Погребальная обрядность вепсов
Добавлено: Пт авг 10, 2018 11:32 pm
3. И. Строгальщикова
Этнокультурные процессы в Карелии
Погребальные обряды вепсов до сих пор не изучены. Литература дореволюционного периода по данному вопросу исчерпывается небольшой заметкой А. Малиновского о проведении сорокового дня и краткими замечаниями о похоронах и поминках в очерках В. Н. Майнова и Г. И. Куликовского1. В 1960-е годы В. В. Пименовым отмечен такой любопытный обычай в погребальном ритуале вепсов, как «веселение покойников» 2.
... В настоящей статье ограничимся лишь описанием погребальной обрядности вепсов. Особо отметим изменения, происходящие в проведении ритуала на памяти наших информаторов, и по ходу изложения будем обращаться к литературным источникам. Но вначале обратим внимание на то, что реальное проведение обрядов не всегда соответствует «принятым нормам», т. е. при знании «правил» все же наблюдаются н отклонения при их совершении. Так, иногда воспроизводится более древний вариант обряда, но объясняют это «.волей покойного» или сложившимися условиями, при которых соблюдение принятых в настоящее время «правил» оказалось по каким-то причинам невозможным. Отклонения могут вызываться н нововведениями, но к таким изменениям, возникшим уже на памяти информаторов, относятся, как правило, с некоторым осуждением.
Погребальный обряд вепсов при общей единой схеме его проведения, как оказалось, неодинаков в деталях в разных этнолокальных группах6, а иногда и внутри групп. Отчасти эти различия отражают разный уровень,эволюции обрядов. Не исключено, что они связаны и с отличиями, имевшимися в прошлом в похоронном обряде каждой из групп.
Специальных приемов оповещения о смерти не было, об этом узнавали обычно друг от друга. Сразу же после смерти в избе занавешивали окно, освещавшее передний угол с боковой стороны, закрывали предметы, способные отражать (зеркало, самовар): «чтобы в зеркале не показался второй покойник», «иначе в доме еще кто-то умрет»7, открывали дымоход, «чтоб душа улетела». У северных вепсов принято ставить на окно стакан с водой с опущенным туда камешком — curukivi8. Южные вепсы клали в божницу стакан с водой и горбушку хлеба. Средние вепсы наполняли водой два стакана: одни из них ставился на печь, другой — над верхним косяком двери. По тому, как «метились» водой наиболее важные (божница, дверь) и доступные для проникновения извне части жилища (окно, дверь), виден сберегательный характер обычая9. У вепсов сберегательная функция воды усилена одновременным применением curukivi и хлеба. Это показывают и дальнейшие действия с данными предметами. У южных вепсов и части соседних с ними средних (тихвинских) воду дерноли до сорокового дня, меняя ее каждый день. Считалось, что она нужна для питья душе покойного 10. Здесь же по традиции сразу после смерти в переднем углу на боковой стене вывешивали «узорное» полотенце и что-нибудь из одежды покойного. Эти вещи находились там до сорочин. Обычай держать до сорочин в переднем углу вышитые полотенца известен как у восточнославянских, так и финно-угорских народов. По поверьям, они считаются пристанищем души покойного, обитающей в доме до сорокового дня 11.
При исследовании функционального назначения вышитых полотенец в вепсских семейных обрядах А. П. Косменко высказала гипотезу о том, что в прошлом они играли роль женских магических предметов (медиаторов), с помощью которых устанавливалась связь живых с предками. В погребальном ритуале вышитые полотенца выступали в качестве предметов, по которым душа покойного проникала в мир своих предков и при необходимости (поминки) возвращалась к потомкам12. В настоящее время среди вепсов подобного утверждения зафиксировать не удалось; по теперешним представлениям, оно вывешивается, «чтоб душа вытиралась».
По традиции обмывать покойного могли не все, и состав обмывающих различался в каждой из групп вепсов. У южных вепсов по обычаю покойника мыли самые близкие родственники, что соблюдается до сих пор. Средние вепсы поступают так тоже довольно часто, хотя и утверждают, что обмывать умершего должны дальние родственники и даже одного с ним пола. Очень категорично заявляют об этом вологодские вепсы: «Ни в коем случае дети не обмывают, жена не должна мыть мужа», «мужчины моют мужчин, а женщины — женщин»13. Но сейчас для этого чаще всего приглашают пожилых женщин. У северных вепсов последнее уже вошло в традицию. Здесь даже утверждают, что покойников должны мыть старые девы или вдовы — «они чистые». Особенно строго придерживались данного правила, если умерший был женатым мужчиной. У них запрещалось принимать участие в обмывании покойника близким родственникам, девушкам и мужчинам. В действительности же бывали случаи, когда близкие родственники и даже мужчины обмывали умерших. Обычай нарушался волей покойного: «кому накажет, я лично сама мать мыла, она так просила». Нельзя было обмывать покойного на столе, его мыли на полу, обычно на соломенном матраце или на соломенной подстилке. При обмывании с покойником положено разговаривать или «приплакивать». Беседа сводится к просьбе не препятствовать мытью и к вопросу, нравится ли ему обращение с ним. Используемые мыло, тряпочку и воду берегут «пуще глаза» — с их помощью может быть наведена порча14. Для моющих покойника готовится угощение. В двух деревнях средних вепсов (Пондале и Шондовичах) нам сообщили, что сразу после смерти заваривали толокно с солью. Им поминали покойного те, кто его обмывал.
Смертная одежда сходна во всех группах вепсов. В настоящее время покойника «обряжают» в самую нарядную и нередко новую одежду, которую обычно пожилые готовят себе заранее. В прошлом это обязательно хотя бы раз стиранная домотканая белая или светлая одежда: у женщин — рубаха, юбка (вместо последней у южных и части средних вепсов — вологодских — сарафан), передник, повойник; у мужчин холщовые брюки, рубаха, балахон с поясом. На ноги надевали лапти или кожаные сапоги, сшитые дратвой или подбитые деревянными гвоздями и не мазанные дегтем. У северных вепсов для покойников шили и специальные остроконечные полотняные сапоги. Сохранились воспоминания, что раньше поверх одежды надевали кукель 15. Судя по описанию наших информаторов, у вепсов, так же как и у карел, кукель бытовал в форме длинной холщовой накидки с капюшоном, закрывавшей покойного снизу и с боков16. Смертной одеждой женщин было все «старинное», но на ней не должно быть вышивки 17, иначе «там держат покойника под дождем, пока одежда не вылиняет», или «под палящими лучами солнца, пока не выгорит». Особо оговаривали, что «нельзя ничего класть красного». Если же одежда не была приготовлена заранее, то ее шили наметкой, швом «от себя». На умерших обязательно должен быть пояс. Молодых, не состоявших в браке юношей и девушек хоронили в свадебной одежде. «Обряженного» покойника укладывали в переднем угл, ьа боковой лавке, головой к иконам. При этом подчеркивалось, что он должен лежать вдоль половиц. Как утверждают все информаторы, пространство у боковой стены дома принадлежит покойнику: здесь на лавке его укладывают, на боковой стене g изголовье вывешивают полотенце, на окне ставят стакан с водой, стелят «постель» покойному до сорочин и т. п. И отмечают, что лавка вдоль лицевой, фасадной стены предназначена для «свадебщиков». В последнее время в некоторых местах появилась традиция располагать скамейку с умершим по диагонали от угла, что объясняют удобством «общения» с покойным. Если у покойного не было креста, то ему его надевали. К сложенным рукам (правая рука должна закрывать левую) приставляли небольшую иконку.
Уложив покойника, начинали его оплакивать. Причитывали в основном близкие родственницы 18. Имеются единичные свидетельства о том, что оплакивали и мужчины. Особенно полагалось плакать дочери по умершей матери — «путь легче». Оплакивать маленьких детей не было принято—«их там задразнят».
До погребения все односельчане и родственники из других деревень приходили проститься с покойным. Запрещалось посещать покойников только беременным женщинам, иначе лицо (или губы) у родившегося ребенка будут «бледными, синими или желтыми». В случае, если покойник был близким родственником и на похороны идти нужно было непременно, беременная женщина прятала за пазуху красную тряпку или деревянную ложку, которые якобы предохраняли плод от нежелательных последствии 19. Есть даже поговорка—«на похороны идут за сто верст, на сорочины кого позовут». Вновь пришедшие причитывали, обращаясь к покойнику с плачем, содержание которого чаще всего сводилось к сожалению, что умерший уже больше никогда его не встретит. Этикет требовал, чтобы навещающие сперва здоровались с покойником, а затем с остальными. Кроме словесного приветствия принято было пахнуть платочком над умершим и поклониться ему20. Пришедшие навестить покойника поминали его «белым» киселем (овсяным или из ржаных высевок) из общей чашки. Покойника старались не оставлять одного даже ночью. В темное время суток в комнате умершего обязательно должен гореть свет.
По обычаю хоронили только на третьи сутки после смерти, непременно до полудня. Покойника перекладывали в гроб утром в депо похорон. Ложе устраивали из березовых листьев, снятых с веников. Иногда под ноги и голову клали льняную кудель. Старики осуждаю! появившуюся в последнее время «моду» стелить на дно гроба вату: она легко воспламеняется и, по их мнению, опасна при переходе через «огненную» реку. В гроб укладывали некоторые вещи покойного, используемые при его «обряжении», а мужчинам также табак, папиросы, водку. Пожилым вручали «подорожную» (разрешительную и молитву), на лоб накладывали «венчик». Их покупали заранее и хранили в узелке со смертной одеждой. Сверху тело покойного раньше накрывали белым холстом. Края покрывала не обрезали ножницами и не обшивали: ткань нужной длины должна отрываться руками.
Перед выносом покойника и сразу после него принимали ряд охранительных мер. Одна из них—«окуривание» покойника. Осмысливался этот обычай как очищение избы от запаха и даже присутствия покойника. Чужой кадил для умершего. Кадили до росстаней, здесь угли и кадильница выбрасывались. Имеется одно сообщение, что в избе при выносе жгли бересту. Во всех группах вепсов «окропляли» порог перед выносом. У северных вепсов это делали водой, стоящей на подоконнике со дня смерти. Вслед покойнику бросали левой рукой curukivi со словами: «чтобы камнем холодным от нас ушел». У средних вепсов избу и пороги крошил водой, хранящейся с момента смерти на печи или на притолоке двери. Южные вепсы для этой цели специально готовили «святую» воду, предварительно обмыв в ней икону. Во всех группах вепсов для окроплення применяли и простую воду, которую разбрызгивали чистым веником вслед выносимому покойнику. Сразу после выноса покойного во все пороги вбивали гвозди 21. Пожилые информаторы уточняют, что раньше вбивали не простые, а подковные гвозди. Имеется одно сообщение, что под порог забивали подкову. Объясняют это различным образом: «чтобы не вернулась душа», «чтобы не бояться», «чтобы не было больше покойников». У средних вепсов, как только поднимали гроб, на его место бросали кочергу или осиновое полено. Скамейку, на которой стоял гроб, переворачивали. Сберегательные функции всем этим предметам и действиям приписывали и другие народы. Обычай после выноса покойника вбивать в порог гвозди и переворачивать скамейку известен у сету и карел 22, русские крестьяне верили, что подкова или скоба у порога предохраняют дом от болезнеи 23 кочеpгa являлась одним из основных оберегов на свадьбе24. Общеизвестна в поверьях многих народов и роль осины (осиновый кол, плаха) для предупреждения злых действий со стороны покойника. В доме прощались редко и только те, кто по каким-то причинам не мог присутствовать при выносе. Кто не шел на кладбище, прощался на улице, у дома, на росстанях, на краю деревни. Раньше у северных и средних вепсов при проводах поминали умершего «белым» киселем из общей чашки, у южных и соседних с ними средних (тихвинских) кроме киселя обязательными поминальными кушаньями были кутья и вареные яйца. Здесь вся поминальная еда выносилась обязательно в решете. Каждый, прощаясь, должен был непременно помянуть покойного. Для выноса покойного делались специальные носилки из двух еловых жердей. В похоронной обрядности вепсов, так же как и других финно-угорских народов, погребальные носилки играли важную роль25. На них, если кладбище было недалеко, покойного несли до могилы. В случае, если на погост приходилось ехать, гроб на носилках доносили до росстаней или до конца деревни. И теперь, когда чаще всего гроб везут на кладбище на машине, до могилы его непременно несут на носилках. Носилки с гробом ставят над могилой для последнего прощания. После погребения носилки используются как надмогильные сооружения. У части средних (пяжо-зерских и тихвинских) вепсов известен обычай «погребицы» 26, когда на крышку гроба стелили «узорное» полотенце пли холст. В Тихвинском р-не этот обычай сочетался с правилом «первой встречи" т. е. «погребица» вручалась первому, кто встречался похоронной процессии. Пяжозерские вепсы передавали ее на кладбище нищим, или она шла в пользу церкви. У тихвинских вепсов, если никто по пути на кладбище не встретился, «погребицу» вешали на могильную палочку. Этот обычай бытовал и среди пяжозерцев.
Этнокультурные процессы в Карелии
Погребальные обряды вепсов до сих пор не изучены. Литература дореволюционного периода по данному вопросу исчерпывается небольшой заметкой А. Малиновского о проведении сорокового дня и краткими замечаниями о похоронах и поминках в очерках В. Н. Майнова и Г. И. Куликовского1. В 1960-е годы В. В. Пименовым отмечен такой любопытный обычай в погребальном ритуале вепсов, как «веселение покойников» 2.
... В настоящей статье ограничимся лишь описанием погребальной обрядности вепсов. Особо отметим изменения, происходящие в проведении ритуала на памяти наших информаторов, и по ходу изложения будем обращаться к литературным источникам. Но вначале обратим внимание на то, что реальное проведение обрядов не всегда соответствует «принятым нормам», т. е. при знании «правил» все же наблюдаются н отклонения при их совершении. Так, иногда воспроизводится более древний вариант обряда, но объясняют это «.волей покойного» или сложившимися условиями, при которых соблюдение принятых в настоящее время «правил» оказалось по каким-то причинам невозможным. Отклонения могут вызываться н нововведениями, но к таким изменениям, возникшим уже на памяти информаторов, относятся, как правило, с некоторым осуждением.
Погребальный обряд вепсов при общей единой схеме его проведения, как оказалось, неодинаков в деталях в разных этнолокальных группах6, а иногда и внутри групп. Отчасти эти различия отражают разный уровень,эволюции обрядов. Не исключено, что они связаны и с отличиями, имевшимися в прошлом в похоронном обряде каждой из групп.
Специальных приемов оповещения о смерти не было, об этом узнавали обычно друг от друга. Сразу же после смерти в избе занавешивали окно, освещавшее передний угол с боковой стороны, закрывали предметы, способные отражать (зеркало, самовар): «чтобы в зеркале не показался второй покойник», «иначе в доме еще кто-то умрет»7, открывали дымоход, «чтоб душа улетела». У северных вепсов принято ставить на окно стакан с водой с опущенным туда камешком — curukivi8. Южные вепсы клали в божницу стакан с водой и горбушку хлеба. Средние вепсы наполняли водой два стакана: одни из них ставился на печь, другой — над верхним косяком двери. По тому, как «метились» водой наиболее важные (божница, дверь) и доступные для проникновения извне части жилища (окно, дверь), виден сберегательный характер обычая9. У вепсов сберегательная функция воды усилена одновременным применением curukivi и хлеба. Это показывают и дальнейшие действия с данными предметами. У южных вепсов и части соседних с ними средних (тихвинских) воду дерноли до сорокового дня, меняя ее каждый день. Считалось, что она нужна для питья душе покойного 10. Здесь же по традиции сразу после смерти в переднем углу на боковой стене вывешивали «узорное» полотенце и что-нибудь из одежды покойного. Эти вещи находились там до сорочин. Обычай держать до сорочин в переднем углу вышитые полотенца известен как у восточнославянских, так и финно-угорских народов. По поверьям, они считаются пристанищем души покойного, обитающей в доме до сорокового дня 11.
При исследовании функционального назначения вышитых полотенец в вепсских семейных обрядах А. П. Косменко высказала гипотезу о том, что в прошлом они играли роль женских магических предметов (медиаторов), с помощью которых устанавливалась связь живых с предками. В погребальном ритуале вышитые полотенца выступали в качестве предметов, по которым душа покойного проникала в мир своих предков и при необходимости (поминки) возвращалась к потомкам12. В настоящее время среди вепсов подобного утверждения зафиксировать не удалось; по теперешним представлениям, оно вывешивается, «чтоб душа вытиралась».
По традиции обмывать покойного могли не все, и состав обмывающих различался в каждой из групп вепсов. У южных вепсов по обычаю покойника мыли самые близкие родственники, что соблюдается до сих пор. Средние вепсы поступают так тоже довольно часто, хотя и утверждают, что обмывать умершего должны дальние родственники и даже одного с ним пола. Очень категорично заявляют об этом вологодские вепсы: «Ни в коем случае дети не обмывают, жена не должна мыть мужа», «мужчины моют мужчин, а женщины — женщин»13. Но сейчас для этого чаще всего приглашают пожилых женщин. У северных вепсов последнее уже вошло в традицию. Здесь даже утверждают, что покойников должны мыть старые девы или вдовы — «они чистые». Особенно строго придерживались данного правила, если умерший был женатым мужчиной. У них запрещалось принимать участие в обмывании покойника близким родственникам, девушкам и мужчинам. В действительности же бывали случаи, когда близкие родственники и даже мужчины обмывали умерших. Обычай нарушался волей покойного: «кому накажет, я лично сама мать мыла, она так просила». Нельзя было обмывать покойного на столе, его мыли на полу, обычно на соломенном матраце или на соломенной подстилке. При обмывании с покойником положено разговаривать или «приплакивать». Беседа сводится к просьбе не препятствовать мытью и к вопросу, нравится ли ему обращение с ним. Используемые мыло, тряпочку и воду берегут «пуще глаза» — с их помощью может быть наведена порча14. Для моющих покойника готовится угощение. В двух деревнях средних вепсов (Пондале и Шондовичах) нам сообщили, что сразу после смерти заваривали толокно с солью. Им поминали покойного те, кто его обмывал.
Смертная одежда сходна во всех группах вепсов. В настоящее время покойника «обряжают» в самую нарядную и нередко новую одежду, которую обычно пожилые готовят себе заранее. В прошлом это обязательно хотя бы раз стиранная домотканая белая или светлая одежда: у женщин — рубаха, юбка (вместо последней у южных и части средних вепсов — вологодских — сарафан), передник, повойник; у мужчин холщовые брюки, рубаха, балахон с поясом. На ноги надевали лапти или кожаные сапоги, сшитые дратвой или подбитые деревянными гвоздями и не мазанные дегтем. У северных вепсов для покойников шили и специальные остроконечные полотняные сапоги. Сохранились воспоминания, что раньше поверх одежды надевали кукель 15. Судя по описанию наших информаторов, у вепсов, так же как и у карел, кукель бытовал в форме длинной холщовой накидки с капюшоном, закрывавшей покойного снизу и с боков16. Смертной одеждой женщин было все «старинное», но на ней не должно быть вышивки 17, иначе «там держат покойника под дождем, пока одежда не вылиняет», или «под палящими лучами солнца, пока не выгорит». Особо оговаривали, что «нельзя ничего класть красного». Если же одежда не была приготовлена заранее, то ее шили наметкой, швом «от себя». На умерших обязательно должен быть пояс. Молодых, не состоявших в браке юношей и девушек хоронили в свадебной одежде. «Обряженного» покойника укладывали в переднем угл, ьа боковой лавке, головой к иконам. При этом подчеркивалось, что он должен лежать вдоль половиц. Как утверждают все информаторы, пространство у боковой стены дома принадлежит покойнику: здесь на лавке его укладывают, на боковой стене g изголовье вывешивают полотенце, на окне ставят стакан с водой, стелят «постель» покойному до сорочин и т. п. И отмечают, что лавка вдоль лицевой, фасадной стены предназначена для «свадебщиков». В последнее время в некоторых местах появилась традиция располагать скамейку с умершим по диагонали от угла, что объясняют удобством «общения» с покойным. Если у покойного не было креста, то ему его надевали. К сложенным рукам (правая рука должна закрывать левую) приставляли небольшую иконку.
Уложив покойника, начинали его оплакивать. Причитывали в основном близкие родственницы 18. Имеются единичные свидетельства о том, что оплакивали и мужчины. Особенно полагалось плакать дочери по умершей матери — «путь легче». Оплакивать маленьких детей не было принято—«их там задразнят».
До погребения все односельчане и родственники из других деревень приходили проститься с покойным. Запрещалось посещать покойников только беременным женщинам, иначе лицо (или губы) у родившегося ребенка будут «бледными, синими или желтыми». В случае, если покойник был близким родственником и на похороны идти нужно было непременно, беременная женщина прятала за пазуху красную тряпку или деревянную ложку, которые якобы предохраняли плод от нежелательных последствии 19. Есть даже поговорка—«на похороны идут за сто верст, на сорочины кого позовут». Вновь пришедшие причитывали, обращаясь к покойнику с плачем, содержание которого чаще всего сводилось к сожалению, что умерший уже больше никогда его не встретит. Этикет требовал, чтобы навещающие сперва здоровались с покойником, а затем с остальными. Кроме словесного приветствия принято было пахнуть платочком над умершим и поклониться ему20. Пришедшие навестить покойника поминали его «белым» киселем (овсяным или из ржаных высевок) из общей чашки. Покойника старались не оставлять одного даже ночью. В темное время суток в комнате умершего обязательно должен гореть свет.
По обычаю хоронили только на третьи сутки после смерти, непременно до полудня. Покойника перекладывали в гроб утром в депо похорон. Ложе устраивали из березовых листьев, снятых с веников. Иногда под ноги и голову клали льняную кудель. Старики осуждаю! появившуюся в последнее время «моду» стелить на дно гроба вату: она легко воспламеняется и, по их мнению, опасна при переходе через «огненную» реку. В гроб укладывали некоторые вещи покойного, используемые при его «обряжении», а мужчинам также табак, папиросы, водку. Пожилым вручали «подорожную» (разрешительную и молитву), на лоб накладывали «венчик». Их покупали заранее и хранили в узелке со смертной одеждой. Сверху тело покойного раньше накрывали белым холстом. Края покрывала не обрезали ножницами и не обшивали: ткань нужной длины должна отрываться руками.
Перед выносом покойника и сразу после него принимали ряд охранительных мер. Одна из них—«окуривание» покойника. Осмысливался этот обычай как очищение избы от запаха и даже присутствия покойника. Чужой кадил для умершего. Кадили до росстаней, здесь угли и кадильница выбрасывались. Имеется одно сообщение, что в избе при выносе жгли бересту. Во всех группах вепсов «окропляли» порог перед выносом. У северных вепсов это делали водой, стоящей на подоконнике со дня смерти. Вслед покойнику бросали левой рукой curukivi со словами: «чтобы камнем холодным от нас ушел». У средних вепсов избу и пороги крошил водой, хранящейся с момента смерти на печи или на притолоке двери. Южные вепсы для этой цели специально готовили «святую» воду, предварительно обмыв в ней икону. Во всех группах вепсов для окроплення применяли и простую воду, которую разбрызгивали чистым веником вслед выносимому покойнику. Сразу после выноса покойного во все пороги вбивали гвозди 21. Пожилые информаторы уточняют, что раньше вбивали не простые, а подковные гвозди. Имеется одно сообщение, что под порог забивали подкову. Объясняют это различным образом: «чтобы не вернулась душа», «чтобы не бояться», «чтобы не было больше покойников». У средних вепсов, как только поднимали гроб, на его место бросали кочергу или осиновое полено. Скамейку, на которой стоял гроб, переворачивали. Сберегательные функции всем этим предметам и действиям приписывали и другие народы. Обычай после выноса покойника вбивать в порог гвозди и переворачивать скамейку известен у сету и карел 22, русские крестьяне верили, что подкова или скоба у порога предохраняют дом от болезнеи 23 кочеpгa являлась одним из основных оберегов на свадьбе24. Общеизвестна в поверьях многих народов и роль осины (осиновый кол, плаха) для предупреждения злых действий со стороны покойника. В доме прощались редко и только те, кто по каким-то причинам не мог присутствовать при выносе. Кто не шел на кладбище, прощался на улице, у дома, на росстанях, на краю деревни. Раньше у северных и средних вепсов при проводах поминали умершего «белым» киселем из общей чашки, у южных и соседних с ними средних (тихвинских) кроме киселя обязательными поминальными кушаньями были кутья и вареные яйца. Здесь вся поминальная еда выносилась обязательно в решете. Каждый, прощаясь, должен был непременно помянуть покойного. Для выноса покойного делались специальные носилки из двух еловых жердей. В похоронной обрядности вепсов, так же как и других финно-угорских народов, погребальные носилки играли важную роль25. На них, если кладбище было недалеко, покойного несли до могилы. В случае, если на погост приходилось ехать, гроб на носилках доносили до росстаней или до конца деревни. И теперь, когда чаще всего гроб везут на кладбище на машине, до могилы его непременно несут на носилках. Носилки с гробом ставят над могилой для последнего прощания. После погребения носилки используются как надмогильные сооружения. У части средних (пяжо-зерских и тихвинских) вепсов известен обычай «погребицы» 26, когда на крышку гроба стелили «узорное» полотенце пли холст. В Тихвинском р-не этот обычай сочетался с правилом «первой встречи" т. е. «погребица» вручалась первому, кто встречался похоронной процессии. Пяжозерские вепсы передавали ее на кладбище нищим, или она шла в пользу церкви. У тихвинских вепсов, если никто по пути на кладбище не встретился, «погребицу» вешали на могильную палочку. Этот обычай бытовал и среди пяжозерцев.