Страница 1 из 1

Дениел Огден. Введение: Термин «некромантия» и его аналоги в греческом и латинском языках.

Добавлено: Сб июл 14, 2018 12:53 am
Алексей Минский
Дениел Огден. Введение: Термин «некромантия» и его аналоги в греческом и латинском языках.

Термин «некромантия» основан на греческом корне nek (также встречаются варианты neku и nekr) и, по всей видимости, появляется в литературных и философских работах, как описание воскрешения из мёртвых. В виде «nekuia» его употребляет Менипп, в описании некромантии, в III в. до н.э. Он же упомянут в XI книге Одиссеи Гомера, уже в I в. до н.э., в последствии Диодор сделал это название действительно популярным, ссылаясь на эту книгу[1]. Однако, использовалось также несколько эквивалентных терминов, например, Геродианом в середине третьего века[2]. «Nekuomanteia» – предсказание по мёртвым, применяемое в женском роде, латинизированное в виде «Necyomantia», взято из работ Лаберия (I в. до н.э.)[3]. В этот же период (в I в.) Цицерон использует греческий термин «nekuomanteia», означающий ритуалы предсказания по мёртвым и описывает практику, проведённую Аппием Клавдием[4]. В следующем веке старший Плиний называет практики некромантии «Necyomantea» (жен. род), применяя это название как альтернативу употреблённому в XI книге Одиссеи Гомера[5]. В следующем веке это (латинизированное) название опять возвращается в Грецию, в виде альтернативного, появляясь в сатире Лукиана «Мениппп или путешествие в Подземное царство»[6]. Греческий термин nekromanteia появляется уже позже у Исихия (Александрийского), не смотря на то, что у греков на тот момент уже имеется термин «nekromantis» («necromancer«?), который употреблён у Ликофрона Александрийского в 196 г. до н. э.[7] Термин «Nekromanteia» возможно даже возник как результат обратного образования от латинского языка, которым, как правило, предпочитали переписывать греческий язык, из «necyomant» получился «nekromant«[8].

Греческое слово среднего рода множественного числа «psuchomanteia» – ритуалы для гадания по душам – это «psychomanteia«, которую латинизировал Цицерон в I веке до н.э. Её ритуал, описанный им и приписываемый Апию Клавдию, является синонимом «nekuomanteia» [9]. «Psuchomanteia» (жен. род) «Предсказание по душам» появляется значительно позже, в VI в. н. э., у Энея из Газы[10]. «Psuchagogia» (жен. род) «призывание (вождение) душ» появляется впервые во II-III вв н. э., у Филострата[11]. В IV веке Сервий, комментируя Вергилия, вводит понятие «sciomantia» «гадание по теням», латинизированное из греческого «skiomanteia«, используется оно, однако, для описания призыва мёртвых. В итоге, на тот момент «некромантия» означала предсказание с помощью поднятия трупов, как у Лукиана[12]. Как далеко это различие распространилось за круг Сервия остаётся неясным. Стоит отметить, что термины, разработанные на основании латинского языка никогда не появляются.

Пер. Etrius для Ордена Хранителей Смерти, 2015г.

[1] Диодор 4.39; Плутарх Морали 740с; Кассиус Максимус Тирский 14.2 и Гомер Одиссея 24.1. Плутарх Моралии 17b говорит о подземном мире во множественном числе; Феодорит Врачевание эллинских недугов 10 (PG 83, 1061a). Для Tupet (1976, 125), значение «nekuia» должно быть ограничено «спуститься к мёртвым».

[2] Геродиан 4,12.; в то же время Цицирон использовал это слово трижды, в 49г. до н.э., в качестве ругательства для окружения Цезаря – «открывающего ад»: Письмо к Аттику 9.10, 11 и 18; Кларк 1970, для перевода.

[3] Авл Гелий 16.7 и 20.6 (Bonaria 1956, стр. 52-55)

[4] Цицерон. Тускуланские беседы, 1.37.

[5] Плиний (ст.) Естественная история 35.132, но это спорно necuomantea и necromantia встречается в риторических упражнениях Гермогена 2. 14,13; комментарии Евстафия на Одиссею Гомэра 11.1, и схолии Гомэра Одиссея 24.1, 1979, 53-54.

[6] В IV или V в. н.э. у Иоанна Златоуста (в комментарии на Послание к Римлянам, PG 60, 627.15) термин может применяться более широко, в отношении магии вообще.

[7] (Псевдо-)Ликофрон, «Александра» 682; см. главы 7 и 16.

[8] См. LS и OLD s. vv. necromantia, necromantii и necyomantea.

[9] Цицерон. О дивинации. 1.132 и Тускуланские беседы. 1.115.

[10] Эней из Газы. Теофраст, столбец 54.

[11] Филострат. О героях 19.3. Ефстафий на Одиссею Гомэра 9.65. Никифор Григора, в PG 149, 615.

[12] Комментарий Сервия к Энеиде Вергилия 6.149 и 667; Гордон, 1987. 234.

http://ordenxc.org/library/books/deniel ... m-yazykax/