Астральная семиотика.
Добавлено: Пн ноя 26, 2018 1:38 am
АСТРАЛЬНАЯ СЕМИОТИКА
СИМВОЛИКА ПЛАНЕТ
Символ достаточно ёмкое и, в тоже время, неоднозначное в нашем понимании отображение рационального или иррационального, данного нам в восприятие или находящегося вне поля наших естественных ощущений. По словам Э. Кассирера creatum (символ) есть Einheit von Sinn und Sinnlichkeit [18], то есть единство смысла и чувствования. Символ предстаёт перед нами в своём оформленном виде, представляя концепцию его содержания, подкреплённую опытом, накопленным человечеством в процессе эволюции. Чистая форма изображения не зависит в нём от всего материального мира и не существует так же, как и вся материя. Его форма есть чувственное данное от слияния материальной и духовной формы, результат внутренней деятельности духа. Другими словами, деятельность духа для производства символов обязательно должна манифестировать себя в знаках - словах, образах. Символ или знак является необходимым атрибутом сознания, поскольку 'идеальные формы узнаются и познаются лишь в совокупности чувственных знаков, которыми они пользуются для своего выражения'[18].
Будучи воспринятыми, знаки и символы, как чувственные данные через производящую силу духа преобразуются в соответствии с определённой 'точкой зрения' и получают символическое содержание, которое фиксируется в знаке-символе...
Элементы графического символизма применялись практически всегда и повсеместно, на всём протяжении осмысленной деятельности человека. Начиная с наскальной росписи и по сегодняшнее время, люди придавали определённым графическим элементам своеобразные трансцендентные качества. И эти элементы были носителями метафизической, магической, философской, космогонической или астрономической информации.
Астрология - знание, построенное на глубоком космизме и эзотерическом символизме. Это знание гармонично и всеобъемлюще в духовном выражении, исторически ценно и не имеет временных ограничений. На протяжении многих тысячелетий формировался современный астрологический графический облик, тот совершенный облик, который поражает философов, археологов, искусствоведов и культурологов. Наряду с тем, что подобные знания привлекают большое количество специалистов и интересующихся ими людей, многое остаётся туманным или загадочным, необъяснимым или просто забытым. Говоря о символах применяемых в астрологии, следует сказать, что они, имеют весьма определённое значение, но зачастую, как и многие окружающие нас символы, либо не интерпретируются, либо трактуются достаточно вольно.
Что можно увидеть и что можно подчеркнуть при рассмотрении астрологических символов?
Рассматривая символы планет и знаков Зодиака, во-первых, следует отметить их многоплановость, которая отражена входящими в них элементами. Каждый элемент знака-символа несёт духовную смысловую нагрузку, определяя соответствующее энергоинформационное содержание. Во-вторых, сами элементы знаков и символов, обладая собственной характеристикой, позволяют описать систему, которую они составляют своими конфигурациями. В третьих, определяя систему (знак или символ) привнесёнными качествами, элементы и сами адаптируются к свойствам и функциям целого (знака или символа), получая некоторую специфичность, обретаемую в процессе взаимодействия с совокупными элементарными множествами.
Рассмотрим наиболее характерные и общие элементы, формирующие знаки и символы.
Наиболее простыми элементами можно считать отрезок прямой, как часть бесконечной пространственной прямой, и кривую линию (дугу), которая замыкается в окружность или образует в пространстве бесконечную спираль. Эти элементы определяют формы и строения, а так же виды (направления) движения материальных и нематериальных (духовных) субстанций во Вселенной. Галилей, как приверженец Платона, излагая систему мира Коперника, говорил, что круг совершенен не только с эстетической и математической точки зрения, но и с позиции механики. Соответственно, по его словам: 'круговое движение естественно присуще телам, составляющим Вселенную и размещёнными в наилучшем порядке; прямолинейное движение сообщается природой телам и их частям только там, где они размещены в плохом порядке, не на своих естественных местах'. Иоганн Кеплер считал 'естественным' для физического мира не круговое движение, а прямолинейное, подкрепляя доводы движением небесных тел и человеческого тела. По его заключению 'все мускулы действуют согласно принципу прямолинейного движения... последовательно сжимающимися и разжимающимися'. Круговое движение он считал идеальным движением с точки зрения метафизики и допускал отклонения от окружности для реальных физических тел. Обобщая взгляды Галилея и Кеплера, можно сказать, что в тонкоматериальном, идеальном метафизическом мире предпочтение принадлежит дуге, окружности и её производным (спирали), с некоторым присутствием прямолинейности. В реальном мире, мире материального господства, преобладает прямолинейное движение и прямолинейные формы, с некоторым включением криволинейности (дуги, окружности, спирали и т.д.). Это более наглядно может продемонстрировать символическое значение фигур круга (составленного из кривой или дуги) и квадрата (составленного из прямых линий).
Круг
Круг с древнейших времён обозначал духовные силы и мир духовный, он визуализировался, как мир высший и находящийся над нами. Округлая форма планет и их изображение в виде окружности представляет эти, казалось бы, сугубо материальные тела, наделёнными спиратуальными качествами. Круг символизирует дух. Описывает весь космос в целом - всё, что заключено в широких просторах небес [5]. Окружность священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, не проявленное, бесконечное, вечность. Она олицетворяет небесное единство, солярные циклы, всякое цикличное движение, динамизм, бесконечное движение, завершение, исполнение, Бога. В системе Дзен пустой круг означает просветление. У китайцев круг - это Небеса. В исламе круг олицетворяет купол, свод Небес, Свет Божий. У Платона он 'подвижный образ вечности недвижной' [9].
Квадрат
Квадрат (прямоугольник) - фигура, соединяющая в себе вертикальные и горизонтальные линии, символизирует сферу материального, которая, с оккультной точки зрения, есть дух, ограниченный временем. Четыре стороны представляют четыре элемента (огонь, воздух, землю и воду), которые в свою очередь, являются основой материи физического мира [5]. Квадрат олицетворяет Землю как противопоставление кругу Небес. Он представляет собой ограничение и потому обладает формой. Четырёхугольник олицетворяет талисманическое заверение в постоянстве и стабильности. У пифагорейцев квадрат символизирует душу. Круг и квадрат являются символами порядка вещей в космосе и мире людей.
Как отмечал английский королевский астролог Джон Ди (1527 - 1608) в 'Monas Hieroglifica' ('Иероглифическая монада' 1564 г.): 'Через прямую и круг явилось на свет первое простое изображение и пресуществилось представление вещей, в том числе не существующих и сокрытых под покровами природы' [2].
Представив общую символическую графическую картину мироздания, перейдём к её поэлементному рассмотрению. Обратимся к первоисточникам: точке, дуге и отрезку прямой
Точка
Точка означает Единство, Происхождение и Центр. Как центр, она говорит о цельности, целостности, абсолютной реальности. Это источник всего сущего; совокупность всех возможностей; святое место; пролом в пространстве и времени; точка взаимного сообщения между тремя мирами, соединяющая пространство и время; ось, объединяющая космос как вертикально, так и горизонтально; пересечение макрокосма и микрокосма; космический порядок; 'неподвижный двигатель' Аристотеля.
Рассматривая точку как центр чего-либо, можно отметить, что продвижение от центра к окружности, означает путешествие в мир существующий и в множественность, а путь обратно к духовному центру - есть путь к Единству и истинности. Точка - место, где производится пространство, из которого эманирует движение и возникают формы; точка - элемент, как экспансии, так и сжимания, схождения, притягивания множественности назад к центру (от формы к содержанию), к гармонии, знанию и просветлению.
Есть два вида точек: точки не имеющие размеров, являющиеся символами творческой силы, и такие точки, которые, как определяет Раймунд Луллий в своей книге 'Новая геометрия', которые характеризуются мельчайшими реальными размерами и являются символом принципа проявления. [8] и [9].
Дуги
Дуга с вершиной внизу или "чаша". Дуга данного вида, своей конфигурацией выражает нечто, способное служить вместилищем духа, нечто, способное удержать дух, сохранить его [5]. В восточной традиции, такое подобное символическо-мистическое положение рук (руки) - мудра Дхьяни (самадхи) - жест медитирующего в Дхьянасане. Это образ символической чаши, из которой боги пьют нектар бессмертия [17]. В этом изображении можно найти аналогию и с мудрой 'Чаша Чандмара', которая символизирует сбор девяти драгоценностей, из которых состоит тело, ум и душа человека, а также окружающий мир. Эта мудра, говорит о единстве души и тела, о единстве Человека и Космоса [4]. В операциях современной формальной логики, данный символ говорит о сумме двух объёмов информации, в результате чего получается третья информационная величина [10].
Дуга с вершиной вверху или "опрокинутая чаша". Дуга данного вида, в своей конфигурации выражает состояние, при котором нет возможности удержать дух, отображает состояние инерции и безжизненности [5]. В данном случае наблюдается фигура перевёрнутой или опрокинутой чаши, что характеризуется принципом отдачи. В восточной традиции рука (руки) согнутая и поднятая на уровень плеча и перевёрнутая ладонью вниз (пальцы смотрят на плечо) - Тарпана мудра - поза почтения [17]. В современной формальной логике, данный символ обозначает умножение объёмов информации, в результате чего получается новый объём, состоящий из элементов первого и второго в области их пересечения [10].
) или ( - дуги, символизирующие своей конфигурацией потенциальный дух [5], его активность или пассивность. По аналогии с серпом луны, её фазовым отображением, левый символ говорит о росте, приращении, прибавлении, активности, внешнем выражении. Правый символ, показывает упадок, истощение, убывание, пассивность или работу на внутреннем уровне. В буддизме, правый символ (серп Луны) украшал волосы бога Шивы, который в божественной триаде (Шива, Вишну, Брахма) выступает как бог-разрушитель, уничтожающий миры и богов в конце каждой кальпы (Кальпа - 2000 Махаюг или 8640000000 лет) [17]. В современной формальной логике, эти символы однозначно характеризуют влечение, привлечение, связку или включение ('импликацию')[10].
( и ) - дуги данной конфигурации символизируют потенциальный дух и в своей совокупности выражают потенциальную жизнь или смерть. Это нечто, находящееся в состояния равновесия. Оно может опрокинуться и перейти в состояние становления, наполниться жизненными силами, либо же перевернуться, чтобы стать инертной [5]. Смыкаясь-объединяясь, данные дуги образуют круг, о котором говорилось выше. Это смыкание приведёт к трансформации состояния равновесия потенциального духа. Образованная фигура будет характеризовать истинный дух и всю Вселенную.
Прямые
Вертикаль, символизирует восхождение или нисхождение духовной энергии или самого духа. Выражает движение сверху вниз, то есть от Небес к Земле или от Небес к Преисподней. В некоторых случаях она выражает движение снизу вверх - от Ада к Земле, или от Земли к Небесам. В оккультном символизме подобная вертикальная линия обозначает созидательную мощь, связанную с идеей спиритуальной силы, нисходящей свыше [5]. В своём отражении, это активный, динамический элемент [9]. Как ось или космическая ось, символ прямой является центральным пунктом времени и пространства (пространственно-временной континуум. Авт.); последней опорой всех вещей; тем, вокруг чего вращаются все вещи, неким стандартом или сутью всего существующего. Линия вертикальная - небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская.
Горизонталь, символизирует материю. Выражает движение с запада на восток. Также, этот символ выражает движение во времени, - из прошлого в будущее [5]. Представляет собой пассивный или статичный элемент бытия [9]. Как линия, означает разделение, измерение, границу, временной мир. Горизонтальная линия является земной, рациональной, пассивной, отрицательной и женской [8].
Достаточно часто в изображениях зодиакальных знаков и символов планет присутствует крест. Этот один из древнейших и наиболее астро применяемых символов, имеет достаточно обширную и разнообразную интерпретацию в различных существующих на сегодня письменных источниках.
Крест представляет некое четвертичное состояние - духовное и нейтральное. Помещённый в мистический Центр космоса, он становится мостом или лестницей, при помощи которой душа может достичь Бога. Преобладающее значение креста - 'соединение'. В обобщённом значении - это объединение противоположностей: положительного (вертикальное) с отрицательным (горизонтальным), высшего с низшим, жизни со смертью. Пространственное расположение вдоль вертикальной оси обозначает наиболее важный уровень (подразумевая нравственные и энергетические характеристики). Положение же вдоль горизонтальной оси: левая сторона - ретроспективна (зона 'происхождения', связана с бессознательным и мраком), а правая сторона - стремление к исходу [9]. Крест - центр мира и, следовательно, точка сообщения между Небом и Землёй или космическая ось, имеющая символизм Космического Древа, горы, колонны, лестницы и т. д. [8]. Крест также несёт на себе символизм четырёх первоэлементов: Огня, Воздуха, Земли и Воды [5].
Если символ порождён единством смысла и чувствования, то формировать в нас возможность осознания окружающего мир, его смысла, в практике постижения совершенства, и развивать при этом свой дух, свою душу или чувственную сферу, этические и эстетические качества, невозможно без познания символического.
СИМВОЛИКА ПЛАНЕТ
Символ достаточно ёмкое и, в тоже время, неоднозначное в нашем понимании отображение рационального или иррационального, данного нам в восприятие или находящегося вне поля наших естественных ощущений. По словам Э. Кассирера creatum (символ) есть Einheit von Sinn und Sinnlichkeit [18], то есть единство смысла и чувствования. Символ предстаёт перед нами в своём оформленном виде, представляя концепцию его содержания, подкреплённую опытом, накопленным человечеством в процессе эволюции. Чистая форма изображения не зависит в нём от всего материального мира и не существует так же, как и вся материя. Его форма есть чувственное данное от слияния материальной и духовной формы, результат внутренней деятельности духа. Другими словами, деятельность духа для производства символов обязательно должна манифестировать себя в знаках - словах, образах. Символ или знак является необходимым атрибутом сознания, поскольку 'идеальные формы узнаются и познаются лишь в совокупности чувственных знаков, которыми они пользуются для своего выражения'[18].
Будучи воспринятыми, знаки и символы, как чувственные данные через производящую силу духа преобразуются в соответствии с определённой 'точкой зрения' и получают символическое содержание, которое фиксируется в знаке-символе...
Элементы графического символизма применялись практически всегда и повсеместно, на всём протяжении осмысленной деятельности человека. Начиная с наскальной росписи и по сегодняшнее время, люди придавали определённым графическим элементам своеобразные трансцендентные качества. И эти элементы были носителями метафизической, магической, философской, космогонической или астрономической информации.
Астрология - знание, построенное на глубоком космизме и эзотерическом символизме. Это знание гармонично и всеобъемлюще в духовном выражении, исторически ценно и не имеет временных ограничений. На протяжении многих тысячелетий формировался современный астрологический графический облик, тот совершенный облик, который поражает философов, археологов, искусствоведов и культурологов. Наряду с тем, что подобные знания привлекают большое количество специалистов и интересующихся ими людей, многое остаётся туманным или загадочным, необъяснимым или просто забытым. Говоря о символах применяемых в астрологии, следует сказать, что они, имеют весьма определённое значение, но зачастую, как и многие окружающие нас символы, либо не интерпретируются, либо трактуются достаточно вольно.
Что можно увидеть и что можно подчеркнуть при рассмотрении астрологических символов?
Рассматривая символы планет и знаков Зодиака, во-первых, следует отметить их многоплановость, которая отражена входящими в них элементами. Каждый элемент знака-символа несёт духовную смысловую нагрузку, определяя соответствующее энергоинформационное содержание. Во-вторых, сами элементы знаков и символов, обладая собственной характеристикой, позволяют описать систему, которую они составляют своими конфигурациями. В третьих, определяя систему (знак или символ) привнесёнными качествами, элементы и сами адаптируются к свойствам и функциям целого (знака или символа), получая некоторую специфичность, обретаемую в процессе взаимодействия с совокупными элементарными множествами.
Рассмотрим наиболее характерные и общие элементы, формирующие знаки и символы.
Наиболее простыми элементами можно считать отрезок прямой, как часть бесконечной пространственной прямой, и кривую линию (дугу), которая замыкается в окружность или образует в пространстве бесконечную спираль. Эти элементы определяют формы и строения, а так же виды (направления) движения материальных и нематериальных (духовных) субстанций во Вселенной. Галилей, как приверженец Платона, излагая систему мира Коперника, говорил, что круг совершенен не только с эстетической и математической точки зрения, но и с позиции механики. Соответственно, по его словам: 'круговое движение естественно присуще телам, составляющим Вселенную и размещёнными в наилучшем порядке; прямолинейное движение сообщается природой телам и их частям только там, где они размещены в плохом порядке, не на своих естественных местах'. Иоганн Кеплер считал 'естественным' для физического мира не круговое движение, а прямолинейное, подкрепляя доводы движением небесных тел и человеческого тела. По его заключению 'все мускулы действуют согласно принципу прямолинейного движения... последовательно сжимающимися и разжимающимися'. Круговое движение он считал идеальным движением с точки зрения метафизики и допускал отклонения от окружности для реальных физических тел. Обобщая взгляды Галилея и Кеплера, можно сказать, что в тонкоматериальном, идеальном метафизическом мире предпочтение принадлежит дуге, окружности и её производным (спирали), с некоторым присутствием прямолинейности. В реальном мире, мире материального господства, преобладает прямолинейное движение и прямолинейные формы, с некоторым включением криволинейности (дуги, окружности, спирали и т.д.). Это более наглядно может продемонстрировать символическое значение фигур круга (составленного из кривой или дуги) и квадрата (составленного из прямых линий).
Круг
Круг с древнейших времён обозначал духовные силы и мир духовный, он визуализировался, как мир высший и находящийся над нами. Округлая форма планет и их изображение в виде окружности представляет эти, казалось бы, сугубо материальные тела, наделёнными спиратуальными качествами. Круг символизирует дух. Описывает весь космос в целом - всё, что заключено в широких просторах небес [5]. Окружность священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, не проявленное, бесконечное, вечность. Она олицетворяет небесное единство, солярные циклы, всякое цикличное движение, динамизм, бесконечное движение, завершение, исполнение, Бога. В системе Дзен пустой круг означает просветление. У китайцев круг - это Небеса. В исламе круг олицетворяет купол, свод Небес, Свет Божий. У Платона он 'подвижный образ вечности недвижной' [9].
Квадрат
Квадрат (прямоугольник) - фигура, соединяющая в себе вертикальные и горизонтальные линии, символизирует сферу материального, которая, с оккультной точки зрения, есть дух, ограниченный временем. Четыре стороны представляют четыре элемента (огонь, воздух, землю и воду), которые в свою очередь, являются основой материи физического мира [5]. Квадрат олицетворяет Землю как противопоставление кругу Небес. Он представляет собой ограничение и потому обладает формой. Четырёхугольник олицетворяет талисманическое заверение в постоянстве и стабильности. У пифагорейцев квадрат символизирует душу. Круг и квадрат являются символами порядка вещей в космосе и мире людей.
Как отмечал английский королевский астролог Джон Ди (1527 - 1608) в 'Monas Hieroglifica' ('Иероглифическая монада' 1564 г.): 'Через прямую и круг явилось на свет первое простое изображение и пресуществилось представление вещей, в том числе не существующих и сокрытых под покровами природы' [2].
Представив общую символическую графическую картину мироздания, перейдём к её поэлементному рассмотрению. Обратимся к первоисточникам: точке, дуге и отрезку прямой
Точка
Точка означает Единство, Происхождение и Центр. Как центр, она говорит о цельности, целостности, абсолютной реальности. Это источник всего сущего; совокупность всех возможностей; святое место; пролом в пространстве и времени; точка взаимного сообщения между тремя мирами, соединяющая пространство и время; ось, объединяющая космос как вертикально, так и горизонтально; пересечение макрокосма и микрокосма; космический порядок; 'неподвижный двигатель' Аристотеля.
Рассматривая точку как центр чего-либо, можно отметить, что продвижение от центра к окружности, означает путешествие в мир существующий и в множественность, а путь обратно к духовному центру - есть путь к Единству и истинности. Точка - место, где производится пространство, из которого эманирует движение и возникают формы; точка - элемент, как экспансии, так и сжимания, схождения, притягивания множественности назад к центру (от формы к содержанию), к гармонии, знанию и просветлению.
Есть два вида точек: точки не имеющие размеров, являющиеся символами творческой силы, и такие точки, которые, как определяет Раймунд Луллий в своей книге 'Новая геометрия', которые характеризуются мельчайшими реальными размерами и являются символом принципа проявления. [8] и [9].
Дуги
Дуга с вершиной внизу или "чаша". Дуга данного вида, своей конфигурацией выражает нечто, способное служить вместилищем духа, нечто, способное удержать дух, сохранить его [5]. В восточной традиции, такое подобное символическо-мистическое положение рук (руки) - мудра Дхьяни (самадхи) - жест медитирующего в Дхьянасане. Это образ символической чаши, из которой боги пьют нектар бессмертия [17]. В этом изображении можно найти аналогию и с мудрой 'Чаша Чандмара', которая символизирует сбор девяти драгоценностей, из которых состоит тело, ум и душа человека, а также окружающий мир. Эта мудра, говорит о единстве души и тела, о единстве Человека и Космоса [4]. В операциях современной формальной логики, данный символ говорит о сумме двух объёмов информации, в результате чего получается третья информационная величина [10].
Дуга с вершиной вверху или "опрокинутая чаша". Дуга данного вида, в своей конфигурации выражает состояние, при котором нет возможности удержать дух, отображает состояние инерции и безжизненности [5]. В данном случае наблюдается фигура перевёрнутой или опрокинутой чаши, что характеризуется принципом отдачи. В восточной традиции рука (руки) согнутая и поднятая на уровень плеча и перевёрнутая ладонью вниз (пальцы смотрят на плечо) - Тарпана мудра - поза почтения [17]. В современной формальной логике, данный символ обозначает умножение объёмов информации, в результате чего получается новый объём, состоящий из элементов первого и второго в области их пересечения [10].
) или ( - дуги, символизирующие своей конфигурацией потенциальный дух [5], его активность или пассивность. По аналогии с серпом луны, её фазовым отображением, левый символ говорит о росте, приращении, прибавлении, активности, внешнем выражении. Правый символ, показывает упадок, истощение, убывание, пассивность или работу на внутреннем уровне. В буддизме, правый символ (серп Луны) украшал волосы бога Шивы, который в божественной триаде (Шива, Вишну, Брахма) выступает как бог-разрушитель, уничтожающий миры и богов в конце каждой кальпы (Кальпа - 2000 Махаюг или 8640000000 лет) [17]. В современной формальной логике, эти символы однозначно характеризуют влечение, привлечение, связку или включение ('импликацию')[10].
( и ) - дуги данной конфигурации символизируют потенциальный дух и в своей совокупности выражают потенциальную жизнь или смерть. Это нечто, находящееся в состояния равновесия. Оно может опрокинуться и перейти в состояние становления, наполниться жизненными силами, либо же перевернуться, чтобы стать инертной [5]. Смыкаясь-объединяясь, данные дуги образуют круг, о котором говорилось выше. Это смыкание приведёт к трансформации состояния равновесия потенциального духа. Образованная фигура будет характеризовать истинный дух и всю Вселенную.
Прямые
Вертикаль, символизирует восхождение или нисхождение духовной энергии или самого духа. Выражает движение сверху вниз, то есть от Небес к Земле или от Небес к Преисподней. В некоторых случаях она выражает движение снизу вверх - от Ада к Земле, или от Земли к Небесам. В оккультном символизме подобная вертикальная линия обозначает созидательную мощь, связанную с идеей спиритуальной силы, нисходящей свыше [5]. В своём отражении, это активный, динамический элемент [9]. Как ось или космическая ось, символ прямой является центральным пунктом времени и пространства (пространственно-временной континуум. Авт.); последней опорой всех вещей; тем, вокруг чего вращаются все вещи, неким стандартом или сутью всего существующего. Линия вертикальная - небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская.
Горизонталь, символизирует материю. Выражает движение с запада на восток. Также, этот символ выражает движение во времени, - из прошлого в будущее [5]. Представляет собой пассивный или статичный элемент бытия [9]. Как линия, означает разделение, измерение, границу, временной мир. Горизонтальная линия является земной, рациональной, пассивной, отрицательной и женской [8].
Достаточно часто в изображениях зодиакальных знаков и символов планет присутствует крест. Этот один из древнейших и наиболее астро применяемых символов, имеет достаточно обширную и разнообразную интерпретацию в различных существующих на сегодня письменных источниках.
Крест представляет некое четвертичное состояние - духовное и нейтральное. Помещённый в мистический Центр космоса, он становится мостом или лестницей, при помощи которой душа может достичь Бога. Преобладающее значение креста - 'соединение'. В обобщённом значении - это объединение противоположностей: положительного (вертикальное) с отрицательным (горизонтальным), высшего с низшим, жизни со смертью. Пространственное расположение вдоль вертикальной оси обозначает наиболее важный уровень (подразумевая нравственные и энергетические характеристики). Положение же вдоль горизонтальной оси: левая сторона - ретроспективна (зона 'происхождения', связана с бессознательным и мраком), а правая сторона - стремление к исходу [9]. Крест - центр мира и, следовательно, точка сообщения между Небом и Землёй или космическая ось, имеющая символизм Космического Древа, горы, колонны, лестницы и т. д. [8]. Крест также несёт на себе символизм четырёх первоэлементов: Огня, Воздуха, Земли и Воды [5].
Если символ порождён единством смысла и чувствования, то формировать в нас возможность осознания окружающего мир, его смысла, в практике постижения совершенства, и развивать при этом свой дух, свою душу или чувственную сферу, этические и эстетические качества, невозможно без познания символического.