Зачем нужны разные колоды?

Аватара пользователя
Феникс
Сообщения: 33546
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2018 7:36 pm
Род занятий: развитие

Зачем нужны разные колоды?

Непрочитанное сообщение Феникс » Ср сен 26, 2018 7:15 pm

У этого вопроса есть множество вариаций, от «разве эти карты — вообще Таро?» до «на что именно влияет выбор колоды?» Попробую ответить на все.

ТАРО ИЛИ НЕ ТАРО?

На самом деле, действительно, не все колоды можно отнести к системе Таро — есть еще оракулы и МАК/метафорические ассоциативные карты, есть в конце концов игры Диксит и Имаджинариум, на которых тоже можно делать расклады, если захотеть. ВСЕ эти инструменты подходят для мантической работы, то есть вопросы задавать можно любому набору карточек с любыми картинками.

Но к Таро относятся только колоды, обладающие определенной структурой:

78 карт — 22 Старших аркана + 56 Младших.

CТАРШИЕ АРКАНЫ всегда одинаковые; в некоторых авторских колодах они переименованы, но сохраняют смысловое ядро и последовательность.

МЛАДШИЕ АРКАНЫ всегда делятся на четыре масти, а также на числовой ряд и «двор» — то же самое, что и в полной колоде игральных карт, только помимо Рыцаря («валета»), Королевы и Короля есть еще Паж.

В некоторых колодах Пажа переименовывают в Деву; чтобы мужских и женских персонажей было поровну; в некоторых переименовывают весь двор - в Диком Неизвестном, например, это Дочь, Сын, Мать и Отец. С мастями то же самое — традиционно это Жезлы, Мечи, Чаши и Пентакли, но бывают и вариации: от понятных стихийных (огонь, воздух, вода, земля) до хитрых и специфических (например, в Chrysalis Tarot это — внезапно — Камни, Зеркала, Спирали и Свитки).

Изображение
Это как раз Хризалида Таро (Crysalis Tarot), и здесь видно, что переименованы не только масти, но и Старшие арканы, и двор – и есть подписи, объясняющие, что это за карта в традиционной системе.

ЗАЧЕМ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?

Если Таро — это модель мира, — то каждая колода представляет какой-то свой, отдельный мир. Где-то это заметно больше, где-то меньше. Иногда у автора колоды возникает потребность «переобозначить» первоэлементы, из которых состоит этот мир, чтобы лучше раскрыть его специфику. И, конечно, это влияет на чтение раскладов. Хочешь не хочешь, но чувствуешь, что Король и Отец — очень разные ребята, хоть они и занимают одно место в иерархии двора, да и сами архетипы довольно близкие, по большому счету.

Вот это «близкие по большому счету» — главное в колодах. Насколько бы сильно они ни отличались по стилю рисовки, тематике и сюжетам, любая колода, обладающая структурой Таро — это Таро, и точка. «Большой счет» в данном случае означает одну и ту же последовательность карт (и стоящих за ними смыслов), одну и ту же иерархию арканов (Старшие «выше» и «больше» Младших), одну и ту же логику прочтения расклада — на какой бы колоде он ни был сделан, последовательность чтения карт будет одна и та же.

По большому счету, правила работы со всеми колодами одинаковы.
А вот «по маленькому счету» все колоды очень разные.

Изображение
Люмина/Lumina Tarot – современная и эклектичная колода, созданная, по словам автора, для интуитивного чтения, а по мнению пользователей-тарологов – для вдохновения и повышения осознанности.

РАЗНЫЕ - ЭТО КАКИЕ?

На самом деле, какие угодно. По-моему, у мемов «это уже было в Симпсонах» и «про это уже есть порно» должна быть версия для волшебников: «про это есть колода Таро». Есть колоды по мотивам книг, фильмов, анимации, игр и комиксов, есть колоды на основе культуры и мифологии какого-то народа. Это, пожалуй, единственный тип карт «с ограничениями»: чтобы делать на них расклады, хорошо бы разбираться в том, что легло в основу этой колоды.

Часто обвинения «это неправильное Таро» возникают, когда человек не знаком с оригинальной историей и не понимает, какое отношение к аркану имеет «вон тот левый мужик», хотя по сюжету ясно, что отношение как раз самое прямое.

Есть колоды по мотивам неких абстрактных архетипов — Таро Вампиров, Таро Ангелов, Таро Гномов, Таро Котиков (в бесчисленных вариантах!) и, наверное, Таро Потаенной Травы и Таро Водяной Вороны.

Есть колоды, авторы которых действительно создают вполне осязаемые новые миры со своей атмосферой и внутренними сюжетами — например, мои любимые Сладкие Сумерки, или Таро Заповедного Леса, Fairy Lights Tarot и др.

Есть колоды, где явных «закадровых» историй нет, но есть четко выраженный атмосферно-смысловой центр, вокруг которого все вращается — это Дикое Неизвестное (Wild Unknown Tarot), Люмина (Lumina Tarot), Остара (Ostara Tarot) и другие.

Изображение
Fairy Lights Tarot/в русском переводе – Таро Сверкающих Фей – в этой колоде, помимо необычных для Таро сюжетов, у каждой карты есть «родственное» ей продолжение, то есть колода состоит из 39 таких вот двухкарточных историй. И ничуть не становится от этого «неправильным Таро»!

Есть, «классическое Таро»/колода Райдера-Уэйта-Смит и бессчетное множество его клонов. Половина из них копирует оригинальную иконографию подчистую, меняя только стиль иллюстраций. Половина помещает в рамки этой иконографии новых персонажей в новой обстановке, но сами сюжеты остаются уэйтовскими. Собственно, изрядная часть первой категории колод — все эти Таро Миленьких Котиков — относится и сюда.

Я, признаться, не люблю классику, потому ставлю её на последнее место, и недолюбливаю все эти клонированные варианты — мало того, что они берут за основу этих вот «мужиков в красных плащах», так еще и копируют их целиком и полностью. Но с другой стороны, от этих колод есть конкретная практическая польза — они подойдут тем, кто хочет изучать Таро «по классике» (по ней, как минимум, легко найти на порядок больше информации), но недолюбливает её рисовку. Именно поэтому и нужно разнообразие, чтобы каждому подошло что-то свое.

Изображение
Таро Счастья/Happy Tarot – мой любимый клон Уэйта: сюжеты и персонажи скопированы «дословно», и несмотря на это ощущения от колоды максимально далеки от того, что обычно ассоциируется с Таро. Окей, но на что это влияет?

А НА ЧТО ВЛИЯЕТ ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ В РИСОВАНИИ?

Акварель — лучше подходит для плавных переходов, для легких оттенков.
Масло — для объема и фактуры.
Линер — для тонких и точных деталей.
Черный маркер — для уверенной жесткой подачи и отсечения лишнего.

Конечно, что угодно можно нарисовать чем угодно. Но если есть конкретная задача — проще и удобнее решать её с помощью тех инструментов, которые именно для этой задачи подходят лучше всего. Хотя, конечно, правило про то, что правила нужны, чтобы их нарушать, никто не отменял) Кому-то именно это правило помогло найти свой, яркий и уникальный стиль. С картами все то же самое — есть разные инструменты, и помимо общей, абстрактной цели нарисовать картину сделать расклад, существует и более конкретная задача — сделать конкретный расклад.

Изображение
Nomad Tarot – современный вариант марсельского Таро: это колоды, где прорисованы только Старшие арканы, а на Младших просто обозначены масть и число, как на игральных картах (только симпатичнее)

Хотя начинается все, конечно, раньше — с выбора красок колоды. У любого таролога, как и у художника, есть свой стиль. Конечно, создается и развивается он с течением времени и с практикой — но основа для этого стиля обычно есть в человеке с самого начала: я вот такой, и делать буду вот так.

То, что нам нравится, определяет то, что мы делаем. Вот и все. Поэтому главное в выборе колоды — чтобы она нравилась, откликалась, чтобы выглядела как инструмент, с помощью которого действительно хочется общаться с окружающей реальностью. На какие именно темы будет это общение — это уже второй вопрос. Ответ на него, конечно, у каждого свой.

Кто-то, купив колоду, быстро замечает, что какие-то темы рассматривать с её помощью легко, а какие-то трудно — и тогда начинает искать новую колоду, которая больше подойдет для «трудных» вопросов. Ну, либо не начинает). Если обнаруживает, что ему интересны именно темы, которые даются легко, а все остальное не очень-то и нужно. Кто-то этого не замечает вообще, и с равным удовольствием делает на одной колоде расклады на любые темы, и тогда новые карты могут не понадобиться очень долго. Или понадобится, но просто потому, что этому человеку нравится несколько разных колод, и хочется попробовать в работе все.

Изображение
Таро Николетты Чекколи – традиционно «обвиняемая» в спорах про «неправильное Таро». Но сходство с МАК и «психологичность» образов не делает эту колоду менее системной или менее рабочей.

ЛЮБАЯ КОЛОДА МОЖЕТ ПОДОЙТИ ДЛЯ ЛЮБЫХ ВОПРОСОВ. А МОЖЕТ — НЕ ПОДОЙТИ

Есть, конечно, статистическое мнение: такая-то колода лучше для вопросов про деньги, такая-то — для вопросов о любви, а сякая-то — для психологии и снов. Но эта статистика не является железобетонным правилом, которое требуют использовать колоду только для «подходящих» вопросов и запрещает задавать вопросы «неподходящие». А те отличия, по которым обычно определяют специфику колоды, на самом деле отражают скорее подход к теме, чем саму тему. То есть, бывают колоды более конкретные, «деловые», а бывают более абстрактные и образные (хотя и это — очень условное разделение). Вполне логично первые брать для раскладов о работе, деньгах и недвижимости, а вторые — для раскладов о вдохновении и самопознании.

НО

Ничто не мешает рассматривать ситуацию на работе с точки зрения метафор (особенно если это свободная и творческая работа), а внутренний мир — с точки зрения конкретных и жестких действий. И то, подходит ли колода для конкретной задачи, в большей степени зависит от того, подходит ли вам для этой задачи именно такой «язык изложения».

Изображение
___________

@ Лина Хайне.



___________

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя