Лунная мифология

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 7676
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Лунная мифология

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Пн янв 28, 2019 10:08 pm

Лунная мифология

У разных народов были свои боги, связанные с Луной. В Греции, например, этим божеством была Селена, у шумеров – бог Нанна, у древних египтян – Ях, а римляне называли богиню ночного неба Луной, имя которой и стало названием небесного светила.

Зачастую люди даже не подозревают, насколько часто они сталкиваются с лунной мифологией: и в литературе, и в музыке, и даже в кулинарии. Если собрать всю эту информацию воедино, то получится своеобразный лунный мифологический справочник. Самые известные имена мне бы хотелось привести на страницах этой книги.

Амэно Удзумэ – фея Луны, богиня счастья, любви и радости – считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэно Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках маску (рис. 9.1).

Изображение

Артемида (Орфия, Браврония, Тавропола, Кинфия, Диана) – дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-двойняшка Аполлона – девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах, позднее также богиня Луны (рис. 9.2).

Изображение

Символы Артемиды – лань и медведица. Она также получила эпитет Тривия – богиня трех дорог (ее изображение помещалось на перекрестках), толковавшийся также как знак верховной власти Дианы на небе, на земле и под землей. Самые известные святилища Дианы – в Кампании (отсюда эпитет Диана Тифатина) и в районе Ариция на озере Неми.

Диана считалась богиней – покровительницей Латинского союза. С переходом главенства в этом союзе к Риму царем Сервием Туллием на Авентине был основан храм Дианы, ставший культовым местом для происходивших из переселившихся в Рим или взятых в плен плебеев и рабов.

Годовщина основания храма считалась праздником рабов – servorum dies, что обеспечило Диане популярность среди низших классов.

С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву Диане в этом храме, обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом, хитростью завладел коровой, принес ее в жертву и прикрепил ее рога в храме.

Диана считалась олицетворением Луны (так же, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с Солнцем). Впоследствии Артемида отождествлялась с Немесидой и карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитались туземные богини – хозяйки леса, богини-матери, подательницы растительного и животного плодородия.

Бендида (аналог Селены) – богиня Луны во Фригии, находящейся в центре полуострова Малая Азия. В Аттике на Пелопоннесе ее также отождествляли с Артемидой, а иногда с Гекатой и Персефоной (рис. 9.3).

Изображение

Афинах в праздничные дни – бендидии – в честь богини устраивались конные бега: всадники скакали с факелами из Афин и Переи, где находился храм Бендиды.

Селена (от греч. «селас» – «свет», «блеск»; она известна также под именем Мены) – богиня Луны либо сама Луна, дочь титана Гипериона и Тейи (рис. 9.4).

Изображение


Позже она отождествлялась с Артемидой как богиней Луны. Когда смуглая

богиня Никта (Ночь) сменяла уходящую на покой белолицую Гемеру (День), на радость природе из-за горизонта возникала величественная колесница, которую влекли неторопливые быки. Ими управляла Селена в длинном одеянии цвета шафрана с лунным серпом на белом лбу. При ее появлении море, охваченное беспокойством, с шумом катило волны на берег. Не было на земле смертного, не испытавшего с появлением Селены неясного томления и грусти. Однажды безобразный, отвергаемый всеми нимфами Пан, спрятавшись под отмытым белым руном, предложил Селене прокатиться на его спине. Не поняв, кто это, Селена согласилась и позволила Пану удовлетворить все его желания. С тех пор в Аркадии проводились майские оргии при луне, во время которых жрица ехала на спине своего избранника, прежде чем заняться с ним любовью и тем самым отпраздновать пробуждение природы.

Бастет– древнеегипетская богиня радости, любви и веселья – первоначально почиталась как дочь Ра, его око, а также отождествлялась с богинями-львицами (Тефнут, Сахмет и др.). Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки (рис. 9.5).

Изображение

Празднества в ее честь всегда сопровождались музыкой и разнузданным весельем. Богиня являлась матерью Мизюзиса – дикого львиного бога по прозвищу Господин Резня. Бастет была наделена дружественными чертами и имела отношение к Луне (в мифе становится глазом Луны). «Яростные» качества передались богине Сахмет, которая стала отрицательной, разрушительной половиной Бастет. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой.

Тот (Джхути) – один из древнейших египетских богов. В додинастическую эпоху он, как божество Луны, идентифицировался с левым глазом Хора-сокола. Позднее Тот стал изображаться в облике человека с головой ибиса (рис. 9.6), реже – в облике павиана (кииокефала) и очень редко – в облике человека в сложном головном уборе, состоящем из бычьих рогов, солнечного диска с уреем в виде головы ибиса, клафта (немеса) – полосатого платка с двумя фалдами, лежащими на плечах, и короны «атеф».

Изображение

Тот – исчислитель времени, поэтому он часто держит в руке символ владычества над временем – пальмовую ветвь. Является также писцом Ра, посыльным богов, покровителем знаний, магии и медицины. Ему известны все волшебные слова и чудодейственные заклинания, существующие в мире земном и потустороннем. Он составил свод законов Верхнего и Нижнего Египта и является непременным участником любого суда. Серебряная лодка Тота – Луна перевозит души умершихчерез ночное небо за горизонт в потусторонний мир.

Жена Тота – богиня Сешет – покровительница письменности и геометрии. В ведении этой богини находится священное небесное дерево Ишед. Когда фараон рождается и восходит на престол, Сешет указывает на листьях дерева имя нового владыки и тем самым дарует ему бессмертие. На листьях дерева записываются также все исторические события прошлого и будущего. Сешет изображалась в виде женщины в головном уборе с семиконечной звездой и перьями (значение символа неизвестно) или в короне из папирусных листьев; иногда бывает одета в шкуру леопарда. В руках богиня, как правило, держит пальмовую ветвь или письменные приспособления – дощечку с красками и тростинки.

Нанна (Наина, Син) – в шумеро-аккадской мифологии бог Луны (рис. 9.7).


Изображение

Являлся покровителем города Ура, где у него был храм – Экишнугаль. Бог родился в подземном мире, а затем поднялся на небо. Лишь в новолуние Нанна спускается в нижний мир. Его супруга – Нингаль, а дети – бог Солнца Уту (Шамаш), Инанна (Иштар) и Нумушда (покровитель города Казаллу). Знак Нанны – полумесяц. Часто он представляется как бык с лазуритовой бородой

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 7676
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Лунная мифология

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Пн янв 28, 2019 10:09 pm

источник: Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы
Шварц Теодор

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость