Страница 1 из 1

Погребально-поминальные обряды и обычаи русских старообрядцев Литвы

Добавлено: Ср дек 26, 2018 8:40 am
Цила
В похоронно-поминальном ритуале старообрядцев Литвы немало архаичных черт, близкие параллели к которым обнаруживаются в разных регионах России; многие из них являются общими для всех восточных славян. Это свидетельствует и о хорошей сохранности местной традиции, и об исконности и устойчивости самих погребальных обрядов. Согласно народным поверьям, после смерти душа человека 40 дней невидимо летает по свету - наблюдает за тем, как его провожают в последний путь, все ли обычаи соблюдают; переносится в разные точки пространства - "за свою жизнь где она бывала, что она натворила, что она делала, она везде должна побывать и ответ за все держать". Несмотря на свою бестелесность, душа нуждается в пище и особенно в питье, поэтому в красном углу до "сороковин" стоит стакан с водой, накрытый кусочком хлеба; воду надо ежедневно менять.

Глубокой архаикой веет от широко распространенного обычая опускать гроб в могилу не на веревках, а на широких домотканных полотенцах ("на точе", "на рушниках", "на холстах"). В наши дни далеко не все могут объяснить, почему надо делать именно так, или же выдумывают рационалистические, явно вторичные мотивировки (на полотенцах удобнее опускать гроб; они не скользят и не издают неприятных звуков; на веревках только коней опускают в яму; "токо человек вешается на веревке" и т. п.). Но многие считают, что полотенца или "точа" - это широкая и удобная дорога в загробный мир, надежная переправа через море или реку, которые душа умершего человека должна преодолеть на том свете. Полотенца или бросали в могилу (видимо, самое древнее по своему содержанию действие), или оставляли в "моленной" для малоимущих односельчан, или разрезали на куски и раздавали нищим. А иногда их уносили домой и потом использовали на похоронах других членов семьи - "чтоб по одной дороге ходить".

Некоторые элементы погребального ритуала связаны с конфессиональным сознанием старообрядцев. Многие их них имеют общеславянские корни, но со временем обросли новыми подробностями и запретами. "Не полагается на кровати умирать" - считают люди старшего поколения. Почувствовав приближение смерти, старики просили родственников положить их на сдвинутые скамейки или на пол - на доски и солому, головой к образам. А после смерти покойника поворачивали ногами к иконам - "чтобы Бога видел". Традиция требует, чтобы усопший явился на тот свет в самом благообразном виде; для этого его обмывают, причесывают, одевают во все новое. В Аникшчайском районе взрослым безбородым мужчинам даже привязывали бороды из льна. До сих пор наиболее последовательные ревнители старины еще при жизни сколачивают добротные гробы и засыпают их зерном. Его полагается ежегодно заменять зерном нового урожая, а прошлогоднее - раздавать нищим. Если семейный достаток не позволяет соблюсти этот обычай, гроб заполняют стружками от тех досок, из которых он сделан, или сухими листьями, "обшмуненными" с березовых банных веников. Главное, чтобы гроб не оставался пустым - иначе он "покойника к себе тянет"; по другой версии - "там нечистая сила тогда гуляет". Набожные старушки показывали нам комплекты так называемой "смертной одежды", которые они заранее приготовили для себя и своих мужей. Все, что предназначено для перехода в "мир иной", старообрядцы стараются сделать своими руками. Шить надо иголкой от себя, "на живую нитку", ни в коем случае не пользоваться швейной машиной. Многие старушки и сегодня называют гроб "домовьём", а все, что приготовлено к погребению - "приданым", "пасагой"; умерших девушек одевают в белые платья, словно они идут под венец. Это - прямые переклички с мотивом смерти-свадьбы, сохранившимся в ряде поэтических фольклорных произведений (баллады о смерти солдата на чужбине и др.). Если в семье не было мужчин, знакомых со столярным делом, "домовьё" готовил кто-нибудь из соседей; делалось это бесплатно. "Казённые" гробы, по мнению староверов, не выдерживают никакого сравнения с домодельными. Вот как раскритиковала покупное "домовьё" Анфиса Афанасьевна Павлова из Зарасай: "Я не буду в этот гроб ложиться. Я легла, что мне - и ноги впирают, и голова впирает; да что это за гроб, <...> что и растянуться нельзя будет! Я люблю гроб, чтоб свободный был бы..." Готовясь к переходу в "мир иной", заранее запасают и "свещи" (свечи) - обязательно восковые, а не покупные парафиновые.

В этих и подобных им обрядах и обычаях практически реализуются основные оппозиции традиционной старообрядческой культуры: "старое" - "новое", "наше" - "чужое".

В собранных нами материалах отчетливо просматривается двойственное отношение к покойникам. С одной стороны, в них видят потенциальных покровителей и помощников (очевидные реликты культа предков). Поэтому в каждой семье стремятся проявить к усопшему максимум уважения, скрупулезно выполнить все предписываемые традицией обрядовые действия. В межвоенные и первые послевоенные годы в некоторых старообрядческих приходах считалось зазорным везти покойника на кладбище на лошадях, а тем более на автомашине - гроб несли односельчане на жердях или носилках, иногда за 10-15 километров. Во время похорон в могилу нередко бросают деньги, выкупая для покойника место на том свете: "Вроде как покупают себе дом". Сельские кладбища всегда обнесены изгородью, а поведение людей здесь строго регламентируется целым комплексом ограничений и запретов. В индивидуальные и общие поминальные дни ("сороковины", "годовины", "родительские субботы") на старые кладбища съезжаются сотни людей со всех концов Литвы и из-за границы; до недавних пор женщины "голосили" по своим близким. На "могилках" (так называют семейные участки на кладбище) оставляют еду и питье, печенье и конфеты, крошат или закапывают в землю булочки, крашеные яйца ("говорят, и покойники едят").

Вместе с тем покойник осознается как представитель потустороннего мира - чуждого и опасного для живых. Чтобы оградить их от возможных неприятностей и бед, используют магические средства и обрядовые действия - обереги. Умершему обязательно закрывают глаза, для надежности кладут на них монеты - чтобы не взглянул на кого-нибудь из живых и не "увел" его за собой. Записано несколько рассказов о том, что покойников выносили из дома через окно, но все исполнители давали этим фактам чисто рационалистические объяснения ("если вузко, гроб не проходит", "там коридорчик маленький" и т. п.). Но скорее всего это - реликты архаичного мифологического мышления: надо принять меры, чтобы умерший не запомнил дорогу домой и поменьше беспокоил своих здравствующих родственников. Сразу после выноса тела усопшего в доме устраивали генеральную уборку (до этого нельзя было мыть полы или подметать); разбирали лавки, табуретки, доски, на которых он лежал - "чтобы еще не было в этом доме покойника". Постельные принадлежности, одежду, солому, как правило, выносили на улицу и сжигали (иногда - на перекрестке дорог); носилки, на которых несли гроб, оставляли на кладбище. Довольно широко был распространен и другой обычай: личные вещи и одежду умершего раздавали нищим - "это будет ему вечная память".

При всем разнообразии и архаике ритуальных действий похоронно-поминальный комплекс старообрядцев Литвы не лишен черт спартанской простоты и некоего ригоризма. Во время прощальной трапезы не принято пить спиртное и есть мясо. Для покойника не ставят отдельный прибор; большинство информаторов подчеркивает, что так делают литовцы и поляки (то есть католики) или православные-ортодоксы (лишь Анфиса Павлова из Зарасай утверждала, что на поминках ее отца рядом с головщиком поставили "еще прибор один", для покойника. Поскольку исполнительница отличается завидной осведомленностью и отличной памятью, не исключено, что этот обычай был принят и у староверов Литвы, но к середине XX века его уже забыли). В отличие от жителей многих областей России и соседей-белорусов старообрядцы не кладут в гроб никаких вещей, кроме "лестовки" (так называют четки особого типа), подушечки с богородицкой травой и иногда маленького полотенца ("На том свете утираться буду"). Лишь в последние десятилетия староверы начали позволять себе некоторые вольности, да то "по завету" самого покойника. Так, дядя одной из наших рассказчиц перед смертью распорядился, чтобы ему в гроб положили бутылку водки: "Потому что меня встретят, чтобы я мог бы вгостить". В могиле не должно быть ничего металлического. В межвоенные годы даже медные нательные крестики начали заменять кипарисовыми; их привозили из Риги. "Тело тлеет, чтобы и крест ушёл", - пояснил собирателям Федор Скокунов из дер. Дегучай Зарасайского района. - "И крест ставится деревянный, когда уже закопали. И стоит, пока не сотлеет. Земля должна быть землёй..." Еще более популярно другое объяснение: "Идёт на Страшный суд душа его, <...> она должна с собой нести крест. <...> Крест каменный душе не под силу, а деревянный каждый может нести..." Этим же мотивируют обычай не менять сгнивший могильный крест на новый.

(По книге "По заветам старины. Мифологические сказания, заговоры, поверья, бытовая магия старообрядцев Литвы")