НЕКРОМАНТИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ
Введение
Тема смерти и умирания, как неотвратимого события, на протяжении
истории остается одной из основных для отдельной личности и всего челове-
чества. Соответственно, связанные с ней религиозные и магические ритуалы,
а также социальные действия в той или иной форме присутствуют в разных
сообществах, составляя неотъемлемую часть культуры. На основании этого
интереса, с развитием представлений о посмертном существовании души и
устройстве загробного мира, в разные исторические эпохи, в различных об-
ществах в той или иной форме предпринимались попытки общения с умер-
шими. В этом обзоре я хочу обратить внимание на практики и приемы (обря-
ды, ритуалы и пр.), созданные человеком для такого общения.
Анализ приемов, применяемых для коммуникации с умершими, я
оставлю за рамками своего обзора, ограничившись лишь общим рассмотре-
нием их примеров, сохранившихся в некоторых из дошедших до нас пись-
менных источниках. Также, хоть и в меньшей степени, будут рассмотрены
некоторые археологические свидетельства, относящихся к дописьменной
эпохе, толкование которых требует особой осторожности.
Основной целью данной работы является привлечение внимания к
весьма интересной, обширной, но по-прежнему плохо исследованной теме
некромантии, и ответ на следующие вопросы:
• где практика некромантии могла возникнуть?
• какие формы она приобретала с течением времени?
• какие формы она принимает в современности?
Отдельное рассмотрение источников и исследований по теме суще-
ственно увеличило бы объем работы, по этой причине я предпочту отослать
читателя к списку литературы в конце данного обзора, а также сноскам, при-
веденным в тексте.
Определение
Для общего обозначения комплекса практик и приемов, направленных
на общение с умершими, будет употребляться термин «некромантия». Он об-
разовался на основе греческого языка1 ок. III в. н. э., и изначально относился
к практикам и приемам общения с умершими греческой и римской культур.
Несмотря на то, что термин не был единственным, основным или наиболее
популярным, благодаря работам ранних христианских авторов, именно он
шими. В этом значении он используется до сих пор, в том числе и в научных
работах. Таким образом, его применение выглядит вполне обоснованным,
хотя значение остается несколько размытым.
Определимся, что мы будем понимать под некромантией. Некромантия
– это намеренные осознанные действия (оператор сознательно добивается
контакта с умершим, появление духа не происходит случайно), совершаемые
посредством методов, которые относятся к магическим, реже – мистиче-
ским и/или религиозным (тем самым исключается, например, общение с
умершими близкими «в уме» или простой разговор на могиле, причитание,
обращенное к умершему, и пр.), направленные на достижение контакта с
некой разумной индивидуальной тонкоматериальной или духовной субстан-
цией человека, продолжающей (по убеждению оператора) существование по-
сле его физической смерти1
.
В различных словарных определениях некромантии часто встречается
указание на ее цель. Как правило, это получение предсказаний от мертвого,
гадание2
. Тем не менее, цели, с которыми вступают в контакт с умершими,
весьма разнообразны, иногда они и вовсе отсутствуют (не обозначены), по
этой причине я не буду вводить их в определение.
Реже в определениях встречаются указания, ограничивающие способы,
которыми осуществляется некромантия, например, «поднятие костяков»3 или
«вызывание теней умерших»4
. Рассматривая практики некромантии, мы убе-
димся, что они достаточно разнообразны и ограничить некромантию каким-
то конкретным способом, закрепив его в определении, нельзя.
Палеолит
Предпосылки практик некромантии в виде особого отношения к
останкам соплеменников появляются еще в палеолите. Возраст наиболее
древнего из открытых на настоящий момент захоронений составляет около
430 тыс. лет. Оно было обнаружено в пещере Сима-де-лос-Уэсос (Испания),
куда предок неандертальца
1
, гейдельбергский человек2
, сбрасывал трупы
умерших сородичей и некоторых хищных животных. Особый интерес пред-
ставляет обнаруженное среди останков рубило, изготовленное из редкой в
тех местах породы камня – розового кварца. Этот единственный рукотвор-
ный предмет, обнаруженный в «гробнице», считается наиболее ранним под-
ношением от живых умершим.
Что это было: попытка задобрить неких духов, душевный порыв толь-
ко формирующейся психики? На этот вопрос у исследователей пока нет од-
нозначного ответа. Для нас важно, что появляется некое представление о
том, что умерший продолжает существовать, иначе, зачем делать ему «по-
дарки» и вообще как-то заботиться о его теле.
Широко известны неандертальские погребения, которые начали со-
вершать около 70 тыс. лет назад. Иногда их ошибочно принимают за наибо-
лее ранние свидетельства существования особого отношения к останкам. На
данный момент таких погребений открыто более шестидесяти. Позже захо-
ронения соплеменников начинают совершать наши непосредственные пред-
ки – кроманьонцы3
. Эти погребения свидетельствуют, что древний человек
продолжает проявлять определенную заботу по отношению к умершим. Он
считает оправданным расходование сил и ресурсов на создание погребений:
в могилы помещают пищу, одежду и различные предметы. Рядом с некото-
рыми могилами присутствуют кости животных со следами термической об-
работки – вероятное свидетельство поминальной трапезы. И все же внима-
ние, которое человек палеолита уделяет умершим, относительно невелико.
Места захоронений легко покидают и не стремятся посещать повторно.
Неолит
Заметные изменения происходят в эпоху неолита, когда на доисториче-
ской арене действует уже только человек современного антропологического
типа. Неолит связан с переходом от кочевого образа жизни к оседлому. Еще
недавно считалось, что к этому привело освоение земледелия, т.н. «неолити-
ческая революция», однако исследования показали, что, по крайней мере, на
территории Плодородного полумесяца оседлость опередила ее на несколько
сотен лет. Возможно, одним из мотивов, побудивших древнего человека за-
крепиться на постоянном месте, было нежелание оставлять своих мертвых.
Культ умерших в раннем неолите занимает заметное место.
Наиболее распространенная форма погребения на Плодородном полу-
ния Немрик IX, Кермез Дере и др.). Такие могилы можно было легко
вскрыть. Кости из них регулярно извлекались для сезонных ритуалов. Так
мертвые начинают принимать «активное участие» в жизни рода. Хранилища
располагаются в той же части жилища, где и спальное место. То есть наши
далекие предки не находили ничего предосудительного в том, чтобы зани-
маться любовью на костях предков и даже стремились к этому. Это указыва-
ет на важность роли захоронений для продолжения рода.
Около 12 тыс. лет назад на территории Плодородного полумесяца
начинается строительство межплеменных храмовых комплексов. Наиболее
масштабным и древним1 из них считается Гебекли Тепе – Пузатый холм.
Комплекс занимает довольно обширную территорию, его здания, имеющие
множество Т-образных колонн, напоминают широко известный Стоунхендж.
На одной из колонн изображены грифы, уносящие обезглавленные тела лю-
дей. Аналогичное изображение было обнаружено и на одной из плит другого
культового комплекса – Джеф аль Ахмар (9600–8500гг до н. э.). Эти изобра-
жения свидетельствуют о существовании практики воздушного погребения:
трупы помещали на вершины колонн, чтобы грифы очистили кости от плоти.
Процессом погребения, вероятно, руководили жрецы: следы небольшой
группы людей, проживавшей при комплексе постоянно, были обнаружены
археологами. Очищенные тем или иным образом останки помещали в до-
машние хранилища, а позднее в специальные «дома мертвых», появившиеся
около 10 тыс. лет назад2
. Такие дома обнаружены в Абу Хурейре, Чайеню
Тепеси и др. Появление «домов мертвых» совпадает с переходом от общего
хранения зерна к отдельным семейным хранилищам. В таких местах проис-
ходит общение с предками и проводятся различные ритуалы, в том числе,
связанные с рождение потомства.
Обезглавленные изображения умерших дополняются многочисленны-
ми находками отделенных от тел черепов, использование которых было до-
статочно разнообразным. Некоторые из них просто сбрасывали в отвалы по-
селений. Несколько черепов было обнаружено под колоннами и стенами зда-
ний, возможно, это первые свидетельства существования т. н. «закладной
жертвы». Часть черепов использовались как головы статуй, моделировались
гипсом и устанавливались в домах и культовых зданиях (Телль Рамад, Бей
Самун, Айн Гхасал и др.). Какую функцию выполняли эти черепа, пока не
установлено. Высказывались предположения, что это головы наиболее почи-
таемых предков, старейшин рода, однако археологический материал опро-
вергает эту версию: черепа часто принадлежат достаточно молодым людям, а
то и вовсе чужакам. При отборе черепа для моделирования внимание в боль-
жал – предпочтение отдавали черепам с широкими скулами. Часть обнару-
женных черепов еще при жизни подвергалась намеренной трансформации.
Таким образом, черепа сами по себе воспринимались не как средство связи с
их обладателями, а как предметы, обладающие особыми свойствами, напри-
мер, свойством исцелять1
.
Тем не менее, одна из находок может являться свидетельством обще-
ния с некоей силой, обитающей в черепах. В пещере Нахаль Хемар были об-
наружены черепа, моделированные гипсом, а также изготовленные из из-
вестняка маски, возраст которых оценивается ок. 9 тыс. лет. Лицевая часть
черепов была существенно повреждена, так как покрывалась маской. Воз-
можно, они применялись для защиты от той силы, которая, по мнению со-
здавших их людей, обитала в черепах. На одном из черепов был нанесен ри-
сунок в виде плетеной «шапочки», такая же «шапочка», служившая, вероят-
но, для крепления маски, была обнаружена рядом. Эти находки могут быть
свидетельством того, что с помощью масок живой человек мог временно
«перевоплощаться» в умершего, например, в ходе ритуала.
Еще одна крайне интересная находка, связанная с коммуникацией
между живыми и мертвыми, была сделана в Гебекли Тепе. Это фрагменты
трех черепов, на которых присутствуют выполненные при помощи каменных
орудий борозды, нанесенные через небольшое время после наступления
смерти. В теменной части одного из них просверлено отверстие, за которое
череп, вероятно, подвешивали. Предполагается, что эти черепа использова-
лись для предсказания будущего2
, при этом весьма сомнительно, что это бы-
ло какой-то частью культа предков.
В целом, можно отметить явную связь, существовавшую в сознании
человека неолита, между умершими и обилием пищи и потомства. Об этом
свидетельствует, например, то, что в некоторых поселениях тела умерших
погребали в ямах, предназначенных для хранения зерна дикорастущих зла-
ков. Трупу придавали позу эмбриона. В поселениях Ха-Йоним и Нахаль-
Орен до нашего времени сохранились выступающие над культурным слоем
перевернутые каменные ступы, возрастом около 12 тыс. лет, служившие для
растирания зерна и использованные в качестве надгробий. На этом же клад-
бище обнаружено большое количество предметов мелкой пластики, изобра-
жавших мужские половые органы. Таким образом, мертвые в неолите вос-
принимались как нечто не только продолжающее свое существование, но и
активно влияющее на живых. К сожалению, несмотря на наличие очевидных
подтверждений существования практик, связанных с умершими и их остан-
можем располагать какими-либо подробностями на этот счет.
С появлением письменности до нас доходит намного больше сведений
о способах, которые использовались для общения с мертвыми.