Камень желаний

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12864
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Камень желаний

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Вт мар 15, 2022 12:32 pm

Камень желаний
Óskasteinn
Для того, чтобы камень желаний приобрёл свои свойства, то, как только он вышел из кошелька (т. е. из мешочка св. Петра)1, должна целомудренная дева взять свои детские волосы и обернуть его в них; пусть она хранит его так три года у себя между грудей.

© Speculatorius, перевод с исландского и примечания

некоторое пояснение ниже:



Самая святая рыба в море1
Helgasti fiskur í sjó
Наши предки полагали, что из всех видов рыб у ската наибольшее количество свойств: девять полезных и девять недостатков2; и первые из них такие, что он должен оберегать (от?) мертвеца в течение девяти ночей, но съедать его в другие девять, о чём имеется поговорка3.

Один его крупный недостаток в том, что если он съеден последним блюдом на ужин, то соврёт он о том, кто менее виновен [в каком-то преступлении], даже если это будет убийство, как это выяснилось за границей, когда Бьёдн Бенедиктссон был там4. Он будет более всего полезен на завтрак или в обед, и то не как первое, а как второе блюдо, но никак не последнее.

У некоторых скатов, в частности, есть две трубки, растущие возле хребта, которых у других нет; там возникают те кошельки [т. е. кошельки св. Петра]5, которые через девять месяцев будут скатом отложены. Затем он должен лежать над ними, подобно птице на яйцах, то ли девять недель, то ли месяцев — об этом я доподлинно не слышал и не читал, кроме того, что кошельки чернеют к тому сроку и затем их в большом количестве уже пустыми выносит на берег Хортнстрандира, и они раскрыты с того конца, через который наружу вышел камень6.

Хаукон Тормоудссон, отец моего отца7, всегда имел их [т. е. кошельки] на своём «Пьетюрсфести»8, как он рассказывал, когда плавал на своём корабле, и удавалось им не потерять ни единого человека. Подобное считается ныне католическим суеверием. Раньше глупцы находили такой камень, выбрасывали в море и называли колдовским камнем, да и сейчас многие [так поступают].

После того, как Святой Пётр должен был ответить, какой из видов рыб в море, как он полагает, является самым святым или обладает наибольшим количеством свойств, то он якобы забросил свой крючок в море и попросил Бога показать ему эту рыбу, и потом он якобы выудил ската, которого он затем отпустил, эта рыба показалась отвратительной, а также несъедобной. Следом был ещё один скат, как и в третий раз. Он взял его и выпотрошил и нашёл те кошельки.

Примечания
1 В комментариях к этому тексту сказано, что он взят из трактата «Tíðfordríf» Йоуна Гвюдмюндссона Учёного (1574–1658). В принципе, язык текста напоминает язык Йоуна Учёного: такой же тёмный и непонятный. Судя по всему, это не связный отрывок, а просто разные выдержки. Кроме того, в первом издании 1862-го года структура этого текста выглядит совсем иначе.

2 níu neytar og níu ónáttúrur — здесь не до конца понятна конкретная семантика слова ónáttúra: буквально это ‘неестественность, ненормальность’, но из-за скрытого противопоставления с прилагательным neytur ‘полезный, пригодный’ может подразумеваться негативный смысловой оттенок, т. е. ‘бесполезность, вредность’. В любом случае, смысл таков, что у ската есть девять положительных и девять отрицательных эффектов, и они, судя по всему, попарно связаны, представляя собой, образно говоря, две грани одной монеты.

3 hinar fyrstu að hún verji dauðan mann níu nætur, en upp eti hann aðrar níu sem málsháttur er af — честно говоря, не до конца понимаю смысл всего этого предложения, и что́ здесь вообще происходит, и о какой поговорке речь. Можно только предположить, что скат оберегает утопленника в течение девяти дней, чтобы его не съели другие рыбы, а потом сам поедает его ещё в течение девяти дней.

4 lýgur hún upp á þann saklausari líka, þó sé mannsmorð so sem reyndist utanlands þegar Björn Benediktsson var þar — ещё одна неясная фраза. И не понятно, о каком инциденте идёт речь. Бьёдн Бенедиктссон (1561–22.08.1617) — сислуманн в Мёдрюветлир.

5 В некоторых местностях кошелёк Петра называют кораблём Петра, и не похоже на то, чтобы не было никакой истории о том, что этот кошелёк был рыбачьей лодкой Святого Петра, хотя мне и не удалось раздобыть такую, и кошелёк этот, судя по его внешнему виду, скорее не подходит для того, чтобы быть кораблём, поскольку по форме он выглядит как чехол и носилки с ручками, и выходят из него четыре колючки или острия, два спереди и два сзади. Этот кошелёк пуст внутри и открыт с одного конца. — прим. из исл. издания.

[Речь идёт о т. н. «русалочьем» или «дьявольском» кошельке — яйцевой капсуле, откладываемой некоторыми видами акул, скатов, химер, внутри которой созревают их оплодотворённые яйца. Когда приходит время, молодняк просто прорывает оболочку и выходит наружу, а пустые футляры может потом вынести на берег. В исландском языке эта капсула называется по-разному: кошелёк, корабль, носилки, мешочек св. Петра (pétursbudda, pétursskip, pétursbörur, péturspungur).]

6 Подразумевается камень невидимости (hulinhjámssteinn), о котором в книге как раз будет рассказываться чуть далее (см. JÁ I, 646–647). Там также говорится о связи этого камня со скатами.

7 Хаукон Тормоудссон (ок. 1515 — 1597). Дед Йоуна Учёного.

8 Pétursfesti — букв. «Цепь св. Петра». Судя по всему, название корабля Хаукона Тормоудссона.

© Speculatorius, перевод с исландского и примечания

http://norroen.info/src/tales/nattur/he ... kur/#_ftn5

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость