Гадания с помощью чаши и принесение в жертву мальчиков

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12859
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Гадания с помощью чаши и принесение в жертву мальчиков

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Сб июл 14, 2018 10:05 am

Дениел Огден. Греческая и Римская Некромантия. Гл. 12 Гадания с помощью чаши и принесение в жертву мальчиков
В этой главе рассматриваются сопутствующие некромантии (второстепенные) виды гаданий, объединённые общим признаком: в них участвуют дети, как правило, мальчики. Греческие магические папирусы содержат множество рецептов для скраинга[1] методом леканомантии[2] и лихномантии[3]. При помощи гадательной чаши и лампы могли получать ответы от одного или нескольких духов (умерших), хотя, боги и демоны также могли призываться этим способом. В гаданиях данного типа часто использовали мальчиков-медиумов. По всей видимости, мальчики считались более предрасположенными к тому, чтобы воспринимать сообщения от различных духов, так как их души были ещё чисты и непорочны. Вероятно, некромантия также связана и с применением человеческих жертвоприношений, в которых в качестве жертвы выступали всё те же мальчики. Однако вполне возможно, что такое её восприятие базируется на использовании мальчиков-медиумов для гадания при помощи чаши и лампы.

***

При использовании предсказательного метода леканомантии, ответ на заданный вопрос получают, наблюдая за возникающими на блестящей поверхности жидкости в чаше изображениями и бликами, искажёнными отражениями. Современным грубым подобием этого гадания является предсказание при помощи чайных листьев. Августин[4] упоминает о том, что язычники, как правило, рассматривали образы, возникающие на поверхности жидкости в чаше, как проявления духов, но он сам считал их демонами (daimones), которые, появляясь в виде призраков, лишь притворялись богами. Представление о том, что призраки могут появляться в жидкости, прекрасно соотносится с некромантией, и в самом деле, возможно, леканомантия практиковалась подобно озёрной некуомантии (nekuomanteia) Ахерона[5] и Авернуса[6] (см главы 4 и 5). Возможно, Проперций[7] сознательно сопоставляет озеро предсказаний и гадательную чашу в своей загадочной ссылке на «мёртвого духа, который исходит от магии воды». Совмещение лекатомантии с некромантией, вероятно, берёт своё начало в греческой и латинской версиях манускриптов Фессалы из Тралл[8]. По греческой версии египетский жрец говорит Фессале, что он может увидеть умершего посредством сосуда (lekane). В латинском варианте он обещает, что увидит призрак Асклепия в склепе, без каких-либо инструментов-посредников. У Цеца[9] говорится об использовании практик леканомантии в ущё более ранней форме некромантии, при которой жертвенная яма для вызова душ умерших наполнялась кровью животного или человека[10].



Изображение

Варрон[11], взгляды которого также разделяет Августин, считал, что, гидромантия, то есть леканомантия с водой, осуществлялась посредством призывания бесов, а «некромантией» эта практика стала назваться тогда, когда вместо воды стала использоваться кровь, которая и привлекала призраки умерших[12]. Одно из заклинаний в греческом магическом папирусе, озаглавленное как «леканомантия для непосредственного видения совместно с некромантией (некюагог, nekuagoge)», также обращается к различным видам сил, применяя разные типы жидкостей, для наполнения бронзового сосуда. Считается, что дождевая вода, так как она изливается с неба, призывает небесных богов, а родниковая вода, вытекающая из глубин земли – обитающих под землёй духов (умерших). Согласно этому папирусу, необходимо налить в сосуд для предсказания зелёного оливкового масла и держать его (сосуд) между колен, читая написанные заклинания. Привлечённый посредством воли вопрошающего бог или дух, даёт ответы через блики, которые отбрасывает полированная внутренняя поверхность чаши, а также, вероятно, через фигуры, возникающие на поверхности налитого в неё масла. Затем (по окончании операции) следует произнести заклинание, которое изгоняет привлечённого бога или духа.

Демотические магические папирусы содержат целый ряд рецептов леканомантии. Особо интересны заклинания, позволяющие человеку обратиться к богу, духу утопленника, или покойнику. Используемые для предсказания масло и чаша должны быть новыми, стенки чаши – полированными до блеска. Этот акт должен совершаться мальчиками-медиумами, которые не имели сексуальной связи с женщиной[13]. Варрон писал (строка 160), что ход войны Митридата[14] был предсказан в городе Тралл[15] мальчиком-медиумом, который смотрел на отражение статуэтки Гермеса в чаше с водой. Разве Гермес сопроводит призраков в воду?[16]

Плиний упоминает о некоем «удерживающем камне» (synochitis), который используют маги, чтобы удержать вызванных призраков. Он связывает это с ananc(h)itis, «принуждающим камнем», который имеет силу призывать божества при операциях гидромантии. Намного позднее, Исидор Севильский[17] (VII в.) писал, что anancitis использовался в некромантии (necromantia) для вызова образов демонов (daemonum imagines). Дамигерон[18] (рукопись I в.?) говорит о lapis-diadochos, камне, похожем на берилл. Он использовался в гидромантии и позволял вызывать духов (umbrae), за исключением, однако, духов умерших, потому что этот камень противостоит им. Вероятно, способствующие некромантии камни активно использовались в леканомантии. Было в порядке вещей в предсказаниях класть блестящие металлы или камни в сосуд с жидкостью для усиления бликов. Это явление отчасти объясняет использование камней ведьмой Эрихто при приготовлении кровавого варева[19].

Христианский апологет Ипполит[20] заявляет, что языческая леканомантия – трюк для доверчивых. Чашу со стеклянным дном помещают над отверстием в платформе. Помощники мага, облачившись в соответствующие костюмы и находясь под чашей, исполняют роль богов и демонов, в том числе, без сомнения, призраков. Разоблачает он и трюк язычников с говорящим черепом (см. следующую главу), демонстрируя враждебную изобретательность, к которой прибегают язычники, чтобы ввести людей в заблуждение. Было бы отрадно, если бы мы могли принять как верное предположение, высказанное Ипполитом о том, что язычник, заглянув в чашу для леканомантии, увидел бы ожидаемое, однако она устроена таким образом, что он не может увидеть её дна или своего отражения в ней[21].

Греки и римляне приписывали изобретение леканомантии, в том числе, возможно, и её некромантического варианта, персам. Посидоний[22] (II в. до н. э.) и Страбон[23] считали, что у персов были маги, некроманты (nekuomanteis), леканоманты и гидроманты, и, кажется, связали эти термины воедино. По Варрону персы изобрели гидромантию и возможно «некромантию», также на это указывают и Пифагор и Нума[24], римский император. Происхождение их якобы отражено в мифе, повествующем о том, как Нума женился на водной нимфе Эгерии. Плиний сообщает, что маги общались с богами посредством чаш, светильников и других инструментов. Всё это было частью эллинистического знания Останиса[25][26].

В лихномантии гадают с помощью изображений и форм, получаемых из пламени лампы. Смысл её, как и в леканомантии, заключается в появления богов или призраков[27]. Ярчайший пример появления призрака в лихномантии описан в Демотических магических папирусах, хотя на самом деле он является сочетанием леканомантии и лихномантии. Для вызова при «вопрошании сосуда Хонсу», в первую очередь, нужно потребовать от львиноголового бога Маахеса[28] привести души мёртвых из загробного мира к устью сосуда, содержащего воду и масло. В этот сосуд сморит непорочный мальчик, который сидит, склонившись над чашей, в то время как вопрошающий стоит над ним, возложив свои руки на его голову. Если вопрошающий хочет провести ритуал самостоятельно, он должен натереть свои глаза волшебной мазью для искажения зрения. Дальше вопрошающий приказывает умершим, в целом, и утонувшим, в частности, проявиться в пламени лампы. Мерцание от лампы, несомненно, усиливает визуальные эффекты в чаше. Цираниды[29] подтверждают леканомантическо-лихномантическую составляющую некромантии. Специфика названий в том, что nekua и nekudia имели отношение к растению коровяку (phlomos)[30], который использовался в леканомантических практиках некромантии, но также это растение могло использоваться при изготовлении светильника-фитиля (см. главу 11 о коровяке). Ещё один рецепт, содержащийся в том же демотическом папирусе, разрешает мальчику-медиуму, чтобы увидеть Великого Бога, проявляющегося в пламени светильника, просить подземный мир, что говорит о том, что призраков можно увидеть в нём, также хорошо, как и богов[31].

В греческой традиции рецепты леканомантии переплетены с некромантией. В одном из них светильник устанавливается на (очищенную от плоти?) голову волка, вызываются хтонические демоны, и открывается ад. Возливаются вино, мёд, молоко и дождевая вода, а также подносятся хлебные лепёшки. Появляется демон, возможно, дух мёртвого (nekudaimÖn), и может пророчествовать, насылать сны и болезни. Гася пламя, его изгоняют. Ещё один рецепт получения пророчества через мальчика-медиума приводит Аполлоний[32]. Ритуал должен быть исполнен в ночное время. В жертву богу, если он появится, должна быть принесена значительная часть туши чёрного барана. Если же он отказывается появляться, необходимо завернуть в папирус фигуру Ацефала[33], «безголового Бога», затем обернуть их куском ткани, взятым от одежды человека, погибшего в результате насилия и выбросить свёрток в печь бани (бани традиционно часто использовались, так как вода в них подавалась из подземных источников). В другом рецепте, можно бросить одежду погибшего в результате насилия человека в само пламя. Ещё один рецепт обращения к лампе для наведения сна от Беса[34] предлагает использовать в качестве аналога безголового Бога обезглавленный труп, помещённый в гроб[35]. Отголоском практики некромантической лихномантии в ранней греческой культуре, возможно, является присутствие ламп в историях о приведениях. Афинодор из Афин, описанный Плинием (младшим)[36] ждал, когда призрак появится в его доме с привидениями во время бдения, читая под лампой. Когда призрак материализовался, он последовал за ним, прихватив лампу с собой. Зажегши светильник в спальне, Периандр[37] узнал, что его тайная любовница была его матерью; когда он вскочил, чтобы убить её, появилось привидение и остановило его руку. Лампа зажжённая и погашенная играет ключевую роль в истории о Клионике[38], предзнаменуя её смерть и становление призраком[39].

Катоптромантией (Catoptromancy) называли гадание с помощью сверкающих или искажающих отражение зеркал. Впервые у греков она была описана Аристофаном, чей Ламах, глядя на свое отражение на отполированном и смазанном бронзовом щите Дикеополиса, “увидел” старика, который будет обвинен в трусости[40]. Намного позже, сведения о том, что Апулей совершал катоптромантию, имели место, как это представляется в случае с дощечками для врагов, утверждавших, что он был магом[41]. Литературные свидетельства связывают катоптромантию с некромантией в трёх контекстах. В первом случае, Павсаний[42] рассказал, что в Патрах[43] зеркало спустили на верёвке в весеннем священном саду Деметры таким образом, что вода текла по его поверхности, немного покрывая её. Когда зеркало вынули из воды, в нём высматривали образ больного человека, живого или мёртвого, что означало предсказание смерти или выздоровления. Возможно, это контакт с призраками подземных вод, а не отражение образов живых, если ответ относительно живого получали от мёртвых, это связало бы данный обычай с некромантией. Павсаний сравнивает эту практику с оракулом Аполлона в Ликии, где надо было смотреть в родник, чтобы увидеть всё, что захочется[44]. Во втором случае император Дидий Юлиан[45], который говорил, что убивал мальчиков для ритуала предсказания и держал у себя магов, выполняющих катоптромантию при помощи мальчиков-медиумов. Сначала они завязывали мальчику глаза, а затем, предположительно, сняв повязку, заставляли смотреть его в зеркало. Одновременно они произносили заклинания над его головой[46]. И, наконец, третье упоминание некромантической катоптромантии лежит в основе малопонятного правила пифагорейской «зеркальной игры», в которой он делал записи кровью на зеркале, затем помещал его таким образом, чтобы поверхность отражала полную Луну, после чего письмена читал его помощник[47]. Как мы уже видели, вполне возможно, что одна из некромантических сцен кумского[48] художника представляет женщину-некроманта, глядящую на призрака в зеркале (рис. 10 часть 5).

***

Мальчики-медиумы, не познавшие женщину, часто использовались в этой разновидности некромантической прорицания. По всей видимости, они обычно находились в гипнотическом трансе, а маг произносил заклинания, стоя над ними (над их головой), в то время как они сосредотачивались на сверкающих узорах в жидкостях, пламени или отблесках в зеркалах и находились под действием успокаивающих ароматов курений. Один из рецептов лихномантии свидетельствует о том, что мальчик-медиум находится в трансовом состоянии. Ассоциация «неосквернённого» мальчика с некромантией в более общем виде встречается у Иустина-мученика: «В самом деле, пусть даже некромантия и предсказания посредством неоскверненных мальчиков, и вызывания душ человеческих, и так называемые у магов наводители снов и гении-хранители, со всеми действиями людей, занимающихся этим – пусть убедят вас, что души и по смерти сохраняют чувство[49]»[50].

Апулей как пифагореец-платоник объясняет феномен мальчика-медиума. Такие мальчики имели чистую (простую) душу, то есть не привязанную к плотским утехам (например, сексуальным), которая легче может отделиться от тела через состояние сна (которое подобно смерти), увеличивая, таким образом, его способность восприятия. Без сомнения, подобная рационализация лежит в основе рассказа Клеарха[51] о выходе души из мальчика, прежде чем об этом было сказано у ученика Платона Аристотеля. Возможно, именно поэтому Сократ в диалоге Платона «Менон» использовал мальчика, чтобы продемонстрировать способность души воспринимать вещи за пределами физического опыта своего тела. Пифагореец Публий Нигидий Фигул[52] нашёл украденные деньги, произнося заклинания над мальчиками, предположительно, исторгая из них души и отправляя их на поиски, либо чтобы они просили об этом духов. Такое понятие сродства души мальчика-медиума и призрака было найдено в рецепте среди греческих магических папирусов, где вызывающий давал указания лежащему на земле мальчику-медиуму и поизносил заклинания, обращаясь к обитателям подземного мира (среди прочих), после чего к нему явился темнокожий мальчик (melanchroun), вероятно, призрак[53].

Требование непорочности мальчика-медиума имеет и другую цель. Некоторые из рецептов греческих магических папирусов свидетельствуют, что раньше эти мальчики не должны были использоваться в качестве медиумов[54]. Апулей был обвинён в гадании при помощи мальчика-медиумом. Предположительно, у мальчика в процессе получения предсказаний случился коллапс и он не помнил, кем был, когда пришёл в себя. Защита Апулея отмечала, что такие мальчики должны были быть непорочными в том смысле, что обладать совершенным телом, быть здоровыми, красивыми и красноречивыми. Мальчик же, у которого случился припадок, был болен эпилепсией. Потребность в «чистых» мальчиках для медиумизма удобно совпала с педерастическими вкусами древности. Такой вывод может быть сделан из требований, предъявляемых к мальчикам, которые должны быть красивым и обладать совершенным телом, и что они не должны иметь связей с женщинами (это требование, также относится к юности мальчика и его желанию гетеросексуальной социализации). К такому выводу о физической близости между магом и мальчиком во время этих обрядов, пришли обвинители Апулея, в качестве доказательства они приводят любовные стихи о мальчиках, которые он употреблял в своих ритуалах[55]. Сведений об использовании девочек-медиумов, чревовещательниц, в операциях некромантии, немного, это является, скорее исключением. Но в некромантии Стация[56], девственная дочь слепого Тирезия – Манто являлась сильным медиумом для своего отца, вызывая для него призраков, поскольку она могла их видеть, а он нет[57].

Считалось также, что некромантическое действие можно было бы выполнить с гаруспикической[58] (hicroscopic) жертвой мальчика (в отличие от сожжения жертв животных в традиционных эвокациях)[59]. Цицерон[60] обвинил Ватиния[61] в вызове духов с принесением в жертву мёртвым внутренностей мальчиков. Также, мы не знаем и о возрасте убитых Нероном[62] людей для гаданий, которые он проводил под руководством Трдата[63] и других магов, но, возможно, это тоже были мальчики. Симон Волхв[64] превращал воздух в воду, воду в кровь, и кровь в плоть для создания чистого мальчика, которого он потом убил бы для ритуала некромантии (necromantia). Он говорил, что не боится мести от его призрака, потому что мёртвые знают меры наказания, которые можно было бы получить за грехи в загробной жизни и стремятся не увеличивать их. Аполлоний Тианский был обвинён Домицианом[65] в попытке предугадать будущее на внутренностях мальчиков с целью оказания помощи преемнику Нервы[66]. Он якобы ночью разрезал свободного и красивого аркадийского мальчика, несмотря на его мольбы, съел некоторые из его внутренностей, обмакнул руки в его кровь и попросил богов раскрыть правду. Отрицая обвинение, Аполлоний цинично заявил, что делал это во сне, и стоит относиться с иронией к тому, что можно было бы испытать пророчество во сне после того, как мальчик стал жертвой. По некоторым данным, возлюбленный Адриана[67] красивый юноша Антиной[68], который добровольно стал жертвой, для того, чтобы император смог провести ритуал некромантии, как объясняет Дион[69], необходимо было, чтобы жертва была именно добровольной (hekesiou psuches). В обоих случаях присутствует гомосексуальный подтекст. Ювенал[70], пишущий о Траяне[71], сообщает об армянском или коммагенянском прорицателе (гаруспике), который исследует внутренности мальчика, когда жертвы курицы или щенка дают неясные прогнозы. Элагабал[72] тоже якобы исследовал внутренности красивых мальчиков. Иоанн Златоуст[73] и Григорий Нисский[74] также связывали некромантию с принесением в жертву мальчиков, а последний с принесением и девушек тоже[75]. Иногда отдавалось предпочтение и маленьким детям. Согласно Лукану, знаменитая некромантка Эрихто вырывала плод из чрева матери и возлагала на алтарь, чтобы привлечь жестоких призраков и приносила в жертву духам преисподней головы и внутренности младенцев, вскрывала грудные клетки и использовала человеческие потроха. Император Максенций[76], якобы, вспарывал животы беременным женщинам, исследовал нутро новорожденных, и вызывал демонов во время магических ритуалов. Во времена Юлиана[77] (правившего в 361–363 н.э.), как утверждалось, язычники приносили в жертву чистых младенцев, как мужского, так и женского пола, исследовали их внутренности и пробовали их плоть. Афанасий[78], епископ Александрийский, был обвинён в участии в этом. Во время власти императора Валента, трибуна Полентиана, вырезали плод из чрева живой женщины, чтобы проконсультироваться с призраками о смене императора. Евсевий[79] также знал некроманта, который иногда брал плод из матки и осматривал внутренности новорождённых. Колдуны, которые извлекали зародыши из утроб, возможно, положили начало развитию тайных абортов[80].

Практика гадания по внутренностям героскопия (hieroscopy), выполнявшая те же функции, что и некромантия, основывалась на убеждении в том, что уходящая душа принесённого в жертву существа, отвечая на задаваемый вопрос, оставляла видимые знаки в его внутренностях. Вопрос о том, чьи души (человека или животного) при такой практике более точны и правдивы, вероятно, являлся спорным. Когда Порфирий[81] пропагандировал вегетарианство, он утверждал, что человеческие внутренности, как принадлежащие самому высшему животному, лучше подходят для пророчества. Во время защиты Аполлония от предъявленного ему обвинения в том, что он разрезал мальчика для гадания, он утверждал наоборот, что внутренности животного лучше бы подошли для этой парактики. Страх, который испытывают человеческие души в связи со скорой смертью входит с большой силой во внутренности, и их гнев заливает ту часть печени, по которой делается предсказание, желчью. Из за этого чрезмерно энергичных животных, таких как петухи, свиньи и быки, следует применять в героскопии с осторожностью. Некоторые школы считали, что можно было бы использовать предсказывающие души принесённых в жертву существ, «подселяя (внедряя)» их в собственное тело, употребляя для этого основные внутренности их тел. Анонимный египетский жрец думал, что можно получить дар пророчества, поедая сердца гусей, кротов или ястребов. Плиний говорит, что маги так же получали самую высокую мудрость от употребления в пищу внутренностей крота. Сердце крота, съеденное свежим и ещё бьющимся, даёт возможность увидеть, чем обернется дело (заглянуть в будущее). Крот особенно хорош тем, объясняет он, что всегда слеп, живёт в темноте, и, следовательно, принадлежит земле[82]. Подобный набор понятий лежит в основе изготовления приворотного зелья ведьмами Канидией и Саганой, и их коллегами. Как мы видели, они брали мальчика, закапывали его по горло в своём доме так, чтобы он умирал от голода, чувствуя доносящийся запах вкусной еды, которая была бы для него недоступна. Стремление, которое испытывает его душа, в момент смерти наполнит его печень и костный мозг, которые затем будут использованы в качестве основы для любовного напитка, вызывающего любовное томление и эротическое желание к тому, кто его применил[83]. Учитывая, что Эрихто пожирала внутренности, любопытно, что согласно описанию Лукана, она совершенно ничего не знала об этом, но цель этого описания, несомненно состоит в том, чтобы создать отвратительный образ, описывая ужасные некромантические гадания ведьмы, противопоставляемый нормативным (благочестивым) прорицательным техникам с обычным принесением в жертву животных[84].

Идея о том, что необходимо принести в жертву мальчика, чтобы использовать его душу в некромантическом ритуале, могла выразиться в загадочных обстоятельствах смерти Эльпенора[85] в доме Кирки (Цирцеи), которая произошла перед её беседой с Одиссеем, в которой она наставляла его о том, как провести ритуал некромантии. Эльпенор был самым молодым членом команды Одиссея, его изображение в виде безобородого юноши мы видим на вазе на рис. 8. Благодаря его смерти и отражению этого в Энеиде, смери Палинура и Мисена, Сервий[86] экстраполирует, что «вызывание призраков (sciomantia) не может проходить без убийства (occisione) человека»[87].

Когда Цицерон говорит, что Ватиний принёс в жертву внутренности мальчиков для призрака/призраков (manes), и Аммиан[88] сообщает, что Поллентиан (Pollentianus) вырвал плод, чтобы посоветоваться с призраками (manibus), не стоит думать, что они считали жертву необходимым компонентом общения с духом, эта жертва является подношением тем духам, с которыми они будут потом общаться (а не самим духом, который изготавливается для общения). Таким образом, жертва выполняет роль аналогичную той, что выполнила Поликсена, вскрывшая свою грудь мечом на могиле Ахилла и Гекуба (в трагедии «Троянки» – прим. переводчика) Еврипида. Как мы смогли увидеть, в традиционном ритуале, овечья кровь иногда может быть использована в качестве заменителя человеческой крови[89].

Убеждение в том, что мальчики использовались в качестве жертвы в некромантии, может быть элементом более широкого убеждения, что колдуны и маги похищали их для своей работы. Канидия и Сагана, убившие и разделавшие мальчика, противостояние Святого Петра (с Симоном Волхвом – прим. переводчика) совершили переворот в общественном мнении и способствовали утверждению христианства. В известной латинской эпитафии (приблизительно 20-е годы н.э.) оплакивается смерть четырёхлетнего Юкунда, мальчика, бывшего рабом Ливиллы[90], после того, как его вырвали у ведьмы[91]. Ведьмы у Петрония (Petronius) прибегают к сложным ухищрениям, чтобы похитить (уже мёртвое) тело мальчика из хорошо охраняемого дома. Призраки мёртвых детей и младенцев идеально подходили для всех видов магии, так как «умерли до своего времени» (aoroi), так и «убитые в результате насилия» (biai-athanatoi), что предпочтительнее. Но, вероятно, корни убеждения в том, что в некромантии применяли мальчиков-жертв кроются в использовании «невинных» мальчиков в качестве медиумов.

На то, что целенаправленное убийство (взрослых), возможно, предшествовало некоторым некромантическим воскрешениям (оживлениям трупов), намекают некоторые квази-некромантические эпизоды. В «Метаморфозах» Овидия Медея убивает Ясона, вскрыв мечом его грудь и слив всю кровь, при подготовке к магическому ритуалу омоложения-воскрешения. У Апулея Мерое убивает Сократа, даже вытаскивая его сердце, прежде чем реанимировать его с помощью губки и заклинания [92].

Перевод © Орден Хранителей Смерти, апрель, 2016г.

[1] Скраинг (скрайинг, от англ. «scry» – предсказать, смотреть) – условное собирательное название техник предсказывания будущего, основанных на пристальном смотрении в отражающую поверхность (прим. переводчика).

[2] Леканомантия – разновидность гадания, получения информации от духа, демона, бога, при помощи всматривания в блестящие поверхности – чаши или шары для предсказаний (прим. переводчика).

[3] Лихномантия – разновидность гадания, получения информации от духа, демона, бога, при помощи гадательной лампы (прим. переводчика).

[4] Августин Блаженный Аврелий (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis, род. 354 г., ум. 430 г.) – христианский теолог и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года). Один из Отцов христианской церкви (прим. переводчика).

[5] Ахерон – в греческой мифологии – река горя, одна из пяти рек подземного мира. Упоминается в поэмах Гомэра и Вергилия. Суда (средневековая энциклопедия) описывает Ахерон как место исцеления и очищения людей от грехов, а не место наказания. Согласно более поздней мифологии, Ахерон – сын Гелиоса и Деметры, превращённый Зевсом в реку за то, что подал титанам напиток во время их состезания (прим. переводчика).

[6] Авернус – вулканический кратер близ Кум (Италия). Др. греки считали, что там располагается вход в подземный мир (об этом говорится, например, в Энеиде Вергилия). Все птицы, пролетавшие над кратером, погибали от токсичных испарений, исходящих из него. Avernus (множественное число averni) также называли некоторые озёра, гроты, и в др. места, над которыми поднимаются ядовитые испарения (прим. переводчика).

[7] Секст Проперций (лат. Sextus Propertius, род. ок. 50-45 г. до н.э., ум. после 15 г. до н. э.) — латинский поэт (прим. переводчика).

[8] Клавдий Фессала из Тралл (ок. 70-95 г. н.э.) – известный римский врач придворный лекарь и советник императора Нерона (прим. переводчика)

[9] Иоанн Цец (Цеца, Цецес) (род. ок. 1110, ум. около 1180) – византийский филолог, комментатор античных авторов. (прим. переводчика).

[10] Августин О граде Божием 7.35; св. Исидор Севильский Этимология 8.19.13. Пропертий (Propertius) 4.1.106, с важной дискуссией Тапета (Tupet) 1976: 24–25. Фессала из Тралл О свойствах растений. стр. 51–52 Фридрих; Ритнер (Роберт – прим. перев.) (1993: 219) возможно, когда Фессала продолжал беседовать с Асклепием в склепе о леканомантии, но это может быть ошибочно. Tzetzes происходит из Илиады песнь. 11, 5; стих 148, 7. О леканомантии см. в основном Бём (Bohm) 1916; Ганшиниц (Ganschinictz) 1925; и Хопфнер (Hopfner) 1921–24, 2: 387 458; а также Граф (Graf) 1999: 284–89.

[11] Марк Теренций Варрон (лат. Marcus Terentius Varro; род. 116, ум. 27 гг. до н. э.) – римский учёный-энциклопедист и писатель. (прим. переводчика).

[12] Варрон приписывает это мнение также Исидору Севильскому. Этимология 8.9.11.

[13] PGM IV. 154-285. PDM XIV. 1 92; строки также 851-55 (с растительным маслом и духами) т 1110-29 (с “отражением” богов); я опираюсь здесь на перевод Джонсона в Betz 1992.

[14] Митридат VI Евпатор (род. 132 до н. э., ум. 63 до н. э.) – царь Понта, правивший в 120–63 годы до н. э. Третья Митридатова война (74–63 годы до н. э.) – военный конфликт между Римской Республикой и Понтийским царством (прим. переводчика).

[15] Тралл (Tralleis, также Tralles; греч. Τράλλεις) ) — античный город в Лидии, Малая Азия. В настоящее время город Айдън (Турция) (прим. переводчика).

[16] Варрон приводит Апулея Апология 42; см. Ганшиниц (Ganschinictz) 1925: 1883.

[17] Исидор Севильский (род. ок. 560, ум. 636) – архиепископ Севильи в вестготской Испании, последний латинский отец Церкви (прим. переводчика).

[18] Дамигерон – книга о камнях.

[19] Плиний Естественная история 37.192 (см. главу 11). Исидор Севильский Этимология 16.14. Дамигерон (Damigeron) De lapidibus (О камнях) 5. Драгоценные камни в жидкости: Bohm 1916: 84; Hopfner 1921-24, 2: 397-99 и 587; Delatte 1932: 140-42; и Collard 1949: 122. Эрихто: Лукиан Фарсалия (Pharsalia) 6.676; ссылка Вольпильяка (Volpilhac) 1978: 279 о лунной жидкости Эрихто (6.669) которую он определил как надуманную.

[20] Святой Ипполит Римский (род. ок. 170, ум. ок. 235) – один из самых плодовитых раннехристианских авторов, мученик, первый антипапа (217/218 — 235) (прим. переводчика).

[21] Ипполит Опровержения 4.35; Буше-Леклерк 1879 82, 1: 339.

[22] Посидоний (род. 139/135 до н. э., ум. 51/50 до н. э.) – древнегреческий философ-стоик, историк, географ, астроном (прим. переводчика).

[23] Страбон (род. ок. 64/63 до н. э., ум. ок. 23/24 н. э.) – древнегреческий историк и географ (прим. переводчика).

[24] Нума Помпилий – полулегендарный второй царь Древнего Рима. Правил с 715 по 673/672 г. до н. э. Ему приписывается упорядочение календаря, учреждение жреческих и ремесленных коллегий, религиозных культов и празднеств Агоналий (прим. переводчика).

[25] Ostanes (от греч. Ὀστάνης), — псевдоним, который (так же, как и имена Зороастра и Гистаспа) использовали несколько анонимных авторов греческих и латинских работ, начиная с эллинистического периода. Зороастр считался изобретателем астрологии, Гистасп был своеобразным пророком апокалипсиса, Останиса представляли могущественным и знаменитым магом и колдуном (прим. переводчика).

[26] Посидоний (Posidonius) FI33 Страбон C762. Плиний Естественная история 28.104 (включая Варрона); Hopfner 1921-24,2: 388 89. Ostanes знания: Bidez and Cumont 1938,1: 168-207, в особенности, 184, и 2: 267, 287; см. Ganscliimctz 1925: 1879-80.

[27] О лихномантии в основном, см. Hopfner 1921 -24, 2: 345-82; о тенях, см. PDM XIV. 150-231.

[28] Маахес (также Михос, Мисис, Мэйхес и Махес) – львиноголовый бог войны в древнеегипетской мифологии. Имя означает «тот, кто правдив рядом с ней». Маахеса считали сыном богини-кошки (Баст в Нижнем Египте или Сехмет в Верхнем Египте), чьи повадки он унаследовал. Кроме войны ассоциировался с погодой, цветами лотоса, в то же время был пожирателем пленных. Маахеса часто изображали с ножами в обеих руках (прим. переводчика).

[29] Цираниды – алхимическе книги, содержащие, в основном, рецепты от различных заболеваний. Их авторство приписывается легендарному персидскому царю Цирану, вероятно, никогда не существовавшему (прим. переводчика).

[30] Зопник – род многолетних растений семейства яснотковые (Lamiaceae) (прим. переводчика).

[31] PDM XIV.239-95 (Маахес; также 395-427, 528-63, 750-51,805-50, и 1078-89) и PDM XIV.489-515 (Великий Бог). Леканомантия, лихномантия и мальчики-медиумы (почему бы нет, особенно в некромантии) также в сочетании с греческими рецептами в PGM V.1-53. Цираниды 1.13.1 Kaimakis; cf. Ganschinietz 1925, 1884; Collard 1949: 122. О видениях в пламени см. также PGM IV.930-1114 и PDM XIV. 117-49 и 516-27. У Апулея Метаморфозы 2.11, ведьма Памфилия предсказывает дождь, глядя в пламя лампы (cf.3.21).

[32] Аполлоний Тианский (род. 1 год н. э., ум. 98 год н. э.) – философ-неопифагореец (прим. переводчика).

[33] Ацефал (от греч. ἀκέφαλος, обезглавленный) (прим. переводчика).

[34] Бес (Bes) – бог, который был популярен среди простого народа Египта (бытовой бог). Скорее всего, он был заимствован египтянами у какого-то другого народа (доподлинно не известно у какого). Бес покровительствовал занятости, радости, музыке и танцу. Изображался в виде карлика с короткими ногами, большой головой и бородой (прим. переводчика).

[35] Голова волка; PGM I.262-347; о лампе, насылающей сновидения, см. также PGM IV.3172-3208, VII.250-59, XXIIb.32-35; PDM lxi.63-78, и PDM suppl. 28-40; см. Эйтрем 1991: 176-77 и 180-81. Ацефал: PGM II.1-64; о банных призраках см. Главу 5. Клубы в пламени: PGM II.64-184; cf. Merkelbach and Totti: 1990-: 35-64. Бес: PGM VII.222-49, cf. PGM CII.

[36] Гай Плиний Цецилий Секунд (род. ок. 61, ум.113) – древнеримский политический деятель и писатель, адвокат. Описал историю с явлением призрака философу Афинадору в письме своему патрону Люцию Саре. Из-за бедности Афинадор снял дом, который пользовался дурной славой. Ночью к нему явился призрак, закованный в цепи. Когда Афинадор пошёл за призраком, тот привёл его в сад и указал место своего захоронения. После того, как останки были извлечены из земли и погребены должным образом, появление приведений в доме прекратилось (прим. переводчика).

[37] Периандр – второй коринфский тиран. Сын Кипсела и Кратеи. В 627 до н. э. унаследовал власть от отца Кипсела, ум. 587 г. до н.э. (прим. переводчика).

[38] Плутарх рассказывает, что правитель Спарты Павсаний (V в. до н. э.) с низким умыслом приказал привести к себе некую девушку, по имени Клеоника, дочь знатных родителей. Придя к нему ночью в опочивальню, девушка неосторожно опрокинула светильник. Павсаний, испугавшись, заколол её кинжалом. С тех пор Клеоника не давала Павсанию покоя, являясь к нему по ночам в виде призрака (прим. переводчика).

[39] Плиний Письма 7.27 (Афинодоус); Партений (Parthenius) Эротика Патемата (Erotica Pathemata) 17 (Периандр); см. Главу 5; Плутарх Кимон (Cimon) 6 и Павсаний 3.17.7-9 (Клеоника). Об ассоциации между призраками и лампами см. Фелтона (Felton 1999): 14, 55, 70, и 85.

[40] Комедия Аристофана Ахарняне (прим. переводчика).

[41] Вероятно, имеется ввиду фрагмент «Апологии» Апулея: «И вот, из разрезанных на кусочки и собранных затем в одну плотную массу дощечек ему удалось создать маленького Меркурия» (прим. переводчика).

[42] Павсаний – древнегреческий писатель и географ II века, автор своего рода античного путеводителя «Описание Эллады». (прим. переводчика)

[43] Патры – город в Греции, на северо-западной оконечности Пелопоннеса, на берегу залива Патраикос. (прим. переводчика).

[44] Аристофан Ахарняне 1/24-28 Павсаний 7 21.5. Апулей Апология 13-16 (с Abt 1908 и Hunink 1997: ad loc.). О некромантии, см. Хофнер (Horfner) 1921-24, 2: 387-38 и 455; Delatte 1932: 133-28 и, в основном, Маккарти (McCarty), 1985.

[45] Дидий Юлиан (полное имя – Марк Дидий Сальвий Юлиан Север, род. 133 г., ум.193г.) – римский император с 28 марта по 1 июня 193г. (прим. переводчика).

[46] Дион Кассий (Dio Cassius) 74.16 (убийство мальчиков); Дидий Юлиан Спартанский (Spartianus Didius Julianus) (SHA) 7 (катоптромантия); Буше-Леклерк 1879-82, I:340; Хофнер 1921-24, 2:456; и Делатте (Delatte) 1932: 139-41.

[47] Схоласт Аристофан Облака 752 и Suda s.v. Thetalle ginё Делатте (Delatte) 1932: 149.

[48] Имеется ввиду оракул Аполлона в Кумах – греческой колонии, расположенной недалеко от Неаполя, Италия. (прим. переводчика).

[49] Цит. по Иустин. Творения. Апология I. представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому. 1:18. (прим. переводчика).

[50] О роли запахов, см. Апулей Апология 42. О мальчиках медиумах, см., в основном, Abt 1908: 160-65; Хофнер 1926; и Lowe 1929: 36-39. О трансах: PG.WII.540 78 (kataspasthhenai). Иустин Мученик. Апологии 1.18; cf. Cumont 1949: 106.

[51] Клеарх (род. 409, ум. 352 гг. до н. э.) – древнегреческий философ и тиран Гераклеи Понтийской в 363–352 гг. до н. э Ученик Платона (прим. переводчика).

[52] Ок. 98 г. до н. э. – 45 г. до н. э. – римский философ, представитель неопифагореизма. (прим. переводчика)

[53] Апулей Апология 42 (также о Нигидии (Nigidius)); ClEarchus F7 Wehrli; Plato Meno passim. Темнокожий мальчик: PGM VII.348-58.

[54] E.g., PGM VII. 540-78 and 664-85.

[55] Апулей Апология 9-15 (гомосексуальные стихи) и 42 46 (Thallus.); cf. Hunink 1997; местами.; и в особенности Abt 1908: 160-5. Но мы изучаем в основном, e.g., Лукиан Любители лжи или Невер 16 о том, что лечение эпилептиков было частью магической традиции Софроний (Sophronius), епископ Телии (Telia) в V в. н.э., раздевали мальчика-медиума для проведения леканомантии согласно Ассирийской записи у Luck 1999: 155. О гомосексулизме, см., в частности, Dover 1978 and Buffiere 1980.В греческих и демотических папирусах мальчики лучшие медиумы, в отличие от девочек paides (которые в теории могли означать общий пол у детей) на это указывает и тот факт, что зачастую дополнительно предусмотрено, что используют ребенка, не познавшего женщину (e.g., PDM XIV. 1-92). Апулей утверждает использование душ мальчиков для медиумической работы, обращаясь к Платоновским представлениям о душах мальчиков (cf. his Meno); способности душ девочек философа интересуют мало.

[56] Публий Папиний Стаций (40-е гг. – ок. 96) – латинский поэт. (прим. переводчика)

[57] Стаций. Фиваида. 4.519-79.

[58] Гаруспик (лат. haruspex, от hirae (этрусск. harus) – кишки, внутренности и лат. specio – наблюдаю) – жрец в Древней Этрурии, позже – в Древнем Риме, гадавший по внутренностям жертвенных животных, особенно часто по печени (прим. переводчика).

[59] Об иероскопии и холокостах (hieroscopy and holocausts), см. Ван Стратен (Van .Straten) 1995: 156-58/ Об общем применении человеческих жертвоприношений в Греции (были ли вообще), см. Hughes 1991.

[60] Марк Туллий Цицерон (род. 106 г., ум. 43 г. до н. э.) – древнеримский политический деятель, оратор и философ (прим. переводчика).

[61] Публий Ватиний – римский консул 47 года до н. э. (прим. переводчика).

[62] Нерон Клавдий Цезарь Август Германик (род. 37, ум. 68), – римский император (прим. переводчика).

[63] Трдат I или Тиридат I – царь Великой Армении в 62–88 гг. В 66 г. коронован Нероном (прим. переводчика).

[64] Симон Волхв – современник апостолов, по преданию, основатель существовавшей до III в. гностической секты симониан, или еленгиан (по имени его спутницы Елены). По мнению некоторых древних христианских писателей (Иустин, Ириней, Ипполит, Тертуллиан и пр.), Симон Волхв был родоначальником гностицизма и всех ересей в церкви (прим. переводчика).

[65] Тит Флавий Домициан – последний римский император из династии Флавиев, правивший в 81–96 гг (прим. переводчика).

[66] Марк Кокцей Нерва – римский император, правивший в 96–98 гг. (прим. переводчика).

[67] Публий Элий Траян Адриан, (род. 76г., ум. 138г.) – римский император в 117–138гг. (прим. переводчика).

[68] Антиной (род. ок. 111г., ум. 130г.) – греческий юноша, фаворит и постоянный спутник римского императора Адриана, обожествлённый после смерти. Погиб в Ниле при невыясненных обстоятельствах – в качестве возможной причины называли самоубийство, ритуальную жертву, убийство и несчастный случай. В Египте Антиноя отождествляли с Осирисом, который также погиб в Ниле, а затем воскрес, даровав земле новую жизнь и плодородие (прим. переводчика).

[69] Люциус Дион Кассий (155 – 235) – историк Рима греческого происхождения (прим. переводчика).

[70] Децим Юний Ювенал (род. ок. 60, ум. ок.127) – римский поэт-сатирик (прим. переводчика).

[71] Марк Ульпий Нерва Траян – римский император, правивший в 98–117 гг. Известен своими обширными завоеваниями. При нём территория Римской империи достигла максимальных размеров (прим. переводчика).

[72] Марк Авре́лий Антони́н Гелиогаба́л или Элагаба́л – римский император, правивший в 218–222 гг. (прим. переводчика).

[73] Иоанн Златоуст (род. ок. 347, ум. 407) – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей (прим. переводчика).

[74] Григорий Нисский (род. ок. 335, ум. 394) – христианский богослов и философ, епископ г. Ниссы, святой, отец и учитель Церкви (прим. переводчика).

[75] Цицерон Против Ватиния 14. Нерон: Плиний Естественная история 30.16. Симон Маг (Волхв): [Клемент] Признания 2.13 и 15; Тапет (Tupet) 1986: 2664. Аполлоний: Филострат Жизнь Аполлония Тианского 7.11 и 8.5-7, в особенности, 8.7.12-15. Антиной (Antinous): Дион Кассиус (Dio Cassius) 69.11; Bidez and Cumont 1938, 2: 317-19 предположительно, что, скорее всего, из великих магов Останиса, совершивших самоубийство большинство были пожилыми (Псевдо-Демокрит. Физика и мистика, 2 стр .42,21 Berthelot) сделать так, чтобы призрак стал доступен для некромантии Ювенал (Juvenal) 6.548 52. Элагабал: Лампридий (SHA) Элагабарус (Elagabalus) 8: cf. Annequin 1973: 60 61. St. Иоанн Златоуст Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников 79A. Григорий Нисский (Слова против Юлиана), PC 35, 624.27.

[76] Марк Аврелий Валерий Максенций (род. ок. 278, ум. 312) – римский император 306–312гг. (прим. переводчика).

[77] Флавий Клавдий Юлиан, известный в истории христианства как Юлиан Отступник (род. 331 или 332 г., ум. 363г.) — римский император в 361—363 гг. (прим. переводчика).

[78] Афанасий Великий (род. ок. 295, ум. 373) – один из греческих отцов церкви. (прим. переводчика).

[79] Евсевий Кесарийский (род. ок. 263, ум. 340) — римский историк, отец церковной истории (прим. переводчика).

[80] Эрихто: Лукан (Lucan) Фарсалия (Farsalia) 6.557-60 и 706-11. Максентий (Maxentius): Eusebius История Экклезиаста 8.14 и Жизнь Константина 1.36. Юлиан и Афанасий (Julian and Athanasius): Сократ История Экклезиаста 3.13. Поллентиан (Pollentianus): Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus) 29.2.17; Бурджери (Bourgery) 1928: 307; и Massoneau 1934: 216. Некромантия Евсевия: История Экклезиаста 8.14. О жертвоприношения плода см. Cuinom 1949: 107 и Тапет (Tupet) 1986: 2664. О магических абортах, см. Auberr 1989.

[81] Порфирий (настоящее имя Малх, или Мелех, род. 232/233, ум. 304/306) — философ (представитель неоплатонизма), теоретик музыки, астролог, математик. Ученик Плотина, автор его жизнеописания, издатель его сочинений. Критик христианства (прим. переводчика).

[82] Порфирий Воздержание (Abstinence) 2.51. Филострат Жизнь Аполлона 8.7.15. Египетский жрец: текст Bidez and Cumont 1938, I: 186;cf. Festugiere 1936. Плиний Естественная история 30.19.

[83] Гораций Epodes 5. Не позднее V в. н.э. студенты-законники в Бейруте планировали выпотрошить эфиопского раба-мальчик в цирке в полночь, Джон Фаулон (John Faulon) о Фивах в Египте, можно добиться благосклонности женщины, которая сопротивляется ему: Захарий Схоласт (Zacharius Scholasricus) Жизнь Северуса Антиоха P0 2 стр. 57-59 (в Сирии; я полагаюсь на французский язык); смю Cumont 1945: 137 и 1949: 108; и Bernard 199): 150

[84] Лукан Фарсалия 6.524-26.

[85] Эльпенор – один из воинов Одиссея, самый юный в дружине. При возвращении на Итаку он случайно погиб на острове Эя, упав с плоской крыши дома волшебницы Кирки (Цирцеи). Его призрак не мог обрести покойдо тех пор, пока его тело не будет сожжено на погребальном костре. Одиссей, побывав по совету Кирки в царстве Аида, обещал тени Эльпенора совершить погребальный обряд должным образом (прим. переводчика).

[86] Мавр Сервий Гонорат. Римский грамматик конца IV века. Автор обширных комментариев к «Буколикам», «Георгикам» и «Энеиде» Вергилия. (прим. переводчика).

[87] Эльпенор (Elpenor):см. Рис. X и Глава 9; Крэйн (Crane) I988: 95-96 и Бэлдик (Baldick) 1994: 119 см. Эльпенор как скрытая жертва для консультации с мёртвыми. Сервий (Servius) по Вергилию Энеиды 6.107; Тапет (Tupet) 1986: 2664. Палинарий (Palinurus): Вергилий Энеиды 5.833-71 и 6.337-83. Misenus: 6.149 82.

[88] Аммиан Марцеллин (род. ок. 330г., ум. после 395 г.) – древнеримский историк (прим. переводчика).

[89] Еврипид Гекуба 518 81; Эйтрем (Eitrem) 1928: 7. Овечья кровь в качестве замены, см. Главу 11.

[90] Ливия Юлия, наиболее известна под именем Ливилла (лат. Livilla, «Маленькая Ливия»), (род. ок. 13 г. до н. э., ум. 31 н. э.) – дочь Друза Старшего и Антонии Младшей, племянница Тиберия, родная сестра Клавдия, участница заговора Сеяна (прим. переводчика).

[91] Святой Пётр: Августин О Граде Божием 18.53. Петроний (Petronius) Сатирикон 63. Эпитафия: CIL 4.3 19747; Тапет (Tupet) 1986: 2664. Неясно, был ли магический контекст в принесении в жертву мальчика у Леллиана (Lollianus) Phoinikika фрагмент B1 verso; см. Winkler 1980: 166-67 и 173-74.

[92] Овидий. Метаморфозы. 7.285-93. Апулей. Золотой осёл (метаморфозы). 1.13.17

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость