Некромантия как неотъемлемая часть культуры

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Некромантия как неотъемлемая часть культуры

Непрочитанное сообщение Цила » Пн мар 11, 2019 8:27 am

А. А. Новикова
НЕКРОМАНТИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ


Введение
Тема смерти и умирания, как неотвратимого события, на протяжении
истории остается одной из основных для отдельной личности и всего челове-
чества. Соответственно, связанные с ней религиозные и магические ритуалы,
а также социальные действия в той или иной форме присутствуют в разных
сообществах, составляя неотъемлемую часть культуры. На основании этого
интереса, с развитием представлений о посмертном существовании души и
устройстве загробного мира, в разные исторические эпохи, в различных об-
ществах в той или иной форме предпринимались попытки общения с умер-
шими. В этом обзоре я хочу обратить внимание на практики и приемы (обря-
ды, ритуалы и пр.), созданные человеком для такого общения.
Анализ приемов, применяемых для коммуникации с умершими, я
оставлю за рамками своего обзора, ограничившись лишь общим рассмотре-
нием их примеров, сохранившихся в некоторых из дошедших до нас пись-
менных источниках. Также, хоть и в меньшей степени, будут рассмотрены
некоторые археологические свидетельства, относящихся к дописьменной
эпохе, толкование которых требует особой осторожности.
Основной целью данной работы является привлечение внимания к
весьма интересной, обширной, но по-прежнему плохо исследованной теме
некромантии, и ответ на следующие вопросы:
• где практика некромантии могла возникнуть?
• какие формы она приобретала с течением времени?
• какие формы она принимает в современности?
Отдельное рассмотрение источников и исследований по теме суще-
ственно увеличило бы объем работы, по этой причине я предпочту отослать
читателя к списку литературы в конце данного обзора, а также сноскам, при-
веденным в тексте.
Определение
Для общего обозначения комплекса практик и приемов, направленных
на общение с умершими, будет употребляться термин «некромантия». Он об-
разовался на основе греческого языка1 ок. III в. н. э., и изначально относился
к практикам и приемам общения с умершими греческой и римской культур.
Несмотря на то, что термин не был единственным, основным или наиболее
популярным, благодаря работам ранних христианских авторов, именно он
вошел в европейские языки как общее обозначение коммуникации с умер-
шими. В этом значении он используется до сих пор, в том числе и в научных
работах. Таким образом, его применение выглядит вполне обоснованным,
хотя значение остается несколько размытым.
Определимся, что мы будем понимать под некромантией. Некромантия
– это намеренные осознанные действия (оператор сознательно добивается
контакта с умершим, появление духа не происходит случайно), совершаемые
посредством методов, которые относятся к магическим, реже – мистиче-
ским и/или религиозным (тем самым исключается, например, общение с
умершими близкими «в уме» или простой разговор на могиле, причитание,
обращенное к умершему, и пр.), направленные на достижение контакта с
некой разумной индивидуальной тонкоматериальной или духовной субстан-
цией человека, продолжающей (по убеждению оператора) существование по-
сле его физической смерти1
.
В различных словарных определениях некромантии часто встречается
указание на ее цель. Как правило, это получение предсказаний от мертвого,
гадание2
. Тем не менее, цели, с которыми вступают в контакт с умершими,
весьма разнообразны, иногда они и вовсе отсутствуют (не обозначены), по
этой причине я не буду вводить их в определение.
Реже в определениях встречаются указания, ограничивающие способы,
которыми осуществляется некромантия, например, «поднятие костяков»3 или
«вызывание теней умерших»4
. Рассматривая практики некромантии, мы убе-
димся, что они достаточно разнообразны и ограничить некромантию каким-
то конкретным способом, закрепив его в определении, нельзя.


Палеолит
Предпосылки практик некромантии в виде особого отношения к
останкам соплеменников появляются еще в палеолите. Возраст наиболее
древнего из открытых на настоящий момент захоронений составляет около
430 тыс. лет. Оно было обнаружено в пещере Сима-де-лос-Уэсос (Испания),
31
куда предок неандертальца
1
, гейдельбергский человек2
, сбрасывал трупы
умерших сородичей и некоторых хищных животных. Особый интерес пред-
ставляет обнаруженное среди останков рубило, изготовленное из редкой в
тех местах породы камня – розового кварца. Этот единственный рукотвор-
ный предмет, обнаруженный в «гробнице», считается наиболее ранним под-
ношением от живых умершим.
Что это было: попытка задобрить неких духов, душевный порыв толь-
ко формирующейся психики? На этот вопрос у исследователей пока нет од-
нозначного ответа. Для нас важно, что появляется некое представление о
том, что умерший продолжает существовать, иначе, зачем делать ему «по-
дарки» и вообще как-то заботиться о его теле.
Широко известны неандертальские погребения, которые начали со-
вершать около 70 тыс. лет назад. Иногда их ошибочно принимают за наибо-
лее ранние свидетельства существования особого отношения к останкам. На
данный момент таких погребений открыто более шестидесяти. Позже захо-
ронения соплеменников начинают совершать наши непосредственные пред-
ки – кроманьонцы3
. Эти погребения свидетельствуют, что древний человек
продолжает проявлять определенную заботу по отношению к умершим. Он
считает оправданным расходование сил и ресурсов на создание погребений:
в могилы помещают пищу, одежду и различные предметы. Рядом с некото-
рыми могилами присутствуют кости животных со следами термической об-
работки – вероятное свидетельство поминальной трапезы. И все же внима-
ние, которое человек палеолита уделяет умершим, относительно невелико.
Места захоронений легко покидают и не стремятся посещать повторно.

Неолит
Заметные изменения происходят в эпоху неолита, когда на доисториче-
ской арене действует уже только человек современного антропологического
типа. Неолит связан с переходом от кочевого образа жизни к оседлому. Еще
недавно считалось, что к этому привело освоение земледелия, т.н. «неолити-
ческая революция», однако исследования показали, что, по крайней мере, на
территории Плодородного полумесяца оседлость опередила ее на несколько
сотен лет. Возможно, одним из мотивов, побудивших древнего человека за-
крепиться на постоянном месте, было нежелание оставлять своих мертвых.
Культ умерших в раннем неолите занимает заметное место.
Наиболее распространенная форма погребения на Плодородном полу-
месяце – помещение очищенных от плоти останков под полы домов (поселе-
ния Немрик IX, Кермез Дере и др.). Такие могилы можно было легко
вскрыть. Кости из них регулярно извлекались для сезонных ритуалов. Так
мертвые начинают принимать «активное участие» в жизни рода. Хранилища
располагаются в той же части жилища, где и спальное место. То есть наши
далекие предки не находили ничего предосудительного в том, чтобы зани-
маться любовью на костях предков и даже стремились к этому. Это указыва-
ет на важность роли захоронений для продолжения рода.
Около 12 тыс. лет назад на территории Плодородного полумесяца
начинается строительство межплеменных храмовых комплексов. Наиболее
масштабным и древним1 из них считается Гебекли Тепе – Пузатый холм.
Комплекс занимает довольно обширную территорию, его здания, имеющие
множество Т-образных колонн, напоминают широко известный Стоунхендж.
На одной из колонн изображены грифы, уносящие обезглавленные тела лю-
дей. Аналогичное изображение было обнаружено и на одной из плит другого
культового комплекса – Джеф аль Ахмар (9600–8500гг до н. э.). Эти изобра-
жения свидетельствуют о существовании практики воздушного погребения:
трупы помещали на вершины колонн, чтобы грифы очистили кости от плоти.
Процессом погребения, вероятно, руководили жрецы: следы небольшой
группы людей, проживавшей при комплексе постоянно, были обнаружены
археологами. Очищенные тем или иным образом останки помещали в до-
машние хранилища, а позднее в специальные «дома мертвых», появившиеся
около 10 тыс. лет назад2
. Такие дома обнаружены в Абу Хурейре, Чайеню
Тепеси и др. Появление «домов мертвых» совпадает с переходом от общего
хранения зерна к отдельным семейным хранилищам. В таких местах проис-
ходит общение с предками и проводятся различные ритуалы, в том числе,
связанные с рождение потомства.
Обезглавленные изображения умерших дополняются многочисленны-
ми находками отделенных от тел черепов, использование которых было до-
статочно разнообразным. Некоторые из них просто сбрасывали в отвалы по-
селений. Несколько черепов было обнаружено под колоннами и стенами зда-
ний, возможно, это первые свидетельства существования т. н. «закладной
жертвы». Часть черепов использовались как головы статуй, моделировались
гипсом и устанавливались в домах и культовых зданиях (Телль Рамад, Бей
Самун, Айн Гхасал и др.). Какую функцию выполняли эти черепа, пока не
установлено. Высказывались предположения, что это головы наиболее почи-
таемых предков, старейшин рода, однако археологический материал опро-
вергает эту версию: черепа часто принадлежат достаточно молодым людям, а
то и вовсе чужакам. При отборе черепа для моделирования внимание в боль-
шей степени уделялось его форме, нежели личности того, кому он принадле-
жал – предпочтение отдавали черепам с широкими скулами. Часть обнару-
женных черепов еще при жизни подвергалась намеренной трансформации.
Таким образом, черепа сами по себе воспринимались не как средство связи с
их обладателями, а как предметы, обладающие особыми свойствами, напри-
мер, свойством исцелять1
.
Тем не менее, одна из находок может являться свидетельством обще-
ния с некоей силой, обитающей в черепах. В пещере Нахаль Хемар были об-
наружены черепа, моделированные гипсом, а также изготовленные из из-
вестняка маски, возраст которых оценивается ок. 9 тыс. лет. Лицевая часть
черепов была существенно повреждена, так как покрывалась маской. Воз-
можно, они применялись для защиты от той силы, которая, по мнению со-
здавших их людей, обитала в черепах. На одном из черепов был нанесен ри-
сунок в виде плетеной «шапочки», такая же «шапочка», служившая, вероят-
но, для крепления маски, была обнаружена рядом. Эти находки могут быть
свидетельством того, что с помощью масок живой человек мог временно
«перевоплощаться» в умершего, например, в ходе ритуала.
Еще одна крайне интересная находка, связанная с коммуникацией
между живыми и мертвыми, была сделана в Гебекли Тепе. Это фрагменты
трех черепов, на которых присутствуют выполненные при помощи каменных
орудий борозды, нанесенные через небольшое время после наступления
смерти. В теменной части одного из них просверлено отверстие, за которое
череп, вероятно, подвешивали. Предполагается, что эти черепа использова-
лись для предсказания будущего2
, при этом весьма сомнительно, что это бы-
ло какой-то частью культа предков.
В целом, можно отметить явную связь, существовавшую в сознании
человека неолита, между умершими и обилием пищи и потомства. Об этом
свидетельствует, например, то, что в некоторых поселениях тела умерших
погребали в ямах, предназначенных для хранения зерна дикорастущих зла-
ков. Трупу придавали позу эмбриона. В поселениях Ха-Йоним и Нахаль-
Орен до нашего времени сохранились выступающие над культурным слоем
перевернутые каменные ступы, возрастом около 12 тыс. лет, служившие для
растирания зерна и использованные в качестве надгробий. На этом же клад-
бище обнаружено большое количество предметов мелкой пластики, изобра-
жавших мужские половые органы. Таким образом, мертвые в неолите вос-
принимались как нечто не только продолжающее свое существование, но и
активно влияющее на живых. К сожалению, несмотря на наличие очевидных
подтверждений существования практик, связанных с умершими и их остан-
ками в этот период, в связи с отсутствием письменных источников мы не
можем располагать какими-либо подробностями на этот счет.
С появлением письменности до нас доходит намного больше сведений
о способах, которые использовались для общения с мертвыми.
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Re: Некромантия как неотъемлемая часть культуры

Непрочитанное сообщение Цила » Пн мар 11, 2019 8:29 am

Месопотамия

В шумеро-аккадских источниках содержатся не только упоминания об
общении с умершими, но и инструкции для проведения ритуалов некроман-
тии. Как правило, контакта с умершими не ищут намеренно, напротив, от них
пытаются защититься. Явление призрака может причинить вред или даже
смерть тому, кто его видит или слышит: «Если дух кричит в доме человека,
будет смерть в доме человека. Если злой дух (?) приходит в дом человека:
необходимо предотвратить приближение зла (если это зло присуще духу) к
человеку или его дому»1
. Изгнанием духа и минимизацией вредоносных по-
следствий его появления занимались профессионалы. В перечне профессий,
относящемся к середине II тысячелетия до н. э., они названы «muselu
etemmi», что сопоставимо одновременно с понятиями «некромант» и «экзор-
цист». Более поздний перечень, I тысячелетия до н. э., упоминает
«muselitum», что можно перевести как «женщина-некромант»2
.
Сюжет вызывания умершего и общения с ним содержится в одном из
самых древних и объемных литературных источников – шумеро-аккадском
«Эпосе о Гильгамеше»: призвание духа происходит не напрямую, а через бо-
га-посредника, имеющего соответствующие полномочия. Дух Энкиду, выве-
денный Нергалом, появляется из земли подобно дуновению ветра. Появление
духа снизу – важный элемент представлений о контакте с умершими: «Мо-
тыга погребает (здесь) человека; И человека, что умер, мотыга выпускает из
земли»3
.
Дошедшие до нас некромантические рецепты содержат описание мно-
жества предосторожностей, призванных обезопасить оператора от вреда, ко-
торый могут причинить духи умерших. В одном из них перечисляются имена
вредящих духов, вероятно, для того, чтобы не призвать случайно кого-
нибудь из них. Многократно повторяемый в заклинании вопрос «Кто ты?»
(BM 367034
), служит для изгнания духа. Другие таблички предостерегают
еще и от крика призрака. Защитой от него служила растертая в порошок че-
репица, взятая с погребального кургана (K 2779).
В рецептах применяются различные, порой весьма неприятные ингре-
диенты. Например, чтобы увидеть явившегося духа, использовался дым от
можжевельника и серы и смешанное с кровью масло, которым следовало по-
мазать глаза (BM 36703, BM 76671 и др.). Рецепты также упоминают помет
дикого быка и медведя, растолченных куропаток и степного сверчка, жир
змеи, льва и краба, кишки лягушки, гнилую древесину, смешиваемые с ме-
дом, вином, лучшим пивом, маслом и пр. Упоминается, что мазь, изготавли-
вавшаяся из кости человека и собаки, фекалий волка, испорченного жира
(обозначение животного утеряно, так как табличка повреждена), рыбьего жи-
ра, гноя черной собаки, смолы кедра, могла вводить использовавшего ее в
пограничное (экстатическое) состояние, в котором приходили видения (BM
76671). В приведенных перечнях явно выделяются некоторые животные, в
большей степени, чем другие, связанные с загробным миром. Эту связь, ве-
роятно, призвано укрепить испорченное, гнилостное состояние некоторых
ингредиентов. В то же время в составы входят приятные и чистые компонен-
ты: благовонные смолы, лучшее вино и пиво, мед и пр.
В этих инструкциях мы видим вариант использования человеческого
черепа не как предмета, связанного с прижизненной личностью, но как уни-
версального вместилища для духов, которых хотят призвать. Дух может быть
помещен в череп и в процессе экзорцизма: одержимый человек обращается к
черепу со специальными заклинаниями, чтобы дух покинул его тело и пере-
селился в череп. Далее череп рекомендуется вернуть туда, откуда он был взят
(KAR 227).
Могли применяться и черепа животных: так в одной из табличек (LKA
84) предлагается использовать череп собаки в качестве черпака при ритуале
экзорцизма. Таким образом, сохраняется отношение к черепу как к особому
предмету, обладающему собственными магическими свойствами.
Несмотря на дошедшие до нас рецепты и упоминания, практика некро-
мантии в Месопотамии не получила широкого распространения и, скорее
всего, не занимала заметного места, хотя ее наличие не вызывает сомнений.
Очевидно, что предпочтение отдавалось защите от призраков, а не их при-
влечению с какой-либо целью.
Египет
Совсем иначе относились к общению с духами мертвых в Египте, кото-
рый часто, хоть и ошибочно, считают если не родиной некромантии, то ци-
вилизацией, в которой она достигла наибольшего расцвета. Тем не менее,
сведений о египетской некромантии дошло очень мало, что отмечают и ее
исследователи.
ступники. Власть, которой умерший обладал при жизни, переносилась на его
способности оказывать влияние на мир живых после смерти. В автобиогра-
фических погребальных текстах, помещенных в гробницы, от имени умерше-
го говорится о его могуществе, проявляющемся в знании особых заклинаний,
высоком положении в иерархии загробного мира, доступе в зал божественно-
го суда, способности наказывать недоброжелателей и давать защиту своим
почитателям.
В Элефантине в период Среднего царства вокруг наместника Хекаиба
сложился целый культ. Просьбы к умершему сопровождались щедрыми да-
рами от просителей.
Посредником между людьми и богами в период Нового царства был
сановник Имхотеп, считавшийся еще и покровителем писцов. В его культе
активно практиковалась инкубация сновидений – после принесения даров и
соответствующего обращения, умерший давал ответы на вопросы, являясь к
просителю во сне.
Общение с мертвыми могло быть массовым и публичным: в Дэйр Эль
Медине статую правителя начала XVIII династии Аменхотепа I выносили на
носилках и каждый мог задать ей свои вопросы. Ответы получали, толкуя
движение носилок или в виде цитат из священных текстов.
Вопросы, которые писали на черепках, были, как правило, вполне бы-
товыми:
«Это ли тот, кто украл циновку?»
«Отойдет ли это поле к начальнику стражи Небсену?»
Часто они были связаны со здоровьем. Например, считалось, что
умерший мог помочь тому, кто был на грани жизни и смерти:
«Сразись за NN <…> спаси ее (от болезни)»
«Джехутинахт, сын Гемухапа, говорит ибису и богам Хнеса: “Если Ге-
мухап, слуга ваш, выздоровеет и не умрет от недуга, в котором он ныне пре-
бывает, то я дам [столько-то] серебра на погребение ибиса”»1
.
Обращались с письменными просьбами и к другим умершим – эта
практика была достаточно распространена. Письма писали на глиняных
предметах, папирусе, полосках льняной ткани и др. Так письменность стала
не только средством передачи знания, но и частью ритуала, его инструмен-
том. По своей форме письма мертвым мало чем отличаются от писем живым
того же периода, то есть умерших считают более могущественными, но не
какими-то иными существами, отличными от человека. Также очевидно, что
нет необходимости вызывать или изгонять этих умерших, они воспринима-
ются как постоянно бодрствующие, не теряющие связи с миром живых и
влияния на него.
В более поздних источниках, формировавшихся уже под эллинистиче-
ским влиянием, появляется идея о том, что умершего необходимо специаль-
но вызывать, что между живым и умершим присутствует какая-то преграда.
Также появляется мотив управления умершими. Например, в рекомендациях
Нефота царю Псамметиху (PGM IV, 153-285)1 описан ритуал, при помощи
которого можно получить способность призывать мертвых простым действи-
ем и получать от них пророчества в любое время, то есть общение с умерши-
ми становится своеобразной способностью, присущей не каждому.
Появляются рецепты, позволяющие вызывать мертвых и говорить с
ними. В качестве примера можно привести Демотический Лейденский маги-
ческий папирус2
, который описывает способ вызвать и вопросить дух при
помощи сосуда, куда он должен войти. Здесь явно просматривается развитие
идеи с использованием черепов как временных вместилищ вызываемых ду-
хов. Для того чтобы заманить духа в сосуд, на угли жаровни кладутся особые
камни, причем их порода зависит от причины смерти того, кого хотят вы-
звать. Утопленники выделяются в отдельную категорию, что, вероятно, свя-
зано с легендой о смерти Осириса. В качестве второстепенных компонентов
к камням могут быть добавлены сердце гиены или зайца, ослиный навоз и
амулет Нефтиды. Для изгнания духов используются фекалии обезьяны. Дей-
ствиям сопутствует заклинание, призывающее духов говорить и отвечать на
вопросы. Таким образом, мертвого не только призывают, но и изгоняют, что
очевидно является более поздней формой некромантии, испытавшей влияние
иных традиций и народов. В более древней традиции мертвый хоть и зависит
от жертв, но явно считается более могущественным, чем простые люди и
воспринимается как постоянно бодрствующий.
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Re: Некромантия как неотъемлемая часть культуры

Непрочитанное сообщение Цила » Пн мар 11, 2019 8:31 am

Древняя Греция и Рим

И все же наибольшего развития некромантия достигла в Древней Греции.
Здесь присутствуют как различные формы, которые мы могли видеть ранее и
параллельно у других народов, а также совершенно новые, ранее не встречаю-
щиеся. Общение с мертвыми у Греков могло практиковаться в форме:
• Вызывания духов
• Катабазиса
• Оракулов мертвых
• Временного оживления (одушевления) тел
• Говорящих голов и черепов
• Инкубации сновидений
• Писем мертвым (таблички с проклятиями)
Некоторые из них были лишь частью художественных произведений,
другие практиковались в реальности. Авторы ранних текстов, вероятнее все-
го, опирались на существовавшую практику некромантии и распространен-
ные представления о ней, дополняя и украшая все это деталями, привлекаю-
щими внимание зрителя или читателя.
Наиболее раннее описание ритуала некромантии в греческой литерату-
ре мы видим в «Одиссее»1
(XVIII в. до н.э.). Общение с духами происходит
на краю мира, в пограничной области. Возлияния в виде крови жертвенных
животных совершаются на вырытую в земле яму. В отличие от шумеро-
аккадских описаний, здесь тени не выходят из ямы, они толпятся рядом, что-
бы напиться жертвенной крови и обрести память.
В более поздних художественных описаниях практика некромантии
может приобретать явно отталкивающие черты, рассчитанные на то, чтобы
шокировать читателя или зрителя. Наиболее выдающимся можно назвать об-
раз фессалиянки Эрихто2
, живущей среди трупов, худой, растрепанной,
окруженной частями мертвых тел. Для того, чтобы говорить с умершими, она
использует слюну бешеной собаки, позвоночник гиены, змей аравийских пу-
стынь и пр. При помощи зелья из этих компонентов, а также беснования,
угроз, обращений к богам подземного мира и завываний она оживляет тело,
чтобы получить ответы на вопросы3
. Действие происходит в темном месте,
связанном с подземным миром: у склона скалы, в тени тисов. Оживший труп
поднимается в вертикальное положение – это достаточно важный элемент
греческих оживлений трупов, который мы встретим и в более поздних худо-
жественных и рецептурных описаниях в европейской литературе4 и даже в
кинематографе XX века, например, в образе графа Дракулы, встающего из
гроба вертикально. Лукан использовал в качестве основы для своего описа-
ния множество элементов реальной практики некромантии: места, прибли-
женные к миру мертвых, компоненты, связанные с этим миром, завывания,
отсылающие к практикам плакальщиков-гоэтов и пр., но сюжет, разумеется,
остается полностью вымышленным.
В реальности профессиональные некроманты не были маргиналами,
подобными Эрихто, тем не менее, от них пытались дистанцироваться, обыч-
но подчеркивая, что они являются иностранцами. Даже психагоги, специали-
зировавшиеся на изгнании вредящих призраков и избавлении территорий от
их проклятий, описаны как странствующие профессионалы, которых необхо-
димо приглашать из каких-то других земель, возможно, специальных святи-
лищ5
. Как правило, появление вредящих духов было связано с нарушениями
в обряде погребения, которые психагог должен был устранить, найдя призра-
ка и выяснив, чем именно тот недоволен. Можно было обойтись и без их
услуг, пообщавшись с духом под руководством профессионалов в специаль-
ных местах – некро- или психомантейонах. Как правило, они располагались
вблизи озер и пещер, считавшихся входами в подземный мир, например, в
Эпире (г. Парга), на Авернском озере, в Феспротии и др. Здесь призраков вы-
зывали не только для того, чтобы понять, как их успокоить, чаще от них жда-
ли ответов и пророчеств.
Сохранились и поздние рецептурные источники позволяющие общать-
ся с умершими при помощи различных приемов. Например, в «Заклинаниях
Питиса» (PGM IV.2006-2139)1
, кроме прочих способов заставить труп умер-
шего или его голову говорить, описано изготовление черепа, дающего пред-
сказания. Нужно обратиться на закате к солнцу, держа в руках череп, после
чего тот будет отвечать на вопросы, написанные на его лбу особыми черни-
лами. В том же папирусе содержится рецепт того, как успокоить череп, даю-
щий ложные пророчества. Для этого на него надевают железный обруч со
специальными знаками, а рот наполняют землей, взятой у входа в храм или с
могилы.
Описанные выше рецепты предназначены для профессионалов, однако,
существовала и вполне бытовая, можно сказать, «народная» некромантия.
Простые люди активно обращаются с просьбами к мертвым посредством т.н.
«табличек с проклятьями». Обычно их изготавливали из свинца, реже – из
глины, мрамора, слюды, селенита, золота, меди, олова, известняка, иногда им
предавали особую форму, якобы способствующую исполнению желаемого.2
Таблички помещали в могилы, оставляли на территории кладбищ и вблизи
храмов, посвященных богам, которые связаны с подземным миром. Посте-
пенно изготовление таких табличек становится видом профессиональной де-
ятельности, способом заработка, а текст табличек унифицируется.3
Таблички использовались для разных целей, как правило, они содержа-
ли просьбы к самим умершим или подземным богам: отнять у противника
силу и удачу, получить преимущества во время судебных тяжб (например,
лишить оппонента дара речи) или просто отомстить, добиться благосклонно-
сти, вызвать любовь и пр.
О греческой и римской некромантии можно говорить очень долго, она
весьма разнообразна, здесь я кратко упомянула лишь несколько ее примеров.
Для более полного знакомства с этим периодом лучше обратиться к вышед-
шему в 2001 году обширному исследованию Дэниела Огдена «Греческая и
римская некромантия» (Daniel Ogden «Greek and Roman Necromancy»), ниче-
го более подробного, посвященного теме некромантии (пусть и отдельного
периода), нет до сих пор.
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Re: Некромантия как неотъемлемая часть культуры

Непрочитанное сообщение Цила » Пн мар 11, 2019 8:34 am

Иудейская традиция

Иудейская традиция и культура, несмотря на официальный запрет1
,
также имела свои практики и ритуалы, направленные на общение с умерши-
ми.
Сохранились названия иудейских некромантов, отражающие способы,
к которым они прибегали для вызывания духов. Так, упоминаются те, кто
пророчествовал через духа «об», они названы «бааль об», что было переведе-
но как «чревовещатели». Вселявшийся в них дух давал ответы не голосом, а
через их тела. Другой вид некромантов назывался «йидони», они помещали в
рот специальную кость («йадуа») и давали пророчества голосом. Остальные
некроманты попали в категорию «дореш-ха-метим» – «вопрошающие мерт-
вых».
К последней категории относилась самая знаменитая некромантка
иудаизма, а впоследствии и христианства – волшебница из Эйн-Дора, вызы-
вавшая дух пророка Самуила по просьбе царя Саула2
. Явившийся дух, как и в
шумеро-аккадских источниках, вышел из-под земли. Видит его лишь ведьма,
но Саул может говорить с ним. Широкую полемику вызвал не факт исполь-
зования Саулом запрещенной некромантии, а то, что дух приближенного к
Богу пророка подчинился какой-то ведьме, находящейся вне закона. Этому
давалось множество объяснений, особенно христианскими авторами.3 Эти
трактовки, опирающиеся на укоренившееся в иудаизме после реформы
Иосии убеждение о невозможности связаться с мертвыми впоследствии при-
ведут к появлению в Европе весьма обширного комплекса рецептурных ра-
бот, посвященных контактам с демонами.
Оживление трупов, несмотря на встречающиеся в священных текстах
примеры, где это происходит по воле Бога и с целью демонстрации его силы,
а также особого расположения к тому, кто такое воскрешение проводит4
, не
характерно для иудейской традиции. Тем не менее, его можно встретить в
некоторых текстах, написанных под греческим влиянием. Например, в одном
из греческих магических папирусов, известном как «Восьмая книга Моисея»
(PGM XIII.278-82)5
, приведен рецепт поднятия трупа из могилы, направлен-
ный на то, чтобы заставить его ходить вокруг места, где он был погребен.
Цель такого действия в документе не уточняется.
Встречается в иудейской традиции и своеобразная «поучительная»
некромантия. Сами иудеи здесь не прибегают к запретному искусству, но яв-
но обладают особым знанием метода (эта идея позднее разовьется в европей-
ском фольклоре1
). Например, Равви Акива, согласно Талмуду, в качестве ар-
гумента в споре с наместником императора Турносом Руфосом (частым сво-
им оппонентом), который усомнился, не сбились ли евреи со счета, вычисляя
субботу, порекомендовал Турносу убедиться в этом на практике, вызывая
дух своего отца. В субботу дух не явился, чем была доказана правота Равви.
На простом бытовом уровне была распространена практика подслуши-
вания у могил. Накануне необходимо было поститься, а ночью затаиться у
могилы и выжидать. Тогда на подслушивающего нисходила «тума» – риту-
альная нечистота, и он начинал слышать разговоры мертвых между собой.
Таким образом, несмотря на запрет, общение с умершими хоть и доста-
точно редко, но встречается в иудейской традиции.

Христианство
В христианстве, во многом наследующем иудейской традиции, в том
числе по части запретов, отношения с умершими выстраиваются довольно
специфично. С одной стороны, некромантия однозначно запрещена Библией,
с другой, общение с умершими активно практикуется. Некоторые умершие с
особым статусом – подвижники и святые – воспринимаются как заступники,
посредники между богом и человеком, они могут ответить на вознесенную
им молитву и оказать реальную помощь (найти что-то, дать ответ на вопрос и
пр.). По форме такое общение весьма похоже на некромантию. Останки свя-
тых хранятся в церквях и, по мнению верующих, обладают особой силой –
святостью: они исцеляют, способствуют исполнению молитв и пр. Грань
между допустимым и запретным очень тонка.
Критерием допустимости или недопустимости схожих по внешней
форме действий является то, за счет чего они происходят. В христианстве
весьма важен вопрос отделения чуда, даруемого богом, и магии, происходя-
щей от тщеславия.
Например, в житии преподобного Макария Великого описан сюжет,
когда преподобный с помощью молитвы оживляет труп с целью установить
невиновность предполагаемого убийцы. Дух возвращается в тело, но тело не
встает, как это описано в греческих источниках, отвечая на вопросы из-под
земли. Преподобный отказывается называть имя убийцы, а лишь снимает об-
винение с невиновного. Его способность говорить с мертвым воспринимает-
ся как знак особого расположения со стороны Бога.1
Противоположное отношение мы видим в описании современника апо-
столов Симона Волхва. Соревнуясь с апостолами, он пытается воскресить
сына вдовы, которого несут к месту погребения, однако, терпит неудачу:
умерший только двигает головой, сколько бы Симон не «кружил вокруг»2
.
Подчеркивается, что в этом случае возвращение души в тело лишь обман, со-
вершенный при помощи демонов.
Вообще в христианстве личность возвращающегося умершего, как пра-
вило, не имеет значения – важнее за счет чего происходит возвращение и кто
его производит – святой или маг. Также остается открытым вопрос, кто
именно возвращается в тело – душа, подвластная лишь Богу, или демон. В
большинстве случаев считается, что является демон, ведь нечестивый некро-
мант не может властвовать над человеческими душами и призывать их.

Европейская магическая традиция
Под влиянием христианства в Европе постепенно меняется само значе-
ние термина «некромантия»3
: это обозначение применяется к разным видам
магии, не обязательно связанным с коммуникацией между живыми и умер-
шими, поскольку в представлениях европейских христиан данного периода
любая магия обеспечивается действиями демонов.
Например, в рукописи, датируемой 1 пол. XV в., Codex Latinus
Monacensis 849, более известной на русскоязычном пространстве под назва-
нием «Мюнхенское руководство по некромантии XV века», из 47-и рецептов
лишь один содержит такие указания, которые мы могли бы отнести к некро-
мантии, но и в нем мертвым телом управляют демоны, которые, вселяясь в
труп, лишь создают видимость жизни. Заклинание производится божествен-
ными именами, чтобы подчинить демонов, а также именами демонов, чтобы
связать их. Многие похожие руководства и вовсе не обращаются к вызову
духов умерших, содержа лишь призывы разных демонов.4
Авторы эпохи Возрождения достаточно неохотно обращаются к теме
некромантии, воспринимая ее, безусловно, запретным искусством. Однако
они предпринимают попытки ее описания и классификации.
Например, Агриппа в «Оккультной философии», используя греческие
термины, говорит о двух видах некромантии: некиомантии и скиамантии.
Некиомантией названо оживление трупов, «совершить каковое без крови не-
возможно». Скиамантия – призывание душ, которое, однако, не обходится
без трупа или его частей, «ибо подобные вещи заключают в себе друже-
ственную им [духам] духовную силу»1
. Несмотря на то, что оба вида некро-
мантии не одобряются автором, второй выглядит для него менее отталкива-
ющим.
Парацельс в «Великой астрономии или Полной Разумной Философии
Великого и Малого Миров» (1537–1538 гг.) использует термин «нигроман-
тия» (nigromantia) и выделяет пять ступеней этого учения: первая состоит в
постижении природы духа (элементального и сидерического), остающегося
после смерти, вторая – в подчинении этих духов, на третьей ступени нужно
постичь природу духов, которые рождены на небесах и парят в хаосе, на чет-
вертой – научиться проходить сквозь предметы, не нарушая их внешней це-
лостности (тело человека, поверхность воды), а на пятой – становиться неви-
димым. «Некромантию» в том же трактате он упоминает лишь как способ
предсказания и причинения вреда через воздействие на куклу человека.2
Таким образом, в европейской магической традиции, демоны практи-
чески полностью заменяют умерших, принимая на себя их функции. Приемы,
при помощи которых их призывают и подчиняют, в своей сути оказываются
схожими с приемами некромантии. Заметно смещение акцентов в отношении
к вызываемым духам: если с умершими ощущалось определенное родство, то
в отношениях с демонами оно отсутствует. В то же время, обращение к
умершим вызывает большее неодобрение, чем обращение к демонам. Неко-
торые представители духовенства даже считали последнее вполне допусти-
мой практикой.3
В сложившейся ситуации есть некоторая ирония: общение с умершими
(хоть его и нельзя назвать именно некромантией) активно практикуется в
рамках официальной религии, но оказывается практически не востребовано в
оккультной (сопутствующей) традиции. На эксперименты с мертвыми реша-
ются редко, как правило, это делают авантюристы. Так, например, в англий-
ской книге «Древние надгробные памятники» (1631 г.) Джона Уивера Эдвард
Келли и Пол Уорринг воскрешают юношу. В процессе они используют маги-
ческие круги и заклинания. В результате труп приходит в вертикальное по-
ложение (как в описаниях греческих и римских ритуалов) и отвечает на их
вопросы. Описание это носит художественный и даже поучительный харак-
тер: юноша, чей посмертный покой нарушают некроманты, сам был при
жизни причастен к занятиям магией.
К коммуникации с умершими возвращаются лишь в середине XIX века.
Элифас Леви в «Учении и ритуале высшей магии» (1854–1856 гг.) предлага-
ет, если так можно выразиться, «легальный» вариант некромантии. Он разде-
ляет ее на два вида – «от света» и «от тьмы»1
.
В некромантии от света дух привлекается не за счет связи с кровью или
останками, а за счет симпатии между вызывающим и вызываемым. Исполь-
зуются личные вещи и портрет умершего. Применяются вспомогательные
конструкции (лампа, зеркала, дым) для концентрации «астрального света»,
чтобы помочь духу, являющемуся в нем лишь отпечатком, стать видимым.
Впрочем, Леви все равно предупреждает о нежелательности частого вызыва-
ния мертвых.2
Ритуалы, приведенные Леви, до сих пор переписываются с некоторыми
дополнениями и остаются достаточно популярными. Авторы XIX – нач. XX
вв. стараются не выходить за рамки, очерченные Леви: к некромантии реко-
мендуют либо не прибегать вообще, либо прибегать только к «светлым» ее
формам, основанным на симпатии с образом (отпечатком в астральном све-
те), а не с останками (места захоронений, трупы, кровавые приношения и
др.). Даже Алистер Кроули, любивший эпатировать публику и показательно
пренебрегавший общественной моралью, не позволил себе как-либо отсту-
пить от позиции Э. Леви в отношении некромантии.3 Зато в художественном
произведении («Лунное дитя»4
) он в подробностях описывает некромантиче-
ский ритуал с использованием трупов, погребальной атрибутики и пр., про-
водимый магами-неудачниками (карикатурами на его оппонентов).
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Re: Некромантия как неотъемлемая часть культуры

Непрочитанное сообщение Цила » Пн мар 11, 2019 8:41 am

Спиритуализм

Несмотря на определенную сдержанность магов XIX века в отношении
некромантии, этот период можно смело назвать ее триумфальным возвраще-
нием: ранее общение с умершими было привилегией отдельных профессио-
налов, теперь оно становится доступно каждому. Некромантия вырывается
на простор народной практики и стремительно набирает популярность. Веро-
ятно, не последнюю роль в этом сыграла постепенная утрата веры в христи-
анскую доктрину, а, следовательно, появление неопределенности в отноше-
нии посмертной судьбы человека. Людям нужны были ответы, и общение с
умершими могло их дать.
В 1848 году в США сестры Фокс сообщили, что вступили в контакт с
призраком, обитавшим в доме, куда они переехали. Контакт происходил по-
средством щелчков и стуков, призрак указал место своего захоронения, и
останки были обнаружены, что в глазах публики стало неопровержимым до-
казательством реальности духа. Сестры быстро стали популярны.
Несмотря на скорое разоблачение сестер, повсеместно возникают спи-
ритические кружки: беседовать с духами становится модным. Появляются
новые описания духовных миров, где умершим помогают особые существа,
руководящие эволюцией. Загробный мир становится местом, где продолжа-
ется совершенствование человека, а не просто проходит его время. К смерти
пытаются должным образом подготовиться, выстраивая свою жизнь в соот-
ветствии с полученными от духов рекомендациями. Широко обсуждается, с
кем происходит общение: с умершими, высшими духовными существами
или с вредящими низшими духами и демонами. Появляется стремление, не
принимая существование духов на веру, получить материальные доказатель-
ства. Духов пытаются сфотографировать и исследовать. Различные материа-
лизации становятся публичными шоу. Популярность спиритуализма утихает
лишь к 30 гг. XX века, однако ее отголоски слышны и сейчас: шоу медиумов
с публичным общением с духами до сих пор можно встретить на телевиде-
нии. Продолжают существовать кружки и общества тех, кто общается с ду-
хами. Отзвуки спиритических сеансов мы можем наблюдать даже в бытовых
гаданиях и детской магии.

Некромантия в современном мире

В настоящее время стремление к получению доказательств существо-
вания души после смерти тела не угасло, продолжаются исследования духов-
ного, тонкого мира, в том числе и с применением техники. Этот способ ком-
муникации с умершими, а также другими существами, обитающими в духов-
ных мирах, называют инструментальной транскоммуникацией. В России
действует объединение приверженцев этого метода общения – Российская
ассоциация инструментальной транскоммуникации (РАИТ)1
, которую воз-
главляет кандидат физико-математических наук Артем Валерьевич Михеев.
Как правило, для общения используется так называемый «феномен элек-
тронного голоса», «открытый» в середине XX века шведским кинопродюсе-
ром и орнитологом-любителем Фридрихом Юргенсоном во время записи го-
лосов птиц: звукозаписывающую аппаратуру настраивают на «белый шум» и
делают запись, затем ее прослушивают и выявляют голоса. Также распро-
странено фотографирование тонкого мира, где, по убеждению практиков ме-
тода инструментальной транскоммуникации, обитают умершие и другие су-
щества, так называемым «водным методом» (съемка поверхности воды), ос-
нованное на убеждении в том, что вода способна сохранять и передавать ин-
формацию.
Технические методы дополняются магическими: приступая к записи
голосов и звуков, происходящих из тонкого мира, или к фотографированию,
рекомендуется войти в особое измененное состояние сознания: «настроиться
на объект», «вызвать собеседника вслух, обратившись к нему и назвав по
имени» и т. д. Такая настройка лежит в основе успеха всей операции, то есть
аппаратура не может пока работать без присутствия человека, хотя к этому
стремятся, чтобы сделать результаты еще более объективными, а доказатель-
ства существования тонкого мира – более весомыми.1
В противовес техническим методам общения с умершими, которые
воспринимаются их практиками как работа на переднем крае науки, общение
при помощи магических методов также продолжается. Сеансы могут быть
как тайными, так и публичными. Широко известно показанное по централь-
ному телевидению «оживление» трупа, которое в 1990 году выполнял Юрий
Лонго. Несмотря на то, что это было, как выяснилось позже, простой поста-
новкой, передача произвела настоящий фурор. И в современности некроман-
тия пользуется высокой популярностью и востребована зрителем. Популяр-
ное телевизионное шоу «Битва экстрасенсов», как правило, в каждом сезоне
имеет среди участников хотя бы одного, позиционирующего себя как некро-
мант, остальные прибегают к общению с умершими время от времени.
Набирают все большую популярность такие течения, как веретничество
(еретничество), смертознатство, хладничество и подобные. Эти направления
можно назвать обратным движением, обращением к корням: действенность
техник определяется их древностью. Инструкции по общению с умершими в
таких направлениях стилизованы под старину, «народный» язык, народную
традицию:
«Коль надобно знавать чего у мертвого духа, то возымей в среду глиняной горшок,
да в него сцедить молока свежего, да отнести на погост, да на могиле избранной то уло-
жити. Да надобно тако же цыпленку голову свершить ножом, тако телесо в чан с молоком
кинуть да сказать:
“Молоко и кровь заклинаю,
Да через жертву врата погостные отворяю,
Да к царю мертвецов нынче гонцов посылаю.
Да на миг сей душу *Н* из царства смерти вызволяю!!!
То слова сии крепкие, то слова сии лепкие.
То сказом сказаны, указом указаны.
Да ныне исполнены. Аминь”.
Надобно на шаг отходь сотворить, да на левое колено преклонном свершиться, да
правым кулаком три раза в землю ударить и сказать:
“Гроб отворись, земля расступись,
Дух *Н*, предо мной явись.
Тако мне сим часом правдой прислужись,
На все вопросы ответом скажись. Аминь”.
Тако коль правильно все сотворено, то над чаном аки тень иль дымок потянеться,
затеребещит, то молви чего знать хочешь, да нутровым голосом, да перед взором то дух
мертвого ответ явит на все прошенное и запрошенное.
Тако уход вершить невозвратный, коль ответы на все вопросы приняты»1
Подобных ритуалов достаточно много, в том числе, в открытом досту-
пе. Как правило, практики этого направления противопоставляются офици-
альной религии в виде православия, воспринимаемого как чуждая религия,
подвергшая гонениям исконные верования и магию. Представители этих
направлений обмениваются ритуалами, обрядами и ведут их обсуждение на
различных сетевых ресурсах, наиболее крупным из них на сегодняшний день
является форум «Черная магия и Руны».
Продолжает существовать и «бытовая» некромантия, например, в виде
писем мертвым. Как правило, это небольшие локальные традиции, основан-
ные на вере людей в чудесные свойства определенных мест. В качестве при-
мера можно привести часовню над усыпальницей семьи Эрлангер на Введен-
ском (Немецком) кладбище г. Москвы. Существует поверье, что написанную
на ней просьбу мертвым они обязательно исполнят. Часовню периодически
закрашивают, но надписи появляются снова.
Некоторые просят совета у своих умерших близких, например, «Люб-
лю Володю. Папа, что мне делать? Помоги»2
, но чаще обращаются с прось-
бами. Они могут быть весьма конкретными, например, «Пусть очень быстро
продастся квартира в Кампионе д’Италия за очень хорошую сумму. Спаси-
бо!» или «Хочу поступить во ВГИК в этом году! Благодарю! 2018». Автор
последней надписи вернулся и отблагодарил: «ВГИК ПОСТУПИЛ 2018.
Спасибо!».
Встречаются попытки наказать обидчиков, например: ««Спасибо! По-
моги, чтобы плохих людей NN и N3 уволили. Аминь». И, вероятно, благодар-
ность за исполнение проклятья: «N умерла в мае 2018 г. Благодарю!».
Можно видеть и откровенно шуточные обращения, такие как: «Госпо-
ди! Помоги нам обрести суперспособности! Егор и Ирина. 01.01.2018».
Авторы посланий не воспринимают свои действия как какую-либо
форму некромантии или колдовства. Многие просьбы обращены не к умер-
шим, а к Богу, то есть в своем сознании люди не отступают от официальной
религии, несмотря на то, что пишут свои просьбы на кладбище, на стенах
лютеранской часовни.
Заключение
Таким образом, очевидно, что практики некромантии сопутствуют чело-
веку с древнейших времен и до современности. Их возникновение можно от-
нести к каменному веку, местом возникновения можно считать территорию
Плодородного полумесяца. Однако более точное установление дат и регио-
нов осложнено отсутствием письменных источников. Кроме того, всегда сле-
дует иметь в виду, что практики и приемы, направленные на достижение
контакта с умершими, могли возникать у разных народов, в разные времен-
ные периоды и в разных регионах вне зависимости друг от друга. Потреб-
ность в коммуникации с умершими может быть обнаружена практически в
любом обществе, на любом историческом этапе и выражается в той или иной
форме, вне зависимости от одобрения или осуждения со стороны официаль-
ной религии и/или общественной морали.
Иногда, как мы могли видеть, в угоду распространенной религиозной
идеологии и мнениям авторитетов, умершие могут быть заменены другими
существами со сходными характеристиками (демоны), что говорит о посто-
янном наличии потребности в общении с «кем-то с той стороны», из духов-
ного мира, и неудовлетворенности этой потребности официальной религией.
Иногда контакты с умершими становятся частью религии, где не осо-
знаются как запретные, хоть, зачастую, и нуждаются в некотором обоснова-
нии, что показывает не только востребованность, но и определенную универ-
сальность некромантии.
Комплекс практик и приемов некромантии по признаку мотива можно
разделить на две основные группы1
, прослеживающиеся от древности и до
современности, и таким образом выделить два основных вида некроманти:
• Отрицательно ориентированная некромантия (духов привлекают
или связывают с целью защиты от них, изгнания);
• Положительно ориентированная некромантия (духов привлекают
для помощи, совета, исполнения поручений и пр.).
Последний вариант, предполагающий получение прямой выгоды от кон-
такта, очевидно, более распространен.
Сами практики и приемы, направленные на общение с умершими, в раз-
ных регионах и у разных народов имеют, зачастую, сходную основу, при
этом преемственность и взаимовлияние присутствуют не всегда.
Большинство устоявшихся приемов коммуникации с мертвыми опира-
ется на авторитет древности и мало подвержено изменениям, что в целом ха-
рактерно для любых культурных элементов, связанных со смертью, погре-
бальными обрядами, представлениями о посмертном существовании и пр. В
то же время практики некромантии охотно вбирают в себя и используют но-
вые достижения общества и науки. Таким образом, приемы и практики
некромантии также можно разделить на две основные группы:
• Традиционные – апеллирующие к авторитету древности, устояв-
шимся формам и приемам некромантии;
• Инновационные – привлекающие новейшие достижения, разраба-
тывающие на их основе новые формы и приемы некромантии.
Несмотря на разность подходов, и те и другие остаются элементами
живой и достаточно пластичной традиции. Вероятно, когда-нибудь мы смо-
жем увидеть появление новых приемов коммуникации, так как крайне со-
мнительно, что человечество откажется от них, пока остается надежда на чу-
до, на то, что существование не кончается со смертью.
ЛИТЕРАТУРА
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость