Четыре вида поминальной трапезы

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4904
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Четыре вида поминальной трапезы

Непрочитанное сообщение Цила » Вт мар 27, 2018 2:21 am



... Однако одна из центральных сцен обряда, поминальная трапеза — ярчайшее воплощение одновременности действий давать и брать, которая в данном случае имеет вид: «угощать, давать еду» и «угощаться, принимать еду». По своему смыслу она представляет собой угощение умершего, которое дают ему живые, — но
сами же они, замещая его, б е р у т ее.
Сцена поминального угощения представлена рядом вариантов.
Ввиду важности этой сцены второй кульминации обряда, приведем основные типы «трапезы». Мы перечисляем их в порядке возрастающего «заместительства» умершего живыми; в каждом из последующих вариантов, с убыванием роли «пустого места», представляющего
покойного, все участники пира более и более явственно представляют «сторону умершего».

Первый тип. Двойная трапеза. Первая — для приглашенных «родителей», вторая — для живых. Во время первой трапезы за накрытым столом никто из живых не присутствует.
Древность двойной (рожаничной) трапезы засвидетельствована в приписках русского перевода «Слова Иоанна Златоуста о том како погани кланялися идолом» [Аничков 1914, гл. VII]. Двойная трапеза
широко представлена и в современных обрядах, хотя чаще в годовых поминках, чем в частных похоронах. Возможен ее пространственный вариант: два стола собираются не во времени (один следует за другим), а в двух участках пространства разной ценностной ориентации: на земле — и на столе; в избе — и в сенях. Возможны и три стола: на крыльце, в сенях, в доме (олон. [Терещенко 1846,123]).

Второй тип.
Общая трапеза для живых и покойного, где покойному отводится почетное место среди живых: пустое место в углу, справа от священника. «Гостю» ставится прибор (обычно накрытый скатертью) или кладется ложка.

Третий тип. Общая трапеза, где покойный не имеет собственной доли, но каждый из участников отдает ему часть своей: а) отливая на скатерть первый глоток от каждого кушанья; б) отливая первый глоток от обрядового кушанья (кисель, кутья); в) отдавая умершему остатки, крошки.

Четвертый тип. Присутствие покойного опосредствовано составом участников пира. На трапезе его представляют: нищие; старики; два гробовщика; изготовители снаряжения. Пища становится родом жертвы им, т. е. покойнику. Другим ходить на поминки считается предосудительно...

(С) Седакова О. А.
Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и юж­ных славян. — М.: «Индрик», 2004. — 320 с. (Традиционная ду­ховная культура славян. Современные исследования.)
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя