Страница 1 из 1

Персонификация и ипостаси смерти в славянской культуре

Добавлено: Ср дек 26, 2018 9:47 am
Цила
Под влиянием книжной традиции смерть представляют себе скелетом с косой (о.-слав.), однако чаще она воспринимается как типичный женский мифологический персонаж - это старуха, худая и страшная (с.-рус.), незнакомая (пол.), высокого роста или меняющая свой рост (словац.), в белом (пол., чеш., словац.), иногда в подвенечном, в черном (болг., макед.) платье, в черном клобуке (чеш.), в длинном платье; она беззубая или зубастая, безносая (словац.), с большими руками, которыми она может везде дотянуться, с длинными ногтями-когтями (макед.), с большим ртом (словац.), хромая - одна нога короче другой (чеш.), лохматая, страшная и т.п. , носит с собой (иногда в торбе - макед.) косу, серп, грабли, пилу, лук со стрелами, котомочку ножей, пик, разных топориков (с.-рус.), сумку с инструментами для умерщвления человека (болг.). Она обитает под землей в огромных пещерах (чеш.), в пустыне (хорв.), у дверей ада, у райских врат (рус.); она ходит по всему свету по ночам, ничего не ест, а только убивает людей (карпат.), отрезает голову, "распарывает человека от пальцев до шеи" (макед.) или душит человека: "Косой срежет, граблями сгребет, метлой заметет, лопатой закидает, а душу выгонит из тела"; она может также проглотить, убить ударом полена, заколоть ножом, скосить или забрать с собой в неизвестное место - туда, куда определено судьбой, туда, где хранятся "свечи жизни" (часто это костел или каплица - словац.).

В чешской Силезии смерть - это белая баба с косой или серпом, то ростом до самого неба, то совсем маленькая; молчаливая; иногда это пара - Smrt'ak и Smrtka. Смерть приходит к бедным с железной косой, к богатым - с серебряной, к королям - с золотой; к благочестивым она приходит с веткой оливы в руках. По болгарским поверьям, это женщина слепая (чтобы не видела, кого она убивает - молодого или старого, бедного или богатого), глухая (чтобы не слышала плача и стенания людей), немая (чтобы не разговаривала с людьми и не давала себя умилостивить), невидимая (чтобы заранее не пугать людей). На Карпатах, по одним поверьям, смерть является в образе человека бестелесного, одни кости без мяса (т.е. как скелет), по другим смерть не что иное, как "душа покойного Адама, нашего праотца": за его первородный грех "Бог дал ему эту работу", по третьим, это баба, которая приходит с косой, метлой, вилами и лопатой. По некоторым русским поверьям, смерть - один из падших ангелов, отрекшихся от Бога; дочь Адама, проклятая им; множество смертей - дети (дочери) этой проклятой дочери и дьявола. По лужицким и некоторым русским представлениям, смерть может явиться в образе маленького ребенка. В польских Карпатах считали, что есть три смерти или что у каждого есть своя смерть.

Хорваты полагали, что смерть всегда плачет, и потому можно узнать, где она находится и в каком доме умрет человек. По полесским свидетельствам, смерть появляется вечером или ночью в виде высокого белого столба или тени; если ткнуть ее палкой, она исчезнет. Смерть может представляться также невидимой силой (карпат.), "дыханьем-духом невидимым, сидящим в самой середине груди вместе с сердцем", ее посылают "грозные ангелы". По поверьям чехов, смерть может являться в виде тени, которая душит человека, а также в виде наездника, нищего, молодого мужчины (иногда со звериными чертами; с конской или козлиной головой подмышкой).

Зооморфный образ смерти известен во многих традициях: она появляется возле дома умирающего в виде белого поросенка (пол., Подгале), черного пса или кошки (пол., р-н Калиша, Санока и Кросна); в облике белых животных: коня, коровы (в.-слав.), козы, гуся, кошки, собаки, зайца, часто необыкновенного размера (словац.), зловещей птицы (рус.) и др.

Способность увидеть смерть приписывается грешным людям (рус.), маленьким детям (чеш.), животным, которые родятся слепыми (пол.), особенно собакам. Часто считается, что смерть видят умирающие.

(По материалам С.М. Толстой)