УРОКИ (ПРИЗОРЫ, ПРИКОСЫ, СГЛАЗ, ОСУД, ОЗЕВЫШИ)
Недомогание, происходящее, по поверьям, от встречи с определенными категориями людей, особенно с незнакомыми. Эта напасть имела множество разных наименований, в самой этимологии которых отражено поверье о ее происхождении: от чужого взгляда (сглаз, призор), слова, речи (урок, осуд, оговор, приговор), прикосновения или ранения (прикос, ураз), дыхания (озевыши, озев, озеп, озек, озык) — то есть любого контакта.
Внешние признаки У. — головная боль, общее недомогание, непонятная сонливость и зевота у взрослых, плач у маленьких детей, а «хороши-ти уроки в доски вгоняют» (т. е. в гроб: от них можно умереть). У коров, по поверьям, от У бывают выкидыши, гибель телят, снижение удоев, кровоточивость сосков; у кур — мор, в первую очередь на цыплят. Считали, что У. прежде всего угрожают «всему молодому», — особенно опасны, иногда смертельны У. для беременных женщин и рожениц, а также маленьких детей. Это одна из причин, по которой тем и другим не советовали отправляться в дорогу и бывать «в чужих людях».
По поверьям, опасность сглаза исходила от особых людей, которых следовало сторониться. «Уроцьливый человек — такой вредный, тяжелый, взглянет на тебя, — объясняла жительница с. Нижний Спас в Тарногском р-не Вологодской обл. — Одна тоже… как ее встретишь, бывало, так лучше ворочаться: уроки. Бывает, с каким посидишь человеком, сразу тебе сделается тяжело, худо, все позатянет…»
Чаще всего обладателями дурного глаза считались люди, отличавшиеся от прочих внешним видом и поведением. Категории тех, кто, по поверьям, мог наслать У. или килы, подробно перечисляются в соответствующих заговорах: «Бабушка Соломонида Иисуса Христа пеленала, так что с моей детинушки и с коровушки (и с овечки, и с свиней, и с коня можно) уроки снимала от двоезубых, от троезубых, от девки-черноволоски, от жинки-чернобровки, от мужика-чернеца…» (1, с. 89). Среди особенно опасных перечисляются бабы-простоволоски, самокрутки и самотряски; девки-про — стоволоски, долговолоски, а таьсже двоежены и троежены, то есть те, кто несколько раз побывал в браке. «Мало ли — двоежены, троежены — они опасные, — предупреждала женщина в с. Благовещенск на р. Устье (в Архангельской обл.). — Вот у нас тут одна троежена. Так от нее призеры льнут — что от цыганов. Так и приговаривают: — От двоеженого, от троеженого, от семиженого…»
В Гомельском Полесье и на юге Псковской обл. бытовали поверья, что дурной глаз бывает у тех, кого мать дважды отрывала от груди: «Мама кормить грудьми, а патом бросить, а патом пажалее и у другой раз начнеть кармить. То будзець дурной глаз у человека. И як вырасце, то йому нельзя ни на что молодое глядзець (на рабёнка, тялёнка), и на малако чужое нельзя, а то што-нибудь абязательно случицца: молоко прападзець, карова издохне». Аналогичное поверье мы записали и в Пустошкинском р-не Псковской обл. «Я девку кормила до году, а потом через полгода снова кормила, — вспоминает жительница д. Яйцово. — Дак вот мама говорила: — Ты не делай так, у девки будет глаз дурной: на кого посмотрит, сглазит». Причиной дурного глаза в этом случае считалось нарушению матерью общепринятых норм кормления грудью. Надо учесть, что грудное вскармливание было одним из самых известных в народе противозачаточных средств. Женское общественное мнение довольно жестко контролировало соблюдение его сроков («три поста», что составляло примерно полтора года). Женщина, продолжавшая кормить после этого срока, вызывала напряженную реакцию со стороны других матерей, от мягких недоумений и подтруниваний до прямого осуждения.
Повышенная опасность У. и призоров, по поверьям, исходила от представителей некоторых половозрастных групп: в заговорах перечисляются старые и сивые, девки-долго — волоски, вековухи, чернички, чернавки, мужики-чернецы. Всё это категории, исключенные из сферы человеческого воспроизводства.
С наибольшей вероятностью вред могли причинить чужаки и незнакомцы, поэтому считалось, что У. особо опасны в публичных местах (на народе), вне дома и деревни, в лесу, а таьсже в дороге. «Призоры — в дороге, в чужих людях, — наставляла женщина одной из деревень Вельского р-на Архангельской обл. — Мало ли вы их обойдите, лиходеек: она не скажет, только глянет — а трава повянет!» Вероятно, к категории чужаков причислялись (или с нею смыкались) антропологически иные, отличавшиеся от большинства местных жителей цветом глаз, кожи, волос. Среди возможных обладателей дурного глаза заговоры указывают черно — и беловолосых, рыжих, черно-, бело-, сероглазых и т. п. Опасными считались и люди с физическими отклонениями,
Телесными уродствами: кривые, слепые, двое — и троезубые*, одноногие и однорукие, хромые и пр. Отметим, что именно такие чаще всего ходили в качестве нищих странников. Все эти люди символически относились к категории чужаков, почему и вызывали опасение.
Человека, который обладал дурным глазом, сторонились, боялись его прикосновения (поэтому избегали здороваться за руку), а также разговора с ним, его дыхания или взгляда. Таких людей предпочитали обходить, избегая с ними любой встречи. Для этого достаточно было простого подозрения, которое могло пасть на любого человека, относящегося к любой перечисленной выше категории. Подозрение в сглазе становилось поводом к их изоляции в деревенском коллективе.
Литература:
1. Традиционная русская магия в записях конца XX века / Сосг. С. Б. Ддоньевой, О. А Овчинниковой. СПб., 1993; 2. Архив МАЭ РАН, д. 1242, 1568, 1622.
Т. Щепанская
УРОКИ (ПРИЗОРЫ, ПРИКОСЫ, СГЛАЗ, ОСУД, ОЗЕВЫШИ)
- Цила
- Сообщения: 4940
- Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
- Откуда: Россия
- Род занятий: Некромагия, магия Хаоса
УРОКИ (ПРИЗОРЫ, ПРИКОСЫ, СГЛАЗ, ОСУД, ОЗЕВЫШИ)
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость