О мертвых и соматике

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4901
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

О мертвых и соматике

Непрочитанное сообщение Цила » Ср мар 28, 2018 5:10 pm

Мазалова Н.Е.
Человек в традиционных соматических представлениях русских.

«Не пышет, не дышит» (мертвый).

Естественная смерть наступала, когда человек исчерпывал отведенную ему жизненную энергию: «Не старый умирает, а поспелый». Жизненная сила связана с огнем, одно из обозначений смерти затушиться (ср.угаснуть).

Существовали приметы к смерти, связанные с соматикой.
Нередко они связаны с утратой какой-либо части тела: например, полное выпадение волос. О приближающейся смерти также свидетельствовало почернение или посинение кожи, землистый цвет лица, с последним, вероятно связано выражение «земля пала» («Где тут выздороветь, когда из него уж земля пала»), а также синие ногти, западение и тусклость глаз. У недолговечных младенцев и взрослых умирающих общие признаки. О том, что больной вскоре умрет, также свидетельствовала сильная вшивость больного, т.е. неспособность человеческого организма препятствовать проникновению элементов природы.

О приближающейся смерти кого-либо из членов семьи свидетельствовало и состояние его родственников. Некоторые из них связаны с утратой каких-либо частей тела. Так, смерть предвещают сны, в которых выпадают волосы и зубы, проливается кровь. Например, « зуб коренной выпавшим видеть—старший в семье помрет». Выпадение зуба с кровью во сне предвещало смерть родственника, без крови—близкого. К смерти кого-либо из близких чешется переносица и т.д. Терминология, связанная со смертью, подчеркивает основную идею—расставание с миром людей: «покинуть этот свет», «отправиться в иной мир» и др.

Д.К. Зеленин отмечал, что смерть рассматривается как падение, удар: протянуть ноги, с копыт долой, кулыснуться и др. Смерть также связана с идеей отвердения; об этом свидетельствуют такие эвфимизмы смерти, как околеть, окочуриться, дать дуба, застыть и др., причем «твердость» умершего связана с холодом, льдом, тогда как «твердость молодого, здорового, сильного человека—с теплом, жаром. По народным представления, смерть наступала в момент, когда душа покидала тело, в результате чего человек переставал дышать, то есть смерть связана с прекращением дыхании: испустить дух, душа вон, издохнуть и др. То же в загадке о мертвеце: «Не пышет, не дышит, в сухом дереве лежит».

В похоронных причитаниях покойника характеризуют недвижимость, отсутствия зрения, дыхания, физической и жизненной силы:

Вложи, господи, ведь душу в белы груди,
Ему зреньице в ясны очушки,
Ему силушку во резвые во ноженьки,
Как могутнушку в могучи его плечушки,
Как маханьице во белы его ручушки.

Покойник утрачивал важнейшие «человеческие» признаки—способность видеть, ходить, говорить, а также жизненную силу. Вместе с тем следует отметить, что утрата жизненной силы уходит не сразу: «Люди продолжают верить, что трупу присуща некоторая остаточная форма жизни до тех пор, пока сохраняется плоть и тело не превратилось еще в иссохший скелет». Остаточная жизненная сила проявляется в том, что трупу присущи некоторые особенности живого организма: «…есть немало признаков активности мертвецов: волосы, ногти и зубы продолжают расти после смерти, на трупе может выступать пот, эрекция полового органа мертвеца также подтверждается многими наблюдениями, особенно у повешенных». Сохранение трупом «остатков жизни» подтверждается представлениями о том, что тело умершего способно слышать, вспоминать, а также что оно в присутствии убийцы источает кровь.

Благодаря представлениям о сохраняющейся жизненной силе в теле мертвого в народной медицине широко использовались, как их называли в научной медицине 19 в., «трупные средства». Так, считалось, что ушиб можно излечить, если потереть его рукой покойника; для излечения ребенка от испуга «от покойника с кости стала мыть: «Покойник спокойно спит, так и ты спокойно спи».

Сохранение значительной жизненной силы( признаков живого человека) у покойника служило дурным предзнаменованием для его близких. Так, долго не остывающее тело—примета к новому покойнику в семье: «Если у покойника талое( не окрепшее) тело, другой скоро будет из этого же дома»; «Если тело умершего долго не застывает…он утащит с собой других». Как уже говорилось, тепло (жар)—признак сохранения жизненной силы, а окончание –ее утраты. Открытые глаза покойника свидетельствуют о том, что он «высматривает кого-либо из родни». Покойнику обязательно перевязывали не закрытый рот, «чтобы не звал кого-нибудь с собой». Если некоторые естественные отверстия—глаза, рот, уши, характеризующие собственно человека (способность видеть, говорить, слышать) «открываются» после рождения и «закрываются» в момент смерти. то, наоборот, отверстие в темени открыто у младенца, пришедшего из мира природы, и у мертвого, готовящегося туда уйти. В народных верованиях глаза и рот выступают в роли канала связи с миром мертвых. Еще одна часть тела выполняет сходную функцию—ноги: чтобы не бояться покойника (вероятно, его возможных возвращений к живым), следовало коснуться его ног: «Как покойник ничего не боится, так и я ничего не боюсь».

Считалось, что нельзя сильно оплакивать покойника, в особенности—ронять на него слезы, потому что они будут причинять ему беспокойство в будущей жизни за гробом. У украинцев также существовало поверье о том, что нельзя проявлять скорбь и во время предсмертной агонии, поскольку в этом случае смерть будет мучительной.

На земле не должны оставаться никакие части человеческого тела:
на русском Севере из волос, которые человек должен был собирать в течении всей жизни, делали подушку, которую клали в гроб. Так же поступали с остриженными ногтями покойного, «чтобы во время Страшного суда он мог вскарабкаться на гору». Остаточная жизненная сила утрачивалась по мере превращения тела в прах, когда исчезли наиболее длительно сохраняющиеся части(кости), человек возвращался в природу, замыкался его жизненный круг.
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей