Запреты и предписания в сорокадневный период после смерти в традиции Полесья

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Запреты и предписания в сорокадневный период после смерти в традиции Полесья

Непрочитанное сообщение Цила » Ср дек 26, 2018 9:23 am

Запреты на разные виды домашней работы с момента смерти и до момента окончательного перехода души в "иной" мир (иногда - пока покойник не похоронен) универсальны для всех славянских традиций, в том числе для полесской. В полесской погребальной традиции в число запрещенных попадают такие виды работ, в результате которых можно затруднить или преградить душе путь на "тот" свет, т. е. спровоцировать опасность того, что душа задержится на этом свете. Прежде всего, это работы, отходы от которых могут замусорить глаза душе умершего, сделают ее слепой (подметать, стирать, мыть пол, белить печь или дом); во-вторых, это работы, в результате которых можно запутать душу, преградить ей дорогу в "иной" мир (все виды ткаческих работ - прядение, мотание ниток, снование, тканье). Данные запреты имеют актуальность не только в погребальный период, но и вообще во все годовые поминальные дни, когда души умерших находятся в доме.

Среди запретов, относящихся к периоду перехода покойника на "тот" свет, наиболее частотным является запрет белить дом или печь, поскольку этим можно загрязнить душу, которая в этот период находится в доме, а главное - загрязнить душе глаза (замазать, забрызгать, замусорить), в результате чего она лишается возможности видеть и, следовательно, не сможет найти путь на "тот" свет или же будет пребывать на "том" свете с замазанными глазами. Когда же через какое-то время после похорон первый раз белили хату, то предварительно закрывали могилу полотном, чтобы не замазать покойнику глаза. Сюда же относится запрет подметать или мыть пол, пока покойник лежит в доме. Ср. некоторые примеры из других источников: пока покойник в доме, нельзя подметать и белить, чтобы не замазать его душу (волын.); нельзя белить дом, чтобы не забрызгать душе глаза известью (Подолье). На Карпатах (Трембовля) в течение трех недель после смерти нельзя белить дом, иначе у покойника на "том" свете будут замазаны глаза; девять дней после похорон не белят хату, чтобы не забрызгать душу, которая находится в доме (тернопол.). В течение года после смерти не моют и не скребут камнем стен, чтобы не выгнать душу, сидящую в одной из щелей в стене (карпат.). Нельзя заметать веником, пока в доме покойник, т. к. душа после выхода из тела прячется в веник.

При покойнике [мести нельзя] - душу выметеш. Душа двенадцать дней стоить ў хате, на месте, иде помрэ - там, и не уходить; 12 дней подбеливать печ нельзя.
(с. Верхние Жары Брагинского р-на Гомельской обл., 1984 г.).

Общеславянский заперт слишком сильно плакать по мертвому объясняется тем, что на "том" свете его душа будет мокрой (будет ходить в мокрой одежде; будет лежать в воде; будет таскать ведра, наполненные слезами). Этот мотив, как и ряд других, относящихся к существованию умершего в сорокадневный период, известен в двух параллельных вариантах: в одном случае речь идет о душе, в другом - о самом покойнике как самостоятельной мифологической сущности. В Полесье второй вариант данного мотива реализуется в сюжете о матери, которая видит своего умершего ребенка таскающим ведра с ее слезами.

Запрет на чрезмерное оплакивание покойника с данными мотивировками широко известен вне Полесья. В частности, душа покойника, о котором плачут, не может войти в рай, но блуждает в мокрых одаждах (хорв.). Мать плачет по умершему ребенку - ребенок ей снится в мокрой одежде/лежащим в воде/таскающим ведра со слезами. На ее вопрос, почему он мокрый/почему он таскает ведра с водой, он отвечает: "Это твои слезы". Матери нельзя плакать по своему умершему ребенку, иначе на "том" свете ребенок утонет в слезах (карпат.).

Разные варианты данного сюжета довольно рано зафиксированы в западно-европейских традициях. Ср. рассказ Фомы из Шампре (Thomae Cantimpratensis, 1263-1269 гг.) о его бабушке, оплакивающей смерть своего первого сына. Однажды она увидела толпу веселых юношей, шедших по дороге. Ее сын шел позади всех медленным шагом. - "Что с тобой, мой сын?" Указывая на свое мокрое платье, он сказал: "Это твои, матушка, слезы, тяжесть их заставляет меня отставать от других".

Нэ трэба плакать, бо людыне той погано, ў воде она лежить, ў слезах.
(с. Олбин Козелецкого р-на Черниговской обл., 1985 г., зап. от Кондрат Ольги Никитичны, 1912 г. р.).

Душа умершего в переходный период своего существования нуждается не только в еде и питье, но и в освещении своего пути на "тот" свет, которое ей должны обеспечить живые родственники как в момент смерти, так и в последующие дни после похорон. Этот обычай связан с представлениями о том, что души на "том" свете пребывают в темноте, если были похоронены без света или если свет не горел в последующие после смерти дни. Стандартным для славянской погребальной традиции (особенно у восточных и южных славян) является обычай давать умирающему в руки свечу и поддерживать по ночам свет в доме в течение последующих сорока (трех, девяти, двенадцати) дней после погребения.

Особенно большое значение наличию света в момент смерти человека придается в белорусской, а также в карпатской и балканской традициях. В разных местах Белоруссии умирающему в руки давали громничную, т. е. освященную на Сретенье, свечку, чтобы он умер без мучений, а также потому, что огонь этой свечи освещает путь на "тот" свет; в момент смерти свечу тушили, а позже ставили в сосуд с зерном; свечу клали и в гроб - она будет душе умершего освещать дорогу на Страшный суд. На Карпатах важная обязанность родных - дать умирающему в правую руку зажженную свечу: с ней человек встречает смерть, и ее кладут ему в гроб - именно она будет светить ему на "том" свете (карпат.). Если человек умрет без свечи, в "ином" мире он будет лишен источника света. В этом случае свечу ему передают с другим умирающим - вкладывают тому в руку вместе с его собственной свечой: "На-ко цу свiчку и там передаш мому Iванчикови". Кто умер без света, в "ином" мире не увидит Божьего света. Умерший без свечки ходит шесть недель и просит себе света (черновиц.). Свет должен гореть в доме, пока в нем находится покойник, а также в первую ночь после погребения, поскольку душа в эту ночь приходит домой (карпат.). У южных славян также считалось большим грехом для живых, если умирающий встретил смерть без зажженной свечи - в этом случае на "том" свете он будет пребывать в вечной темноте, поэтому, если такое произошло, практиковалось "пересылание" смертной свечи умершему, при этом три или семь человек соблюдали строгий пост, чтобы покойника "вывести на свет". Считалось также, что человек, умерший в темноте, становится вампиром (серб.).

Необходимость обеспечивать покойнику свет в "ином" мире относилась также и к годовым поминальным дням, когда перед началом поминальной трапезы зажигали свечу и перед ней молились о душах умерших (бел.). На северо-востоке Сербии в поминальные дни также зажигали свечу в доме. При этом между родственниками происходил диалог: "Пусть будет видно нашему Михаилу!" - "Бог его простит!". Зажженную поминальную свечу также пускали на дощечке по воде, желая, чтобы покойнику на "том" свете было видно.

В нас стари люды кажуть, шо як помрэ хтось, то до сорока дэнь в хати палять свитло, шоб душа бачыла дорогу на тому свити. (с. Забужье Любомльского р-на Волынской обл., 1987 г., зап. от Сенчука Федора Григорьевича, 1900 г. р.).

В Полесье известен ряд магических средств, призванных, во-первых, освободить, открыть покойнику путь на "тот" свет, а во-вторых, обеспечить его средствами, с помощью которых он преодолеет водную преграду между этим и потусторонним миром. Ср., в частности, общую для восточных славян практику в случае трудной смерти открывать двери, ворота, заслонки в печной трубе, выламывать верхний косяк дверей или несколько досок в потолке, чтобы душа могла свободно выйти.

Ў нас говорят, што вот ўжэ надо очынять двери, бо што-то душу ёго понесло. И шоб она не влетела в комен, в етот, шо печка. Так [тогда] она нэ будэ у чорта, да будэ у Бога. Печку надо закрыть, а дверь открыть.
(с. Нобель Заречненского р-на Ровенской обл., 1980 г., зап. от Шклёды Надежды Герасимовны, 1914 г. р.).

(По книге Л. Н. Виноградовой, Е. Е. Левкиевской "Народная демонология Полесья. Том II: Демонологизация умерших людей")
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость