Теория и практика некромантии в Европе XV века

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Теория и практика некромантии в Европе XV века

Непрочитанное сообщение Цила » Пн сен 24, 2018 11:51 am

Смысл слова «некромантия»

Как и у большинства моих современников, некромантия для меня всегда означала магию смерти. Зомби, скелеты, личи, мумии, вампиры, призраки, души умерших, жертвоприношения Тёмным и Древним Силам, мрачные субъекты в чёрных мантиях с закрывающим лицо капюшоном… Разница между конкретными вариантами некромантов существует, но не слишком велика. Перумовский Неясыть и какой-нибудь архетипический колдун из The Complete Book of Necromancers 2-го издания AD&D выглядят похоже и занимаются примерно одним и тем же.

А как обстояло дело с некромантией в реальной средневековой Европе? Ясное дело, что зомби (наследие вуду), мумии (археологов ещё не было) и вампиры (плод гениальной фантазии Стокера) вроде бы должны были там отсутствовать. Но ведь что-то с древним названием «некромантия» там было?
Давайте возьмем энциклопедию средневековой жизни — «Декамерон» Бокаччо — и посмотрим, что гениальный флорентиец имел сказать по данному поводу. В «Декамероне» есть как минимум три новеллы, где некромантия играет сюжетообразующую роль (в первой из них герой лишь притворяется некромантом, но это не меняет дела).


Отрывок первый (новелла седьмая, день восьмой):
Ее служанка (…) возымела глупую мысль, а именно такую, чтобы каким-нибудь некромантическим действом побудить любовника своей госпожи полюбить её как прежде, и что школяр должен быть великий на это мастер, о чем она и сказала своей госпоже (…) На это школяр отвечал: «Мадонна, сказать по правде, в Париже я научился, между прочим, некромантии, и я знаю, в чем её суть; но так как она очень противна господу, я поклялся никогда не прибегать к ней ни для себя, ни для других. Правда, любовь, которую я к вам питаю, так сильна…»
Отрывок второй (новелла пятая, день десятый):

Дама отвечала: «Вот чего я хочу: я хочу, чтобы в следующем январе месяце очутился под этим городом сад, полный зелёной травы, цветов и густолиственных деревьев, не иного вида, как бывает в мае…» Рыцарь услышал просьбу и предложение своей дамы… и попался ему под руку некто, предложивший сделать это при помощи некромантии, лишь бы он был хорошо оплачен. Условившись с ним за большую сумму денег, Ансальдо радостно поджидал назначенного времени. Когда оно наступило, — а холод был страшный и все полно снега и льда, — тот мудрый человек так устроил своим искусством в ночь на первое января, что утром появился, как то засвидетельствовали видевшие его, самый восхитительный сад, какой когда-либо видели, с травой, деревьями и плодами всех родов.

Отрывок третий (новелла девятая, день десятый):
Саладин приказал одному из своих некромантов, искусство которого уже испытал, чтоб он нашёл способ перенести в одну ночь мессера Торелло на кровати в Павию, на что некромант отвечал, что все будет исполнено, но что для его же блага мессера Торелло надо усыпить… Так как было уже поздно и некромант дожидался, чтобы привести свое дело в исполнение, и торопил их, явился врач с напитком и, уверив Торелло, что дает его ему для подкрепления, велел выпить; прошло немного времени, как он заснул…. в присутствии Саладина, кровать, как была с мессером Торелло, умчалась.

Ну и где тут магия смерти?
В первом случае — приворот, во втором — создание цветущего сада среди зимы, в третьей — полёты на кроватях через Средиземное море.
Когда я впервые прочитал «Декамерон», я ещё не был заядлым поклонником фэнтези. Когда я его перечитал позднее, то несоответствие царапнуло мне глаз, но я сказал себе: простим Боккаччо его странную терминологию, он ведь не читал Перумова и не знает, чем должны заниматься некроманты. И только недавно, взявшись за исторические труды по средневековой магии, я обнаружил, что Боккаччо был абсолютно прав — для своего времени.

Во-первых, в средневековой латыни слово «некромантия» писалось двумя способами — как «некромантия», так и как «нигромантия/негромантия», то есть черная магия, черное искусство (nigromantia, совр. итал. negromanzia). Это, согласитесь, совсем другое дело. Во-вторых (и это интереснее всего), некромантия в средние века означала ритуальную демоническую магию, вне зависимости от того, что было её целью.
Откуда же взялось такое странное значение? Ричард Кикефер (Richard Kieckhefer), один из крупнейших исследователей средневековой религии и магии, предлагает в своей монографии следующую картину.

В античной Европе общение с умершими было делом распространённым. Именно такую спиритическую практику тогда и называли некромантией. Вы помните, как в Ветхом Завете эндорская ведьма призывает царю Саулу дух пророка Самуила (I Сам. 28), который пророчит, что царю скоро придут кранты? Можно ещё вспомнить общение Одиссея с душами умерших.
Но пришло христианство, и внесло кардинальное изменение в правила игры. Согласно христианскому мировоззрению, после смерти души людей находятся в полном и абсолютном распоряжении Бога. И никакой паршивый некромант не может на это повлиять. Даже если человек был язычником и грешником, и его душа отправляется в ад, это ничего не меняет. Сам Сатана не властен освободить душу из ада хоть на минуту, чтобы та пообщалась с некромантом. Что уж тут говорить о призыве какой-то ведьмой души праведного пророка???

Достаточно быстро процесс формирования христианской теологии столкнулся с трудноразрешимым противоречием. С одной стороны, каждое слово Библии — это святая истина. В том числе и описание призыва души пророка Самуила. С другой стороны, этот призыв противоречит самим основам веры.
Теологи нашли изящное решение. Они объявили, что к ведьме явился не дух пророка, а демон, принявший его обличье, чтобы смутить царя Саула (!!!). А призыв душ мёртвых — да, он по-прежнему невозможен.

Это стало официальной позицией католической церкви и определило судьбу понятия «некромантия». На протяжении веков оно стало устойчиво связано с демонами, а изначальная связь с душами мёртвых была забыта. И только в современной Европе произошло некоторое возвращение к нынешнему состоянию дел. К сожалению, Кикефер не прослеживает, как оно произошло.
Из того, что известно мне, в 1834 году Уильям Годвин опубликовал биографии чародеев всех времён (включая Жанну д’Арк, Джона Ди и доктора Фауста) под названием «Жизни некромантов». Он использовал термин «некромантия» во вполне средневековом смысле — демоническая магия общего назначения. А Кларк Эштон Смит в начале XX века опубликовал рассказ «Империя некромантов», где некроманты уже вполне современные — маги смерти, окружённые поднятыми скелетами, мумиями, личами и зомби, и души мёртвых вовсю страдают, заключённые в анимированных останках. Из этого я могу осторожно предположить, что возврат к античному пониманию некромантии как магии смерти произошёл на протяжении XIX века. Но информации явно мало, так что я буду очень благодарен за любые подсказки, поправки и комментарии.

Происхождение и механизм действия демонической магии

Происхождение некромантии


История некромантии полна пробелов, но можно выделить несколько источников этой традиции. Во-первых, в Европе издавна существовали ритуалы народной магии, и некоторые следы античных языческих традиций прослеживаются в трудах некромантов. Во-вторых, массовые переводы с арабского познакомили европейских читателей не только с учением Авиценны и алхимией, но и с магическими практиками. Большинство астральных и астрологических элементов некромантии показывают выраженное арабское влияние. Наконец, заметен и вклад еврейской школы магии.
Но основным источником, который придал форму средневековой некромантии, был ритуал христианской церкви. Как замечает Кикефер, когда в обществе такое значение придаётся ритуалу, неизбежно возникают течения, которые начинают использовать ритуал в неортодоксальных целях. Если сам папа говорит, что личная неправедность священника не влияет на действенность ритуала мессы (и не просто говорит, а отлучает и сжигает всех несогласных с этим), то верующие неизбежно начинают задумываться, что ритуал важнее личной праведности. Иными словами, у каждого гобелена есть изнанка, и изнанка христианского ритуала — некромантия. Кстати, анализ всех существующих источников показывает, что именно в среде священников некромантия процветала и достигла максимального развития.

Если сравнить действия экзорциста и действия некроманта, невозможно не заметить массы параллелей. И тот, и другой совершают сложные ритуалы, объектом которых являются демоны (причём типичные ритуалы некроманта и экзорциста часто совпадают чуть ли не дословно). И тот, и другой опираются на священные символы и имена, чтобы на них воздействовать: «Отцом, и Сыном, и Святым Духом, и неразделенной Троицей, и посредством благословлённой и преславной непорочной Девы Марии, молитвами пророков, заслугами патриархов, мольбами ангелов и архангелов, заступничеством апостолов, страстями мучеников, верой исповедников, непорочностью и чистотой святых дев, заступничеством всех святых, и Семью Спящими, чьи имена Малк, Максимилиан, Дионисий, Иоанн, Константин, Серапион и Мартиман, и именем господа, благословленным вовеки…» В обоих случаях успех не является гарантированным: заклинатель борется с демоном, и нередко требуется повторение ритуала для успеха. Оба действуют в рамках единого представления о картине мира. Но есть одна принципиальная разница между священником-экзорцистом и некромантом: экзорцист прилагает все усилия, чтобы навсегда избавиться от демонов, а некромант их призывает в наш мир. Именно это ставит некроманта за грань закона.


Принцип действия демонической магии

По своим взглядам на природу магии люди Средневековья могли быть разделены на четыре категории.
Немногочисленные убеждённые прагматики: Магии не существует, маги — шарлатаны. Из записных книжек Леонардо: «Из всех людских мнений самым идиотским является вера в некромантию».

2. Простой народ, практикующий мелкую бытовую магию типа заговоров от крыс или от зубной боли: А хрен его знает, работает, и ладно.
3. Продвинутые маги Ренессанса, типа Марсилио Фичино: Магия бывает природная и демоническая. Условно говоря, когда аквамарин помогает от пьянства — это природная. Иначе говоря, при совершении определённых действий и сведении воедино определённых компонентов происходит волшебство, оттого, что так устроен мир. А когда кто-то зовёт демона, чтобы тот выполнил поручение — это магия демоническая.

4. Инквизиторы-пуристы: Любая магия — демоническая, просто она бывает явная и неявная. Даже невинный заговор от крыс, где нет явного призыва к демонам, работает только благодаря демоническому вмешательству.

Так вот, по поводу некромантии сомнений не было, ни у самих некромантов, ни у их противников. Некромантия — это явная демоническая магия. В ритуалах некроманта демоны вызываются, поимённо приглашаются и приставляются к работе.

Во взглядах на некромантию была только одна небольшая тонкость. Судя по дошедшим до нас документам, сами некроманты полагали, что подчиняют себе демонов посредством священных имён, символов, предметов, формул и ритуалов. То есть, демоны выполняют волю некроманта исключительно потому, что это угодно господу богу.

Напротив, инквизиторы были склонны считать, что господу богу некромантия совершенно не угодна, а её ритуалы — мерзкое извращение церковных обрядов. И если они к чему-топриводят, то исключительно из-за того, что сами демоны с удовольствием подыгрывают некроманту, надеясь принести побольше вреда людям и заграбастать душу вызвавшего их глупца.
ОООграничения некромантии
И маги, и их преследователи были единодушны во мнении, что возможности некромантии определяются возможностями демонов, подчинённых заклинателю. Из этого следует несколько важных ограничений, которые они более или менее признавали:
Некромант принципиально не властен над душами мёртвых. Они принадлежат Богу, который единолично определяет их судьбу. Если некромант призывает душу мертвеца — это обман. На самом деле это пришёл демон, принявший обличье покойного.

2. Некромантия не способна ничего создавать, так как демоны не способны к творению. Творение — прерогатива Бога. Все, что получается с помощью некромантии — иллюзорное, ненастоящее. Однако, эти иллюзии ощутимы и вполне могут привести к реальным последствиям: демон-скакун может перенести чародея через континент, а иллюзорный воин — насмерть поразить противника. У иллюзорности есть и достоинства — еда на волшебном банкете не насыщает желудок, и есть можно сколько угодно.

3. Некромантия уязвима перед священными предметами, ритуалами, и т. п. Есть средневековая байка, как некто с помощью некромантии выслеживал вора. Некромант устроил ритуал, в результате которого его помощник-ребёнок (очень распространённая черта — использование детей как посредников для общения с демонами) смог увидеть изображение вора в чаше с водой. Мальчик описал, как человек идёт по улице, входит в церковь, исповедуется, священник возлагает ему руки на голову… и картинка исчезает. С отпущением грехов вор стал «закрыт» от демонов, служащих магу.
Важные примечания к разделу «Происхождение и механизм действия демонической магии» от ereynion

Если я ничего не путаю, Феодорит Кирский, св. Юстин и Ориген допускали возможность вызова мертвых (причем последний чуть ли не во плоти).
Мнение о подмене демоном основано на бл. Августине и это мнение не разделялось всей церковью. Проблема положительного решения вопроса решалась через «попущение».
Когда в Библии звучит «голос автора», он называет видение «Саулом», а не обманом демонов и т.д. («Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. И сказал Самуил Саулу» — в «речи автора» нет никаких указаний на обман или его возможность. На это обращали внимание.)
2. В другом месте Библии есть запрет на вызов мертвых. И он основывается не на том, что это злые духи отвечают вместо мертвых, а на том, что sic! мертвых не спрашивают о живых, им нельзя верить, если они говорят отличное от откровения Бога. Кстати, Самуил примерно в этом же духе ответил Саулу (он не даст ему совета и не может сказать больше там, где Бог высказался и молчит — «для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня»).

У Исаи: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.»
С точки зрения средневекового комментатора священнописатель не мог ошибаться и не должен был поддерживать суеверие вместо его опровержения.
Похоже на то, что, вопрос не имел окончательного решения и ходили высказывания вроде: «верить, что некромант может вывести душу из ада — ересь, что священнописатель ошибся (про Самуила) — безумие».

Кстати, второй вопрос может быть все-таки решен в том смысле, что под «мертвыми» понимаются и демоны (как ложные и мертвые боги, как движители мертвых истуканов и т.д.).
Вроде бы некоторые толкователи придерживались этой точки зрения.
Но тогда утверждение от том, что «пришло христианство, и внесло кардинальное изменение в правила игры» (из первой части про некромантию) становится неверным. Ведь тогда «некромантией» вызывание демонов с полным правом могло бы именоваться еще в дохристианские времена (у иудеев).

Книга заклинаний типичного некроманта


Изучение истории тайного и запретного (организованной преступности, шпионской деятельности, содомии, магии) всегда является нелёгкой задачей. Объекты изучения (воры, шпионы, содомиты, маги) всячески стараются скрыть следы своей деятельности даже от современников. А современники, в свою очередь, часто так же тщательно преследуют вышеупомянутые объекты и стараются истребить как их самих, так и саму память о них. И что же тогда остаётся на долю бедных историков, которые занимаются вопросом спустя столетия?
У некромантии есть преимущество перед преступностью или ведовством — ею занимались образованные люди, и у неё были богатые письменные традиции. Увы, книги магии также были предметом систематической охоты и истребления. До нас дошли лишь единичные экземпляры, случайно затерявшиеся в библиотеках, нераспознанные благодаря отсутствию обложки или скверному почерку автора. Одним из самых замечательных уцелевших экземпляров является рабочая книга заклинаний некроманта, хранящаяся в Баварской государственной библиотеке под каталожным номером Clm 849. Она была исследована и опубликована Кикефером, и известна в литературе как «Мюнхенское руководство по некромантии».

Мюнхенская тетрадь датируется первой половиной XV века; современный переплёт был сделан в конце XIX-начале XX века. Она написана на бумаге, без видимых водяных знаков. Листы рукописи имеют размер 14.7х21 см. Текст идёт одной колонкой, на страницах ещё видны следы разлиновки, как в наших школьных тетрадках. Страницы пронумерованы с 3 по 152. Первые две отсутствуют, что может объяснить сохранность рукописи. Текст преимущественно на скверной латыни с большим числом грамматических ошибок. Использование некоторых оборотов и специфической терминологии указывает на то, что автор принадлежал к церковным кругам. Как минимум один небольшой текст написан на немецком, одна из формул — на итальянском. Помимо текста, рукопись содержит многочисленные геометрические схемы кругов и пентаклей для проведения ритуалом, а также печатей ангелов, дней недели и т.п.

Мюнхенская книга включает в себя 47 записей, каждая из которых обычно соответствует одному ритуалу/заклинанию (автор называет их «экспериментами»). Они располагаются в следующем порядке:

Для обретения знания свободных искусств
Для сведения человека с ума
Для вызывания любви у женщины
Для обретения почестей и славы
Для вызывания ненависти между друзьями
Для получения банкета
Для получения замка
Для получения лодки
Для получения лошади
Для подъёма мертвеца
Для невидимости
Для обретения любви женщины
Для сковывания мужчины, женщины, духа или зверя
Для получения лошади
Для получения летающего трона
Для нахождения чего-либо во сне
Для получения лошади
Зеркало Флорона, для открытия прошлого, настоящего и будущего
Зеркало Флорона, вторая версия
Иной способ использования зеркала
Для невидимости
Для обнаружения вора или убийцы глядя в сосуд
Первое зеркало Лилит
Для получения знания о неизвестном глядя в кристалл
Для получения знания о воре глядя в кристалл
Ключ Плуто, для открывания всех замков
Для получения знания о краже глядя на ноготь
Для получения информации, глядя на кость
Подлинное исскуство бассейна
Двенадцать имен, дабы заставить духов появиться в ладони мальчика
Книга Посвящения
Призывание Сатаны/Миража
Для получения информации от зеркала
Список духов
Для обретения любви женщины
Общая подготовка к вызову духов
Руководство по астральной магии
Для получения знания о краже глядя на ноготь
Для получения знания глядя на ноготь
Для получения знания о краже глядя на ноготь
Для нахождения сокрытых сокровищ во сне
Имя Семифорас
Для получения лошади
Фрагмент эксперимента для отведения ущерба
Для невидимости
Благоприятные и неблагоприятные дни месяца для создания надписей
Фрагмент химического рецепта.

Кикефер выделяет три распространённых типа экспериментов.

1) Психологическое воздействие (7 штук). Идея заключается в вызывании определённых чувств (любви, вражды, дружбы) у объекта заклинания. Описание ритуала часто использует элементы симпатической (восковая кукла) и контагиозной (волос с головы объекта) магии. призывание демонов, которое обязательно присутствует во всех ритуалах некромантии, здесь имеет достаточно простой характер и часто выглядит наиболее искусственной, добавленной частью процесса. Напротив, подготовительные процедуры достаточно сложны. Многочисленные астрологические элементы указывают на влияние арабской астральной традиции.
2) Иллюзорные (12 штук). К этой категории относятся развлекательные эксперименты типа организации волшебного банкета и транспортные эксперименты типа призыва демона в облике волшебного скакуна. Для этой группы характерно использование сложных магических кругов и техник призыва. Кстати, к этой категории стоит отнести и ритуал, который позволяет нескольким демонам вселиться в тело мертвеца и придать ему подобие жизни (номер 10). Из всех экспериментов Мюнхенской книги это ближе всего к нашему современному пониманию некромантии. Отличительная черта этих записей — почти они все сопровождаются художественными историями о проведении соответствующих ритуалов и их грандиозном успехе.
3) Дивинаторные (19 штук). Это получение информации о прошлом и будущем, об удалённом и сокрытом. Ключевым элементом этих ритуалов является погружение в сон или созерцание зеркала, кристалла, сосуда с водой. Чаще всего, в таких ритуалах задействуется ребёнок (невинный мальчик, изредка упоминается возможность замены на девочку), который смотрит в зеркало и сообщает некроманту об увиденном. Кикефер отмечает значительное сходство дивинаторной магии с еврейскими магическими традициями, хотя подчеркивает, что было бы ошибочно делать тут жёсткие заключения о прямых родственных связях.
Еще десяток записей не попадают в эти три категории. В первую очередь, это Liber consecrationum (номер 31), руководство по приданию силы магической книге. До наших дней дошло много вариантов этого небольшого трактата, который является базовым в практике некромантии. Книга некроманта, в отличие от поваренной, сама обладала волшебной силой, а не только содержала рецепты. Без должного освящения книги практику ритуалов проводить не следовало. Также, к внекатегорийным относится ритуал для открытия любых замков (номер 26) и забавный ритуал, призывающий демона-учителя свободных искусств (номер 1). Прямо-таки мечта студента-двоечника! Некоторые из записей не являются описаниями ритуалов, а содержат вспомогательную и справочную информацию: общая подготовка к вызову духов (номер 36), руководство по астральной магии (номер 37), списки имён духов (номер 34) и т.п.

Как сваять зомби
Как неоднократно отмечалось выше, некромантия средних веков, вообще говоря, вовсе не обязательно имела отношение к магии смерти. Тем не менее, античное значение термина не было полностью забыто. Так, некромантический манускрипт Раулинсона содержит ритуал для призыва теней умерших (как мы помним, вопрос о самой возможности этого был достаточно сложным — см. «Происхождение и механизм действия демонической магии»). В Мюнхенской тетради под номером 10 также содержится ритуал, который описывает нечто типа создания зомби путём вселения демонов в тело мертвеца. Он больше всего похож на некромантию в современном смысле, и потому я решил воспроизвести его тут, хотя по распространённости и популярности он очень сильно уступает ритуалам приворота, призыва демона-скакуна и поиска украденного. Обратите внимание, что в этом ритуале большое значение уделено сложному магическому кругу и неоднократному призыванию демонов. В этом плане он является вполне представительным для ритуалов иллюзорной группы. Как и почти все остальные эксперименты, в рукописи он не имеет заголовка, который добавлен переводчиком. Сокращения переводчика отмечены многоточиями.

10. Для подъема мертвеца
«Когда ты пожелаешь вселить духа в тело мертвеца, так, чтобы он казался живым, как раньше, следуй этой процедуре. Прежде всего, изготовь золотое кольцо. На внешней его поверхности надлежит выгравировать следующие имена: Brimer, Suburith, Tranauit; на внутренней, следующие имена: Lyroth, Beryen, Damayn. Когда имена будут выгравированы, в воскресенье до рассвета пойди к текущей воде и помести туда кольцо, и оставь на пять дней.
На шестой день вынь его, и возьми в гробницу, и помести его внутрь, чтобы оно там оставалось в пятницу и субботу. В воскресенье, до рассвета, выйди из города под чистое небо, в удаленное и секретное место, и начерти круг мечом, и на нем с помощью меча начерти имена и фигуры, которые здесь приведены [тут в рукописи следует схема из трех концентрических колец с вписанной пентаграммой, на ней повторены имена, нанесённые на кольцо, а также нанесены астрологические знаки и указано место для заклинателя].

Когда это будет начертано, войди в него как показано, и помести меч под колени, и обратившись лицом к югу, произнеси призывание:

«Я призываю вас, все демоны написанные на кольце», — которое должно быть у тебя в руке, -
· «Отцом, и Сыном, и Святым Духом,
· и всемогущим Богом, создателем небес и земли,
· и господом нашим Иисусом Христом, сыном его…
· и преславной девой Марией, матерью его…
Итак я призываю вас, О Brimer, Suburith, Tranayrt, Lyroth, Berien, Damay,
· всеми святыми рая,
· и восемью священными именами господа: Tetragramaton, Oel [O El?], Messyas, Soter, Adonay, Alpha e O, Sabaoth,
· и святыми именами девы Марии, кои есть: Королева, Цветок, Роза, Лилия, Лестница, Мудрость, Жизнь, Сладость, Милосердие и Надежда,
· и раем небесным и земным,
· и всеми ангелами и архангелами, престолами и силами…
· и всеми вашими принцами, королями, лордами и начальниками,
· и вашим адом,
· и всем, что в нем есть,

дабы все вы, скованные и связанные моей волей и силой, пребывали отныне умиротворенными, чтобы я не боялся, и освятили бы это кольцо так, чтобы оно обрело силу, а именно, что когда я помещу его на палец мертвеца, один из вас войдет в него, и он будет казаться живым в той же похожести и форме… Аминь.»
Когда ты это произнесешь один раз, шесть духов появятся у круга, требуя кольцо, которое ты им отдашь. После этого они удалятся, и ты также должен покинуть круг, взяв с собой меч, и не разрушая круг.

На шестой день вернись с мечом и скажи, обратившись лицом к югу:
«Я призываю вас, О Brimer, Suburith (…) дабы вы пришли ко мне без промедления, неся освященное кольцо, так, чтобы когда я помещу его на палец живого, он упадет как мертвый, и когда я сниму его, он вернется в прежнее состояние, и когда я помещу его на мертвеца, как говорилось раньше, дух войдет в него и он будет казаться живым, как раньше…»

Произнеся это четыре раза, сначала повернувшись к югу, потом к западу, потом к северу, потом к востоку, повернись к востоку и увидишь как некто прибудет на коне, и, прибыв к кругу, скажет: «Такие-то и такие-то», — назвав тех, чьи имена были выгравированы, — «посылают тебе это освященное кольцо, но говорят, что не могут прибыть сами, так как это не подобает; испытай силу кольца, и если оно не будет иметь той силы, что ты требовал, они говорят, что будут готовы прибыть к тебе когда бы ты не пожелал». Возьми кольцо и скажи ему: «Благодарю тебя и их». Когда ты это скажешь, он немедленно удалится, и ты также должен покинуть круг, полностью его уничтожив.
Держи кольцо при себе, укутав в белую ткань. Когда пожелаешь, чтобы кто-то показался мёртвым, так, чтобы все сочли, что в нем нет жизни, надень кольцо ему на палец, и он покажется трупом; и когда ты его снимешь, он вернётся в прежнее состояние. А когда ты пожелаешь, чтобы труп казался оживлённым, надень кольцо как выше сказано, или привяжи его к руке или ноге, и в течение часа он восстанет в той форме, которой он прежде обладал, и будет говорить перед всеми живым голосом, и будет способен на это в течение шести дней, потому что каждый из этих духов будет оставаться в нем один день. И если ты пожелаешь вернуть его в предыдущее состояние перед этим сроком, сними кольцо. И в такой манере ты можешь оживлять мертвеца.
Этот весьма замечательный эксперимент должно держать в секрете, ибо в нем содержится великое могущество.

Круг, начертанный выше, имеет многие силы, из которых я упомяну три, известные мне. Если ты нарисуешь его в пятницу пером удода и его кровью на свежем листе пергамента, и прикоснёшься им к человеку, он будет любить тебя превыше всех. Если ты поместишь написанный вышесказанным образом круг на голову больного без его ведома, то, если он должен умереть, он скажет, что неспособен выздороветь, а если ему суждено выздороветь, он увидит себя здоровым. И если ты будешь носить этот круг, написанный вышесказанным образом, на себе, ни одна собака не сможет на тебя лаять. Я испытал эти эффекты; и я не упоминаю здесь тех, которых я сам не испытывал.»
В этом ритуале мне показались любопытными две вещи. Во-первых, подготовка артефакта довольно длительна (пара недель), плюс час требуется на прихождение «зомби» в себя. С точки зрения современной фэнтези это неудобно (тот же Фесс поднимает мертвяков пачками за мгновения), но выглядит гораздо достовернее. Во-вторых, в тексте ритуала нигде не говорится, что оживший мертвец будет как-то слушаться мага…

Техника приворота

Если мы посмотрим на список экспериментов Мюнхенской книги, то увидим три ритуала, которые бьют рекорды по числу вариантов. Среди иллюзорных — это призыв волшебного скакуна. Среди дивинаторных — поиск украденного. Среди психологических — любовная магия.
В качестве типичного ритуала некромантии я воспроизвожу здесь текст одного из экспериментов по любовной магии из Мюнхенской книги (номер 12). Как и почти все остальные эксперименты, в рукописи он не имеет заголовка, названия или вступления; сразу идут инструкции. Сокращения переводчика отмечены многоточиями.
Термин «мастер», как и по всей книге, относится к некроманту. Данный ритуал, по-видимому, должен совершаться с участием не только мастера, но заинтересованного в привороте лица (если это не сам некромант). Интересно отметить минимальную роль призывания демонов и значительную роль подготовки к ритуалу и симпатического компонента (восковая кукла, иголки и т.п.). Также, обратите внимание на бесчисленные детали в какой час что следует делать — наследие арабской астральной магии.

12. Для обретения любви женщины


«Возьми девственный воск, которому придана девственность посредством исскуства, и сделай это в четверг или в пятницу, в час Венеры или час Юпитера; и из этого воска сделай образ над горящими без дыма углями, помещенными в горшок. Мастер должен также иметь несколько волосков женщины, для которой он хочет совершить действо, и три щетинки рыжих волос, и ты должен иметь с собой нож с белой ручкой, сделанный для этой цели. И пойди туда, где ремесленник делает иголки, и пусть он их сделает от часа Солнца до часа Сатурна. Затем мастер должен взять двух верных компаньонов и пойти к плодоносящему дереву, и мастер должен сделать круг [в рукописи приводится иллюстрация: простой круг из двух концентрических колец, на получившейся полосе между кольцами начертаны имена трёх демонов, в центре пометка «Место мастера»].
И мастер должен начать это действие, делая образ женщины, для которой ты его совершаешь, постоянно бормоча про себя:
«Ты, Белиал, и ты, Астарот, и ты, Паимон, будете моими помощниками в этом предприятии».
Также, ты должен бормотать слова:

«Я, имярек, делаю этот образ для любви той-то и той-то, чтобы он мог осуществить то, для чего он сделан. И да будешь ты, Белиал, великий государь, моим помощником в этом предприятии».
Затем мастер должен сделать образ из этого воска, начав в час Юпитера и продолжая до часа Сатурна. И когда образ будет готов, мастер должен заказать девять иголок у опытного ремесленника, который должен помыться и одеть чистую одежду, когда он их делает; он должен делать иголки с часа Солнца до часа Сатурна. Затем мастер должен воткнуть иголки в образ, одну в голову, другую в правое плечо, третью в левое, четвертую туда, где сердце, говоря:
«Так же, как эта игла укреплена в этом образе, так пусть и любовь N. будет укреплена так, что она не сможет спать, пробуждаться, лежать, сидеть или ходить, пока она не воспылает любовью ко мне».
Он должен закрепить пятую иглу в пупке, шестую в бедре, седьмую в правом боку, восьмую в левом, девятую в анусе. Когда образ будет таким образом сделан, ты должен окрестить его, давая ему имя той женщины, для которой он сделан, окуная его трижды и говоря: «Как он должен быть назван?» и отвечая: «N.» И ты должен сказать: «Я крещу тебя, N., во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. И затем помести образ в новую и чистую ткань, оставив его в покое от часа Солнца до часа Марса. Затем осуществи призывание под фруктовым деревом, с горящими углями; повернувшись на восток, говори:

«О N., я призываю твою голову, твои волосы, твои глаза, твои уши (…) [далее идёт перечисление анатомии на полстраницы] О N., я призываю всю твою сущность, чтобы ты не могла спать, или сидеть, или лежать, или совершать любую работу, пока ты не удовлетворишь моё вожделение. Я призываю тебя
· Отцом, и Сыном и Святым Духом…
· мудростью Соломона…
· всеми мощами святых, которые лежат в Риме,
· луной, и солнцем, и главными планетами,
· и молоком девы [Марии],
· и святой Марией, матерью господа нашего Иисуса Христа,
· святым причастием,
· плотью и кровью Иисуса Христа.
Я призываю тебя и заклинаю тебя, и повелеваю тебе, чтобы как олень жаждет воды, так и ты, N., должна жаждать моей любви. И как ворон жаждет тела мертвеца, так и ты должна жаждать меня. И как воск плавится перед огнём, так и ты, N., должна плавиться от желания моей любви, чтобы ты не могла, etc.»

Признаки, которые следует искать в этой женщине, следующие: одиночество, помутнение разума, рыдания, вздохи, биение в грудь, бессонница, плач. Тогда мастер или тот, для кого он действовал, должен пойти к ней, и если он увидит ее стоящей или сидящей одну, мастер должен продолжить призывание до пятого дня. И если она находится где-либо на местности, она будет призывана; но если она находится в городе или проезжает через другой город, мастер должен продолжить призывание, пока она не сможет прийти.

И во всем этом испанские, арабские, еврейские, халдейские, греческие и латинские астрологические некроманты соглашаются. И этот эксперимент был взят из книги «О секретных искусствах воображаемого искусства», из книги «О цветах всех экспериментов».


Источник: Библиотека ОХС ordenxc.org
Михаил ТАЛАКО © 2008, перевод-конспект книги «Forbidden Rites: A Necromancer's Manual of the Fifteenth Century» by Richard Kieckhefer, Pennsylvania State University Press (1998)
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость