Культ мертвых

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4904
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Культ мертвых

Непрочитанное сообщение Цила » Пт фев 09, 2018 7:52 pm

E.E. Левкиевская. Мертвых культ //Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 3

Культ мертвых - комплекс мифологических представлений о посмертном существовании душ умерших, а также о взаимоотношениях живых и мертвых, подразумевающий почитание покойных родственников, от которых зависит благополучие живых, облегчение посмертной участи предков и заботу об их загробном существовании, их поминовение, задабривание, ожидание от них помощи. Культ мертвых пронизывает все слои славянской традиционной культуры и воплощается в поверьях, быличках, приметах, сновидениях, похоронных плачах, системе семейных и календарных ритуалов, обрядовых и магических действий, направленных на то, чтобы предотвратить возможную опасность, исходящую от умерших, и снискать их покровительство по отношению к живым. Культ мертвых представляет собой симбиоз христианских и дохристианских представлений о загробной жизни (см. Христианство народное).
Мифологический аспект культа мертвых основан на почитании предков — «правильных» покойников, которые «изжили» свой век, умерли своей смертью, были похоронены в соответствии с существующими нормами и получили успокоение в потустороннем мире (ср. совокупное название всех умерших рода: рус. родители, бел. деды, пол. dziady), в отличие от «нечистых» покойников (самоубийц, опойц, умерших без крещения и др.), лишенных христианского погребения, переходящих в разряд нечистой силы и опасных для живых (см. Вампир, Висельник, Дети некрещеные, Нави, Покойник заложиый, Русалка, Самоубийца, Утопленник). Согласно культу мертвых, связь между живыми и умершими членами рода никогда не прекращается: если живые помнят о своих умерших «родителях» и выполняют необходимые обряды, души предков покровительствуют им, в противном случае месть умерших может стать причиной болезней, неурожая и различных несчастий. Поэтому культ мертвых подразумевал двойственное отношение к предкам: их почитали и ждали в ответ благосклонности, но в то же время боялись и старались не нарушать без надобности опасной грани, отделяющей их от живых. Считалось, что положение покойника в загробном мире зависит не только от того, как он прожил свою жизнь, но и от усилий со стороны живых, которые своими молитвами, поминовением, раздачей милостыни нищим, пожертвованиями в церковь, панихидами и др. обеспечивают ему за гробом не только питание и одежду, но и помогают искупить его грехи. Для культа мертвых характерно представление о том, что в определенные календарные периоды души умерших возвращаются на землю, например во время цветения злаков (см. Троица) или на святках, а также об их воплощении в различных насекомых и животных, в облике которых они появляются (см. Бабочка, Змея, Птицы, Ирей), ср. обычай оставлять на кладбище крошки и зерна для птиц, видеть в стукнувшей или залетевшей в окно птице чью-то душу и др. С культом мертвых связаныпредставления о мифологическом покровителе дома и рода, происходящем из умерших членов этого рода и обеспечивающем благополучие и порядок в доме (см. Домовой, Змея домашняя, Духи локусов).

Важной частью культа мертвых является комплекс действий по отношению к покойнику с момента смерти и до погребения (см. Похоронный обряд), основанный на понимании смерти как перехода души человека на «вечное житье» в потусторонний мир, обретение им «вечного» дома (ср. рус. название гроба домовина) и связанный с обязанностью живых, с одной стороны, препроводить покойника на «тот свет», облегчив умершему путь туда, помочь ему обрести статус «предка», исключив вероятность его превращения в «ходячего» покойника, а с другой — обезопасить себя и свое хозяйство от влияния смерти. На это направлены предписания и запреты, регламентирующие поведение родственников по отношению к покойному, а также действия, совершаемые непосредственно после смерти: чтение заупокойных молитв, зажигание свечей, обмывание покойника, одевание его в «смертную» одежду, определенное размещение его в доме (в красном углу, головой к иконам, на столе или на лавке, вдоль половиц и др.), бодрствование при покойнике, мотивированное необходимостью охранять душу покойного от посягательств нечистой силы и запретом оставлять его одного (см. Бдение, Игры при покойнике), «прощание» с покойником, ритуальное голошение (см. Плач ритуальный), наблюдение за тем, чтобы через покойника не перескочило какое-либо животное, что, согласно ю.-слав. верованиям, грозит его превращением в вампира, и др. Ряд действий обусловливается представлениями о странствиях души в первые сорок дней после смерти и ее возвращении домой в этот период. Ср. обычай оставлять на подоконнике (на столе, около икон) воду, хлеб, полотенце, чтобы душа могла поесть и отдохнуть; рассыпать муку на подоконнике в надежде увидеть следы, оставленные душой; а также поверья и былички о возвращении в дом души умершего в виде бабочки, птицы, мухи, мыши и др.


Культ мертвых регламентирует также все стороны погребального обряда: устроение гроба (способы его изготовления, его форму и размер, предпочтительные породы дерева, правила внесения гроба в дом и др.), изготовление постели (способы шитья подушки и покрывала, выбор материала, которым выстилался гроб, и Др.), особенности одежды покойника; предметы, которые кладут в гроб (ребенку, девушке, женщине, умершей от родов, колдуну, повитухе и др.); выбор места на кладбище и рытье могилы; отпевание, вынос покойника из дома и путь похоронной процессии (см. Процессия погребальная) до кладбища; «покупка» места на кладбище (см. Выкуп), поведение родных во время и после погребения. Все это служит для того, чтобы исключить возвращение покойника назад или не усугублять его посмертную участь (ср., в частности, запрет плакать после того, как гроб засыплют землей; возвращаться той же дорогой, какой ехали на кладбище; обычай поворачивать повозку, на которой везли покойника, оглоблями в сторону от дома, совершать переворачивание предметов в доме после выноса покойника и др.).

Особенности погребального обряда и поведения родственников по отношению к покойному определяются представлениями о посмертном существовании умерших. Например, запрет плакать о покойнике после похорон объясняют, в частности, тем, что в противном случае покойник лежит в воде или вынужден таскать тяжелые ведра со слезами того, кто о нем плачет. Обычай класть в гроб те или иные вещи связан с верой в то, что умершие продолжают за гробом свою жизнь, поэтому в гроб младенцу кладут мерку в рост его отца, чтобы ребенок знал, до каких пор ему расти; в гроб женщине, умершей беременной, кладут пеленки, чтобы ей было во что запеленать родившегося на «том свете» младенца; согласно быличке, умершая девушка снится матери и просит «передать» ей платье, т.к. она выходит замуж, и др.

Важной составляющей культа мертвых является система поминовения покойника, которая направлена на то, чтобы облегчить его посмертное существование и обеспечить его всем необходимым в загробном мире (едой, питьем, одеждой, светом, теплом), которая начинается сразу после погребения (см. Поминки) и поддерживается в течение всего годового цикла (см. Поминальные дни, Радуница, Деды, «Греть покойников»). Поминовение покойников представляет собой сложный комплекс ритуалов и обрядовых действий, куда входят: церковное поминовение усопшего (совершение панихиды, сорокоуста, поминовение священником усопшего во время проскомидии и др., приношения в церковь деньгами, полотном, едой); семейное поминовение (домашняя молитва за умершего, устроение поминальных трапез в кругу близких родственников, посещение могилы, раздача милостыни нищим едой и одеждой и др.), общественное поминовение (поминальные трапезы в складчину в рамках всей общины, принесение в жертву животного и съедание его членами всей общины, ритуальное веселье, носящее общесельский характер, и др.).

Если в первый год после смерти поминовение покойника совершается индивидуально и включает в себя обычай посещать могилу на второй или третий день после похорон для «бужения», «окликання» покойника, приглашения его на завтрак (см. Будить, Кормление), а также поминки, совершаемые на третий (третины), девятый (девятины), сороковой (сороковины) день и через год после смерти, то после этого покойник включается в общее число предков, поминовение которых определяется как установленными церковью днями всецерковного поминовения усопших (т.н. родительские субботы), так и местной традицией.

Культ мертвых проявляется и в особом этикетном и обрядовом поведении, в том числе вербальном, участников поминального застолья во время и по окончании трапезы, включающем в себя весь комплекс запретов и предписаний, основанных на вере в то, что умершие незримо присутствуют во время поминальной трапезы. Сюда относятся: запрет здороваться на пути к дому, где происходят поминки, и на обратном пути; произнесение специальных формул, призывающих души умерших на трапезу, а после ее окончания — выпроваживающие их на «тот свет»; молитва, которой начинают застолье; особенности сервировки стола (обычай класть ложки выемкой кверху, класть на стол лишние ложки — для душ усопших, запрет класть на стол нож, т.к. в противном случае мертвые не смогут подойти к столу); особенности поведения за столом: съедание регламентированного количества еды (например, одной ложки кутьи в начале трапезы, двух в конце или трех ложек в начале трапезы); предписание ломать, а не резать хлеб; время от времени класть свою ложку на стол, чтобы ею могли воспользоваться мертвые, оставлять немытую посуду и остатки еды на столе до следующего утра; регламентация тихого, сдержанного поведения или напротив — веселья; запрет совершать резкие движения за столом, чтобы не толкнуть незримо находящуюся рядом душу, и др.

Особенностью культа мертвых является и наличие специальных поминальных видов пищи: кутьи, блинов, меда, яиц, каши, киселя и др., последовательность подачи блюд, использование поминальных блюд для обозначения начала и конца поминальной трапезы (обычно в этой роли выступает кутья или каша); выделение пищи, предназначенной специально для покойника (она кладется на отдельное блюдо, стоит на столе, под столом, на пороге, окне) и действия с ней по окончании трапезы (ее выносят за пределы дома, отдают первому встречному, священнику, нищему, птицам и животным, уничтожают, несут на кладбище, закапывают в могилу). Едой для мертвых признаются также куски и крошки, случайно упавшие со стола на пол, и вообще — остатки поминальной трапезы. Существует убеждение, что умершие не могут есть земную пищу и питаются только паром, который поднимается от горячих блюд и только что испеченного хлеба, — этим объясняется обычай во время поминальной трапезы ломать горячий хлеб или специально испеченную лепешку, чтобы предки могли насытиться исходящим от них паром. Ритуальная и магическая цель поминального застолья — разделение трапезы между всеми ее участниками, живыми и мертвыми, для того, чтобы обеспечить нормальный ход дальнейшей жизни.

Одним из проявлений культа мертвых является обычай посещения могил (в частности, на Радуницу, Троицу и в некоторые др. праздники), очищения их от мусора (ср. в.-слав. обычай обметать могилы, чтобы «прочистить глаза» покойникам), устроение там ритуальной трапезы или оставление еды (яиц, хлеба, водки) с целью «накормить» усопших, а также элементы тризны — «до обеда плачут, после обеда скачут».

К обязательным элементам культа мертвых относится принесение различных видов пожертвований (см. Жертвоприношение). Сюда входит символическое выделение покойнику его «доли»: хлеба, зерна, денег, холста, части жертвенного животного и др., которые могут помещаться непосредственно в гроб или на гроб, а также отдаваться символическим заместителям умершего — первому встречному, нищему, священнику. Это делается для того, чтобы усопший не «утянул» за собой все хозяйство (пчел, скот, урожай) и других членов семьи. С культом мертвых связана также символика первого и последнего плода, первой или последней части продукта (см. Первый-последннй) как предназначенной предкам (ср. полес. обычай относить первую собранную землянику на кладбище как дар предкам).

Культ мертвых предусматривает запреты на различные виды хозяйственных работ в календарные даты, связанные с почитанием предков: нельзя белить хату, выбрасывать мусор, выливать воду, шить, мотать нитки и др. — чтобы не засыпать, не замазать, не зашить глаза покойникам. С точки зрения культа мертвых объясняются и многие запреты, связанные с началом сезонных работ, ср., в частности, запрет ломать ветки до Троицы (умершим родителям головы ломаешь) или есть яблоки до Спаса (умершим детям на «том свете» не дадут разговеться яблоком) и др.

Несоблюдение культа мертвых, нарушение погребальной и поминальной обрядности влекут за собой тяжелые последствия как для живых, так и для мертвых, которые, не имея успокоения в загробном мире, тревожат и пугают живых своим появлением наяву или во сне, мстят им за невнимание или нарушение запретов. Один из наиболее характерных сюжетов о.-слав, быличек — явление покойника своим живым родственникам с жалобой на то, что его «неправильно» похоронили: одели не в то платье, похоронили босым или в неудобной обуви, из-за чего на «том свете» ему трудно ходить; забыли подпоясать, поэтому у него не держатся штаны; забыли положить в гроб вещь, без которой при жизни человек не мог обходиться, — очки, костыль, трубку и др. Родственники могут «передать» покойному требуемую вещь, отдав ее нищему, закопав ее в могилу или положив в гроб другому покойнику. Согласно о.-слав. верованиям, причиной неуспокоенности души умершего на «том свете» может быть и его собственная вина: нераскаянный грех, недоделанное дело, невыполненное обещание, не отданный долг. В этом случае родственники должны узнать у явившегося к ним покойника причину его беспокойства и приложить усилие к тому, чтобы исправить ситуацию, — отдать за него долг, доделать начатое им дело, сообщить о гнетущем его грехе священнику и т.д.

Нарушение поминального ритуала приводит к тому, что души предков, оставшись голодными, снятся живым и требуют своей доли. Согласно быличкам на эту тему, хозяйка или забывает приготовить поминальную трапезу, или делает это с нарушениями (например, вытирает о грязный фартук испеченный для «душечек» хлеб), в результате души предков уходят из дома голодными, жалуясь друг другу. Видеть, как души умерших приходят на поминальную трапезу, могут люди, или обладающие способностью видеть невидимое — калека, кладбищенский сторож и др. (см. Невидимый), или знающие специальные способы (например, наблюдать за трапезой мертвых через окно или через хомут, забравшись на печку и др.).

Культ мертвых предполагает не только заботу живых об умерших, но и обращение к ним за помощью в случае опасности (например, чтобы отогнать волков, предписывалось вслух называть имена умерших родственников; чтобы птицы не портили посевы — обходить поле, прося умерших охранять его, и др.). С другой стороны, души усопших, желая помочь живым, могут являться им во сне, предупреждая об опасности, скорой смерти и пр. Согласно быличкам, видеть души предков могут тяжело больные и умирающие люди, которым являются их умершие ранее родственники, чтобы «забрать» их с собой.

Лит.: Беньковский И. Смерть, погребение и загробная жизнь по понятиям и верованиям народа. Киев, 1896; Коpмина Ж.В., Штыpков С.А. Мир живых и мир мертвых: способы контактов (два варианта севернорусской традиции) // ВЭС:206—231; Седакова О.А. Тема «доли» в погребальном обряде (восточнославянский и южнославянский материал) // ПО:54—63; Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев Посад, 1913; Толстая С.М. Мир живых и мир мертвых: формула сосуществования // Славяноведение 2000/6; Толстой Н.И. Глаза и зрение покойников // ЯНК:185-205; Зел.ИТ 1:164-178; Левк.МРН:194—211. См. также лит. к статьям: Деды, Погребение, Поминальные дни, Поминки, Предки.
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя