.; Новикова К. И., 1929 г. р.; зап. Аминова А. Р.]. «А его наряжали даже в белое, одевали белые тапочки» [13.07.1997; р. п. Николаевка, Николаевский район, Ульяновская обл.; Жукова А. А., 1922 г. р.; родилась в с. Садовое Новоспасского района Ульяновской обл., в р. п. Николаевка живет с 1948 г.; зап. Тимошкина М. А]. «Идем «ярку» искать, а они сделают - лежит “покойник” на скамейке у них, лежит, еще свечку держит, вот» [07.07.2001; р. п. Новоспасское, Новоспасский район, Ульяновская обл.; Новикова К. И., 1929 г. р.; зап. Аминова А. Р.].

Среди действий, совершаемых над «покойником», были прежде всего разнообразные способы его «лечения» - ему давали таблетки, делали уколы, («Мы и колем его, и таблетки даем» [02.07.2008; с. Ружеевщино, Сурский район, Ульяновская обл.; Андреева Р. П., 1938 г. р.; зап. Новикова В. В.]), вливали в рот алкоголь (“Покойник” не должен говорить, двигаться и только после того, как ему нальют рюмочку, он оживает» [05.07.1993; с. Садовое, Новоспасский район, Ульяновская обл.; Белова К. И., 1912 г. р.; зап. Плют И.]), щекотали («начинают щекотать» [07.1999; с. Ясашная Ташла, Теренгульский район, Ульяновская обл.; Винокурова Е. Т., 1941 г. р.; зап. Андреева М. С.]), натирали («Ему “укол делают”, натирают, лечат» [13.07.1979; с. Пятино, Инзенский район, Ульяновская обл., Гнедова Л. М., род. в с. Валгуссы Инзен-ского района, 1913 г. р.; зап. Чередникова М. П.]), опрыскивали («Когда заканчивали игру, некоторые его опрыскивали, чтобы он оживился, смотря чем да как» [13.07.1997; р. п. Николаевка, Николаевский район, Ульяновская обл.; Жукова А. А., 1922 г. р.; родилась в с. Садовое Новоспасского района Ульяновской обл., в р. п. Николаевка живет с 1948 г.; зап. Тимошкина М. А]).

Участники сценки, например «доктор», а иногда и зрители, щекотали «покойника», снимали с него одежду. «Он [“покойник” - М. М. Г.] лежит, гости начинают его раздевать, начинают щекотать, штаны с него снимать» [07.1999; с. Ясашная Ташла, Теренгульский район, Ульяновская обл.; Винокурова Е. Т., 1941 г. р.; зап. Андреева М. С.]; «Там шутки есть шутки, свадьба есть свадьба. Снимает с него брюки, если это мужчина, если женщина - поднимают, снимают с нее платье» [10.07.1997; с. Вешкайма, Вешкаймский район, Ульяновская обл.; Кувшинникова Г. С., 1953 г. р.; зап. Матвеева М. А.].

От «покойника» же требовалось одно - не двигаться, не говорить, не смеяться. «“Покойник” не должен говорить, двигаться и только после того, как ему нальют рюмочку, он оживает» (05.07.1993; с. Садовое, Новоспасский район, Ульяновская обл.; Белова К. И., 1912 г. р.; зап. Плют И.).
Отпевание, пародирующее церковный обряд, совершалось в соответствии с народной смеховой традицией святочной, театральной - кто-либо наряжался попом, вместо кадила брали лапоть, а окропляли, взяв в руки веник. «Начнут женщины плакать нарочно. Лапоть как кадило» [11.07.1980; с. Большая Борисовка, Инзенский район, Ульяновская обл.; Ладонина Н. Т., 1912 г. р.; зап. Матлин М. Г.]. «В доме дым, так как один из родственник, как поп, ходит с кадилой вокруг покойника» [20.02.1978; с. Потьма, Карсунский район, Ульяновская обл.; Козлова З. И.; зап. Туганова В.]. «Ходит женщина (сваха) и брызжет вокруг веником, намоченным в воде, так что гости не могут подойти к столу» [25.01.1995; с. Бекетовка, Сенгилеевский район, Ульяновская обл.; Иванова З. П., 1930 г. р.].
Причитания, исполняемые над «покойником», представляли собой по преимуществу импровизированные вопления, или заплачки. «[Разыгрывали ли сценку с покойником?] Да! Вот к некоторым в избу заходишь - там лежит “покойник”. Рядом сидят бабы вопят - или же мама, или же папа умер. Ну, кто умеет - причитывает, а кто не умеет - так плачут» [02.07.2008; с. Руже-евщино, Сурский район, Ульяновская обл.; Андреева Р. П., 1938 г. р.; зап. Новикова В. В.]. «И кто-нибудь сидит и причитает: “Милый ты мой. Как я буду жить-то. Да что ты как рано ушел?” С прибаутками там вопит над ним там, плачит, жалеет. Второй подойдет, присоединиться. Тоже начинает: “Ты что оставил нас? Что ты нас покинул?” Всякие прибаутки начнут причитать» [07.07.2001; р. п. Новоспасское, Новоспасский район, Ульяновская обл.; Новикова К. И., 1929 г. р.; зап. Аминова А. Р.].

Приведенные примеры показывают, что даже на ограниченной территории (Ульяновская область) данная традиция, во-первых, имела в ХХ в. достаточно большое распространение, охватывая северные, центральные и южные районы (всего данная игра зафиксирована в 28 селах 14 районов), а во-вторых, обладала богатой и развитой театрально-игровой выразительностью.

Матлин М.Г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Фото со святочной игры в "Покойника"

"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя